Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Урок физики в 10 классе "Термодинамика" | Кучкова Елена Николаевна. Работа №242445

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Кучкова Елена Николаевна
конспект урока по физике в 10 класса "Решение задач по термодинамике технология пила"

Урок физики в 10 классе Решение задач на законы термодинамики
Цель: продолжить формирование знаний и навыков решения задач на использование газовых законов, первого закона термодинамики, внутренней энергии и т.д.
Дидактическая задача: продолжить формирование знаний о тепловых процессах, навыков решения задач с использованием законов.
Воспитательная задача: воспитывать уважение к одноклассникам при работе в группах.
Развивающая задача: развивать самостоятельность при выполнении заданий, память, устную речь.
Задача каждого ученика в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый ученик команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик.
Тип урока: практикум, с использованием технологии сотрудничества Пила
Ход урока.
1. Орг. момент. Всем участникам урока выдается стикер (стикер определённого цвета, на стикере написана цифра).
Я часто слышу мнение, что физика наука сухая и скучная. Нет в ней красоты, нет поэзии. Спор между физиками и лириками - давний. Кто из них прав? Как вы думаете? Я уверена, что среди вас есть те, кто любит точные науки, и те, кому больше нравится искусство и литература. (Учащиеся высказывают свое мнение). Может быть, прав русский писатель К.Г.Паустовский В любой области человеческого знания заключается бездна поэзии.
Если вы отгадаете загадки, то узнаете о чем пойдет речь на нашем уроке.
1. Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем, ищем, ищем, не найдем.(Роса)
2. На дворе переполох, с неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина, у нее теперь ангина.(Град)
3. Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.
Он невидимый, и все же, без него мы жить не можем.(Воздух, водяной пар).
Вот вам один из элементов литературного творчества. А с точки зрения физики, что это такое: роса, водяной пар, град? Это агрегатные состояния вещества.
Агрегат – латинское слово, оно значит: внешне единое, но состоящее из более мелких частей.
Агрегатное состояние – это физическая форма существования материи. Сегодня на уроке мы поговорим о различных состояниях вещества и физических величинах, характеризующие эти состояния.
Актуализация знаний учащихся по изученной теме.
Фронтальный опрос.
Классу задаются вопросы.
Мы с вами завершаем изучение темы Термодинамика. Теперь наша задача закрепить, скорректировать, систематизировать наши знания. Давайте вспомним основные понятия, на которых и строится теория термодинамики.
Что такое внутренняя энергия?
Как можно изменить внутреннюю энергию тела?
Назовите виды теплопередачи.
В каких веществах наблюдается теплопроводность, конвекция, излучение?
Какую модель газа мы используем для проведения исследования?
Что такое идеальный газ?
Назовите процессы для идеального газа.
Проверяем д/з графические задачи. (слайд)
Хорошо. Теперь переходим непосредственно к обобщению изученного материала на примерах решения задач.
Закрепление и повторение изученного.
У вас у всех есть стикер разного цвета. Прошу вас распределиться по группам согласно цветам стикера. Это первая часть задания.
Вы должны выполнить задания, которые обозначены на карточках и сделать выводы: от чего зависят физические величины.
Первая группа - внутренняя энергия.
А) Как изменится внутренняя энергия идеального газа, если температура газа увеличилась в 3 раза?
Б) Как изменится внутренняя энергия идеального газа, если его давление увеличить вдвое, а объем уменьшить в 4 раза?
В) В стальном баллоне находится два моля гелия при температуре 100 С. На сколько увеличилась внутренняя энергия гелия, если его температура повысится до 300С.
Вывод: По данным заданиям определите от чего зависит внутренняя энергия газа.
Вторая группа - работа газа.
А) Газ расширился при постоянном давлении 2 * 105 Па, и его объём увеличился от 2 до 4 м3. Вычислите работу в этом процессе.
Б)При переходе из состояния 1 в состояние 3 газ совершает работу
1) 2кДж2) 4кДж3) 6кДж4) 8кДж
В). В стальном баллоне находится два моля гелия при температуре 100 С. Какая будет совершена работа над газом, если его температура повысится до 300С.
Вывод: По данным заданиям определите от чего зависит работа газа?
3.Третья группа - количество теплоты.
А) При плавлении вещество переходит из твердого состояния в жидкое. При этом:
1) не меняется температура, возрастает внутренняя энергия
2) возрастает температура, не меняется внутренняя энергия
3) не меняется ни температура, ни внутренняя энергия
Б) Какое количество теплоты необходимо сообщить воде массой 200г, взятой при температуре 373 К, для того чтобы испарить? (r = 2,3*106 Дж/ кг)
В) На рисунке приведен график зависимости температуры твердого тела от отданного им количества теплоты.
Масса тела 4кг. Какова удельная теплоемкость вещества этого тела?
Вывод: назовите переходы вещества из одного агрегатного состояния в другое.
Итак каждая группа рассмотрела физическую величину, которая характеризует состояние системы. Теперь найдем связь между этими величинами.
Работа экспертов.
Прошу вас сформировать группы по цифре, обозначенной на вашем стикере.
Задание группам: используя газовые законы, показать связь внутренней энергии системы, работы и количества теплоты, сообщенным системе.
Первая группа – изотермический процесс.
А) В каком тепловом процессе внутренняя энергия системы не изменяется при переходе её из одного состояния в другое?
А) В изобарном. Б) В изохорном. В) В изотермическом. Г) В адиабатном
Б) Первый закон термодинамики для изотермического процесса.
А) Q=; B) ∆U=Q; C) ∆U=0; D) ∆U=A;E) ∆U=A+Q.
В) Определите работу, совершенную над газом в изотермическом процессе, если в этом процессе он отдал 6*103 Дж теплоты.
Вторая группа – изобарный процесс.
А) В каком тепловом процессе внутренняя энергия системы изменяется при нагревании системы и совершении работы над ней?
А) В изобарном. Б) В изохорном. В) В изотермическом. Г) В адиабатном
Б) Первый закон термодинамики для изобарного процесса.
А) Q=; B) ∆U=Q; C) ∆U=0; D) ∆U=A;E) ∆U=A+Q.
В) При передаче газу 20 кДж теплоты он совершил работу, равную 53 кДж. Как изменилась внутренняя энергия газа?
Третья группа – изохорный процесс.
А) В каком тепловом процессе работа над газом не совершается?
А) В изобарном. Б) В изохорном. В) В изотермическом. Г) В адиабатном
Б) Первый закон термодинамики для изохорного процесса.
А) Q=; B) ∆U=Q; C) ∆U=0; D) ∆U=A;E) ∆U=A+Q.
В) При изохорном охлаждении газ отдал 4 *107 Дж теплоты. Рассчитайте изменение внутренней энергии тела.
Четвёртая группа – адиабатный процесс.
А) В каком тепловом процессе не совершается теплообмен системы с окружающей средой?
А) В изобарном. Б) В изохорном. В) В изотермическом. Г) В адиабатном
Б) Первый закон термодинамики для адиабатного процесса процесса.
А) Q=; B) ∆U=Q; C) ∆U=0; D) ∆U=A;E) ∆U=A+Q.
В) В процессе адиабатного расширения газ совершает работу, равную 31010Дж. Чему равно изменение внутренней энергии газа?
Ответить на вопросы:
В чем особенность данного изопроцесса?
Сформулируйте закон для вашего изопроцесса.
Сформулируйте 1 закон термодинамики, запишите его математическую формулу.
Теперь применим наши знания для решения графических задач.
Решим более сложную задачу:
На рисунке изображено изменение состояния 1 моль неона. Начальная температура газа 00С. Какое количество теплоты сообщено газу в этом процессе?
3.Итоги урока.
Рефлексия:
На уроке было интересно / неинтересно
Мое участие активное / неактивное
Я устал / не устал
Настроение стало хуже / стало лучше
Задания были трудными / были легкими
Я бы хотел(а) ,что бы на уроке было (не было)…
Поставь оценку
Себе
Группе 1
Группе 2
4.Домашнее задание по группам Урок мы начинали с понятия агрегат – тело, состоящее из отдельных частиц но внешне целое. Вот и на уроке мы собрали в единое целое понятия, характеризующие состояния вещества и теперь надо выяснить как на практике применяются эти знания. Поэтому предлагаю творчески продолжить работу в группах и подготовить к следующему уроку материал по темам.
Виды и использование тепловых двигателей.
КПД тепловых двигателей.
Цикл Карно.
Влияние тепловых двигателей на окружающую среду.
Первая группа - внутренняя энергия.
А) Как изменится внутренняя энергия идеального газа, если температура газа увеличилась в 3 раза?
Б) Как изменится внутренняя энергия идеального газа, если его давление увеличить вдвое, а объем уменьшить в 4 раза?
В) В стальном баллоне находится два моля гелия при температуре 100 С. На сколько увеличилась внутренняя энергия гелия, если его температура повысится до 300С.
Вывод: По данным заданиям определите от чего зависит внутренняя энергия газа?
1
2
Вторая группа - работа газа.
А) Газ расширился при постоянном давлении 2 * 105 Па, и его объём увеличился от 2 до 4 м3. Вычислите работу в этом процессе.
Б)При переходе из состояния 1 в состояние 3 газ совершает работу
2кДж2) 4кДж3) 6кДж4) 8кДж
В). В стальном баллоне находится два моля гелия при температуре 100 С. Какая будет совершена работа над газом, если его температура повысится до 300С.
Вывод: По данным заданиям определите от чего зависит работа газа?
1
2
Третья группа - количество теплоты.
А) При плавлении вещество переходит из твердого состояния в жидкое. При этом:
1) не меняется температура, возрастает внутренняя энергия
2) возрастает температура, не меняется внутренняя энергия
3) не меняется ни температура, ни внутренняя энергия
Б) Какое количество теплоты необходимо сообщить воде массой 200г, взятой при температуре 373 К, для того чтобы испарить? (r = 2?3*106 Дж/ кг)
В) На рисунке приведен график зависимости температуры твердого тела от отданного им количества теплоты.
Масса тела 4кг. Какова удельная теплоемкость вещества этого тела?
Вывод: назовите переходы вещества из одного агрегатного состояния в другое.
Задание группам: используя газовые законы, показать связь внутренней энергии системы, работы и количества теплоты, сообщенным системе.
1 Первая группа – изотермический процесс.
А) В каком тепловом процессе внутренняя энергия системы не изменяется при переходе её из одного состояния в другое?
А) В изобарном. Б) В изохорном. В) В изотермическом. Г) В адиабатном
Б) Первый закон термодинамики для изотермического процесса.
А) Q=; B) ∆U=Q; C) ∆U=0; D) ∆U=A;E) ∆U=A+Q.
В) Определите работу, совершенную над газом в изотермическом процессе, если в этом процессе он отдал 6*103 Дж теплоты.
Ответить на вопросы:
В чем особенность данного изопроцесса?
Сформулируйте закон для вашего изопроцесса. Кто сформулировал данный закон.
Сформулируйте 1 закон термодинамики, запишите его математическую формулу. Сформулируйте 1 закон термодинамики, запишите его математическую формулу для вашего процесса.
Задание группам: используя газовые законы, показать связь внутренней энергии системы, работы и количества теплоты, сообщенным системе.
2 Вторая группа – изобарный процесс.
А) В каком тепловом процессе внутренняя энергия системы изменяется при нагревании системы и совершении работы над ней?
А) В изобарном. Б) В изохорном. В) В изотермическом. Г) В адиабатном
Б) Первый закон термодинамики для изобарного процесса.
А) Q=; B) ∆U=Q; C) ∆U=0; D) ∆U=A;E) ∆U=A+Q.
В) При передаче газу 20 кДж теплоты он совершил работу, равную 53 кДж. Как изменилась внутренняя энергия газа?
Ответить на вопросы:
В чем особенность данного изопроцесса?
Сформулируйте закон для вашего изопроцесса. Кто сформулировал данный закон.
Сформулируйте 1 закон термодинамики, запишите его математическую формулу. Сформулируйте 1 закон термодинамики, запишите его математическую формулу для вашего процесса.
Задание группам: используя газовые законы, показать связь внутренней энергии системы, работы и количества теплоты, сообщенным системе.
3 Третья группа – изохорный процесс.
А) В каком тепловом процессе работа над газом не совершается?
А) В изобарном. Б) В изохорном. В) В изотермическом. Г) В адиабатном
Б) Первый закон термодинамики для изохорного процесса.
А) Q=; B) ∆U=Q; C) ∆U=0; D) ∆U=A;E) ∆U=A+Q.
В) При изохорном охлаждении газ отдал 4 *107 Дж теплоты. Рассчитайте изменение внутренней энергии тела.
Ответить на вопросы:
В чем особенность данного изопроцесса?
Сформулируйте закон для вашего изопроцесса. Кто сформулировал данный закон.
Сформулируйте 1 закон термодинамики, запишите его математическую формулу. Сформулируйте 1 закон термодинамики, запишите его математическую формулу для вашего процесса.
Задание группам: используя газовые законы, показать связь внутренней энергии системы, работы и количества теплоты, сообщенным системе.
4 Четвёртая группа – адиабатный процесс.
А) В каком тепловом процессе не совершается теплообмен системы с окружающей средой?
А) В изобарном. Б) В изохорном. В) В изотермическом. Г) В адиабатном
Б) Первый закон термодинамики для адиабатного процесса процесса.
А) Q=; B) ∆U=Q; C) ∆U=0; D) ∆U=A;E) ∆U=A+Q.
В) В процессе адиабатного расширения газ совершает работу, равную 31010Дж. Чему равно изменение внутренней энергии газа?
Ответить на вопросы:
1.В чем особенность данного изопроцесса?
Сформулируйте закон для вашего изопроцесса.
3.Сформулируйте 1 закон термодинамики, запишите его математическую формулу. Сформулируйте 1 закон термодинамики, запишите его математическую формулу для вашего процесса.
А теперь применим наши знания для решения более сложной задачи:
На рисунке изображено изменение состояния 1 моль неона. Начальная температура газа 00С. Какое количество теплоты сообщено газу в этом процессе?
Итоги урока.
Рефлексия:
На уроке было интересно / неинтересно
Мое участие активное / неактивное
Я устал / не устал
Настроение стало хуже / стало лучше
Задания были трудными / были легкими
Я бы хотел(а) ,что бы на уроке было (не было)…
Поставь оценку
Себе
Группе 1
Группе 2
Домашнее задание по группам
1Виды и использование тепловых двигателей.
2КПД тепловых двигателей.
3Цикл Карно.
4Влияние тепловых двигателей на окружающую среду.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×