Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 06.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Уро по ОДНКНР 5 класс "Семья-хранитель духовных ценностей!" | Васильева Зинаида Андреевна. Работа №207931

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Васильева Зинаида Андреевна
Открытый урок по ОДНКНР в 5 классе с использованием ИКТ тема "Семья- хранитель духовных ценностей!"

Открытый урок по курсу ОДНКНР в 5 классе по теме Семья – хранитель духовных ценностей
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы и формы обучения:
Методы: частично-поисковый, практический.
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Цель урока:Дать новые знания учащимся по теме
Семья- хранитель духовных ценностей!-что такое ЦЕННОСТИ, их виды, сходство и различия семейных ценностей и традиций разных религий. Привить детям любовь к своей семье и культивирование бережного отношения к семейным ценностям.
Задачи:
формировать умения соизмерять свои потребности с потребностями окружающих; отказываться от материальных благ, ради здоровья, комфорта родных людей;
воспитывать духовные потребности: любовь и уважение к окружающим; этические; познавательные;
помочь ребенку оценить свое место в семье.
Познавательные УУД:
-уметь найти(услышать) подтекстовую информацию. Владеть смысловым чтением, выделять главное. Уметь работать с информацией, анализировать, обобщать;
-определять цель- проблему. Выдвигать версии. Работа с понятием. Использовать полученную информацию для решения учебных и жизненных задач. Уметь работать со словарем, находить и выделять главное;
- понимание значения нравственности в жизни человека и общества.
Личностные УУД:
-уметь оценивать ситуации и поступки. Оценивать поступки на основе общечеловеческих ценностей. Аргументировано оценивать нравственные ценности;
- уметь аргументировать свою точку зрения, вести диалог, участвовать в дискуссии. Самоопределяться в жизненных ценностях. Ценностно-смысловая ориентация.
КоммуникативныеУУД:
-овладение навыками проектной деятельности, умениями слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
-развитие навыков рефлексии;
-организовать работу в группе;
-следовать морально-этическим и психологическим правилам общения.
Регулятивные УУД:
-развитие саморегуляции;
-формировать действия оценивания.
Оборудование:видеопроектор, презентация, музыкальные композиции Гимн семье, ручки, листы бумаги, скотч, раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный момент. Включение в деятельность.
-Добрый день, уважаемые гости и учащиеся 5 класса!
-Дорогие ребята, мы начинаем с вами новую, интересную, близкую для каждого из нас тему. От вас потребуется активность и внимательность. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте удачи.
2. Актуализация знаний.
1) ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА
-Сегодня нашу с вами встречу я хочу начать с небольшой притчи, которая называется Кувшин
Беседа:
-Ребята, а как вы можете ее интерпретировать?
(Идет обсуждение значения данной ситуации.)
-Мы выслушали много интерпретаций.
-Каждый из вас является уникальным человеком, который живет и смотрит на жизнь через призму собственного, уникального опыта, не схожего ни с чьим другим. И ваша интерпретация просто отражала ваш жизненный опыт.
И поэтому ни одна интерпретация не была лучшей или худшей, чем остальные.
-А интересна ли вам интерпретация профессора?
-Сказал мудрец: Я хотел, чтобы Вы осознали, что кувшин — это наша жизнь. Камни — самая главная составляющая жизни каждого: дети, семья, друзья, здоровье. Горох — это вещи, которые иметь приятно, но это не самое важное: дом, работа, машина, ценности и пр. Песок символизирует мелочи, которых полно в жизни любого человека.Если сначала кувшин наполнить песком, не останется места для гороха и тем более камней. Так же и в жизни: если тратить время на пустяки, не останется времени на самое главное...
-Ребята, поэтому чтобы выни делали всвоей жизни, вы должны быть уверены, что воснование выположили самые большие камни.
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?(о семье)
2. Разминка
-И мне хотелось бы начать нашу беседу с небольшойразминки. Я назову слово, а ваша задача подобрать как можно больше существительных, которые у вас ассоциируются с этим словом.
-Предлагается слово СЕМЬЯ (Вывешиваю круг солнышка со словом семья)(группы учащихся приводят свои слова-ассоциации с этим словом)
3) Обсуждение:
Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает? 4) Определение слова СЕМЬЯ
- Какое определение вы бы дали понятию семья?
5) Работа с толковым словарём.
Найдите значение слова в словаре.
СловоСЕМЬЯ- в словаре:Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
6) Формулирование и запись темы: Семья – хранитель духовных ценностей.3 - 4 мин.
-Попробуйте сформулировать тему нашего занятия.
7) Чтение стих-ия ученицей
Ученица: ( Яна) читает наизусть стихотворение:
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
3. Погружение в проектную деятельность.
1) рассказ о жизни славянских семей.
-Действительно, на протяжении всей истории человечества вне семьи было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание.- Мог ли человек в древние времена прожить один? Зачем ему была нужна семья?(Слайд 4)
-Славяне были очень трудолюбивы. Они ходили на охоту, чтобы добывать пищу. А из меха и кожи зверей делали себе одежду. Они много работали в поле, сеяли хлеб, пасли стада, ловили рыбу в реках. Каждая семья – отец, мать, дети – жила в своей избе отдельно от других семей. Когда вырастали сыновья, они женились, у них появлялись дети, и все: дети и внуки – жили со своими родителями. Ведь так легче было прожить, ведя общее хозяйство. Обычно это была очень большая и дружная семья. Такие семьи назывались трёхпоколенные и даже четырёхпоколенные. Самым главным считался старший член семьи – его все почитали, советовались с ним. Дети тоже выполняли много работы: следили за младшими детьми, помогали в поле и огороде.
2) Вводное слово учителя о важности семьи.
-Ребята, а современная семья – это кто? Какая она? Сколько поколений обычно живут вместе? (одно-два, очень редко-три поколения)
Ведь семья тоже может включать в себя много людей.
И ко всем родственникам нужно относиться с уважением. Ведь это ваши родные люди, ваша семья. И в сегодняшнем цивилизованном мире, хотя нет необходимости поддерживать огонь в очаге, защищаться от диких животных или вручную обрабатывать землю, люди всё равно стремятся держаться вместе, уживаться друг с другом, несмотря на связанные с этим трудности.
-Однако, сегодня сама идея создания семьи постепенно утрачивает свою привлекательность в глазах многих молодых людей. Часто они предпочитают либо совсем не создавать семью, выбирая свободные отношения, либо создавать “пробные” гражданские браки, не беря на себя ответственности за результат этого эксперимента. Социологи описывают нынешнее состояние семьи как кризисное и приводят следующие факты:- Как вы думаете, каковы же причины такого положения дел?
Получается, что современные семьи утратили семейные ценности, каждый думает о личном благополучии, личном счастье, личной карьере.
Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений.Главная цель любой семьи – формирование нового, более лучшего и более свободного поколения. Выполнять эту задачу семья сможет тогда, когда она основана на духовных ценностях, на духовномединении, которое нужно понимать не как одинаковость характеров и темпераментов, а как однородность духовных оценок, общность жизненных целей и принципов родителей и детей. Семья является хранителем традиционной русской культуры быта; через нее осуществляется историческая связь поколений, разрушив которую общество превращается в Иванов, не помнящих родства. Поэтому семья – это первооснова родины.
Если ребенка сравнивать с молодым деревцем, то семья – это почва, на которой оно растет, и тот ландшафт, который его формирует. Одни растут в ухоженном саду, другие – в оранжерее, третьи – на скудной каменистой почве, четвертые – за высокой стеной, пятые – на семи ветрах. И вырастают деревца, конечно, разные.
Хорошая семья дает опору ребенку, помогает укрепиться в этом мире, позволяет почувствовать прочность бытия. В хорошей семье никто никого не защищает, она сама по себе – лучшая защита ребенку от любых внешних угроз, надежный тыл, его первый образ мира, который он затем всю жизнь будет проецировать на внешний мир – или спокойно доверяя ему, или боясь на него положиться. Быть опорой и защитой, вселяя уверенность и возвращать спокойствие духа – вот первое предназначение семьи.
Итак, семья – это питающая, насыщающая почва, на которой произрастает высаженное семечко…
3) Работа с определением понятия – ценности.
-Что важнее всего в семье? Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдение семейныхценностей?
- А что Вы понимаете под значением определения слова ЦЕННОСТИ?
-Давайте вспомним определение, взятое в словаре Ожегова: (Слайд 9)
-то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл;
-значимость, польза, полезность
Учитель: -Нас с Вами наиболее интересуют семейные ценности
Они тоже бывают самыми разнообразными (Слайд 10)
Ценность родительства
Ценность родства
Ценность супружества
Ценность здоровья
Обычаи и традиции
Взгляды
4) Работа в группах- объяснение смысла ценностей.
5)Работа в группах:
-Каждый из вас мечтает о том, чтобы ваша семья была счастливая.
–Вам необходимо НАРИСОВАТЬ ПОРТРЕТ СЧАСТЛИВОЙ СЕМЬИ.
4. Физминутка
- А сейчас поиграем в игру, которая называется
"Моя семья".
Встаньте все и выполняйте по заданию:
- Присядьте те, --- - кто похож на маму?
- Потопайте те, ---- кто похож на папу?
- Покружитесь те, ---- кто похож сам на себя?
-Похлопайте те, --- у кого есть сестрёнки?
-Покачайте головой те, --- у кого есть братишки?
-Попрыгайте те,----- у кого есть и братишки и сестрёнки
-Поднимите руки те, --- у кого пока никого нет?
-Скажите громко Да, люблю! ----- кто любит свою семью и дорожит ею!
6)Семейные ценности. Работа в микрогруппах.
- Давайте вспомним о семейных ценностях, обернувшись на опыт наших предков и традиции нашего народа
а) Работа с пословицами.
- Вспомним пословицы о семье.О чём нас учит народная мудрость? Необходимо собрать пословицу, прочитать и объяснить её смысл.
В семье /любовь /да совет, /так и нужды нет.
Не будет/ добра, /коли в семье/ вражда.
Семья /без детей, /что цветок /без запаха.
Родители/ трудолюбивы/, и дети /не ленивы.
б) Строительство дома.
- Для хорошей семьи характерно: уважение друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и жизненных ценностей.
-Я вам предлагаю выбрать понятия, которые являются фундаментом в семейных отношениях и построить дом. (Слайд) (Работают самостоятельно. Склеивают дом, а затем его вывешивают на доску). Выходит по одному представителю от группы, объясняя почему группа выбрала именно то или иное понятие.
(Любовь, дружба, добрые друзья, взаимопомощь, уважение, семейные традиции, трудолюбие, уют, тепло, сюрпризы, подарки, родители и дети, бабушки и внуки, интересные увлечения, дым сигарет, алкоголь, брань, ложь,рукоприкладство, лень, безделье.(Учащиеся выбирают правильные понятия – в идеале, отрицательные остаются. ).
Итак, мы видим, какие семейные ценности должны присутствовать в современной семье.
в) Знакомство с религиозной культурой о семье.
- Любовь и уважение всегда были ценностями религиозной культуры. Давайте познакомимся с семейными традициями разных религий. Прочитать, найти, выписать и зачитать семейные обычаи и традиции данной религии.
Семья в исламской религиозной культуре.
Семья в иудейской религиозной культуре.
Семья в православной культуре.
Семья в буддистской религиозной культуре.
Учитель:- Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах? Что в них общего?
Закрепление.
1) Игра Угадай слово
-Поиграем с Вами.
Я называю определения терминов – ваша задача , соотнести появившийся термин, с карточкой – лучиком, лежащим на столе. Та группа, которая обнаруживает у себя соответствующий лучик – крепит его к доске, чтоб получилось солнышко)
Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте – Сопереживание
Предполагает, что Вы считаетесь с интересами друг друга – Равенство
Всей семьёй Вы способны на многое – поддержка
Умение принимать человека таким, какой он есть – толерантность
Умение уступать друг другу – компромисс
Нежная забота друг о друге – любовь
Преданность друг другу – верность
Чуткое отношение друг к другу – нежность
Прислушиваться друг к другу – умение слушать
Уважение и благодарность – признание
Умение адаптироваться, если того требуют обстоятельства – приспособляемость
Чувство безопасности и уверенности – доверие.
После того, как солнышко построено делаетсявывод (Слайд )
Вывод: -Семья – это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Семья может дать нам стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяготах. Поэтому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливое детство.
И получается, что семья-это наше первое общество. Находясь в обществе нельзя быть свободным от общества, надо быть ему чем-то обязанным.
2) ОБЯЗАННОСТИ:
- Обязанности человека делятся на четыре рода: (Слайд )
1) на обязанности перед самим собой;
2) перед семьей;
3) перед государством;
4) перед другими людьми вообще.
- Родители часто говорят нам о том, что главный наш долг на земле по отношению к самим себе – это исполнить данное нам предназначение, найти свой путь, самореализоваться, стать лучше, чем мы есть.
И помните: (Слайд ) Чего ты сам сделаешь для родителей своих, того же ожидай и себе от детей так гласит Индийская мудрость. А пока постарайтесь радовать свою семью, не забывайте о добрых делах души. Помните стихотворение Н. Заболоцкого и его слова: Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь. Не забывайте о добрых делах.
Шагая в этом направлении, придерживайтесь следующих заповедей:
(на лист распечатаны заповеди)
3) Заповеди ( читают ученики) РАЗДАТЬ ДЕТЯМ (Слайд 18)
• свято храни честь своей семьи;
• люби свою семью и делай её лучше;
• будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;
• подари родителям радость;
• умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи;
• жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.
6. Рефлексия
Учитель: Ребята, а ваш класс можно назвать семьей?
(В какой-то степени можно. Мы должны друг к другу относиться, как в семье, заботливо, по-доброму и с пониманием.)
- Я надеюсь, что ваш класс станет дружной семьей и, как в хорошей семье, в нем будут царить уважение и взаимопонимание.
7. Итог урока.
Вспомните, с чего началась наша встреча – притча о кувшине… (Слайд ) (Музыка-Гимн семьи)
— Если вынаходитесь здесь, вэтом классе, значит, увас есть семья. Полная или неполная, обеспеченная или неочень, вотдельной квартире или нет— это все навтором плане. Главное— что она увас есть. Цените иберегите её, потому что именно она нужна вам для душевного комфорта. Эта ваша крепость отбурь иневзгод современной жизни, которая может, содной стороны, защитить ототрицательных воздействий среды, асдругой— приспособить кжизни вобществе.
Ещё раз обратите внимание на доску – на эту замечательную композицию –дом, солнце и счастливые семьи... Я хочу, чтоб в Ваших семьях было также мило и теплои чтоб царило только счастье.
Берегите свои семейные ценности, храните их, чтобы они смогли передаваться из поколения в поколение, ведь именно они являются тойизюминкой,которая отличает все семьи друг от друга.
8. Домашнее задание. (Слайд )
По выбору(исходя из индивидуальных возможностей каждого):
Поговорить с родителями о ценностях и традициях своей семьи.
Подобрать пословицы о семье, можно разных народов.
Написать сочинение о своей семье .
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×