Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Урок географии в 7 классе на тему:Путешествие по Африки | Отавина Наталья Ивановна. Работа №345004

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Урок знакомит детей с историей развития и становления государств Африки.География 7 классТема урока: Путешествие по АфрикеЦели урока:- сформировать знания учащихся о населении Африки,  уровне его социально-экономического развития; узнать, как распределяются основные народы Африки по материку; выявить основные занятия жителей Африки, их образ жизни, формировать  умения видеть и устанавливать  причинно-следственные связи;- совершенствовать умения и навыки при работе с учебником и тематическими картами атласа;- прививать интерес учащихся к изучению мира, стран, народов к изучаемому предмету. - Продолжить формирование общеученических и общечеловеческих компетенций.-Расширять мировоззрение учащихся.Планируемые результаты:Предметные:-формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об Африке: уровне её социально-экономического развития, населении и его занятиях; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;Метапредметные:- формирование умений: 1) осуществлять смысловое чтение; 2) строить логическое рассуждение и делать выводы; 3) работать с текстом и картами; 4) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; 5) работать индивидуально или в группе; 6) владеть устной речью;Личностные:- формирование познавательного интереса к изучению Африки и народов, её населяющих.Средства обучения: тетрадь, учебник, атлас, физическая карта атласа.Ход урока:1. Организационный момент. Концентрация внимания учащихся. Здравствуйте ребята. Сегодня у нас необычный урок. Я предлагаю вам отправиться в путешествие. (звучит отрывок мелодии из программы «Клуб путешественников»)Учитель: Вы слышите эту музыку? Она зовет нас в увлекательное путешествие по Африке, но прежде нам следует наилучшим образом настроиться и вспомнить, что мы уже знаем про этот материк.2. Проверка знаний (д/з) слайд 2-Предлагаю разминку на тему «Чем славится Африка. Какие рекорды ей принадлежат?»Самая длинная река (Нил);Самая высокая вершина (Килиманджаро);Самый крупный остров (Мадагаскар);Самая северная точка (мыс Бен-Секка);Самое высокое животное (Жираф);Самый большой залив (Гвинейский);Самая южная точка (мыс Игольный);Самая полноводная река (Конго);Самая большая пустыня (Сахара);Самое тёплое море (Красное);Самый большой полуостров (Сомали);Самая западная точка (мыс Альмади);Самое большое по площади озеро (Виктория);Самый страшный ветер (самум);Самое быстрое животное (гепард);Самый твёрдый минерал (Алмаз);Самое длинное озеро (Танганьика);Самая восточная точка (Мыс Рас-Хафун);Самый широкий водопад (Виктория).Блиц-опрос «НЕМАЯ КАРТА» слайд 3-Дополните название географического объекта, относящееся к Африке:1.    Море (Красное);2.    Пролив (Баб-эль-Мандебский);3.    Канал, перешеек (Суэцкий);4.    Мыс (Игольный);5.    Пустыня (Намиб);6.    Вулкан (Кения);7.    Горы (Атлас);8.    Река (Конго);9.    Река (Оранжевая);10.    Озеро (Ньяса);11.    Течение (Гвинейское);12.    Пролив (Мозамбикский)13.     Остров  (Мадагаскар)14.     Нагорье  (Тибести)- внимательно прочитайте текст, найдите и зачеркните неправильные суждения о материке Африка. После выполнения - взаимопроверка в парах.слайд 4«И вот сбылась моя мечта! Волны Тихого океана плещутся о берег Африки. Ах, Африка - самый большой материк планеты! Как же я мечтал тебя увидеть; эти шапки снегов по берегам реки Нил, а эти проливные дожди, длящиеся по три месяца на севере материка? Да, Африка, ты навсегда останешься в моей памяти, как обладатель самых высоких и удивительно красивых гор мира - Драконовых! А население, всегда мечтал познакомиться с обычаями и традициями знаменитых племен пигмеев и нилотов! Я обещаю тебе - я вернусь!»Подготовка к работе на основном этапе. Итак, на данный момент мы знаем, что:- Африка – самый жаркий материк, т.к. лежит по обе стороны от экватора, её пересекают Северный и Южный тропики;- Африку пересекает не только экватор, но и нулевой меридиан;- Африка богата полезными ископаемыми, такими как: алмазы, золото, платина, железные и марганцевые  руды, бокситы, нефть и газ и др.3.Подготовка к основному этапу3.1.Вопрос: «О чем мечтает рассказчик из предыдущего задания ?»Вспоминают текст, отвечают, что он мечтает о знакомстве с обычаями и традициями знаменитых народов Африки.3.2.Как вы думаете, что будет предметом нашего изучения на уроке?(если будет заминка можно прочесть стихотворение)Прочтение стихотворения:Не так названье важно для страныИ очертания не так важныКак важно то, кто в том краю живет,Зачем живет и чем живет народ!Узнать любой страны особый нравМы сможем, лишь людей ее узнав,Чья Африка? Спросите у меня,И я отвечу вам «Она моя!»До смерти, до скончания времен -Родная мать для всех, кто здесь рожден!»Учитель: совершенно верно. Тема нашего урока: «Путешествие по Африке» (открыли тетради и записываем тему урока). 4. Усвоение новых знаний и способов действия                                                                                                            - Что для этого нам необходимо? (новые знания)- Где вы будете добывать эти знания? (рассказ учителя, презентации, учебника, физическая карта атласа, дополнительной литературы)- Какую информацию вы будете искать? (о населении Африки, занятиях населения)Целеполагание и мотивацияИтак, сегодня на уроке мы должны:- познакомиться с населением Африки, странами;- уровнем их социально-экономического развития;- изучить занятость населения в хозяйстве страны;слайд 5Изучение нового материала и первичное закрепление-Прежде чем приступить к изучению  населения Африки, давайте вспомним определение, что такое раса.Расы -  это исторически сложившиеся группы людей, связанные единством происхождения, имеющие сходные признаки: цвет кожи, глаз и волос, размер и форма глаз, строение век, форма головы, скелета, которые передаются по наследству.-Какие расы вы знаете?         Многие ученые считают Африку прародиной современного человека. Здесь в породах найдены орудия труда и костные останки человека,  имеющие возраст 27 млн лет. Предполагают, что  он был небольшого роста, имел сильные зубы и питался растительной пищей.Современное население Африки относится к трем человеческим расам: европеоидной, экваториальной и монголоидной.слайд 6-Предлагаю вам наше исследование о народах, населяющих Африку. Я проведу краткий экскурс по территории материка, а вы, не теряя времени, запоминая информацию, будете отражать её на контурных картах. Таким образом, мы разместим представителей разных рас по регионам Африки. Итак, вперёд!- По природным условиям, составу населения материк можно разделить на четыре части: Северную Африку, Западную и Центральную Африку, Восточную Африку, Южную Африку.Основную часть жителей материка составляет коренное население, относящееся к представителям двух больших рас: негроидной (экваториальной) и монголоидной, а также переселенцы европейского происхождения (европеоидная раса). Они составляют незначительную часть населения материка и живут в местах с климатическими условиями, приближенными к европейским.слайд 7Представители европеоидной расы живут в основном на севере Африки. Это арабские народы (алжирцы, марокканцы, египтяне), которые исповедуют ислам, а так же берберы, говорящие на берберском языке. В пустыне Сахара  кочуют туареги, бедуины.Большую часть материка южнее Сахары заселяют негроиды, которые составляют африканскую ветвь экваториальной расы. Среди негроидов имеются значительные различия в цвете кожи, росте, чертах лица, форме головы.Например, самые высокие народы -  масаи, нилоты – имеют средний рост 180-200 см.В районе верховья Нила негроиды отличаются очень темным, почти черным цветом кожи.Народы зоны экваториальных лесов – пигмеи, малорослы (ниже 150 см) – это самый малочисленный народ Африки, численность которого  неуклонно падает.В пустынях и полупустынях Южной Африки живут бушмены и готтентоты, относящиеся к монголоидной расе.Пришлое население живет в районах с лучшими климатическими условиями: на побережье Средиземного моря (это французы), и на самом юге материка – африканеры - (потомки переселенцев из Нидерландов ) и англичане.Многие страны Африки имеют древнейшую культуру (Египет, Эфиопия, Гана, Судан). Сохранились замечательные памятники искусства: египетские пирамиды – чудо строительной техники, резьба по слоновой кости и дереву, скульптура из бронзы.- В пустынях и полупустынях южной Африки живет племя банту. У них наблюдается удивительная особенность языка. Они говорят не на выдохе как мы с вами а на вдохе. Считается, что это самый древний язык (давайте попробует произнести на вдохе несколько слов)Некоторые ученые считают, что первыми успехами в развитии культуры человечество обязано главным образом Африке.слайд 8- Почему на политической карте Африки страны имеют прямые границы, по параллелям и меридианам?- Итак, что же знают об Африке в мире? Наша дальнейшая работа будет строиться по маршрутным листам, я вам их раздала, и первым заданием в них будет ответить на вопросы:-Почему колонизаторы заинтересовались Африкой?-Почему освобождение от колониальной зависимости не привело к существенному повышению уровня жизни населения?Чтобы ответить на эти вопросы, вы должны прочитать текст учебника на стр 104.  -Чтение вслух отрывка одник ученикомПроанализировав текст, запишите  ответы в свои листы-путеводители.1. Что знают об Африке в мире?               - Африка была долго изолирована от остального материка, только север Африки был известен европейцам.- страны Африки долгое время были колониями развитых европейских стран (Англии, Франции, Португалии, Бельгии и др.)- Африка обладает богатейшими природными ресурсами,  в лесах ценные породы деревьев, жаркий климат позволяет собирать несколько урожаев в год. Но, несмотря на это,  Африка остаётся беднейшим регионом мира.- Пустыни, непроходимые экваториальные леса, порожистые реки, малопродуктивные земли и опасные тропические болезни затрудняют освоение континента.слайд 9       Современная политическая карта Африки сложилась несколько лет назад. На территории материка находятся 55 государств, из них самые большие по площади: Судан, Алжир, Конго, Ливия и Чад. Самая крупная страна по населению - Нигерия. Большинство стран имеют выход к морям и океанам.-Откройте политическую карту в атласе и назовите мне 5 стран, не имеющих выхода к морю или океану, запишите их в листы-путеводители…. - Далее у вас даны 5 стран-самых больших по площади Вам необходимо нанести на контурные карты и подписать.5 самых больших стран Африки по площадиАлжир — 2 381 740 км². Алжир входит в  10 самых больших стран мира;Демократическая республика Конго — 2 345 410 км²;     Судан — 1 886 068 км²;   Ливия — 1 759 540 км²;   Чад — 1 284 000 км²;- Итак,2. Кто живёт в Африке? Вывод:1.Численность Африки около   1 млрд. человек. 2.Сравнительно густо заселены побережья Средиземного моря, Гвинейского залива и юго-восточное побережье материка.3.Высокая  плотность населения в дельте Нила, где на 1км2 приходится 1000 человек .                   4.В пустыне Сахара, занимающей ¼ материка, живет менее 1% всего населения, а в отдельных областях вообще отсутствует. )- проживает 3 тыс. народов- в странах северной Африки преобладают арабы, в стр. южной Африки – многочисленные народы (тутси, зулу, бушмены, масаи, пигмеи и др.)- для населения континента характерен низкий уровень жизни и медицинского обслуживания, распространенность разных болезней приводят к высокой смертности и низкой продолжительности жизни ( Африка – материк, на котором самая большая численность больных СПИДом)- 3/5 населения Африки живут в сельской местности, но здесь много городов: около 40 городов имеют более 1 млн. жителей, Каир и Лагос превзошли 10 миллионную отметку, а в Йоханнесбурге, Киншасе и Хартуме проживают более 5 млн. человек- высокая рождаемость, невысокая смертность влияют на быстрый рост населения- Физминутка (танец племени зулусов под национальную музыку)3. Чем заняты африканцы?- работа с учебником, работа с картой «Африка. Страны и занятия населения» - определяют виды занятий населения -Перечислите основные виды занятий африканцев. С какими проблемами они сталкиваются?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Вывод:- добывают полезные ископаемые: ½ мировой добычи алмазов, 1/5 урана, фосфоритов и золота, 1/10 –нефти. - заняты в с/х (собирают 9/10 ямса, 2/3 какао, 2/5 проса и сорга, выращивают хлопчатник, чай, бананы, кофе, арахис). Сами питаются скромно: сорго, просо, кукурузу, пшеницу, на экваторе – клубнеплоды: ямс, кассаву; а  также-бананы.- животноводство пастбищного типа. В тропических районах его почти нет из-за мухи це-це, в районах расселения мусульман по религиозным убеждениям не разводят свиней.6.Обобщение и систематизация знанийК каким основным расам относится население Африки?Назовите народы Африки? Где они проживают?Назовите регионы Африки?7. Работа с картой: Игра «Дуэль» с участием учеников8.Рефлексия: слайд 10Продолжите высказывания:Мало кто знает, а я знаю:Мало кто знает, а я знаю, что вы работали очень хорошо.9.Домашнее заданиеслайд 11Д/задание:   Изучить параграф ,    составить тест из 5 вопросов по теме «Население  Африки» Синквейн1  существительное2  прилагательных3   глаголапредложениеСуществительное – синоним первому существительному.Маршрутный ЛИСТ урока по теме: «Путешествие по Африке».Задание №1: Ответьте на вопрос:-Почему колонизаторы заинтересовались Африкой?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Задание №2: Используя политическую карту определите 5 крупнейших государств Африки и нанесите их на контурные карты.    Задание №3:Определите виды занятий населения Африки-Перечислите основные виды занятий африканцев. С какими проблемами они сталкиваются?__________________________________________________________________________________ - внимательно прочитайте текст, найдите и зачеркните неправильные суждения о материке Африка. После выполнения - взаимопроверка в парах.«И вот сбылась моя мечта! Волны Тихого океана плещутся о берег Африки. Ах, Африка - самый большой материк планеты! Как же я мечтал тебя увидеть; эти шапки снегов по берегам реки Нил, а эти проливные дожди, длящиеся по три месяца на севере материка? Да, Африка, ты навсегда останешься в моей памяти, как обладатель самых высоких и удивительно красивых гор мира - Драконовых! А население, всегда мечтал познакомиться с обычаями и традициями знаменитых племен пигмеев и нилотов! Я обещаю тебе - я вернусь!»

 

География 7 класс

Тема урока: Путешествие по Африке

Цели урока:

- сформировать знания учащихся о населении Африки, уровне его социально-экономического развития; узнать, как распределяются основные народы Африки по материку; выявить основные занятия жителей Африки, их образ жизни, формировать умения видеть и устанавливать причинно-следственные связи;

- совершенствовать умения и навыки при работе с учебником и тематическими картами атласа;

- прививать интерес учащихся к изучению мира, стран, народов к изучаемому предмету.

- Продолжить формирование общеученических и общечеловеческих компетенций.

-Расширять мировоззрение учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные:

-формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об Африке: уровне её социально-экономического развития, населении и его занятиях; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

Метапредметные:

- формирование умений: 1) осуществлять смысловое чтение; 2) строить логическое рассуждение и делать выводы; 3) работать с текстом и картами; 4) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; 5) работать индивидуально или в группе; 6) владеть устной речью;

Личностные:

- формирование познавательного интереса к изучению Африки и народов, её населяющих.

Средства обучения: тетрадь, учебник, атлас, физическая карта атласа.

 

Ход урока:

1.

Организационный момент.

Концентрация внимания учащихся. Здравствуйте ребята. Сегодня у нас необычный урок. Я предлагаю вам отправиться в путешествие.

(звучит отрывок мелодии из программы «Клуб путешественников»)

Учитель: Вы слышите эту музыку? Она зовет нас в увлекательное путешествие по Африке, но прежде нам следует наилучшим образом настроиться и вспомнить, что мы уже знаем про этот материк.

 

2. Проверка знаний (д/з) слайд 2

 

-Предлагаю разминку на тему «Чем славится Африка. Какие рекорды ей принадлежат?»

Самая длинная река (Нил);

Самая высокая вершина (Килиманджаро);

Самый крупный остров (Мадагаскар);

Самая северная точка (мыс

Бен-Секка

);

Самое высокое животное (Жираф);

Самый большой залив (Гвинейский);

Самая южная точка (мыс Игольный);

Самая полноводная река (Конго);

Самая большая пустыня (Сахара);

Самое тёплое море (Красное);

Самый большой полуостров (Сомали);

Самая западная точка (мыс

Альмади

);

Самое большое по площади озеро (Виктория);

Самый страшный ветер (самум);

Самое быстрое животное (гепард);

Самый твёрдый минерал (Алмаз);

Самое длинное озеро (Танганьика);

Самая восточная точка (Мыс

Рас-Хафун

);

Самый широкий водопад (Виктория).

 

Блиц-опрос «НЕМАЯ КАРТА» слайд 3

-Дополните название географического объекта, относящееся к Африке:

1. Море (Красное);

2. Пролив (Баб-эль-Мандебский);

3. Канал, перешеек (Суэцкий);

4. Мыс (Игольный);

5. Пустыня (Намиб);

6. Вулкан (Кения);

7. Горы (Атлас);

8. Река (Конго);

9. Река (Оранжевая);

10. Озеро (Ньяса);

11. Течение (Гвинейское);

12. Пролив (Мозамбикский)

13. Остров (Мадагаскар)

14. Нагорье (Тибести)

- внимательно прочитайте текст, найдите и зачеркните неправильные суждения о материке Африка. После выполнения - взаимопроверка в парах.

слайд 4

«И вот сбылась моя мечта! Волны Тихого океана плещутся о берег Африки. Ах, Африка - самый большой материк планеты! Как же я мечтал тебя увидеть; эти шапки снегов по берегам реки Нил, а эти проливные дожди, длящиеся по три месяца на севере материка? Да, Африка, ты навсегда останешься в моей памяти, как обладатель самых высоких и удивительно красивых гор мира - Драконовых! А население, всегда мечтал познакомиться с обычаями и традициями знаменитых племен пигмеев и нилотов! Я обещаю тебе - я вернусь!»

 

Подготовка к работе на основном этапе.

Итак, на данный момент мы знаем, что:

- Африка – самый жаркий материк, т.к. лежит по обе стороны от экватора, её пересекают Северный и Южный тропики;

- Африку пересекает не только экватор, но и нулевой меридиан;

- Африка богата полезными ископаемыми, такими как: алмазы, золото, платина, железные и марганцевые руды, бокситы, нефть и газ и др.

3.Подготовка к основному этапу

3.1.Вопрос: «О чем мечтает рассказчик из предыдущего задания ?»

Вспоминают текст, отвечают, что он мечтает о знакомстве с обычаями и традициями знаменитых народов Африки.

3.2.Как вы думаете, что будет предметом нашего изучения на уроке?

(если будет заминка можно прочесть стихотворение)

Прочтение стихотворения:

Не так названье важно для страны

И очертания не так важны

Как важно то, кто в том краю живет,

Зачем живет и чем живет народ!

Узнать любой страны особый нрав

Мы сможем, лишь людей ее узнав,

Чья Африка? Спросите у меня,

И я отвечу вам «Она моя!»

До смерти, до скончания времен -

Родная мать для всех, кто здесь рожден!»

Учитель: совершенно верно. Тема нашего урока: «Путешествие по Африке» (открыли тетради и записываем тему урока).

4. Усвоение новых знаний и способов действия - Что для этого нам необходимо? (новые знания)

- Где вы будете добывать эти знания? (рассказ учителя, презентации, учебника, физическая карта атласа, дополнительной литературы)

- Какую информацию вы будете искать? (о населении Африки, занятиях населения)

Целеполагание и мотивация

Итак, сегодня на уроке мы должны:

- познакомиться с населением Африки, странами;

- уровнем их социально-экономического развития;

- изучить занятость населения в хозяйстве страны;

слайд 5

Изучение нового материала и первичное закрепление

-Прежде чем приступить к изучению населения Африки, давайте вспомним определение, что такое раса.

Расы - это исторически сложившиеся группы людей, связанные единством происхождения, имеющие сходные признаки: цвет кожи, глаз и волос, размер и форма глаз, строение век, форма головы, скелета, которые передаются по наследству.

-Какие расы вы знаете?

Многие ученые считают Африку прародиной современного человека.

Здесь в породах найдены орудия труда и костные останки человека, имеющие возраст 27 млн лет. Предполагают, что он был небольшого роста, имел сильные зубы и питался растительной пищей.

Современное население Африки относится к трем человеческим расам: европеоидной, экваториальной и монголоидной.

слайд 6

-Предлагаю вам наше исследование о народах, населяющих Африку. Я проведу краткий экскурс по территории материка, а вы, не теряя времени, запоминая информацию, будете отражать её на контурных картах. Таким образом, мы разместим представителей разных рас по регионам Африки. Итак, вперёд!

- По природным условиям, составу населения материк можно разделить на четыре части: Северную Африку, Западную и Центральную Африку, Восточную Африку, Южную Африку.

Основную часть жителей материка составляет коренное население, относящееся к представителям двух больших рас: негроидной (экваториальной) и монголоидной, а также переселенцы европейского происхождения (европеоидная раса). Они составляют незначительную часть населения материка и живут в местах с климатическими условиями, приближенными к европейским.

слайд 7

Представители европеоидной расы живут в основном на севере Африки. Это арабские народы (алжирцы, марокканцы, египтяне), которые исповедуют ислам, а так же берберы, говорящие на берберском языке. В пустыне Сахара кочуют туареги, бедуины.

Большую часть материка южнее Сахары заселяют негроиды, которые составляют африканскую ветвь экваториальной расы. Среди негроидов имеются значительные различия в цвете кожи, росте, чертах лица, форме головы.

Например, самые высокие народы - масаи, нилоты – имеют средний рост 180-200 см.

В районе верховья Нила негроиды отличаются очень темным, почти черным цветом кожи.

Народы зоны экваториальных лесов – пигмеи, малорослы (ниже 150 см) – это самый малочисленный народ Африки, численность которого неуклонно падает.

В пустынях и полупустынях Южной Африки живут бушмены и готтентоты, относящиеся к монголоидной расе.

Пришлое население живет в районах с лучшими климатическими условиями: на побережье Средиземного моря (это французы), и на самом юге материка – африканеры - (потомки переселенцев из Нидерландов ) и англичане.

Многие страны Африки имеют древнейшую культуру (Египет, Эфиопия, Гана, Судан). Сохранились замечательные памятники искусства: египетские пирамиды – чудо строительной техники, резьба по слоновой кости и дереву, скульптура из бронзы.

- В пустынях и полупустынях южной Африки живет племя банту. У них наблюдается удивительная особенность языка. Они говорят не на выдохе как мы с вами а на вдохе. Считается, что это самый древний язык (давайте попробует произнести на вдохе несколько слов)

Некоторые ученые считают, что первыми успехами в развитии культуры человечество обязано главным образом Африке.

слайд 8

 

- Почему на политической карте Африки страны имеют прямые границы, по параллелям и меридианам?

- Итак, что же знают об Африке в мире? Наша дальнейшая работа будет строиться по маршрутным листам, я вам их раздала, и первым заданием в них будет ответить на вопросы:

-Почему колонизаторы заинтересовались Африкой?

-Почему освобождение от колониальной зависимости не привело к существенному повышению уровня жизни населения?

Чтобы ответить на эти вопросы, вы должны прочитать текст учебника на стр 104.

-Чтение вслух отрывка одник учеником

Проанализировав текст, запишите ответы в свои листы-путеводители.

 

1. Что знают об Африке в мире?

- Африка была долго изолирована от остального материка, только север Африки был известен европейцам.

- страны Африки долгое время были колониями развитых европейских стран (Англии, Франции, Португалии, Бельгии и др.)

- Африка обладает богатейшими природными ресурсами, в лесах ценные породы деревьев, жаркий климат позволяет собирать несколько урожаев в год. Но, несмотря на это, Африка остаётся беднейшим регионом мира.

- Пустыни, непроходимые экваториальные леса, порожистые реки, малопродуктивные земли и опасные тропические болезни затрудняют освоение континента.

 

слайд 9

Современная политическая карта Африки сложилась несколько лет назад. На территории материка находятся 55 государств, из них самые большие по площади: Судан, Алжир, Конго, Ливия и Чад. Самая крупная страна по населению - Нигерия. Большинство стран имеют выход к морям и океанам.

-Откройте политическую карту в атласе и назовите мне 5 стран, не имеющих выхода к морю или океану, запишите их в листы-путеводители….

- Далее у вас даны 5 стран-самых больших по площади Вам необходимо нанести на контурные карты и подписать.

5 самых больших стран Африки по площади

Алжир

 

— 2 381 740

км

².

Алжир входит в

 

HYPERLINK

"

http

://

liketotravel

.

ru

/

ratings

/20-

samyih

-

bolshih

-

stran

-

mira

-

po

-

ploshhadi

-

i

-

naseleniyu

"

10

HYPERLINK

"

http

://

liketotravel

.

ru

/

ratings

/20-

samyih

-

bolshih

-

stran

-

mira

-

po

-

ploshhadi

-

i

-

naseleniyu

"

самых больших стран мира

;

Демократическая республика Конго

 — 2 345 410

км

²;

Судан

 

— 1 886 068

км

²;

Ливия — 1 759 540 км

²;

Чад — 1 284 000 км

²;

- Итак,

2. Кто живёт в Африке? Вывод:

1.Численность Африки около 1 млрд. человек.

2.Сравнительно густо заселены побережья Средиземного моря, Гвинейского залива и юго-восточное побережье материка.

3.Высокая плотность населения в дельте Нила, где на 1км2 приходится 1000 человек .

4.В пустыне Сахара, занимающей ¼ материка, живет менее 1% всего населения, а в отдельных областях вообще отсутствует. )

- проживает 3 тыс. народов

- в странах северной Африки преобладают арабы, в стр. южной Африки – многочисленные народы (тутси, зулу, бушмены, масаи, пигмеи и др.)

- для населения континента характерен низкий уровень жизни и медицинского обслуживания, распространенность разных болезней приводят к высокой смертности и низкой продолжительности жизни ( Африка – материк, на котором самая большая численность больных СПИДом)

- 3/5 населения Африки живут в сельской местности, но здесь много городов: около 40 городов имеют более 1 млн. жителей, Каир и Лагос превзошли 10 миллионную отметку, а в Йоханнесбурге, Киншасе и Хартуме проживают более 5 млн. человек

- высокая рождаемость, невысокая смертность влияют на быстрый рост населения

 

- Физминутка (танец племени зулусов под национальную музыку)

 

3. Чем заняты африканцы?

 

- работа с учебником, работа с картой «Африка. Страны и занятия населения» - определяют виды занятий населения

 

-Перечислите основные виды занятий африканцев. С какими проблемами они сталкиваются?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:

- добывают полезные ископаемые: ½ мировой добычи алмазов, 1/5 урана, фосфоритов и золота, 1/10 –нефти.

- заняты в с/х (собирают 9/10 ямса, 2/3 какао, 2/5 проса и сорга, выращивают хлопчатник, чай, бананы, кофе, арахис). Сами питаются скромно: сорго, просо, кукурузу, пшеницу, на экваторе – клубнеплоды: ямс, кассаву; а также-бананы.

- животноводство пастбищного типа. В тропических районах его почти нет из-за мухи це-це, в районах расселения мусульман по религиозным убеждениям не разводят свиней.

 

6.Обобщение и систематизация знаний

К каким основным расам относится население Африки?

Назовите народы Африки? Где они проживают?

Назовите регионы Африки?

 

7. Работа с картой:

Игра «Дуэль» с участием учеников

 

8.Рефлексия:

слайд 10

Продолжите высказывания:

Мало кто знает, а я знаю:

Мало кто знает, а я знаю, что вы работали очень хорошо.

 

9.Домашнее задание

слайд 11

Д/задание: Изучить параграф , составить тест из 5 вопросов по теме «Население Африки»

Синквейн

1

существительное

2

прилагательных

3

глагола

предложение

Существительное – синоним первому существительному.

 

Маршрутный ЛИСТ урока по теме: «Путешествие по Африке».

 

Задание №1: Ответьте на вопрос:

-Почему колонизаторы заинтересовались Африкой?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №2: Используя политическую карту определите 5 крупнейших государств Африки и нанесите их на контурные карты.

Задание №3:

Определите виды занятий населения Африки

-Перечислите основные виды занятий африканцев. С какими проблемами они сталкиваются?__________________________________________________________________________________

- внимательно прочитайте текст, найдите и зачеркните неправильные суждения о материке Африка. После выполнения - взаимопроверка в парах.

«И вот сбылась моя мечта! Волны Тихого океана плещутся о берег Африки. Ах, Африка - самый большой материк планеты! Как же я мечтал тебя увидеть; эти шапки снегов по берегам реки Нил, а эти проливные дожди, длящиеся по три месяца на севере материка? Да, Африка, ты навсегда останешься в моей памяти, как обладатель самых высоких и удивительно красивых гор мира - Драконовых! А население, всегда мечтал познакомиться с обычаями и традициями знаменитых племен пигмеев и нилотов! Я обещаю тебе - я вернусь!»

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×