Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Урок информационной безопасности "На орбите Интернета" | Менжинская Ольга Владимировна. Работа №340218. Номер работы: №340218

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 Тема безопасности в сети Интернет довольно сложная, данный урок информационной безопасности направлен на повышение уровня информационной безопасности детей и молодежи и привлечение внимания родительской и педагогической общественности к проблеме обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве.

На орбите Интернета

урок информационной безопасности

 

Цель мероприятия: уберечь детей от негативных явлений в сети Интернет, воспитать грамотных и ответственных пользователей.

Здравствуйте, ребята! Тема нашего мероприятия довольно серьезная и сложная: безопасность в сети Интернет. Но, прежде чем мы начнем её обсуждение, нам с вами необходимо вспомнить, что такое Интернет? (ответы детей) Существует множество определений Интернета. Например, ставители энциклопедии «Кирилл и Мефодий» считают, что «Интернет (анг. Internet от лат. inter – между и англ. net - сеть, паутина) – это международная (всемирная) компьютерная сеть электронной связи, объединяющая региональные, национальные, локальные и другие сети».

А кто знает, когда появился Интернет? (ответы) (Днем рождения сети Интернет можно считать 2 января 1969 г. В этот день Агенство перспективных исследований Министерства обороны США (ARPA) начало работу над проектом связи компьютеров оборонных организаций. В результате выполнения этого проекта была создана сеть ARPANET).

Люди активно пользуются Интернетом уже много десятилетий, за это время Глобальная Сеть, со всеми сервисами уже стала обыденной вещью, которой в современном мире редко кого можно удивить. Однако, более ста лет назад Интернет считался технологией будущего, нечто из рода фантастики!

Мало кто знает, что многие писатели-фантасты прошлого пытались вообразить работу информационной сети. Может быть, кто-то из вас увлекается научной фантастикой, и знает этих авторов?

Тогда, я думаю, вам будет интересно и познавательно послушать о некоторых из этих писателей.

1837 год. Владимир Одоевский. Роман-утопия «4338-й год: Петербургские письма». В этом произведении действие происходит в

4338 году. Роман состоит из писем, которые писал китайский студент Ипполит Цунгуев своим сокурсникам. В этих письмах и был описан прообраз интернета.

«…между знакомыми домами устроены магнетические телеграфы, посредством которых живущие на далеком расстоянии разговаривают друг с другом».

Интересно, что помимо переписки посредством дальней электросвязи, писатель смог описать и подобие современного блога:

«Наконец сегодня мы получили домашнюю газету от первого здешнего министра, где, между прочим, и мы приглашены были к нему на вечер. Надобно тебе знать, что во многих домах, особенно между теми, которые имеют большие знакомства, издаются подобные газеты; ими заменяется обыкновенная переписка. Обязанность издавать такой журнал раз в неделю или ежедневно возлагается в каждом доме на столового дворецкого. Это делается очень просто: каждый раз, получив приказание от хозяев, он записывает все ему сказанное, потом в камер-обскуру снимает нужное число экземпляров и рассылает их по знакомым. В этой газете помещаются обыкновенно извещение о здоровье или болезни хозяев и другие домашние новости, потом разные мысли, замечания, небольшие изобретения, а также и приглашения; когда же бывает зов на обед, то и le menu».

Прочитав этот отрывок, и сделав поправку на современные технологии, можно четко увидеть, что домашняя газета выступает прообразом странички в социальных сетях.

1898 год. Марк Твен. Научно-фантастическая повесть «Из лондонской «Таймс» за 1904 год».

В этом произведении описывается некий «телеэлектроскоп» - изобретение, представляющее собой телефонную систему на основе, которой создавалась всемирная сеть для распространения информации. Если задуматься, речь идет о современном Интернете. «…телеэлектроскоп стали применять повсюду, и вскоре его подключили к телефонной системе во всех странах мира. Так был создан усовершенствованный «всемирный телефон», и теперь каждый мог видеть все, что делается на свете, и обсуждать всевозможные события с людьми, находящимися от него за тридевять земель».

1901 год. Герберт Уэллс «Предвидения о воздействии прогресса механики и науки на человеческую жизнь».

Автор делится своим видением на жизнь людей в будущем. Внимания заслуживает его высказывание относительно телефонов, на которые писатель возлагал надежды, реализованные позже интернет-связью.

«Вы только подумайте о том, что будет осуществляться при помощи телефона, когда он войдет в общее употребление. Труд шатания по лавкам почти отпадет: вы распорядитесь по телефону и вам хотя бы за сто миль от Лондона вышлют любой товар; в одни сутки все заказанное будет доставлено вам на дом, осмотрено и в случае непригодности отправлено обратно. Хозяйка дома, вооружившись трубкою и не двигаясь с места, будет иметь в своем распоряжении местных поставщиков и все крупные лондонские магазины, театральную кассу, почтовую контору, извозчичью биржу, доктора…

С помощью телефона можно будет и работать, не выходя из дома, например, заключать сделки.

И отпадет необходимость держать контору в центре города и ежедневно ездить на работу».

1909. Эдвард Форстер. Повесть «Машина останавливается».

Сюжет этой повести прост: люди очень сильно становятся зависимы от Машины – искусственного интеллекта, который был построен когда-то в прошлом. Со временем люди перестают выходить на улицу, полностью переходят на виртуальное общение и деградируют физически. Но из-за какого-то сбоя Машина останавливается… Что случится с людьми? Читайте в книге.

Удивительно, как автор смог больше века назад вообразить и так подробно описать, как сначала прогресс привел людей к столь хорошей и замечательной жизни, а впоследствии, все обернулось полнейшей деградацией.

Так, Эдвард Форстер в начале 20-го века описал интернет-зависимость – большую проблему века 21-го.

1946 год. Мюррей Лейнер. Рассказ «Логический компьютер по имени Джо».

Этот рассказ был написан в самом начале компьютерной эры. Автор предсказал появление персональных компьютеров с выходом в интернет и проблем, связанных с их использованием. В рассказе множество компьютеров (логиков) объединено в одну всемирную сеть, которая контролирует работу банков, коммуникаций, транспортных систем и т.д.

По сюжету происходит сбой в, результате которого, один из компьютеров обретает собственную личность и начинает делать бесчинства, распространяя по сети информацию «нежелательного» характера. В современном мире такими вещами занимается сами люди.

1950 год. Айзек Азимов. «Мультивак».

Мультивак фигурирует в произведениях Азимова как мощный, глобальный компьютер, который управляет всей жизнью на земле.

«У Мультивака не было какого-то определенного помещения. Его присутствие было глобальным: все точки земного шара связывались между собой проводами, оптическими волокнами, микроволнами. Мозг Мультивака был разделен на сотни частей, но функционировал как единое целое. Его терминалы были разбросаны по всей планете, и хоть один из них да находился поблизости от каждого из пяти миллионов жителей.

Времени хватало на всех, поскольку Мультивак мог персонально общаться с каждым человеком одновременно, не отвлекаясь при этом от мировых проблем».

Такая характеристика вполне подходит для современного Интернета:

это глобальная сеть без какого-либо центра;

связь компьютеров обеспечивается как по проводам, так и с помощью беспроводных технологий;

информация хранится на множестве серверов;

доступ к Интернету есть практически во всех населённых пунктах мира.

1961 год. Братья Стругатские и «Большой Всепланетный Информаторий» Информаторий относиться к «Миру Полудня», в который вошло ряд известных произведений Стругатских. БВИ – огромное хранилище информации с гибким механизмом поиска. На момент написания первого романа этого цикла в Америке только зарождались идеи создания глобальной сети.

1966 год. Сергей Снегов в романе-трилогии «Люди как боги» В этом произведении также говориться о всемирном хранителе знаний под названием «Большая Академическая Машина». Все сохраняемые знания обязательно должны быть проверены и доказаны. Можно сказать, что Снегов предсказал Википедию.

Интернет является одним из свидетельств, что будущее уже наступило. Всего столетие назад он считался вымыслом и фантастикой, а сегодня доступ к Интернету есть практически в каждом доме, как электричество и отопление.

Безусловно, с появлением Интернета жизнь людей очень сильно изменилась. Сеть объединяет людей и делает нашу жизнь проще, она может быть очень полезной для обучения, работы, общения с друзьями или для отдыха.

Однако, как и в реальном мире, в Интернете может быть очень опасно.

Подумайте и вспомните, какие угрозы вы уже встречали во время работы за компьютером? (ответы)

Психолог В. Паксеваткина классифицирует Интернет-угрозы следующим образом:

(на слайде высвечиваются классификация в виде ребусов).

Для того чтобы увидеть, какие риски существуют в Интернете необходимо разгадать ребусы.

1.Контентные риски.

2. Коммуникационные риски.

3. Потребительские риски.

4. Электронные риски.

Давайте рассмотрим подробнее каждый вид рисков.

Контентные риски (разнообразные материалы, содержащие вредоносную (опасную), противозаконную и неэтичную информацию). Столкнуться с ними можно практически везде. Это и сайты, и социальные сети, и блоги, и

торре

н

ты

, и

видеохостинги

, фактически все, что сейчас существует в Интернете. Зачастую подобный материал может при

й

ти от незнакомца по почте в виде спама или сообщения.

Коммуникационные риски связаны с межличностными о

т

ношениями

интернет-пользователей

и включают в себя риск подвергнуться оскорблениям и нападкам со стороны других. Примерами таких рисков могут быть: незаконные контакты (например,

груминг

),

киберпреследования

,

кибербуллинг

и др. Для подобных целей используются ра

з

личные чаты, онлайн-

мессенджеры

(ICQ,

Google

talk

,

Skype

и др.), социальные сети, сайты знакомств, форумы, блоги и т.д

..

Потребительские риски, в частности

кибермошенничество

(причинение материального или иного ущерба путем хищения личной информации пользователя (номера банко

в

ских счетов, паспортные данные, коды, пароли и т.д.).

Электронные риски (различное программное обеспечение (вирусы, черви, «троянские кони», шпионские программы, боты и т.д.), которое может нанести вред компьютеру и нарушить конфиденциальность хранящейся в нем инфо

р

мации).

Теперь вы знаете, сколько опасностей таит в себе Интернет! Давайте с вами обсудим, что делать и как всего этого избежать.

Недостоверная информация.

В Интернете есть много информации, которую никак нельзя назвать ни полезной, ни надежной. Вы должны помнить, что абсолютно любой может опубликовать информацию в Интернете.

Относитесь к информации внимательно. Всегда проверяйте собранную в Сети информацию по другим источникам. Для проверки материалов обратитесь к другим сайтам или к газетам, журналам и книгам

Преступники в Интернете.

Так же, как и в обычной жизни, в Интернете есть преступники, они устанавливают контакты с детьми при обмене сообщениями, по электронной почте, для того, чтобы узнать подробности о вашей семье, о родителях и использовать эту информацию в преступных мошеннических целях.

Запомните! Если кто-нибудь начинает задавать вам вопросы личного характера, прекращайте любые контакты по электронной почте, в системе обмена сообщениями. Не разглашайте личные данные, в том числе фамилию, домашний адрес, номера телефонов, название школы, адрес электронной почты, фамилии друзей или родственников, возраст или дату рождения. Никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете.

Интернет-хулиганство.

Соблюдайте культуру общения в Интернете. Необходимо уважать собеседников в Интернет; правила хорошего тона действуют одинаково в Интернет и в реальной жизни. 

Вредоносные программы.

Как уже было сказано, к вредоносным программам относятся вирусы, черви и «троянские кони» это компьютерные программы, которые могут нанести вред вашему компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут использовать ваш компьютер для распространения своих копий на компьютеры ваших друзей, родственников, коллег и по всей остальной глобальной Cети. Как этих опасностей избежать? Никогда не открывайте никаких вложений, поступивших с электронным письмом, за исключением тех случаев, когда вы ожидаете, получение вложения и точно знаете содержимое такого файла. Скачивая файлы, обязательно читайте предупреждения об опасности. Устанавливайте на компьютере последние антивирусные средства.

Азартные игры.

Разница между игровыми сайтами и сайтами с азартными играми состоит в том, что на игровых сайтах обычно содержатся настольные и словесные игры, аркады и головоломки. Здесь не тратятся деньги. В отличие от игровых сайтов, на сайтах с азартными играми люди проигрывают деньги. Помните, что нельзя играть на деньги. Подобные развлечения используются создателями для получения прибыли. Игроки больше теряют деньги, нежели выигрывают. Играйте в не менее увлекательные игры, но которые не предполагают использование денег.

Интернет зависимость.

Интернет зависимость - это большое количество проблем поведения и контроля над влечениями. Признаки Интернет зависимости:

пристрастие к виртуальным знакомствам избыто

ч

ность знакомых и друзей в сети Интернет;

навязчивая потребность в сети игра в онлайновые азартные игры. 

А теперь давайте разберем ситуации, в которых может оказаться каждый из вас, и обсудим, как нужно правильно поступить.

1. Вы нашли в Интернете программу, о которой давно мечтали и скачали. Активируя программу в компьютере, уже перед завершением процесса, вы прочитали следующее сообщение: «Для получения бесплатного сообщения с кодом введите номер вашего мобильного телефона». Как вы поступите?

2. Находясь в Интернете, вы открыли очень важную для вас страничку. Но компьютер тут же отреагировал: «Этот файл угрожает безопасности вашего компьютера, содержит троянскую программу». Каковы ваши дальнейшие действия?

3. На сайте «Одноклассники» вы познакомились с классным парнем (или классной девчонкой). Через некоторое время «новый друг» просит встречи с вами на «нейтральной территории». Опишите ваши действия.

4. Для скачивания файла в Интернете потребовали введения ваших личных данных. Как вы поступите? 

(обсуждение каждой ситуации)

И в завершение мероприятия давайте еще раз сформулируем меры предосторожности при работе в Интернете:

Не входите на незнакомые сайты.

Никогда не посылайте никому свой пароль.

Если пришло незнакомое вложение, ни в коем случае не з

а

пускайте его, а лучше сразу удалите и очистите корзину.

Старайтесь использовать для паролей трудно запоминаемый набор цифр и букв.

Никогда не сообщайте свои имя, номер телефона, адрес проживания или учебы, любимые места отдыха или пров

е

дения досуга.

Если вас что-то пугает в работе компьютера, немедленно выключите его. Расскажите об этом родителям или другим взрослым.

Всегда сообщайте взрослым обо всех случаях в Интернете, которые вызвали у вас смущение или тр

евогу.

Никогда не отправляете

SMS

-сообщения и не вводите свой номер телефона на сомнительных сайтах при регистрации.

Скачивая файлы, обязательно читайте предупреждения об опасности.

Никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете. О подобных предложениях немедленно расскажите родителям.

Прекращайте любые контакты по электронной почте, в с

и

стеме обмена мгновенными сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вам вопросы личного хара

к

тера. Расскажите об этом родителям.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×