Урок - игра "Что? Где? Когда?" Тема: «Религии народов России – богатство человеческого духа» | Мой кабинет. Работа №347043
Урок - игра "Что? Где? Когда?" по теме:
Тема урока/занятия: «Религии народов России – богатство человеческого духа»
Место урока/занятия в изучаемой теме: обобщающий урок в рамках модуля ОРКСЭ
Цель урока/занятия: активизация познавательной деятельности младших школьников к осознанному пониманию общепринятых ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие;
формирование у учащихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений (религиозных конвенций);
*Обоснование необходимости предметной интеграции: для овладения знаниями в процессе глобализации; для овладения опыта отношения к различным культурам, основанного на понимании ценностей культурного многообразия; для формирования аналитического и критического мышления младших школьников, для того, чтобы учащиеся осознали собственную культурную идентичность и понимали культурное многообразие мира.
Планируемые результаты:
- предметные
· знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие как основы культурных традиций многонационального народа России;
· рассказывать о нравственных заповедях, нормах морали в традиционных религиях России (православие, ислам, буддизм, иудаизм), их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми;
· рассказывать о религиозных календарях и праздниках традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма, не менее одного религиозного праздника каждой традиции);
· распознавать религиозную символику традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма минимально по одному символу), объяснять своими словами её значение в религиозной культуре;
· раскрывать основное содержание норм отношений в религиозной семье (православие, ислам, буддизм, иудаизм), общее представление о семейных ценностях в традиционных религиях народов России; понимание отношения к труду, учению в традиционных религиях народов России;
· выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в традиционных религиях народов России;
- метапредметные
· совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
· формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
· овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
· совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- личностные
· понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину;
· формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
· развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
· развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
· понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей.
1.2. Инструментальный блок:
Задачи: выявление уровня знаний учеников по теме: «Религии народов России – богатство человеческого духа», высокая степень систематизации знаний; воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающей действительности, создание условий для самооценки учеников, развитие познавательного интереса, воспитание лидерских качеств, обучение приёмам самоанализа, сопоставления, сравнения, развитие умения обобщения, систематизации знаний.
Тип урока/занятия: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).
Форма урока/занятия: интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
Место проведения урока/занятия: кабинет истории
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование (доска), интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофрагментов, картинки, рисунки, схемы, презентация, тематически связанная с содержанием урока.
Приложение 3
к Положению о конкурсе методических разработок инновационных уроков/занятий
Технологическая карта урока/занятия
(для общеобразовательных школ)
Пояснительная записка
Образовательная организация: МАОУ «Лицей»
Педагог: Грязнова Светлана Александровна
Предмет: ОРКСЭ
Класс: 4а
УМК: «Начальная школа 21 века под редакцией Н.Ф. Виноградовой»
Целевой блок:
Тема урока/занятия: «Религии народов России – богатство человеческого духа»
Место урока/занятия в изучаемой теме: обобщающий урок в рамках модуля ОРКСЭ
Цель урока/занятия: активизация познавательной деятельности младших школьников к осознанному пониманию общепринятых ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие;
формирование у учащихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений (религиозных конвенций);
*Обоснование необходимости предметной интеграции: для овладения знаниями в процессе глобализации; для овладения опыта отношения к различным культурам, основанного на понимании ценностей культурного многообразия; для формирования аналитического и критического мышления младших школьников, для того, чтобы учащиеся осознали собственную культурную идентичность и понимали культурное многообразие мира.
Планируемые результаты:
- предметные
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие как основы культурных традиций многонационального народа России;
рассказывать о нравственных заповедях, нормах морали в традиционных религиях России (православие, ислам, буддизм, иудаизм), их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми;
рассказывать о религиозных календарях и праздниках традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма, не менее одного религиозного праздника каждой традиции);
распознавать религиозную символику традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма минимально по одному символу), объяснять своими словами её значение в религиозной культуре;
раскрывать основное содержание норм отношений в религиозной семье (православие, ислам, буддизм, иудаизм), общее представление о семейных ценностях в традиционных религиях народов России; понимание отношения к труду, учению в традиционных религиях народов России;
выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в традиционных религиях народов России;
- метапредметные
совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- личностные
понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
;
понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей.
1.2. Инструментальный блок:
Задачи: выявление уровня знаний учеников по теме: «Религии народов России – богатство человеческого духа», высокая степень систематизации знаний; воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающей действительности, создание условий для самооценки учеников, развитие познавательного интереса, воспитание лидерских качеств, обучение приёмам самоанализа, сопоставления, сравнения, развитие умения обобщения, систематизации знаний.
Тип урока/занятия: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).
Форма урока/занятия: интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
Место проведения урока/занятия: кабинет истории
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование (доска), интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофрагментов, картинки, рисунки, схемы, презентация, тематически связанная с содержанием урока.
1.3. Организационно-деятельностный блок:
Применяемая(ые) технология(и): проблемного и игрового обучения, критического мышления, технология сотрудничества
Основные понятия: Спаситель (Иисус Христос), алтарь, язычество, апостол Фома, ладан – это ароматная смола, дары паломников, Мухаммад, Мекка, Медина, Хиджра, буддийское культовое сооружение «Ступа», «Во Имя Отца и Сына и Святого Духа», Жанн Кальвин, Кальвинизм, обряд «Крещение», Иоанн Креститель, «Ясли» – кормушка для скота, Ветхий завет, Адам, Ева.
Межпредметные связи: на уроках ОРКСЭ в начальных классах осуществляются межпредметные связи с такими предметами, как:
история,
окружающий мир,
литературное чтение,
русский язык,
изобразительное искусство,
музыка.
*Порядок распределения ролей в педагогической команде: -
Ход урока/занятия
Этап
урока
Образовательная
задача
(по этапам
урока/занятия)
Виды работы,
формы,
методы,
приемы
(по этапам
урока)
Содержание педагогического взаимодействия
(по этапам урока/занятия)
Формируемые УУД
(по этапам
урока/
занятия)
Прогнозируемый результат
(по этапам
урока)
Деятельность
учителя
Деятельность учащихся
Познава
тельная
Коммуника
тивная
Регулятивная
I.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деяте льности
Создать мотивацию, психологически комфортную обстановку в классе
Музыкальное начало урока, словесное приветствие.
-Включает музыкальную заставку.
Обращает внимание на предметы: черный ящик, юла, гонг, сова, -ставит перед детьми проблемный вопрос «Какая популярная игра объединяет этот музыкальный фрагмент и все эти предметы?»
- Объявляет о начале игры: Сегодня _ _. _ _. _ _ года, в Тобольске _ч: _м, и мы начинаем игру. (Против коман ды учеников, учителей и родителей играют учащиеся 4а класса Лицея). Представляет участников игры.
Приветствует: Добрый день, гости!
Добрый день, команда знатоков!»
Проявляют интерес к учебной деятельности
Отвечают на проблемный вопрос
Знатоки входят в класс и проходят за игровой стол.
Приветствуют участников команды
Проверяют свою готовность к игре.
Волевая саморегуляция (Р).
Действия смыслообразования (Л). Планирование учебного сотрудничества (К)
Мотивация к учебной деятельности
II.Актуализация знаний.
Подготовить
обучающихся к работе, к восприятию нового материала, к
постановке учебной задачи
Прием-
«Вызов»
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, организует актуализацию мыслительных операций: Капитан, ваша команда готова к победе? Отлично! Знакомит с правилами игры: знатоки должны ответить на 13 вопросов. Время на обсуждение - 1 минута. Один раз в ходе игры знатоки могут взять помощь зрительного зала. За каждый правильный ответ дается 1 очко. Если команда знатоков не ответит, то очко присуждается команде оппонентов. Игра до 6 очков. Счет 0:0. Внимание! Лучший игрок получит «Орден Совы». Итак, мы начинаем!
Проявляют интерес к учебной деятельности.
Принимают и сохраняют учебную цель и задачи
Воспринимают информацию на слух
Планируют и прогнозируют свои действия
Целеполагание (Р).
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
Принятие и сохранение учебной цели и задачи
III.
Обобщение и систематизация знаний
Научить детей применять новые способы действия. Обобщить и систематизировать знания
Прием «Вопрос-ответ»
Первый раунд (гонг) проводится на интерактивной доске с использова нием автоматизированного процес са выбора ответа «Рандом».
Включает звуковой сигнал игрового волчка. Называет номер сектора.
Организует актуализацию мыслительных операций.
Называет игрока и зачитывает вопрос: «Самое главное место в православном храме?» Включает звуковой сигнал для обдумывания ответа на вопрос.
Уточняет: «Капитан команды, кто будет отвечать?»
Принимает ответ команды.
Включает звуковые сигналы разного типа в зависимости от правильности ответа, данного командой
Проявляют интерес к учебной деятельности
Выдвигают гипотезы (предположения) и обосновывают их. Структу рируют зна ния. Осознан но и произво льно строят речевое вы сказывание
Крутят волчок.
Воспринимают информацию на слух.
Сотрудничают, вступают в дискуссию, задают вопросы, анализируют, приходят к единому решению.
Капитан называет игрока, отвечают на вопрос
Учитывают правила работы в группе.
Прогнозируют. Контролируют, корректируют.
Актуализация личного жизненного опыта.
Умение слушать собеседника, достижение договорённостей и согласование общего решения (К). Построение логической цепи, рассуждений, доказательство (П). Выражение своих мыслей с полнотой и точностью (К).
Осознание ответственности за общее дело (Л)
Обобщить и систематизировать знания
IV.Физминутка
Снять усталость, напряжение
Музыкальная пауза
Пятый раунд. Сектор №_
Гонг.
Объявляет музыкальную паузу.
Включает песню «Школа». Композитор: М. Гребенщиков. Слова: М. Гребенщиков и А. Алеко
Проявляют творческие способности. Исполняют вокально-танцевальный номер «Школа-это коллектив»
Распознают эмоции и вербализуют их
Саморегулируют свой уровень усталости. Ставят на игро вое поле модель скрипичного клю ча. Уме ют рабо тать в команде
Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
Продуктивное сотруд ничество, общение взаимодействие со сверстниками, реализа ция творчес ких способ ностей. Со гласование и координа ция деятель ности со сверстниками
V.Обобщение и систематизация знаний
Научить детей применять новые способы действия. Обоб щить и систематизировать знания
Приемы «Вопрос-ответ», «Банк верных ответов»
Проводит раунды от 6 до 13. Включает звуковой сигнал игрового волчка. Называет номер сектора.
Организует актуализацию мыслительных операций.
Называет игрока и зачитывает вопрос.
Включает звуковой сигнал для обдумывания ответа на вопрос.
Уточняет: «Капитан команды, кто будет отвечать?»
Принимает ответ команды и складывает в Банк верных ответов
Проявляют интерес к уче бной деятель ности. Выдви гают гипоте зы (предполо жения) и обо сновывают их. Структу рируют зна ния. Осознан но и произво льно строят речевое вы сказывание
Крутят вол чок. Воспри нимают инфо рмацию на слух. Сотруд ничают, всту пают в дис куссию, зада ют вопросы, анализируют, приходят к единому ре шению. Капи тан называет игрока, отве чают на вопрос
Учитывают прави ла рабо ты в па ре и груп пе. Прог нозируют. Конт ролируют, коррек тируют
Актуализация лич ного жизненного опыта. Умение слушать собесед ника, достижение договорённостей и согласование об щего решения (К). Построение логи ческой цепи, рас суждений, доказа тельство (П). Выра жение своих мыс лей с полнотой и точностью (К).
Осознание ответ ственности за общее дело (Л)
Выбор действия в соответствии с поставленной задачей.
Оценивание результатов деятельности
VI.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Проанализировать, дать оценку успешности дос тижения цели и наметить перспективу на будущее
Прием «Блиц-опрос»
Обращается к игрокам команды: «Капитан команды, какой вопрос, на ваш взгляд, в игре был самым интересным?»; «Как вы думаете, какой вопрос игры заставил всю команду поволноваться?»
Учитель достает ответ из Банка верных ответов, принимает позицию ученика и поощряет капитана, обучает корректным формам выражения
Отвечает на вопрос
Слушают и вступают в диалог (полилог)
Вносят коррективы в действия после его завершения и учета сделанных ошибок
Осознанное и произвольное по строение речевого высказывания (П).
Выражение своих мыслей (полно и точно (К)
Умение выражать доброжелательность и отзывчивость. Умение осуществлять контроль и владение учебным материалом
VII.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Развивать интерес к самостоятельной учебной деятельности, применять знания на практике
Прием
«Соотнеси»
Предлагает карточки с изображением (книг, символов, сооружений, хранителей религий), из которых учащимся предлагается создать книгу религий, сопоставив все изображения
Слушают, рассматривают, анализируют. Демонстрируют собствен ное воображе ние, внима ние, наблюда тельность и любoзнатель ность
Воспринимают, осмысли вают инфор мацию для выполнения домашнего задания. Составляют план реализации поставленной задачи
Развивают навыки самостоятельной работы, интереса к предмету.
Структурирование своих знаний (П).
Умение высказы вать свое предполо жение (версию) на основе работы с иллюстрациями (Р). Формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с культурными и религиозными традициями России (Л)
Умение владеть учебным материалом
VIII. Рефлек сия (подведе ние итогов занятия). Ана лиз и содержа ние итогов ра боты, формиро вание выводов по изученному материалу
Осознание обу чающимися затру днений и самооценка резу льтатов
Прием «Три М»
Создаёт чувство безопасности и уверенности в себе и своих силах.
Предлагает назвать три момента, которые у учащихся получились хорошо в процессе урока, и одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
Благодарит всех участников. Включает финальную заставку игры «Что? Где? Когда?» Объявляет лучшего знатока игры и вручает награду – «Орден Совы»
Самостоя тельно оценивают деятельность на игре
Умеют офор млять свои мысли устно, слушать и по нимать речь других, уме ют работать в группе, договари ваться
Выражают эмоцииональное состояние
Понимают причины не / успеха в учебной деятельности (Л)
Умение осуществлять контроль
Список литературы, источников, ресурсов в сети Интернет
3.1 Для учителя: Алексеев С.В. Все религии мира: энцикл. справ. / С. В. Алексеев, Г. А. Елисеев. - М.: Вече, 2007. - 587 с.: ил. - (Открой для себя весь мир!).
1.Сайт «Мир религий»: http://www.religio.ru/.
2.Государственный музей истории религии: www.gmir.ru.
Для учащихся:
1.
Информационные технологии обучения –новые возможности ученика и учителя
2.http://infourok.ru/doklad_formirovanie_poznavatelnyh_interesov_mladshih_shkolnikov_cherez_vnedrenie_informacionnyh-457500.htm 3.http://Sofia – Sfo.ru/ - София, православный образовательный сайт Сибирского федерального округа.
3.3 Учебные пособия:
Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. «Окружающий мир. Человек и человечество. 4 класс», 2 ч.- М.:, Баласс2012Вахрушев А.А. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. Человек и человечество. 4 класс», - М.:, Баласс, 2012