Урок информационной безопасности "На орбите Интернета" | Мой кабинет. Работа №340217. Номер работы: №340217
Тема безопасности в сети Интернет довольно сложная, данный урок информационной безопасности направлен на повышение уровня информационной безопасности детей и молодежи и привлечение внимания родительской и педагогической общественности к проблеме обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве.
На орбите Интернета
урок информационной безопасности
Цель мероприятия: уберечь детей от негативных явлений в сети Интернет, воспитать грамотных и ответственных пользователей.
Здравствуйте, ребята! Тема нашего мероприятия довольно серьезная и сложная: безопасность в сети Интернет. Но, прежде чем мы начнем её обсуждение, нам с вами необходимо вспомнить, что такое Интернет? (ответы детей) Существует множество определений Интернета. Например, ставители энциклопедии «Кирилл и Мефодий» считают, что «Интернет (анг. Internet от лат. inter – между и англ. net - сеть, паутина) – это международная (всемирная) компьютерная сеть электронной связи, объединяющая региональные, национальные, локальные и другие сети».
А кто знает, когда появился Интернет? (ответы) (Днем рождения сети Интернет можно считать 2 января 1969 г. В этот день Агенство перспективных исследований Министерства обороны США (ARPA) начало работу над проектом связи компьютеров оборонных организаций. В результате выполнения этого проекта была создана сеть ARPANET).
Люди активно пользуются Интернетом уже много десятилетий, за это время Глобальная Сеть, со всеми сервисами уже стала обыденной вещью, которой в современном мире редко кого можно удивить. Однако, более ста лет назад Интернет считался технологией будущего, нечто из рода фантастики!
Мало кто знает, что многие писатели-фантасты прошлого пытались вообразить работу информационной сети. Может быть, кто-то из вас увлекается научной фантастикой, и знает этих авторов?
Тогда, я думаю, вам будет интересно и познавательно послушать о некоторых из этих писателей.
1837 год. Владимир Одоевский. Роман-утопия «4338-й год: Петербургские письма». В этом произведении действие происходит в
4338 году. Роман состоит из писем, которые писал китайский студент Ипполит Цунгуев своим сокурсникам. В этих письмах и был описан прообраз интернета.
«…между знакомыми домами устроены магнетические телеграфы, посредством которых живущие на далеком расстоянии разговаривают друг с другом».
Интересно, что помимо переписки посредством дальней электросвязи, писатель смог описать и подобие современного блога:
«Наконец сегодня мы получили домашнюю газету от первого здешнего министра, где, между прочим, и мы приглашены были к нему на вечер. Надобно тебе знать, что во многих домах, особенно между теми, которые имеют большие знакомства, издаются подобные газеты; ими заменяется обыкновенная переписка. Обязанность издавать такой журнал раз в неделю или ежедневно возлагается в каждом доме на столового дворецкого. Это делается очень просто: каждый раз, получив приказание от хозяев, он записывает все ему сказанное, потом в камер-обскуру снимает нужное число экземпляров и рассылает их по знакомым. В этой газете помещаются обыкновенно извещение о здоровье или болезни хозяев и другие домашние новости, потом разные мысли, замечания, небольшие изобретения, а также и приглашения; когда же бывает зов на обед, то и le menu».
Прочитав этот отрывок, и сделав поправку на современные технологии, можно четко увидеть, что домашняя газета выступает прообразом странички в социальных сетях.
1898 год. Марк Твен. Научно-фантастическая повесть «Из лондонской «Таймс» за 1904 год».
В этом произведении описывается некий «телеэлектроскоп» - изобретение, представляющее собой телефонную систему на основе, которой создавалась всемирная сеть для распространения информации. Если задуматься, речь идет о современном Интернете. «…телеэлектроскоп стали применять повсюду, и вскоре его подключили к телефонной системе во всех странах мира. Так был создан усовершенствованный «всемирный телефон», и теперь каждый мог видеть все, что делается на свете, и обсуждать всевозможные события с людьми, находящимися от него за тридевять земель».
1901 год. Герберт Уэллс «Предвидения о воздействии прогресса механики и науки на человеческую жизнь».
Автор делится своим видением на жизнь людей в будущем. Внимания заслуживает его высказывание относительно телефонов, на которые писатель возлагал надежды, реализованные позже интернет-связью.
«Вы только подумайте о том, что будет осуществляться при помощи телефона, когда он войдет в общее употребление. Труд шатания по лавкам почти отпадет: вы распорядитесь по телефону и вам хотя бы за сто миль от Лондона вышлют любой товар; в одни сутки все заказанное будет доставлено вам на дом, осмотрено и в случае непригодности отправлено обратно. Хозяйка дома, вооружившись трубкою и не двигаясь с места, будет иметь в своем распоряжении местных поставщиков и все крупные лондонские магазины, театральную кассу, почтовую контору, извозчичью биржу, доктора…
С помощью телефона можно будет и работать, не выходя из дома, например, заключать сделки.
И отпадет необходимость держать контору в центре города и ежедневно ездить на работу».
1909. Эдвард Форстер. Повесть «Машина останавливается».
Сюжет этой повести прост: люди очень сильно становятся зависимы от Машины – искусственного интеллекта, который был построен когда-то в прошлом. Со временем люди перестают выходить на улицу, полностью переходят на виртуальное общение и деградируют физически. Но из-за какого-то сбоя Машина останавливается… Что случится с людьми? Читайте в книге.
Удивительно, как автор смог больше века назад вообразить и так подробно описать, как сначала прогресс привел людей к столь хорошей и замечательной жизни, а впоследствии, все обернулось полнейшей деградацией.
Так, Эдвард Форстер в начале 20-го века описал интернет-зависимость – большую проблему века 21-го.
1946 год. Мюррей Лейнер. Рассказ «Логический компьютер по имени Джо».
Этот рассказ был написан в самом начале компьютерной эры. Автор предсказал появление персональных компьютеров с выходом в интернет и проблем, связанных с их использованием. В рассказе множество компьютеров (логиков) объединено в одну всемирную сеть, которая контролирует работу банков, коммуникаций, транспортных систем и т.д.
По сюжету происходит сбой в, результате которого, один из компьютеров обретает собственную личность и начинает делать бесчинства, распространяя по сети информацию «нежелательного» характера. В современном мире такими вещами занимается сами люди.
1950 год. Айзек Азимов. «Мультивак».
Мультивак фигурирует в произведениях Азимова как мощный, глобальный компьютер, который управляет всей жизнью на земле.
«У Мультивака не было какого-то определенного помещения. Его присутствие было глобальным: все точки земного шара связывались между собой проводами, оптическими волокнами, микроволнами. Мозг Мультивака был разделен на сотни частей, но функционировал как единое целое. Его терминалы были разбросаны по всей планете, и хоть один из них да находился поблизости от каждого из пяти миллионов жителей.
Времени хватало на всех, поскольку Мультивак мог персонально общаться с каждым человеком одновременно, не отвлекаясь при этом от мировых проблем».
Такая характеристика вполне подходит для современного Интернета:
это глобальная сеть без какого-либо центра;
связь компьютеров обеспечивается как по проводам, так и с помощью беспроводных технологий;
информация хранится на множестве серверов;
доступ к Интернету есть практически во всех населённых пунктах мира.
1961 год. Братья Стругатские и «Большой Всепланетный Информаторий» Информаторий относиться к «Миру Полудня», в который вошло ряд известных произведений Стругатских. БВИ – огромное хранилище информации с гибким механизмом поиска. На момент написания первого романа этого цикла в Америке только зарождались идеи создания глобальной сети.
1966 год. Сергей Снегов в романе-трилогии «Люди как боги» В этом произведении также говориться о всемирном хранителе знаний под названием «Большая Академическая Машина». Все сохраняемые знания обязательно должны быть проверены и доказаны. Можно сказать, что Снегов предсказал Википедию.
Интернет является одним из свидетельств, что будущее уже наступило. Всего столетие назад он считался вымыслом и фантастикой, а сегодня доступ к Интернету есть практически в каждом доме, как электричество и отопление.
Безусловно, с появлением Интернета жизнь людей очень сильно изменилась. Сеть объединяет людей и делает нашу жизнь проще, она может быть очень полезной для обучения, работы, общения с друзьями или для отдыха.
Однако, как и в реальном мире, в Интернете может быть очень опасно.
Подумайте и вспомните, какие угрозы вы уже встречали во время работы за компьютером? (ответы)
Психолог В. Паксеваткина классифицирует Интернет-угрозы следующим образом:
(на слайде высвечиваются классификация в виде ребусов).
Для того чтобы увидеть, какие риски существуют в Интернете необходимо разгадать ребусы.
1.Контентные риски.
2. Коммуникационные риски.
3. Потребительские риски.
4. Электронные риски.
Давайте рассмотрим подробнее каждый вид рисков.
Контентные риски (разнообразные материалы, содержащие вредоносную (опасную), противозаконную и неэтичную информацию). Столкнуться с ними можно практически везде. Это и сайты, и социальные сети, и блоги, и
торре
н
ты
, и
видеохостинги
, фактически все, что сейчас существует в Интернете. Зачастую подобный материал может при
й
ти от незнакомца по почте в виде спама или сообщения.
Коммуникационные риски связаны с межличностными о
т
ношениями
интернет-пользователей
и включают в себя риск подвергнуться оскорблениям и нападкам со стороны других. Примерами таких рисков могут быть: незаконные контакты (например,
груминг
),
киберпреследования
,
кибербуллинг
и др. Для подобных целей используются ра
з
личные чаты, онлайн-
мессенджеры
(ICQ,
talk
,
Skype
и др.), социальные сети, сайты знакомств, форумы, блоги и т.д
..
Потребительские риски, в частности
кибермошенничество
(причинение материального или иного ущерба путем хищения личной информации пользователя (номера банко
в
ских счетов, паспортные данные, коды, пароли и т.д.).
Электронные риски (различное программное обеспечение (вирусы, черви, «троянские кони», шпионские программы, боты и т.д.), которое может нанести вред компьютеру и нарушить конфиденциальность хранящейся в нем инфо
р
мации).
Теперь вы знаете, сколько опасностей таит в себе Интернет! Давайте с вами обсудим, что делать и как всего этого избежать.
Недостоверная информация.
В Интернете есть много информации, которую никак нельзя назвать ни полезной, ни надежной. Вы должны помнить, что абсолютно любой может опубликовать информацию в Интернете.
Относитесь к информации внимательно. Всегда проверяйте собранную в Сети информацию по другим источникам. Для проверки материалов обратитесь к другим сайтам или к газетам, журналам и книгам
Преступники в Интернете.
Так же, как и в обычной жизни, в Интернете есть преступники, они устанавливают контакты с детьми при обмене сообщениями, по электронной почте, для того, чтобы узнать подробности о вашей семье, о родителях и использовать эту информацию в преступных мошеннических целях.
Запомните! Если кто-нибудь начинает задавать вам вопросы личного характера, прекращайте любые контакты по электронной почте, в системе обмена сообщениями. Не разглашайте личные данные, в том числе фамилию, домашний адрес, номера телефонов, название школы, адрес электронной почты, фамилии друзей или родственников, возраст или дату рождения. Никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете.
Интернет-хулиганство.
Соблюдайте культуру общения в Интернете. Необходимо уважать собеседников в Интернет; правила хорошего тона действуют одинаково в Интернет и в реальной жизни.
Вредоносные программы.
Как уже было сказано, к вредоносным программам относятся вирусы, черви и «троянские кони» это компьютерные программы, которые могут нанести вред вашему компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут использовать ваш компьютер для распространения своих копий на компьютеры ваших друзей, родственников, коллег и по всей остальной глобальной Cети. Как этих опасностей избежать? Никогда не открывайте никаких вложений, поступивших с электронным письмом, за исключением тех случаев, когда вы ожидаете, получение вложения и точно знаете содержимое такого файла. Скачивая файлы, обязательно читайте предупреждения об опасности. Устанавливайте на компьютере последние антивирусные средства.
Азартные игры.
Разница между игровыми сайтами и сайтами с азартными играми состоит в том, что на игровых сайтах обычно содержатся настольные и словесные игры, аркады и головоломки. Здесь не тратятся деньги. В отличие от игровых сайтов, на сайтах с азартными играми люди проигрывают деньги. Помните, что нельзя играть на деньги. Подобные развлечения используются создателями для получения прибыли. Игроки больше теряют деньги, нежели выигрывают. Играйте в не менее увлекательные игры, но которые не предполагают использование денег.
Интернет зависимость.
Интернет зависимость - это большое количество проблем поведения и контроля над влечениями. Признаки Интернет зависимости:
пристрастие к виртуальным знакомствам избыто
ч
ность знакомых и друзей в сети Интернет;
навязчивая потребность в сети игра в онлайновые азартные игры.
А теперь давайте разберем ситуации, в которых может оказаться каждый из вас, и обсудим, как нужно правильно поступить.
1. Вы нашли в Интернете программу, о которой давно мечтали и скачали. Активируя программу в компьютере, уже перед завершением процесса, вы прочитали следующее сообщение: «Для получения бесплатного сообщения с кодом введите номер вашего мобильного телефона». Как вы поступите?
2. Находясь в Интернете, вы открыли очень важную для вас страничку. Но компьютер тут же отреагировал: «Этот файл угрожает безопасности вашего компьютера, содержит троянскую программу». Каковы ваши дальнейшие действия?
3. На сайте «Одноклассники» вы познакомились с классным парнем (или классной девчонкой). Через некоторое время «новый друг» просит встречи с вами на «нейтральной территории». Опишите ваши действия.
4. Для скачивания файла в Интернете потребовали введения ваших личных данных. Как вы поступите?
(обсуждение каждой ситуации)
И в завершение мероприятия давайте еще раз сформулируем меры предосторожности при работе в Интернете:
Не входите на незнакомые сайты.
Никогда не посылайте никому свой пароль.
Если пришло незнакомое вложение, ни в коем случае не з
а
пускайте его, а лучше сразу удалите и очистите корзину.
Старайтесь использовать для паролей трудно запоминаемый набор цифр и букв.
Никогда не сообщайте свои имя, номер телефона, адрес проживания или учебы, любимые места отдыха или пров
е
дения досуга.
Если вас что-то пугает в работе компьютера, немедленно выключите его. Расскажите об этом родителям или другим взрослым.
Всегда сообщайте взрослым обо всех случаях в Интернете, которые вызвали у вас смущение или тр
евогу.
Никогда не отправляете
SMS
-сообщения и не вводите свой номер телефона на сомнительных сайтах при регистрации.
Скачивая файлы, обязательно читайте предупреждения об опасности.
Никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете. О подобных предложениях немедленно расскажите родителям.
Прекращайте любые контакты по электронной почте, в с
и
стеме обмена мгновенными сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вам вопросы личного хара
к
тера. Расскажите об этом родителям.