Урок географии в 7 классе на тему:Путешествие по Африки | Отавина Наталья Ивановна. Работа №345004
Урок знакомит детей с историей развития и становления государств Африки.География 7 классТема урока: Путешествие по АфрикеЦели урока:- сформировать знания учащихся о населении Африки, уровне его социально-экономического развития; узнать, как распределяются основные народы Африки по материку; выявить основные занятия жителей Африки, их образ жизни, формировать умения видеть и устанавливать причинно-следственные связи;- совершенствовать умения и навыки при работе с учебником и тематическими картами атласа;- прививать интерес учащихся к изучению мира, стран, народов к изучаемому предмету. - Продолжить формирование общеученических и общечеловеческих компетенций.-Расширять мировоззрение учащихся.Планируемые результаты:Предметные:-формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об Африке: уровне её социально-экономического развития, населении и его занятиях; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;Метапредметные:- формирование умений: 1) осуществлять смысловое чтение; 2) строить логическое рассуждение и делать выводы; 3) работать с текстом и картами; 4) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; 5) работать индивидуально или в группе; 6) владеть устной речью;Личностные:- формирование познавательного интереса к изучению Африки и народов, её населяющих.Средства обучения: тетрадь, учебник, атлас, физическая карта атласа.Ход урока:1. Организационный момент. Концентрация внимания учащихся. Здравствуйте ребята. Сегодня у нас необычный урок. Я предлагаю вам отправиться в путешествие. (звучит отрывок мелодии из программы «Клуб путешественников»)Учитель: Вы слышите эту музыку? Она зовет нас в увлекательное путешествие по Африке, но прежде нам следует наилучшим образом настроиться и вспомнить, что мы уже знаем про этот материк.2. Проверка знаний (д/з) слайд 2-Предлагаю разминку на тему «Чем славится Африка. Какие рекорды ей принадлежат?»Самая длинная река (Нил);Самая высокая вершина (Килиманджаро);Самый крупный остров (Мадагаскар);Самая северная точка (мыс Бен-Секка);Самое высокое животное (Жираф);Самый большой залив (Гвинейский);Самая южная точка (мыс Игольный);Самая полноводная река (Конго);Самая большая пустыня (Сахара);Самое тёплое море (Красное);Самый большой полуостров (Сомали);Самая западная точка (мыс Альмади);Самое большое по площади озеро (Виктория);Самый страшный ветер (самум);Самое быстрое животное (гепард);Самый твёрдый минерал (Алмаз);Самое длинное озеро (Танганьика);Самая восточная точка (Мыс Рас-Хафун);Самый широкий водопад (Виктория).Блиц-опрос «НЕМАЯ КАРТА» слайд 3-Дополните название географического объекта, относящееся к Африке:1. Море (Красное);2. Пролив (Баб-эль-Мандебский);3. Канал, перешеек (Суэцкий);4. Мыс (Игольный);5. Пустыня (Намиб);6. Вулкан (Кения);7. Горы (Атлас);8. Река (Конго);9. Река (Оранжевая);10. Озеро (Ньяса);11. Течение (Гвинейское);12. Пролив (Мозамбикский)13. Остров (Мадагаскар)14. Нагорье (Тибести)- внимательно прочитайте текст, найдите и зачеркните неправильные суждения о материке Африка. После выполнения - взаимопроверка в парах.слайд 4«И вот сбылась моя мечта! Волны Тихого океана плещутся о берег Африки. Ах, Африка - самый большой материк планеты! Как же я мечтал тебя увидеть; эти шапки снегов по берегам реки Нил, а эти проливные дожди, длящиеся по три месяца на севере материка? Да, Африка, ты навсегда останешься в моей памяти, как обладатель самых высоких и удивительно красивых гор мира - Драконовых! А население, всегда мечтал познакомиться с обычаями и традициями знаменитых племен пигмеев и нилотов! Я обещаю тебе - я вернусь!»Подготовка к работе на основном этапе. Итак, на данный момент мы знаем, что:- Африка – самый жаркий материк, т.к. лежит по обе стороны от экватора, её пересекают Северный и Южный тропики;- Африку пересекает не только экватор, но и нулевой меридиан;- Африка богата полезными ископаемыми, такими как: алмазы, золото, платина, железные и марганцевые руды, бокситы, нефть и газ и др.3.Подготовка к основному этапу3.1.Вопрос: «О чем мечтает рассказчик из предыдущего задания ?»Вспоминают текст, отвечают, что он мечтает о знакомстве с обычаями и традициями знаменитых народов Африки.3.2.Как вы думаете, что будет предметом нашего изучения на уроке?(если будет заминка можно прочесть стихотворение)Прочтение стихотворения:Не так названье важно для страныИ очертания не так важныКак важно то, кто в том краю живет,Зачем живет и чем живет народ!Узнать любой страны особый нравМы сможем, лишь людей ее узнав,Чья Африка? Спросите у меня,И я отвечу вам «Она моя!»До смерти, до скончания времен -Родная мать для всех, кто здесь рожден!»Учитель: совершенно верно. Тема нашего урока: «Путешествие по Африке» (открыли тетради и записываем тему урока). 4. Усвоение новых знаний и способов действия - Что для этого нам необходимо? (новые знания)- Где вы будете добывать эти знания? (рассказ учителя, презентации, учебника, физическая карта атласа, дополнительной литературы)- Какую информацию вы будете искать? (о населении Африки, занятиях населения)Целеполагание и мотивацияИтак, сегодня на уроке мы должны:- познакомиться с населением Африки, странами;- уровнем их социально-экономического развития;- изучить занятость населения в хозяйстве страны;слайд 5Изучение нового материала и первичное закрепление-Прежде чем приступить к изучению населения Африки, давайте вспомним определение, что такое раса.Расы - это исторически сложившиеся группы людей, связанные единством происхождения, имеющие сходные признаки: цвет кожи, глаз и волос, размер и форма глаз, строение век, форма головы, скелета, которые передаются по наследству.-Какие расы вы знаете? Многие ученые считают Африку прародиной современного человека. Здесь в породах найдены орудия труда и костные останки человека, имеющие возраст 27 млн лет. Предполагают, что он был небольшого роста, имел сильные зубы и питался растительной пищей.Современное население Африки относится к трем человеческим расам: европеоидной, экваториальной и монголоидной.слайд 6-Предлагаю вам наше исследование о народах, населяющих Африку. Я проведу краткий экскурс по территории материка, а вы, не теряя времени, запоминая информацию, будете отражать её на контурных картах. Таким образом, мы разместим представителей разных рас по регионам Африки. Итак, вперёд!- По природным условиям, составу населения материк можно разделить на четыре части: Северную Африку, Западную и Центральную Африку, Восточную Африку, Южную Африку.Основную часть жителей материка составляет коренное население, относящееся к представителям двух больших рас: негроидной (экваториальной) и монголоидной, а также переселенцы европейского происхождения (европеоидная раса). Они составляют незначительную часть населения материка и живут в местах с климатическими условиями, приближенными к европейским.слайд 7Представители европеоидной расы живут в основном на севере Африки. Это арабские народы (алжирцы, марокканцы, египтяне), которые исповедуют ислам, а так же берберы, говорящие на берберском языке. В пустыне Сахара кочуют туареги, бедуины.Большую часть материка южнее Сахары заселяют негроиды, которые составляют африканскую ветвь экваториальной расы. Среди негроидов имеются значительные различия в цвете кожи, росте, чертах лица, форме головы.Например, самые высокие народы - масаи, нилоты – имеют средний рост 180-200 см.В районе верховья Нила негроиды отличаются очень темным, почти черным цветом кожи.Народы зоны экваториальных лесов – пигмеи, малорослы (ниже 150 см) – это самый малочисленный народ Африки, численность которого неуклонно падает.В пустынях и полупустынях Южной Африки живут бушмены и готтентоты, относящиеся к монголоидной расе.Пришлое население живет в районах с лучшими климатическими условиями: на побережье Средиземного моря (это французы), и на самом юге материка – африканеры - (потомки переселенцев из Нидерландов ) и англичане.Многие страны Африки имеют древнейшую культуру (Египет, Эфиопия, Гана, Судан). Сохранились замечательные памятники искусства: египетские пирамиды – чудо строительной техники, резьба по слоновой кости и дереву, скульптура из бронзы.- В пустынях и полупустынях южной Африки живет племя банту. У них наблюдается удивительная особенность языка. Они говорят не на выдохе как мы с вами а на вдохе. Считается, что это самый древний язык (давайте попробует произнести на вдохе несколько слов)Некоторые ученые считают, что первыми успехами в развитии культуры человечество обязано главным образом Африке.слайд 8- Почему на политической карте Африки страны имеют прямые границы, по параллелям и меридианам?- Итак, что же знают об Африке в мире? Наша дальнейшая работа будет строиться по маршрутным листам, я вам их раздала, и первым заданием в них будет ответить на вопросы:-Почему колонизаторы заинтересовались Африкой?-Почему освобождение от колониальной зависимости не привело к существенному повышению уровня жизни населения?Чтобы ответить на эти вопросы, вы должны прочитать текст учебника на стр 104. -Чтение вслух отрывка одник ученикомПроанализировав текст, запишите ответы в свои листы-путеводители.1. Что знают об Африке в мире? - Африка была долго изолирована от остального материка, только север Африки был известен европейцам.- страны Африки долгое время были колониями развитых европейских стран (Англии, Франции, Португалии, Бельгии и др.)- Африка обладает богатейшими природными ресурсами, в лесах ценные породы деревьев, жаркий климат позволяет собирать несколько урожаев в год. Но, несмотря на это, Африка остаётся беднейшим регионом мира.- Пустыни, непроходимые экваториальные леса, порожистые реки, малопродуктивные земли и опасные тропические болезни затрудняют освоение континента.слайд 9 Современная политическая карта Африки сложилась несколько лет назад. На территории материка находятся 55 государств, из них самые большие по площади: Судан, Алжир, Конго, Ливия и Чад. Самая крупная страна по населению - Нигерия. Большинство стран имеют выход к морям и океанам.-Откройте политическую карту в атласе и назовите мне 5 стран, не имеющих выхода к морю или океану, запишите их в листы-путеводители…. - Далее у вас даны 5 стран-самых больших по площади Вам необходимо нанести на контурные карты и подписать.5 самых больших стран Африки по площадиАлжир — 2 381 740 км². Алжир входит в 10 самых больших стран мира;Демократическая республика Конго — 2 345 410 км²; Судан — 1 886 068 км²; Ливия — 1 759 540 км²; Чад — 1 284 000 км²;- Итак,2. Кто живёт в Африке? Вывод:1.Численность Африки около 1 млрд. человек. 2.Сравнительно густо заселены побережья Средиземного моря, Гвинейского залива и юго-восточное побережье материка.3.Высокая плотность населения в дельте Нила, где на 1км2 приходится 1000 человек . 4.В пустыне Сахара, занимающей ¼ материка, живет менее 1% всего населения, а в отдельных областях вообще отсутствует. )- проживает 3 тыс. народов- в странах северной Африки преобладают арабы, в стр. южной Африки – многочисленные народы (тутси, зулу, бушмены, масаи, пигмеи и др.)- для населения континента характерен низкий уровень жизни и медицинского обслуживания, распространенность разных болезней приводят к высокой смертности и низкой продолжительности жизни ( Африка – материк, на котором самая большая численность больных СПИДом)- 3/5 населения Африки живут в сельской местности, но здесь много городов: около 40 городов имеют более 1 млн. жителей, Каир и Лагос превзошли 10 миллионную отметку, а в Йоханнесбурге, Киншасе и Хартуме проживают более 5 млн. человек- высокая рождаемость, невысокая смертность влияют на быстрый рост населения- Физминутка (танец племени зулусов под национальную музыку)3. Чем заняты африканцы?- работа с учебником, работа с картой «Африка. Страны и занятия населения» - определяют виды занятий населения -Перечислите основные виды занятий африканцев. С какими проблемами они сталкиваются?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Вывод:- добывают полезные ископаемые: ½ мировой добычи алмазов, 1/5 урана, фосфоритов и золота, 1/10 –нефти. - заняты в с/х (собирают 9/10 ямса, 2/3 какао, 2/5 проса и сорга, выращивают хлопчатник, чай, бананы, кофе, арахис). Сами питаются скромно: сорго, просо, кукурузу, пшеницу, на экваторе – клубнеплоды: ямс, кассаву; а также-бананы.- животноводство пастбищного типа. В тропических районах его почти нет из-за мухи це-це, в районах расселения мусульман по религиозным убеждениям не разводят свиней.6.Обобщение и систематизация знанийК каким основным расам относится население Африки?Назовите народы Африки? Где они проживают?Назовите регионы Африки?7. Работа с картой: Игра «Дуэль» с участием учеников8.Рефлексия: слайд 10Продолжите высказывания:Мало кто знает, а я знаю:Мало кто знает, а я знаю, что вы работали очень хорошо.9.Домашнее заданиеслайд 11Д/задание: Изучить параграф , составить тест из 5 вопросов по теме «Население Африки» Синквейн1 существительное2 прилагательных3 глаголапредложениеСуществительное – синоним первому существительному.Маршрутный ЛИСТ урока по теме: «Путешествие по Африке».Задание №1: Ответьте на вопрос:-Почему колонизаторы заинтересовались Африкой?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Задание №2: Используя политическую карту определите 5 крупнейших государств Африки и нанесите их на контурные карты. Задание №3:Определите виды занятий населения Африки-Перечислите основные виды занятий африканцев. С какими проблемами они сталкиваются?__________________________________________________________________________________ - внимательно прочитайте текст, найдите и зачеркните неправильные суждения о материке Африка. После выполнения - взаимопроверка в парах.«И вот сбылась моя мечта! Волны Тихого океана плещутся о берег Африки. Ах, Африка - самый большой материк планеты! Как же я мечтал тебя увидеть; эти шапки снегов по берегам реки Нил, а эти проливные дожди, длящиеся по три месяца на севере материка? Да, Африка, ты навсегда останешься в моей памяти, как обладатель самых высоких и удивительно красивых гор мира - Драконовых! А население, всегда мечтал познакомиться с обычаями и традициями знаменитых племен пигмеев и нилотов! Я обещаю тебе - я вернусь!»
География 7 класс
Тема урока: Путешествие по Африке
Цели урока:
- сформировать знания учащихся о населении Африки, уровне его социально-экономического развития; узнать, как распределяются основные народы Африки по материку; выявить основные занятия жителей Африки, их образ жизни, формировать умения видеть и устанавливать причинно-следственные связи;
- совершенствовать умения и навыки при работе с учебником и тематическими картами атласа;
- прививать интерес учащихся к изучению мира, стран, народов к изучаемому предмету.
- Продолжить формирование общеученических и общечеловеческих компетенций.
-Расширять мировоззрение учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные:
-формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об Африке: уровне её социально-экономического развития, населении и его занятиях; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
Метапредметные:
- формирование умений: 1) осуществлять смысловое чтение; 2) строить логическое рассуждение и делать выводы; 3) работать с текстом и картами; 4) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; 5) работать индивидуально или в группе; 6) владеть устной речью;
Личностные:
- формирование познавательного интереса к изучению Африки и народов, её населяющих.
Средства обучения: тетрадь, учебник, атлас, физическая карта атласа.
Ход урока:
1.
Организационный момент.
Концентрация внимания учащихся. Здравствуйте ребята. Сегодня у нас необычный урок. Я предлагаю вам отправиться в путешествие.
(звучит отрывок мелодии из программы «Клуб путешественников»)
Учитель: Вы слышите эту музыку? Она зовет нас в увлекательное путешествие по Африке, но прежде нам следует наилучшим образом настроиться и вспомнить, что мы уже знаем про этот материк.
2. Проверка знаний (д/з) слайд 2
-Предлагаю разминку на тему «Чем славится Африка. Какие рекорды ей принадлежат?»
Самая длинная река (Нил);
Самая высокая вершина (Килиманджаро);
Самый крупный остров (Мадагаскар);
Самая северная точка (мыс
Бен-Секка
);
Самое высокое животное (Жираф);
Самый большой залив (Гвинейский);
Самая южная точка (мыс Игольный);
Самая полноводная река (Конго);
Самая большая пустыня (Сахара);
Самое тёплое море (Красное);
Самый большой полуостров (Сомали);
Самая западная точка (мыс
Альмади
);
Самое большое по площади озеро (Виктория);
Самый страшный ветер (самум);
Самое быстрое животное (гепард);
Самый твёрдый минерал (Алмаз);
Самое длинное озеро (Танганьика);
Самая восточная точка (Мыс
Рас-Хафун
);
Самый широкий водопад (Виктория).
Блиц-опрос «НЕМАЯ КАРТА» слайд 3
-Дополните название географического объекта, относящееся к Африке:
1. Море (Красное);
2. Пролив (Баб-эль-Мандебский);
3. Канал, перешеек (Суэцкий);
4. Мыс (Игольный);
5. Пустыня (Намиб);
6. Вулкан (Кения);
7. Горы (Атлас);
8. Река (Конго);
9. Река (Оранжевая);
10. Озеро (Ньяса);
11. Течение (Гвинейское);
12. Пролив (Мозамбикский)
13. Остров (Мадагаскар)
14. Нагорье (Тибести)
- внимательно прочитайте текст, найдите и зачеркните неправильные суждения о материке Африка. После выполнения - взаимопроверка в парах.
слайд 4
«И вот сбылась моя мечта! Волны Тихого океана плещутся о берег Африки. Ах, Африка - самый большой материк планеты! Как же я мечтал тебя увидеть; эти шапки снегов по берегам реки Нил, а эти проливные дожди, длящиеся по три месяца на севере материка? Да, Африка, ты навсегда останешься в моей памяти, как обладатель самых высоких и удивительно красивых гор мира - Драконовых! А население, всегда мечтал познакомиться с обычаями и традициями знаменитых племен пигмеев и нилотов! Я обещаю тебе - я вернусь!»
Подготовка к работе на основном этапе.
Итак, на данный момент мы знаем, что:
- Африка – самый жаркий материк, т.к. лежит по обе стороны от экватора, её пересекают Северный и Южный тропики;
- Африку пересекает не только экватор, но и нулевой меридиан;
- Африка богата полезными ископаемыми, такими как: алмазы, золото, платина, железные и марганцевые руды, бокситы, нефть и газ и др.
3.Подготовка к основному этапу
3.1.Вопрос: «О чем мечтает рассказчик из предыдущего задания ?»
Вспоминают текст, отвечают, что он мечтает о знакомстве с обычаями и традициями знаменитых народов Африки.
3.2.Как вы думаете, что будет предметом нашего изучения на уроке?
(если будет заминка можно прочесть стихотворение)
Прочтение стихотворения:
Не так названье важно для страны
И очертания не так важны
Как важно то, кто в том краю живет,
Зачем живет и чем живет народ!
Узнать любой страны особый нрав
Мы сможем, лишь людей ее узнав,
Чья Африка? Спросите у меня,
И я отвечу вам «Она моя!»
До смерти, до скончания времен -
Родная мать для всех, кто здесь рожден!»
Учитель: совершенно верно. Тема нашего урока: «Путешествие по Африке» (открыли тетради и записываем тему урока).
4. Усвоение новых знаний и способов действия - Что для этого нам необходимо? (новые знания)
- Где вы будете добывать эти знания? (рассказ учителя, презентации, учебника, физическая карта атласа, дополнительной литературы)
- Какую информацию вы будете искать? (о населении Африки, занятиях населения)
Целеполагание и мотивация
Итак, сегодня на уроке мы должны:
- познакомиться с населением Африки, странами;
- уровнем их социально-экономического развития;
- изучить занятость населения в хозяйстве страны;
слайд 5
Изучение нового материала и первичное закрепление
-Прежде чем приступить к изучению населения Африки, давайте вспомним определение, что такое раса.
Расы - это исторически сложившиеся группы людей, связанные единством происхождения, имеющие сходные признаки: цвет кожи, глаз и волос, размер и форма глаз, строение век, форма головы, скелета, которые передаются по наследству.
-Какие расы вы знаете?
Многие ученые считают Африку прародиной современного человека.
Здесь в породах найдены орудия труда и костные останки человека, имеющие возраст 27 млн лет. Предполагают, что он был небольшого роста, имел сильные зубы и питался растительной пищей.
Современное население Африки относится к трем человеческим расам: европеоидной, экваториальной и монголоидной.
слайд 6
-Предлагаю вам наше исследование о народах, населяющих Африку. Я проведу краткий экскурс по территории материка, а вы, не теряя времени, запоминая информацию, будете отражать её на контурных картах. Таким образом, мы разместим представителей разных рас по регионам Африки. Итак, вперёд!
- По природным условиям, составу населения материк можно разделить на четыре части: Северную Африку, Западную и Центральную Африку, Восточную Африку, Южную Африку.
Основную часть жителей материка составляет коренное население, относящееся к представителям двух больших рас: негроидной (экваториальной) и монголоидной, а также переселенцы европейского происхождения (европеоидная раса). Они составляют незначительную часть населения материка и живут в местах с климатическими условиями, приближенными к европейским.
слайд 7
Представители европеоидной расы живут в основном на севере Африки. Это арабские народы (алжирцы, марокканцы, египтяне), которые исповедуют ислам, а так же берберы, говорящие на берберском языке. В пустыне Сахара кочуют туареги, бедуины.
Большую часть материка южнее Сахары заселяют негроиды, которые составляют африканскую ветвь экваториальной расы. Среди негроидов имеются значительные различия в цвете кожи, росте, чертах лица, форме головы.
Например, самые высокие народы - масаи, нилоты – имеют средний рост 180-200 см.
В районе верховья Нила негроиды отличаются очень темным, почти черным цветом кожи.
Народы зоны экваториальных лесов – пигмеи, малорослы (ниже 150 см) – это самый малочисленный народ Африки, численность которого неуклонно падает.
В пустынях и полупустынях Южной Африки живут бушмены и готтентоты, относящиеся к монголоидной расе.
Пришлое население живет в районах с лучшими климатическими условиями: на побережье Средиземного моря (это французы), и на самом юге материка – африканеры - (потомки переселенцев из Нидерландов ) и англичане.
Многие страны Африки имеют древнейшую культуру (Египет, Эфиопия, Гана, Судан). Сохранились замечательные памятники искусства: египетские пирамиды – чудо строительной техники, резьба по слоновой кости и дереву, скульптура из бронзы.
- В пустынях и полупустынях южной Африки живет племя банту. У них наблюдается удивительная особенность языка. Они говорят не на выдохе как мы с вами а на вдохе. Считается, что это самый древний язык (давайте попробует произнести на вдохе несколько слов)
Некоторые ученые считают, что первыми успехами в развитии культуры человечество обязано главным образом Африке.
слайд 8
- Почему на политической карте Африки страны имеют прямые границы, по параллелям и меридианам?
- Итак, что же знают об Африке в мире? Наша дальнейшая работа будет строиться по маршрутным листам, я вам их раздала, и первым заданием в них будет ответить на вопросы:
-Почему колонизаторы заинтересовались Африкой?
-Почему освобождение от колониальной зависимости не привело к существенному повышению уровня жизни населения?
Чтобы ответить на эти вопросы, вы должны прочитать текст учебника на стр 104.
-Чтение вслух отрывка одник учеником
Проанализировав текст, запишите ответы в свои листы-путеводители.
1. Что знают об Африке в мире?
- Африка была долго изолирована от остального материка, только север Африки был известен европейцам.
- страны Африки долгое время были колониями развитых европейских стран (Англии, Франции, Португалии, Бельгии и др.)
- Африка обладает богатейшими природными ресурсами, в лесах ценные породы деревьев, жаркий климат позволяет собирать несколько урожаев в год. Но, несмотря на это, Африка остаётся беднейшим регионом мира.
- Пустыни, непроходимые экваториальные леса, порожистые реки, малопродуктивные земли и опасные тропические болезни затрудняют освоение континента.
слайд 9
Современная политическая карта Африки сложилась несколько лет назад. На территории материка находятся 55 государств, из них самые большие по площади: Судан, Алжир, Конго, Ливия и Чад. Самая крупная страна по населению - Нигерия. Большинство стран имеют выход к морям и океанам.
-Откройте политическую карту в атласе и назовите мне 5 стран, не имеющих выхода к морю или океану, запишите их в листы-путеводители….
- Далее у вас даны 5 стран-самых больших по площади Вам необходимо нанести на контурные карты и подписать.
5 самых больших стран Африки по площади
Алжир
— 2 381 740
км
².
Алжир входит в
HYPERLINK
"
http
://
liketotravel
.
ru
/
ratings
/20-
samyih
-
bolshih
-
stran
-
mira
-
po
-
ploshhadi
-
i
-
naseleniyu
"
10
HYPERLINK
"
http
://
liketotravel
.
ru
/
ratings
/20-
samyih
-
bolshih
-
stran
-
mira
-
po
-
ploshhadi
-
i
-
naseleniyu
"
самых больших стран мира
;
Демократическая республика Конго
— 2 345 410
км
²;
Судан
— 1 886 068
км
²;
Ливия — 1 759 540 км
²;
Чад — 1 284 000 км
²;
- Итак,
2. Кто живёт в Африке? Вывод:
1.Численность Африки около 1 млрд. человек.
2.Сравнительно густо заселены побережья Средиземного моря, Гвинейского залива и юго-восточное побережье материка.
3.Высокая плотность населения в дельте Нила, где на 1км2 приходится 1000 человек .
4.В пустыне Сахара, занимающей ¼ материка, живет менее 1% всего населения, а в отдельных областях вообще отсутствует. )
- проживает 3 тыс. народов
- в странах северной Африки преобладают арабы, в стр. южной Африки – многочисленные народы (тутси, зулу, бушмены, масаи, пигмеи и др.)
- для населения континента характерен низкий уровень жизни и медицинского обслуживания, распространенность разных болезней приводят к высокой смертности и низкой продолжительности жизни ( Африка – материк, на котором самая большая численность больных СПИДом)
- 3/5 населения Африки живут в сельской местности, но здесь много городов: около 40 городов имеют более 1 млн. жителей, Каир и Лагос превзошли 10 миллионную отметку, а в Йоханнесбурге, Киншасе и Хартуме проживают более 5 млн. человек
- высокая рождаемость, невысокая смертность влияют на быстрый рост населения
- Физминутка (танец племени зулусов под национальную музыку)
3. Чем заняты африканцы?
- работа с учебником, работа с картой «Африка. Страны и занятия населения» - определяют виды занятий населения
-Перечислите основные виды занятий африканцев. С какими проблемами они сталкиваются?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:
- добывают полезные ископаемые: ½ мировой добычи алмазов, 1/5 урана, фосфоритов и золота, 1/10 –нефти.
- заняты в с/х (собирают 9/10 ямса, 2/3 какао, 2/5 проса и сорга, выращивают хлопчатник, чай, бананы, кофе, арахис). Сами питаются скромно: сорго, просо, кукурузу, пшеницу, на экваторе – клубнеплоды: ямс, кассаву; а также-бананы.
- животноводство пастбищного типа. В тропических районах его почти нет из-за мухи це-це, в районах расселения мусульман по религиозным убеждениям не разводят свиней.
6.Обобщение и систематизация знаний
К каким основным расам относится население Африки?
Назовите народы Африки? Где они проживают?
Назовите регионы Африки?
7. Работа с картой:
Игра «Дуэль» с участием учеников
8.Рефлексия:
слайд 10
Продолжите высказывания:
Мало кто знает, а я знаю:
Мало кто знает, а я знаю, что вы работали очень хорошо.
9.Домашнее задание
слайд 11
Д/задание: Изучить параграф , составить тест из 5 вопросов по теме «Население Африки»
Синквейн
1
существительное
2
прилагательных
3
глагола
предложение
Существительное – синоним первому существительному.
Маршрутный ЛИСТ урока по теме: «Путешествие по Африке».
Задание №1: Ответьте на вопрос:
-Почему колонизаторы заинтересовались Африкой?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №2: Используя политическую карту определите 5 крупнейших государств Африки и нанесите их на контурные карты.
Задание №3:
Определите виды занятий населения Африки
-Перечислите основные виды занятий африканцев. С какими проблемами они сталкиваются?__________________________________________________________________________________
- внимательно прочитайте текст, найдите и зачеркните неправильные суждения о материке Африка. После выполнения - взаимопроверка в парах.
«И вот сбылась моя мечта! Волны Тихого океана плещутся о берег Африки. Ах, Африка - самый большой материк планеты! Как же я мечтал тебя увидеть; эти шапки снегов по берегам реки Нил, а эти проливные дожди, длящиеся по три месяца на севере материка? Да, Африка, ты навсегда останешься в моей памяти, как обладатель самых высоких и удивительно красивых гор мира - Драконовых! А население, всегда мечтал познакомиться с обычаями и традициями знаменитых племен пигмеев и нилотов! Я обещаю тебе - я вернусь!»