Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Урок - игра "Что? Где? Когда?" Тема: «Религии народов России – богатство человеческого духа» | Мой кабинет. Работа №347043

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Урок - игра "Что? Где? Когда?" по теме: 

Тема урока/занятия: «Религии народов России – богатство человеческого духа»

Место урока/занятия в изучаемой теме: обобщающий урок в рамках модуля ОРКСЭ

Цель урока/занятия: активизация познавательной деятельности младших школьников к осознанному пониманию общепринятых ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие;

формирование у учащихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений (религиозных конвенций);

*Обоснование необходимости предметной интеграции: для овладения знаниями в процессе глобализации; для овладения опыта отношения к различным культурам, основанного на понимании ценностей культурного многообразия; для формирования аналитического и критического мышления младших школьников, для того, чтобы учащиеся осознали собственную культурную идентичность и понимали культурное многообразие мира.

Планируемые результаты:

- предметные

·        знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие как основы культурных традиций многонационального народа России;

·        рассказывать о нравственных заповедях, нормах морали в традиционных религиях России (православие, ислам, буддизм, иудаизм), их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми;

·        рассказывать о религиозных календарях и праздниках традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма, не менее одного религиозного праздника каждой традиции);

·        распознавать религиозную символику традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма минимально по одному символу), объяснять своими словами её значение в религиозной культуре;

·        раскрывать основное содержание норм отношений в религиозной семье (православие, ислам, буддизм, иудаизм), общее представление о семейных ценностях в традиционных религиях народов России; понимание отношения к труду, учению в традиционных религиях народов России;

·        выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в традиционных религиях народов России;

- метапредметные

·        совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

·        формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

·        овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

·        совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

- личностные

·        понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину;

·        формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

·        развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

·        развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

·        понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорб­ляющих других людей.

1.2. Инструментальный блок:

Задачи: выявление уровня знаний учеников по теме: «Религии народов России – богатство человеческого духа», высокая степень систематизации знаний; воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающей действительности, создание условий для самооценки учеников, развитие познавательного интереса, воспитание лидерских качеств, обучение приёмам самоанализа, сопоставления, сравнения, развитие умения обобщения, систематизации знаний.

Тип урока/занятия: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).

 Форма урока/занятия: интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Место проведения урока/занятия: кабинет истории

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование (доска), интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофрагментов, картинки, рисунки, схемы, презентация, тематически связанная с содержанием урока.

Приложение 3

к Положению о конкурсе методических разработок инновационных уроков/занятий

Технологическая карта урока/занятия

(для общеобразовательных школ)

Пояснительная записка

Образовательная организация: МАОУ «Лицей»

Педагог: Грязнова Светлана Александровна

Предмет: ОРКСЭ

Класс: 4а

УМК: «Начальная школа 21 века под редакцией Н.Ф. Виноградовой»

 

Целевой блок:

Тема урока/занятия: «Религии народов России – богатство человеческого духа»

Место урока/занятия в изучаемой теме: обобщающий урок в рамках модуля ОРКСЭ

Цель урока/занятия: активизация познавательной деятельности младших школьников к осознанному пониманию общепринятых ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие;

формирование у учащихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений (религиозных конвенций);

*Обоснование необходимости предметной интеграции: для овладения знаниями в процессе глобализации; для овладения опыта отношения к различным культурам, основанного на понимании ценностей культурного многообразия; для формирования аналитического и критического мышления младших школьников, для того, чтобы учащиеся осознали собственную культурную идентичность и понимали культурное многообразие мира.

Планируемые результаты:

- предметные

знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие как основы культурных традиций многонационального народа России;

рассказывать о нравственных заповедях, нормах морали в традиционных религиях России (православие, ислам, буддизм, иудаизм), их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми;

рассказывать о религиозных календарях и праздниках традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма, не менее одного религиозного праздника каждой традиции);

распознавать религиозную символику традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма минимально по одному символу), объяснять своими словами её значение в религиозной культуре;

раскрывать основное содержание норм отношений в религиозной семье (православие, ислам, буддизм, иудаизм), общее представление о семейных ценностях в традиционных религиях народов России; понимание отношения к труду, учению в традиционных религиях народов России;

выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в традиционных религиях народов России;

- метапредметные

совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

- личностные

понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину;

формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

;

понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорб­ляющих других людей.

1.2. Инструментальный блок:

Задачи: выявление уровня знаний учеников по теме: «Религии народов России – богатство человеческого духа», высокая степень систематизации знаний; воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающей действительности, создание условий для самооценки учеников, развитие познавательного интереса, воспитание лидерских качеств, обучение приёмам самоанализа, сопоставления, сравнения, развитие умения обобщения, систематизации знаний.

Тип урока/занятия: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).

Форма урока/занятия: интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Место проведения урока/занятия: кабинет истории

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование (доска), интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофрагментов, картинки, рисунки, схемы, презентация, тематически связанная с содержанием урока.

1.3. Организационно-деятельностный блок:

Применяемая(ые) технология(и): проблемного и игрового обучения, критического мышления, технология сотрудничества

Основные понятия: Спаситель (Иисус Христос), алтарь, язычество, апостол Фома, ладан – это ароматная смола, дары паломников, Мухаммад, Мекка, Медина, Хиджра, буддийское культовое сооружение «Ступа», «Во Имя Отца и Сына и Святого Духа», Жанн Кальвин, Кальвинизм, обряд «Крещение», Иоанн Креститель, «Ясли» – кормушка для скота, Ветхий завет, Адам, Ева.

 

Межпредметные связи: на уроках ОРКСЭ в начальных классах осуществляются межпредметные связи с такими предметами, как:

история,

окружающий мир,

литературное чтение,

русский язык,

изобразительное искусство,

музыка.

*Порядок распределения ролей в педагогической команде: -

 

 

Ход урока/занятия

 

Этап

урока

 

 

 

Образовательная

задача

(по этапам

урока/занятия)

Виды работы,

формы,

методы,

приемы

(по этапам

урока)

Содержание педагогического взаимодействия

(по этапам урока/занятия)

Формируемые УУД

(по этапам

урока/

занятия)

Прогнозируемый результат

(по этапам

урока)

 

 

 

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

 

 

 

 

 

 

Познава

тельная

Коммуника

тивная

Регулятивная

 

 

I.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деяте льности

Создать мотивацию, психологически комфортную обстановку в классе

Музыкальное начало урока, словесное приветствие.

-Включает музыкальную заставку.

Обращает внимание на предметы: черный ящик, юла, гонг, сова, -ставит перед детьми проблемный вопрос «Какая популярная игра объединяет этот музыкальный фрагмент и все эти предметы?»

- Объявляет о начале игры: Сегодня _ _. _ _. _ _ года, в Тобольске _ч: _м, и мы начинаем игру. (Против коман ды учеников, учителей и родителей играют учащиеся 4а класса Лицея). Представляет участников игры.

Приветствует: Добрый день, гости!

Добрый день, команда знатоков!»

Проявляют интерес к учебной деятельности

 

Отвечают на проблемный вопрос

Знатоки входят в класс и проходят за игровой стол.

Приветствуют участников команды

Проверяют свою готовность к игре.

Волевая саморегуляция (Р).

Действия смыслообразования (Л). Планирование учебного сотрудничества (К)

Мотивация к учебной деятельности

II.Актуализация знаний.

Подготовить

обучающихся к работе, к восприятию нового материала, к

постановке учебной задачи

 

Прием-

«Вызов»

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, организует актуализацию мыслительных операций: Капитан, ваша команда готова к победе? Отлично! Знакомит с правилами игры: знатоки должны ответить на 13 вопросов. Время на обсуждение - 1 минута. Один раз в ходе игры знатоки могут взять помощь зрительного зала. За каждый правильный ответ дается 1 очко. Если команда знатоков не ответит, то очко присуждается команде оппонентов. Игра до 6 очков. Счет 0:0. Внимание! Лучший игрок получит «Орден Совы». Итак, мы начинаем!

Проявляют интерес к учебной деятельности.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачи

Воспринимают информацию на слух

 

 

Планируют и прогнозируют свои действия

 

 

Целеполагание (Р).

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Принятие и сохранение учебной цели и задачи

III.

Обобщение и систематизация знаний

Научить детей применять новые способы действия. Обобщить и систематизировать знания

Прием «Вопрос-ответ»

Первый раунд (гонг) проводится на интерактивной доске с использова нием автоматизированного процес са выбора ответа «Рандом».

Включает звуковой сигнал игрового волчка. Называет номер сектора.

Организует актуализацию мыслительных операций.

Называет игрока и зачитывает вопрос: «Самое главное место в православном храме?» Включает звуковой сигнал для обдумывания ответа на вопрос.

Уточняет: «Капитан команды, кто будет отвечать?»

Принимает ответ команды.

Включает звуковые сигналы разного типа в зависимости от правильности ответа, данного командой

Проявляют интерес к учебной деятельности

 

 

 

 

 

Выдвигают гипотезы (предположения) и обосновывают их. Структу рируют зна ния. Осознан но и произво льно строят речевое вы сказывание

Крутят волчок.

 

Воспринимают информацию на слух.

Сотрудничают, вступают в дискуссию, задают вопросы, анализируют, приходят к единому решению.

Капитан называет игрока, отвечают на вопрос

Учитывают правила работы в группе.

Прогнозируют. Контролируют, корректируют.

Актуализация личного жизненного опыта.

Умение слушать собеседника, достижение договорённостей и согласование общего решения (К). Построение логической цепи, рассуждений, доказательство (П). Выражение своих мыслей с полнотой и точностью (К).

Осознание ответственности за общее дело (Л)

Обобщить и систематизировать знания

IV.Физминутка

Снять усталость, напряжение

Музыкальная пауза

Пятый раунд. Сектор №_

Гонг.

Объявляет музыкальную паузу.

Включает песню «Школа». Композитор: М. Гребенщиков. Слова: М. Гребенщиков и А. Алеко

 

 

Проявляют творческие способности. Исполняют вокально-танцевальный номер «Школа-это коллектив»

Распознают эмоции и вербализуют их

Саморегулируют свой уровень усталости. Ставят на игро вое поле модель скрипичного клю ча. Уме ют рабо тать в команде

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Продуктивное сотруд ничество, общение взаимодействие со сверстниками, реализа ция творчес ких способ ностей. Со гласование и координа ция деятель ности со сверстниками

V.Обобщение и систематизация знаний

Научить детей применять новые способы действия. Обоб щить и систематизировать знания

Приемы «Вопрос-ответ», «Банк верных ответов»

Проводит раунды от 6 до 13. Включает звуковой сигнал игрового волчка. Называет номер сектора.

Организует актуализацию мыслительных операций.

Называет игрока и зачитывает вопрос.

Включает звуковой сигнал для обдумывания ответа на вопрос.

Уточняет: «Капитан команды, кто будет отвечать?»

Принимает ответ команды и складывает в Банк верных ответов

 

Проявляют интерес к уче бной деятель ности. Выдви гают гипоте зы (предполо жения) и обо сновывают их. Структу рируют зна ния. Осознан но и произво льно строят речевое вы сказывание

Крутят вол чок. Воспри нимают инфо рмацию на слух. Сотруд ничают, всту пают в дис куссию, зада ют вопросы, анализируют, приходят к единому ре шению. Капи тан называет игрока, отве чают на вопрос

Учитывают прави ла рабо ты в па ре и груп пе. Прог нозируют. Конт ролируют, коррек тируют

 

Актуализация лич ного жизненного опыта. Умение слушать собесед ника, достижение договорённостей и согласование об щего решения (К). Построение логи ческой цепи, рас суждений, доказа тельство (П). Выра жение своих мыс лей с полнотой и точностью (К).

Осознание ответ ственности за общее дело (Л)

Выбор действия в соответствии с поставленной задачей.

Оценивание результатов деятельности

VI.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Проанализировать, дать оценку успешности дос тижения цели и наметить перспективу на будущее

Прием «Блиц-опрос»

Обращается к игрокам команды: «Капитан команды, какой вопрос, на ваш взгляд, в игре был самым интересным?»; «Как вы думаете, какой вопрос игры заставил всю команду поволноваться?»

Учитель достает ответ из Банка верных ответов, принимает позицию ученика и поощряет капитана, обучает корректным формам выражения

 

 

 

 

 

 

Отвечает на вопрос

Слушают и вступают в диалог (полилог)

Вносят коррективы в действия после его завершения и учета сделанных ошибок

Осознанное и произвольное по строение речевого высказывания (П).

Выражение своих мыслей (полно и точно (К)

Умение выражать доброжелательность и отзывчивость. Умение осуществлять контроль и владение учебным материалом

VII.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Развивать интерес к самостоятельной учебной деятельности, применять знания на практике

Прием

«Соотнеси»

 

Предлагает карточки с изображением (книг, символов, сооружений, хранителей религий), из которых учащимся предлагается создать книгу религий, сопоставив все изображения

 

Слушают, рассматривают, анализируют. Демонстрируют собствен ное воображе ние, внима ние, наблюда тельность и любoзнатель ность

Воспринимают, осмысли вают инфор мацию для выполнения домашнего задания. Составляют план реализации поставленной задачи

Развивают навыки самостоятельной работы, интереса к предмету.

Структурирование своих знаний (П).

Умение высказы вать свое предполо жение (версию) на основе работы с иллюстрациями (Р). Формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с культурными и религиозными традициями России (Л)

Умение владеть учебным материалом

VIII. Рефлек сия (подведе ние итогов занятия). Ана лиз и содержа ние итогов ра боты, формиро вание выводов по изученному материалу

Осознание обу чающимися затру днений и самооценка резу льтатов

Прием «Три М»

Создаёт чувство безопасности и уверенности в себе и своих силах.

Предлагает назвать три момента, которые у учащихся получились хорошо в процессе урока, и одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Благодарит всех участников. Включает финальную заставку игры «Что? Где? Когда?» Объявляет лучшего знатока игры и вручает награду – «Орден Совы»

Самостоя тельно оценивают деятельность на игре

Умеют офор млять свои мысли устно, слушать и по нимать речь других, уме ют работать в группе, договари ваться

Выражают эмоцииональное состояние

 

Понимают причины не / успеха в учебной деятельности (Л)

Умение осуществлять контроль

 

Список литературы, источников, ресурсов в сети Интернет

3.1 Для учителя: Алексеев С.В. Все религии мира: энцикл. справ. / С. В. Алексеев, Г. А. Елисеев. - М.: Вече, 2007. - 587 с.: ил. - (Открой для себя весь мир!).

1.Сайт «Мир религий»: http://www.religio.ru/.

2.Государственный музей истории религии: www.gmir.ru.

Для учащихся:

1.

Информационные технологии обучения –новые возможности ученика и учителя

2.http://infourok.ru/doklad_formirovanie_poznavatelnyh_interesov_mladshih_shkolnikov_cherez_vnedrenie_informacionnyh-457500.htm 3.http://Sofia Sfo.ru/ - София, православный образовательный сайт Сибирского федерального округа.

3.3 Учебные пособия:

Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. «Окружающий мир. Человек и человечество. 4 класс», 2 ч.- М.:, Баласс2012Вахрушев А.А. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. Человек и человечество. 4 класс», - М.:, Баласс, 2012

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×