Название статьи:
Урок иностранного языка как благоприятная среда для развития одаренных детей. Этапы и формы работы с одаренными детьми. | Митрофанова Марина Николаевна. Работа №220462
Дата публикации:
21.09.2019
Автор:
Митрофанова Марина Николаевна
Описание:
Автор: Митрофанова Марина Николаевна
Работа с одаренными детьми - одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Ее основная цель - способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и по-настоящему одаренных детей.
Урок иностранного языка как благоприятная среда для развития одаренных детей. Этапы и формы работы с одаренными детьми.
Выполнила: учитель английского языка
МБОУ Цивильская СОШ№2
Митрофанова Марина Николаевна
Прогресс цивилизации зависит от людей творческих, людей одарённых. Важнейшая задача общества в этой связи - сохранить и развить одаренность каждого. Поэтому нам, педагогам, в своей повседневной практической деятельности приходиться быть очень внимательным к каждому ребенку, его способностям и особенностям.
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и по-настоящему одаренных детей.
Статистика гласит, что всего лишь 10% детей одарены от природы, а 80% обладают определенными способностями, которые могут раскрыться в определенных ситуациях, при определенных методах работы педагога. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая личность, зависит от множества причин. Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития личности ребенка, стимулировать творческую деятельность одаренных и способных детей. Именно поэтому я пытаюсь на уроках английского языка строить работу так, чтобы дети могли погрузиться в творческий процесс, воспитать в них стремление к постижению и открытию нового.
Психолог Теплов Борис Михайлович понятие одаренность трактует как обеспечение успешности в какой-либо деятельности не отдельной способностью, а своеобразным их сочетанием, которые характеризуют личность.
Такое понимание одаренности требует целостного подхода к обучению, воспитанию и развитию. Одарен не сам по себе ум человека, а одарена его личность.
Необходимо учитывать и тот факт, что развитие одаренности происходит не только в системе обучения и воспитания, но имеет свои собственные закономерности, свою внутреннюю логику, определяющие индивидуальность. Отсюда вытекает необходимость создания условий работы с одаренными детьми:
- сохранение индивидуальности;
- поддержка собственной познавательной потребности;
- знание психологических особенностей одаренных.
Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель. А ученики у нас разные. Не секрет, что в каждом классе есть ученики, различные по способностям: слабые, средние и способные, и даже одаренные. Из курса психологии мы помним, что характеризует одаренного или способного ребенка: отличная память, высокий уровень мышления и интеллекта, хорошо развитая речь, большой словарный запас (качества со знаком +), но также характерными для него являются неприязнь к традиционным методам обучения, стремление к лидерству, повышенные требования к себе и окружающим, стремление к совершенству во всем, а также нетерпимость, даже снобизм (качества со знаком -). Способные, а тем более одаренные дети быстро схватывают объяснения учителя, легко овладевают материалом, коммуникативными умениями. Им недостает темпа продвижения, сложности и оригинальности заданий, отвечающих особенностям их познавательной деятельности.
Работа с одаренными детьми – одна из приоритетных областей. И касается эта работа, прежде всего, конечно, лексико-грамматического аспекта языка. Именно учитель отбирает материал, составляет тесты, задания, анализирует тесты и составляет новые задания на устранение допущенных ошибок. Учитель же находит такие задания (для устной речи, например), которые развивали бы и творческое начало в ученике, дивергентное мышление – т.е. способность ответить на один и тот же проблемный вопрос разными способами; такие задания, которые развивали бы критическое, аналитическое мышление, задания, провоцирующие ученика на поиск выхода из ситуации. И, наконец, что тоже является очень важным, если не самым важным: учитель учит одаренных детей (да и обычных) пользоваться источниками информации, т.е. заниматься самообразованием. Наверное, нет необходимости говорить о том, что занятия с одаренными детьми – это процесс взаимообогащающий и взаиморазвивающий.
Есть у нас в школе немало детей, одаренных в другом плане – так называемые правополушарные дети – дети, талантливые, способные играть на сцене, читать стихи, петь песни. Не всегда эти дети имеют высокие способности к языку, но, как правило, имеют хорошее произношение и слух. Таких детей я привлекаю к внеклассной работе: дети участвуют в конкурсах на произношение, песенных фестивалях, праздниках на иностранных языках.
Ну, а если говорить об уроке? Если не занимать таких одаренных детей специальными заданиями – заданиями повышенной сложности, проблемными, творческими, то ребенка можно потерять как ученика. Такие дети, сделав свое задание быстро и качественно, сидят и с нетерпением ждут, когда другие закончат выполнение задания, либо от безделья начинают рисовать, читать что-либо, или с интересом смотрят, а что же будет дальше в учебнике. Ну как тут не задуматься над тем, чем и как занять детей. И здесь начинается творческий поиск – осуществляется дифференцированный подход. Если обычному ученику нужно сделать 10 заданий, то способному ученику – 15. Если задание для всех – ответить на вопросы, то одаренному – ответить и объяснить, почему он так думает; если задание – пересказать текст, то одаренному – проанализировать поступки героев, сделать выводы.
Кроме того, все чаще применяю новые технологии, которые отвечают критериям личностно-ориентированного образования – т.е. в нашем случае – помогают работе с одаренными детьми. В своей работе я использую метод проектов, развивающее, проблемное обучение, элементы технологии развитие критического мышления, модульное обучение.
Одним из наиболее эффективных средств работы с одарёнными детьми по иностранному языку по праву считается тест.
Основное отличие теста от традиционной работы состоит в том, что он всегда предполагает измерение.
Цель тестов - выявить, в какой степени учащиеся овладели тем или иным языковым материалом.
Так, в работе со способными учащимися я использую:
-альтернативные тесты;
-тесты множественного выбора;
-тесты перекрёстного выбора;
-тесты на подстановку, замену;
-клоуз-тесты
Научно обоснованное и методически грамотно организованное тестирование позволит учителю осуществить столь необходимую обратную связь, обеспечивающую управление учебным процессом, и способствовать, таким образом, повышению эффективности обучения иностранному языку.
На сегодняшний день тестирование стало актуальным в связи с переходом школ к Единому государственному экзамену.
Cистему работы с одаренными детьми по английскому языку можно разделить на три части:
1-урочная деятельность - традиционные уроки, инновационные уроки: уроки с ИКТ, проекты, круглый стол, экскурсия, диспут, дебаты, пресс-конференция, ролевая игра, интегрированные уроки;
2-внеклассная работа: предметные олимпиады, предметные декады, спецкурсы, научно-исследовательская работа, консультации, творческие домашние задания;
3-система дополнительного образования – дистанционные олимпиады, дистанционные курсы, самостоятельная работа учащихся, языковой портфолио.
На наш взгляд, реализация создания условий для развития личности в обучении иностранному языку происходит в основном, на учебных занятиях, то есть на уроке, где учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, уровень предметных знаний и уровень обученности в целом. Урок является основой для работы с одаренными детьми, но в данном случае он требует иной композиции, иного содержания и иной организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Существует четыре основных подхода в работе с одаренными детьми: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация. Все эти подходы требуют нестандартных форм урока, таких, как дифференцированная работа, разноуровневая технология, создание проектов, уроки с ИКТ, урок-дебаты, урок-экскурсия, урок-телемост, ролевая игра, интегрированный урок, что позволяет поддерживать и сохранять интерес к предмету, развитию познавательной деятельности учащихся, базируясь на фактах, явлениях, социокультурном компоненте исторического развития нации. Дифференцированный подход в данном случае означает определение количества, качества и последовательности упражнений, заданий, задач, требующих выполнение различных по количеству и качеству ментальных операций. Самым ценным в данной точке зрения является то, что это происходит незримо для учащихся, то есть они работают все в одном ключе, к примеру, обсуждают прочитанный текст, жизненную ситуацию, необычный случай, поступок.
Разноуровневая технология – когда одаренные дети собираются в одну группу на уроке иностранного языка и занимаются по особой программе.
Большое внимание уделяю учебному сотрудничеству – работе в команде или группе. Суть этой технологии в том, что на уроках ребята объединяются в небольшие группы по 3-4 человека, и им дается одно общее задание. При этом оговариваются роли каждого ученика в выполнении задания. Возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно – за результат всей группы. Поэтому сильные ученики заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь слабый ученик, досконально разобрались в материале. Сильный ученик выполняет роль учителя: в процессе обсуждения исправляет ошибки, помогает понять прочитанное, грамматические структуры, усвоить лексику и т.д. То есть он обучает, но с другой стороны обучается сам; например, объясняя правило, он сам повторяет его, систематизирует. В то же время он приобретает очень ценные человеческие качества: готовность помочь, ответственность, толерантность.
Очень важным моментом является то, что при обучении в сотрудничестве учитель тоже приобретает новую, очень важную роль – организатора самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него появляется больше возможностей дифференцировать процесс обучения, используя возможности межличностной коммуникации школьников в процессе их совместной деятельности для совершенствования своих умений
На своих уроках я использую разноуровневые задания, индивидуальные формы работы, направленные на повышение мотивации к изучению иностранных языков. Мною разработаны тесты по страноведению, грамматике. Учащиеся привлекаются к разработке и проведению интеллектуальных марафонов. Проводятся индивидуальные задания с одаренными детьми, им даются домашние задания повышенной трудности с использованием внепрограммного материала по интересам, особенно при подготовке учащихся к школьным и городским олимпиадам, конкурсам
В каждом классе, где я работаю есть, как правило, учащиеся лингвистически одаренные (1-2), способные в той или иной мере к обучению иностранному языку (5-6) и нераскрывшиеся (2-3). С этими детьми проводиться целенаправленная работа: используются разноуровневые задания, индивидуальные формы работы, опережающие задания, творческие задания.
Работая по принципу Языку нельзя научить, языку можно только научиться, я стараюсь использовать на уроках такие задания, которые стимулировали бы
-творческое мышление,
- развивали познавательный интерес к предмету,
-творческую инициативу,
-исследовательскую активность,
- коммуникативные возможности,
-артистизм.
В работе с одаренными детьми я использую интерактивную методику, т.к. интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение и основанное на взаимодействии участников образовательного процесса. А, как известно, иностранный язык является и целью, и средством обучения. Поэтому в данном случае информационные потоки двусторонние.
Интерактивные технологии очень разнообразны. Проектный метод является активным способом обучения одаренных детей. Это практический и действенный метод всестороннего развития одаренности ребенка, воспитания его самостоятельности и успешности обучения. Преимущества проектной деятельности очевидны, потому что она:
включает в себя интегрированную межкультурную работу;
оказывает содействие социальному и культурному развитию;
через привлечение к продуктивной деятельности дети могут ощутить радость успеха;
придает учебному процессу динамичность и привлекательность;
проекты развивают независимость, так как дети учатся не только иметь свое собственное мнение, но и принимать решения;
проект всесторонне развивает ребенка, обогащает его образовательный уровень
положительно влияет на эмоциональное развитие ребенка.
Важным компонентом при организации обучения проектным методом является социальное взаимодействие, поскольку межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет видеть проблему, создать атмосферу творчества, комфортности, что способствует проявлению индивидуальности каждого ученика.
Но это требует от учителя определенной этапности в работе:
А- учитель предлагает проблему для обсуждения, итогом работы является личностная позиция учителя по данной проблеме, которую он излагает учащимся логично и доказательно (как образец);
Б- ученики сами определяют проблему и коллективно решают выделенную проблему;
В-ученики сами определяют и решают проблему.
Таким образом, учитель как профессионал и как личность, является основным субъектом дидактического процесса, который должен иметь:
- соответствующую теоретическую и практическую подготовку для работы с одаренными детьми;
- умение распознать признаки одаренности;
- умение строить обучение в соответствии с результатами диагностирования;
- доброжелательность, чуткость, наличие чувства юмора;
- эмоциональная стабильность;
- умение координировать свои действия с действиями родителей.
- способность к самоанализу;
Творческие задания – это такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизведения информации, а творчества, т.е. содержат элементы неизвестности и имеют несколько правильных ответов.
Творческие задания составляют основу любого интерактивного занятия. Они придают смысл обучению, мотивируют учащихся. Неизвестность ответа и возможность найти своё собственное правильное решение, основанное на своем личном опыте и опыте своего друга, дают возможность для развития сотрудничества всех участников образовательного процесса.
Требования к творческим заданиям:
- развивать познавательный интерес к предмету;
-будить творческую инициативу;
- не иметь однозначного решения;
-стимулировать творческое мышление;
-развивать исследовательскую активность;
-совершенствовать коммуникативные возможности;
- максимально служить целям обучения.
Виды творческих заданий:
-подготовка докладов;
-написание эссе;
-подготовка презентаций;
-написание реферата;
-литературные переводы;
-создание стихотворений по образцу
-иллюстрации текстов или стихотворений;
-создание открыток к праздникам;
-исполнение ролей;
-подготовка проектов;
-постановка спектаклей;
-составление кроссвордов, ребусов, словарей.
Целесообразно весь школьный процесс работы с лингвистически одаренными детьми разбить на три этапа:
1 этап – мотивационный (2-4 класс)
На этом этапе происходит развитие интереса учащихся к предмету, выявляется группа лидеров. Дети привлекаются к участию в классных и школьных концертах (чтение стихов и исполнение песен на изучаемом языке), выполняют самые простые творческие задания (изготовление открыток и приглашений).
При проектировании видов деятельности на данном этапе необходимо опираться на принцип успешности: обучение будет эффективным в том случае, если учащиеся получат радость от того, что они делают.
2 этап – формирующий (5-7класс)
На этом этапе происходит формирование творческой деятельности и основ исследовательской деятельности. На уроках технологии перевода учащиеся знакомятся с адаптированными образцами художественной литературы страны изучаемого языка и последующей постановкой на сцене отрывков или целых спектаклей, организацией конкурса чтецов на иностранном языке, различных викторин, КВН-ов, работой над проектами.
Это этап создания ситуаций для исследования, которые открывают учащимся новые увлекательные темы, идеи и области знания. Это достигается и на уроках и во внеурочное время (элективы, консультации) через использование проблемных ситуаций, видео-экскурсий, презентаций, сообщений о культуре, спорте, об известных людях страны изучаемого языка.
3 этап – развивающий (8-11класс)
На этом этапе происходит активное вовлечение учащихся в реферативную, исследовательскую, проектную деятельность, а также деятельность, связанную с личным социальным развитием. Развитие осуществляется со всеми учащимися в рамках обычного учебного процесса, а с одаренными и способными детьми на спецкурсах и профильных предметах.
Говоря в целом о работе с одаренными детьми, нужно отметить три основных момента:
- эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен, и задача учителя научить его выражать себя так, чтобы его понимали окружающие, не подавляя его индивидуальность;
-педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть профессионально готовы к тому, что уровень способностей детей может быть выше, чем у учителя;
-сверхзадачей педагога в данном случае вовсе не является подготовка профессиональных лингвистов или специалистов гуманитарных наук.
Основными традиционными формами работы с лингвистически одаренными детьми были и остаются:
- олимпиады (на 3-этапах), интернет-олимпиады
- конкурсы (сочинений, чтецов, спектаклей, переводов, рефератов, эссе и слоганов, НИР)
- фестивали
- конференции
- организация языковых лагерей
- создание профильных групп и классов
- сотрудничество с вузами.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что при обучении в сотрудничестве учитель тоже приобретает новую, очень важную роль – организатора и вдохновителя самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него больше появляется возможностей дифференцировать процесс обучения, используя возможности межличностной коммуникации школьников в процессе совместной деятельности для совершенствования своих умений.
Важно также подчеркнуть, что каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь максимально возможного уровня развития. Именно поэтому, учитывая особенности работы с одаренными детьми, мы сможем реализовать тот потенциал, который заложен в одаренном ребенке.
Говоря словами Эриха Фромма, развитие и обучение ребенка должно определяться не столько тем, что человек имеет, сколько тем, что он есть, что он может сделать с тем, что он имеет.
HYPER13PAGE HYPER15
1
Скачать работу
Выполнила: учитель английского языка
МБОУ Цивильская СОШ№2
Митрофанова Марина Николаевна
Прогресс цивилизации зависит от людей творческих, людей одарённых. Важнейшая задача общества в этой связи - сохранить и развить одаренность каждого. Поэтому нам, педагогам, в своей повседневной практической деятельности приходиться быть очень внимательным к каждому ребенку, его способностям и особенностям.
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и по-настоящему одаренных детей.
Статистика гласит, что всего лишь 10% детей одарены от природы, а 80% обладают определенными способностями, которые могут раскрыться в определенных ситуациях, при определенных методах работы педагога. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая личность, зависит от множества причин. Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития личности ребенка, стимулировать творческую деятельность одаренных и способных детей. Именно поэтому я пытаюсь на уроках английского языка строить работу так, чтобы дети могли погрузиться в творческий процесс, воспитать в них стремление к постижению и открытию нового.
Психолог Теплов Борис Михайлович понятие одаренность трактует как обеспечение успешности в какой-либо деятельности не отдельной способностью, а своеобразным их сочетанием, которые характеризуют личность.
Такое понимание одаренности требует целостного подхода к обучению, воспитанию и развитию. Одарен не сам по себе ум человека, а одарена его личность.
Необходимо учитывать и тот факт, что развитие одаренности происходит не только в системе обучения и воспитания, но имеет свои собственные закономерности, свою внутреннюю логику, определяющие индивидуальность. Отсюда вытекает необходимость создания условий работы с одаренными детьми:
- сохранение индивидуальности;
- поддержка собственной познавательной потребности;
- знание психологических особенностей одаренных.
Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель. А ученики у нас разные. Не секрет, что в каждом классе есть ученики, различные по способностям: слабые, средние и способные, и даже одаренные. Из курса психологии мы помним, что характеризует одаренного или способного ребенка: отличная память, высокий уровень мышления и интеллекта, хорошо развитая речь, большой словарный запас (качества со знаком +), но также характерными для него являются неприязнь к традиционным методам обучения, стремление к лидерству, повышенные требования к себе и окружающим, стремление к совершенству во всем, а также нетерпимость, даже снобизм (качества со знаком -). Способные, а тем более одаренные дети быстро схватывают объяснения учителя, легко овладевают материалом, коммуникативными умениями. Им недостает темпа продвижения, сложности и оригинальности заданий, отвечающих особенностям их познавательной деятельности.
Работа с одаренными детьми – одна из приоритетных областей. И касается эта работа, прежде всего, конечно, лексико-грамматического аспекта языка. Именно учитель отбирает материал, составляет тесты, задания, анализирует тесты и составляет новые задания на устранение допущенных ошибок. Учитель же находит такие задания (для устной речи, например), которые развивали бы и творческое начало в ученике, дивергентное мышление – т.е. способность ответить на один и тот же проблемный вопрос разными способами; такие задания, которые развивали бы критическое, аналитическое мышление, задания, провоцирующие ученика на поиск выхода из ситуации. И, наконец, что тоже является очень важным, если не самым важным: учитель учит одаренных детей (да и обычных) пользоваться источниками информации, т.е. заниматься самообразованием. Наверное, нет необходимости говорить о том, что занятия с одаренными детьми – это процесс взаимообогащающий и взаиморазвивающий.
Есть у нас в школе немало детей, одаренных в другом плане – так называемые правополушарные дети – дети, талантливые, способные играть на сцене, читать стихи, петь песни. Не всегда эти дети имеют высокие способности к языку, но, как правило, имеют хорошее произношение и слух. Таких детей я привлекаю к внеклассной работе: дети участвуют в конкурсах на произношение, песенных фестивалях, праздниках на иностранных языках.
Ну, а если говорить об уроке? Если не занимать таких одаренных детей специальными заданиями – заданиями повышенной сложности, проблемными, творческими, то ребенка можно потерять как ученика. Такие дети, сделав свое задание быстро и качественно, сидят и с нетерпением ждут, когда другие закончат выполнение задания, либо от безделья начинают рисовать, читать что-либо, или с интересом смотрят, а что же будет дальше в учебнике. Ну как тут не задуматься над тем, чем и как занять детей. И здесь начинается творческий поиск – осуществляется дифференцированный подход. Если обычному ученику нужно сделать 10 заданий, то способному ученику – 15. Если задание для всех – ответить на вопросы, то одаренному – ответить и объяснить, почему он так думает; если задание – пересказать текст, то одаренному – проанализировать поступки героев, сделать выводы.
Кроме того, все чаще применяю новые технологии, которые отвечают критериям личностно-ориентированного образования – т.е. в нашем случае – помогают работе с одаренными детьми. В своей работе я использую метод проектов, развивающее, проблемное обучение, элементы технологии развитие критического мышления, модульное обучение.
Одним из наиболее эффективных средств работы с одарёнными детьми по иностранному языку по праву считается тест.
Основное отличие теста от традиционной работы состоит в том, что он всегда предполагает измерение.
Цель тестов - выявить, в какой степени учащиеся овладели тем или иным языковым материалом.
Так, в работе со способными учащимися я использую:
-альтернативные тесты;
-тесты множественного выбора;
-тесты перекрёстного выбора;
-тесты на подстановку, замену;
-клоуз-тесты
Научно обоснованное и методически грамотно организованное тестирование позволит учителю осуществить столь необходимую обратную связь, обеспечивающую управление учебным процессом, и способствовать, таким образом, повышению эффективности обучения иностранному языку.
На сегодняшний день тестирование стало актуальным в связи с переходом школ к Единому государственному экзамену.
Cистему работы с одаренными детьми по английскому языку можно разделить на три части:
1-урочная деятельность - традиционные уроки, инновационные уроки: уроки с ИКТ, проекты, круглый стол, экскурсия, диспут, дебаты, пресс-конференция, ролевая игра, интегрированные уроки;
2-внеклассная работа: предметные олимпиады, предметные декады, спецкурсы, научно-исследовательская работа, консультации, творческие домашние задания;
3-система дополнительного образования – дистанционные олимпиады, дистанционные курсы, самостоятельная работа учащихся, языковой портфолио.
На наш взгляд, реализация создания условий для развития личности в обучении иностранному языку происходит в основном, на учебных занятиях, то есть на уроке, где учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, уровень предметных знаний и уровень обученности в целом. Урок является основой для работы с одаренными детьми, но в данном случае он требует иной композиции, иного содержания и иной организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Существует четыре основных подхода в работе с одаренными детьми: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация. Все эти подходы требуют нестандартных форм урока, таких, как дифференцированная работа, разноуровневая технология, создание проектов, уроки с ИКТ, урок-дебаты, урок-экскурсия, урок-телемост, ролевая игра, интегрированный урок, что позволяет поддерживать и сохранять интерес к предмету, развитию познавательной деятельности учащихся, базируясь на фактах, явлениях, социокультурном компоненте исторического развития нации. Дифференцированный подход в данном случае означает определение количества, качества и последовательности упражнений, заданий, задач, требующих выполнение различных по количеству и качеству ментальных операций. Самым ценным в данной точке зрения является то, что это происходит незримо для учащихся, то есть они работают все в одном ключе, к примеру, обсуждают прочитанный текст, жизненную ситуацию, необычный случай, поступок.
Разноуровневая технология – когда одаренные дети собираются в одну группу на уроке иностранного языка и занимаются по особой программе.
Большое внимание уделяю учебному сотрудничеству – работе в команде или группе. Суть этой технологии в том, что на уроках ребята объединяются в небольшие группы по 3-4 человека, и им дается одно общее задание. При этом оговариваются роли каждого ученика в выполнении задания. Возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно – за результат всей группы. Поэтому сильные ученики заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь слабый ученик, досконально разобрались в материале. Сильный ученик выполняет роль учителя: в процессе обсуждения исправляет ошибки, помогает понять прочитанное, грамматические структуры, усвоить лексику и т.д. То есть он обучает, но с другой стороны обучается сам; например, объясняя правило, он сам повторяет его, систематизирует. В то же время он приобретает очень ценные человеческие качества: готовность помочь, ответственность, толерантность.
Очень важным моментом является то, что при обучении в сотрудничестве учитель тоже приобретает новую, очень важную роль – организатора самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него появляется больше возможностей дифференцировать процесс обучения, используя возможности межличностной коммуникации школьников в процессе их совместной деятельности для совершенствования своих умений
На своих уроках я использую разноуровневые задания, индивидуальные формы работы, направленные на повышение мотивации к изучению иностранных языков. Мною разработаны тесты по страноведению, грамматике. Учащиеся привлекаются к разработке и проведению интеллектуальных марафонов. Проводятся индивидуальные задания с одаренными детьми, им даются домашние задания повышенной трудности с использованием внепрограммного материала по интересам, особенно при подготовке учащихся к школьным и городским олимпиадам, конкурсам
В каждом классе, где я работаю есть, как правило, учащиеся лингвистически одаренные (1-2), способные в той или иной мере к обучению иностранному языку (5-6) и нераскрывшиеся (2-3). С этими детьми проводиться целенаправленная работа: используются разноуровневые задания, индивидуальные формы работы, опережающие задания, творческие задания.
Работая по принципу Языку нельзя научить, языку можно только научиться, я стараюсь использовать на уроках такие задания, которые стимулировали бы
-творческое мышление,
- развивали познавательный интерес к предмету,
-творческую инициативу,
-исследовательскую активность,
- коммуникативные возможности,
-артистизм.
В работе с одаренными детьми я использую интерактивную методику, т.к. интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение и основанное на взаимодействии участников образовательного процесса. А, как известно, иностранный язык является и целью, и средством обучения. Поэтому в данном случае информационные потоки двусторонние.
Интерактивные технологии очень разнообразны. Проектный метод является активным способом обучения одаренных детей. Это практический и действенный метод всестороннего развития одаренности ребенка, воспитания его самостоятельности и успешности обучения. Преимущества проектной деятельности очевидны, потому что она:
включает в себя интегрированную межкультурную работу;
оказывает содействие социальному и культурному развитию;
через привлечение к продуктивной деятельности дети могут ощутить радость успеха;
придает учебному процессу динамичность и привлекательность;
проекты развивают независимость, так как дети учатся не только иметь свое собственное мнение, но и принимать решения;
проект всесторонне развивает ребенка, обогащает его образовательный уровень
положительно влияет на эмоциональное развитие ребенка.
Важным компонентом при организации обучения проектным методом является социальное взаимодействие, поскольку межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет видеть проблему, создать атмосферу творчества, комфортности, что способствует проявлению индивидуальности каждого ученика.
Но это требует от учителя определенной этапности в работе:
А- учитель предлагает проблему для обсуждения, итогом работы является личностная позиция учителя по данной проблеме, которую он излагает учащимся логично и доказательно (как образец);
Б- ученики сами определяют проблему и коллективно решают выделенную проблему;
В-ученики сами определяют и решают проблему.
Таким образом, учитель как профессионал и как личность, является основным субъектом дидактического процесса, который должен иметь:
- соответствующую теоретическую и практическую подготовку для работы с одаренными детьми;
- умение распознать признаки одаренности;
- умение строить обучение в соответствии с результатами диагностирования;
- доброжелательность, чуткость, наличие чувства юмора;
- эмоциональная стабильность;
- умение координировать свои действия с действиями родителей.
- способность к самоанализу;
Творческие задания – это такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизведения информации, а творчества, т.е. содержат элементы неизвестности и имеют несколько правильных ответов.
Творческие задания составляют основу любого интерактивного занятия. Они придают смысл обучению, мотивируют учащихся. Неизвестность ответа и возможность найти своё собственное правильное решение, основанное на своем личном опыте и опыте своего друга, дают возможность для развития сотрудничества всех участников образовательного процесса.
Требования к творческим заданиям:
- развивать познавательный интерес к предмету;
-будить творческую инициативу;
- не иметь однозначного решения;
-стимулировать творческое мышление;
-развивать исследовательскую активность;
-совершенствовать коммуникативные возможности;
- максимально служить целям обучения.
Виды творческих заданий:
-подготовка докладов;
-написание эссе;
-подготовка презентаций;
-написание реферата;
-литературные переводы;
-создание стихотворений по образцу
-иллюстрации текстов или стихотворений;
-создание открыток к праздникам;
-исполнение ролей;
-подготовка проектов;
-постановка спектаклей;
-составление кроссвордов, ребусов, словарей.
Целесообразно весь школьный процесс работы с лингвистически одаренными детьми разбить на три этапа:
1 этап – мотивационный (2-4 класс)
На этом этапе происходит развитие интереса учащихся к предмету, выявляется группа лидеров. Дети привлекаются к участию в классных и школьных концертах (чтение стихов и исполнение песен на изучаемом языке), выполняют самые простые творческие задания (изготовление открыток и приглашений).
При проектировании видов деятельности на данном этапе необходимо опираться на принцип успешности: обучение будет эффективным в том случае, если учащиеся получат радость от того, что они делают.
2 этап – формирующий (5-7класс)
На этом этапе происходит формирование творческой деятельности и основ исследовательской деятельности. На уроках технологии перевода учащиеся знакомятся с адаптированными образцами художественной литературы страны изучаемого языка и последующей постановкой на сцене отрывков или целых спектаклей, организацией конкурса чтецов на иностранном языке, различных викторин, КВН-ов, работой над проектами.
Это этап создания ситуаций для исследования, которые открывают учащимся новые увлекательные темы, идеи и области знания. Это достигается и на уроках и во внеурочное время (элективы, консультации) через использование проблемных ситуаций, видео-экскурсий, презентаций, сообщений о культуре, спорте, об известных людях страны изучаемого языка.
3 этап – развивающий (8-11класс)
На этом этапе происходит активное вовлечение учащихся в реферативную, исследовательскую, проектную деятельность, а также деятельность, связанную с личным социальным развитием. Развитие осуществляется со всеми учащимися в рамках обычного учебного процесса, а с одаренными и способными детьми на спецкурсах и профильных предметах.
Говоря в целом о работе с одаренными детьми, нужно отметить три основных момента:
- эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен, и задача учителя научить его выражать себя так, чтобы его понимали окружающие, не подавляя его индивидуальность;
-педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть профессионально готовы к тому, что уровень способностей детей может быть выше, чем у учителя;
-сверхзадачей педагога в данном случае вовсе не является подготовка профессиональных лингвистов или специалистов гуманитарных наук.
Основными традиционными формами работы с лингвистически одаренными детьми были и остаются:
- олимпиады (на 3-этапах), интернет-олимпиады
- конкурсы (сочинений, чтецов, спектаклей, переводов, рефератов, эссе и слоганов, НИР)
- фестивали
- конференции
- организация языковых лагерей
- создание профильных групп и классов
- сотрудничество с вузами.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что при обучении в сотрудничестве учитель тоже приобретает новую, очень важную роль – организатора и вдохновителя самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него больше появляется возможностей дифференцировать процесс обучения, используя возможности межличностной коммуникации школьников в процессе совместной деятельности для совершенствования своих умений.
Важно также подчеркнуть, что каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь максимально возможного уровня развития. Именно поэтому, учитывая особенности работы с одаренными детьми, мы сможем реализовать тот потенциал, который заложен в одаренном ребенке.
Говоря словами Эриха Фромма, развитие и обучение ребенка должно определяться не столько тем, что человек имеет, сколько тем, что он есть, что он может сделать с тем, что он имеет.
HYPER13PAGE HYPER15
1