Урок биологии по теме "Общие признаки птиц. Особенности внешнего строения". | Игорь Юрьевич Фоминов. Работа №339342. Номер работы: №339342
Урок биологии по теме "Общие признаки птиц. Особенности внешнего строения". 8-й класс коррекционной школы VIII-го видаЦель: дать представление о птицах, как о животных одной группы; познакомить с признаками и особенностями внешнего строения.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания о позвоночных животных, их общему признаку.
Познакомить учащихся с группой животных “птицы”; формировать понимание того, что это единственные животные на земле, тело которых покрыто перьями.
Дать представление о видах и строении перьев, их значении в жизни птиц.
Познакомить с особенностями внешнего строения птиц: знать части тела птицы, особенности строения отдельных частей тела и их значении (конечности – передние и задние, хвост, органы слуха и зрения).
Коррекционные.
Развивать у учащихся память, внимание. мыслительную деятельность: упражнять в умении анализировать и обобщать на основе изученного ранее.
Закреплять навык самостоятельной работы с текстом учебника.
Совершенствовать связную речь: умение формулировать развернутое высказывание при ответе на вопросы.
Воспитательные:
Воспитывать у учащихся любовь к живой природе, понимание её хрупкости и беззащитности.
Урок биологии по теме "Общие признаки птиц. Особенности внешнего строения". 8-й класс коррекционной школы VIII-го вида
Класс: 8
Цель: дать представление о птицах, как о животных одной группы; познакомить с признаками и особенностями внешнего строения.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания о позвоночных животных, их общему признаку.
Познакомить учащихся с группой животных “птицы”; формировать понимание того, что это единственные животные на земле, тело которых покрыто перьями.
Дать представление о видах и строении перьев, их значении в жизни птиц.
Познакомить с особенностями внешнего строения птиц: знать части тела птицы, особенности строения отдельных частей тела и их значении (конечности – передние и задние, хвост, органы слуха и зрения).
Коррекционные.
Развивать у учащихся память, внимание
.
м
ыслительную деятельность: упражнять в умении анализировать и обобщать на основе изученного ранее.
Закреплять навык самостоятельной работы с текстом учебника.
Совершенствовать связную речь: умение формулировать развернутое высказывание при ответе на вопросы.
Воспитательные:
Воспитывать у учащихся любовь к живой природе, понимание её хрупкости и беззащитности.
Оборудование: учебник “Биология” 8 класс для специальных (коррекционных) классов VIII вида, А.И.Никишов Москва “Просвещение”, 2012 г.; рабочая тетрадь к учебнику “Биология” 8 класс для специальных (коррекционных) классов VIII вида, слайдовая презентация к уроку, чучело голубя .
Ход урока
1. Организационный момент
Проверка готовности к уроку
Дыхательная гимнастика: глубокий вдох (руки в замке перед собой поднять вверх, потянуться); выдох (руки через стороны вниз с легким наклоном туловища)
2. Проверка изученного ранее
Дидактическое упражнение “Третий лишний”,
(слайд 2 – 4)
Учащимся предлагается назвать животных, изображенных на картинке. Два из них относятся к одной группе, с которой мы уже знакомы, а третье - к другой группе. Уберите лишнее животное и назовите группу, к которой относятся оставшиеся животные.
РЫБА – ЛЯГУШКА – ЖАБА (лишняя – рыба, лягушка и жаба – земноводные)
ЯЩЕРИЦА – ЛЯГУШКА – ЗМЕЯ (лишняя – лягушка, ящерица и змея – пресмыкающиеся)
ЩУКА – КАРАСЬ – ЯЩЕРИЦА (лишняя – ящерица, щука и карась – рыбы)
3. Обобщение
К каким животным относятся рыбы, земноводные и пресмыкающиеся? (слайд 5) (Позвоночные)
По какому общему признаку животные называются позвоночными? (имеют внутреннюю опору тела – скелет)
4. Актуализация знаний
Мы продолжим изучать животных, которые имеют скелет и относятся к позвоночным. Сейчас я предлагаю вам угадать несколько загадок. Это поможет нам узнать тему урока. (слайды 6 – 10) Задание выполняется индивидуально.
Учащимся сначала предлагается угадать название птицы только по тексту, затем дается подсказка – картинка. Ответы учащиеся записывают в заранее подготовленные таблицы и делают самооценку: если угадали без картинки – 2 балла, по картинке – 1 балл. В конце каждый сообщает учителю количество набранных баллов.
Л
А
С
Т
О
Ч
К
А
В
О
Р
О
Б
Е
Й
Д
Я
Т
Е
Л
С
Н
Е
Г
И
Р
Ь
С
К
В
О
Р
Е
Ц
О ком были загадки? (О птицах).
Сообщение и запись темы урока: “Птицы: общие признаки, особенности внешнего строения”.
5. Изучение нового материала.
Работа с текстом учебника стр. 94 – 95. Самостоятельно прочитать материал, ответить на вопросы:
- где могут жить птицы? (везде)
- какой у них общий признак? (тело покрыто перьями)
- какие перья есть у птиц? (контурные, пуховые0
Беседа по прочитанному: учащиеся дают ответы на вопросы. (слайд 11). Запись в тетрадь выводов.
Рассказ учащегося о видах перьев с показом по слайду 12. При необходимости другие учащиеся дополняют ответ товарища, учитель может задавать наводящие и уточняющие вопросы.
Рассказ учителя - описание внешнего вида птицы по чучелу голубя.
У каждой птицы можно различить голову, шею, туловище и конечности. Голова у птиц небольшая, с телом соединяется с помощью длинной и подвижной шеи. Поэтому все птицы могут повернуть голову в любую сторону. На голове у птиц находятся органы зрения – глаза, органы слуха – слуховое отверстие и орган захвата и удержания добычи – клюв. Передние конечности у птиц превратились в крылья. Задние конечности – 2 ноги с широко расставленными пальцами. С их помощью птицы передвигаются по земле. А когти, которые имеются на пальцах помогают птицам удерживаться на ветках деревьев.
Самостоятельное чтение текста учебника стр. 95 – 96. Беседа по прочитанному.
Рассказать о внешнем строении птиц (слайд 13). Уточнить, какими перьями образованы перья, хвост. (маховыми, рулевыми) Какое значение в полете имеет хвост? (направляет движение)
Какие органы расположены на голове у птицы? (слайд 14), их особенности. (глаза – крупные, птицы хорошо видят; слуховые отверстия прикрыты перьями и снаружи не заметны, слух – хороший; ноздри расположены на верхней части клюва)
Заполнение таблицы в тетради по ходу чтения текста и беседы.
Голова
Шея
Туловище
Конечности
Хвост
Глаза
Слуховые отверстия
Ноздри
Клюв
Очень подвижная
Плавный переход частей тела
1.Крылья образованы маховыми перьями.
2.Ноги с широко расставленными пальцами
Образован рулевыми перьями
6. Первичное закрепление изученного материала.
Проверить заполнение таблицы (слайд 14)
Работа на карточках (слайд 15). Учащиеся выполняют работу и делают самопроверку. За каждый правильный ответ 1 балл.
Тело птиц покрыто…
Различают … перья
Шея у птиц …
Рулевые перья …
Расправленные крылья при полете …
Зрение и слух у птиц …
7. Итог.
Учитель дает оценку деятельности учащихся на уроке и сообщает отметки за урок с учетом ответов учащихся и набранных баллов.
8. Домашнее задание: стр. 94–97. Устно ответить на вопросы.