Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Урок истории и обществознания в контексте реализации ФГОС ООО, ИКС 2021 года. | Козлова Оксана Сергеевна. Работа №351516

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое общеобразовательное пространство. Сущность которой выражается в переориентации системы образования на новые подходы, создание современной школы, такой школы, которая способна раскрыть личность, способна воспитать в детях интерес к образованию, к учебе; способна быть современной, адекватной жизни образовательной системой. Базовым элементом в модернизации школьного исторического образования является обновление Федеральных государственных образовательных стандартов. Сегодня необходимо знать, какие требования к образованию предъявляют стандарты второго поколения и использовать новые подходы в работе. И в Федеральном законе об образовании в Российской Федерации, и в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования приоритетной целью образования становится уже не передача суммы знаний, а развитие личности каждого ученика, способного к определениям своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Тема выступления:

Урок истории и обществознания в контексте реализации ФГОС ООО, ИКС 2021 года.

 

МАОУ «СОШ №2» г. Заводоуковск

Козлова О.С.

РМО

Апрель, 2023 год.

 

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое общеобразовательное пространство. Сущность которой выражается в переориентации системы образования на новые подходы, создание современной школы, такой школы, которая способна раскрыть личность, способна воспитать в детях интерес к образованию, к учебе; способна быть современной, адекватной жизни образовательной системой. Базовым элементом в модернизации школьного исторического образования является обновление Федеральных государственных образовательных стандартов. Сегодня необходимо знать, какие требования к образованию предъявляют стандарты второго поколения и использовать новые подходы в работе. И в Федеральном законе об образовании в Российской Федерации, и в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования приоритетной целью образования становится уже не передача суммы знаний, а развитие личности каждого ученика, способного к определениям своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

В современной России образование служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения.

В качестве главного результата в модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества.

Важными целями образования должны стать:

- развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;

- умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства);

- готовность к сотрудничеству, развитие способностей к созидательной деятельности;

- толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Что является отличительной особенностью нового стандарта?

- Это деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося;

- система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, стандарт называет реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.

Какие изменения нужны в первую очередь

1. Ценностное переосмысление профессионального взгляда на свою специальность.

2. Ориентация на повышение уровня своей компетентности.

3. Принятие ответственности за результаты работы.

Стандарт общего образования включает в себя:

- новые цели образования;

- новые средства обучения;

- новые технологии обучения;

- новое содержание образования;

- новое целеполагание для учителей и обучающихся;

- новые требования к подготовке учителя.

Предметные результаты изучения обществознания должны отражать:

1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

3) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

4) освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

5) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

 

В процессе перехода к ФГОС происходит обновление не только целей и содержания школьного обществоведческого образования, но и приоритетов его развития. Каковы же его приоритеты развития современного образования? Прежде всего:

- превращение знания из цели в средство;

- учить способам познавательной, практической деятельности;

- применять компетентностный подход;

- субъект - субъективные отношения, выстраиваемые по горизонтали, отношения двунаправленные;

- использование интерактивных, развивающих технологий;

- развитие универсальных учебных действий;

- главная цель образования - развитие личности, ее социализация.

Новый стандарт обучения предусматривает формирование ключевых компетенций:

- информационной;

- социальной;

- коммуникативной;

- предметной.

Типы уроков ФГОС:

- урок «открытия» нового знания;

- урок комплексного применения знаний и умений;

- урок актуализации знаний и умений;

- урок систематизации и обобщения знаний и умений;

- урок контроля знаний и умений;

- урок коррекции знаний, умений и навыков;

- комбинированный урок;

- урок рефлексии;

- урок развивающего контроля.

Этапы организации современного урока :

1. Изучение содержания учебного материала.

2. Определение целей урока.

3. Уточнение типа урока.

4. Уточнение вида урока.

5. Выбор методов и приемов.

6. Планирование учебного материала урока.

Как же построить урок истории и обществознания, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.

1. Урок должен быть эффективным, а не эффектным.

2. Материал должен излагаться на научной основе, но в доступной форме.

3. Построение урока должно строго соответствовать теме.

4. Поставленные задачи урока - развивающие, образовательные, воспитывающие должны иметь конечный результат.

5. Ученики должны четко представлять себе, для чего и с какой целью изучают данный материал, где он пригодится им в жизни.

6. На уроке должна создаваться атмосфера сопричастности и интереса учащихся к изучаемому материалу.

7. Добиваться того, чтобы ученики сами выдвигали программу поиска знаний, что является высшим уровнем проблемности.

8. В процессе урока необходимо:

- рациональное использование наглядности, дидактического материала и ТСО;

- разнообразие активных форм и методов обучения;

- дифференцированный подход в обучении;

- четкая организация мыслительной деятельности учеников;

- создание атмосферы педагогики сотрудничества и творчества;

- правильное соотношение индукции и дедукции в процессе работы над соответствующим материалом;

- наличие на каждом конкретном уроке своих дидактических задач, которые зависят прежде всего от целевого назначения и типа урока;

- совершенствование обучающимися навыков самоконтроля;

- урок любого типа должен не только давать знания, но и воспитывать детей.

9. Логичность, умение выделять главное в изучаемом материале и грамотно ставить вопросы.

10. Последовательная постановка целей урока и его этапов.

11. Проверка домашнего задания с установкой на усвоение нового материала (актуализация знаний).

12. Изучение нового материала, начиная с простого, и постепенное его усложнение.

13. Подготовка обучающихся к восприятию домашнего задания и готовности его выполнить.

14. Комментирование домашнего задания.

15. Методически правильно использовать наглядность, ТСО и др.

16. Использовать активные формы опроса, позволяющие вовлечь всех обучающихся в работу при проверке домашнего задания.

17. Оценка реального продвижения каждого ученика, поощрение и поддерживание минимальных успехов.

18. Принятие и поощрение собственной позиции ученика.

19. Стиль, тон отношений, задаваемые на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

20. На уроке должно осуществляться глубокое личностное воздействие «учитель- ученик» (через отношения, совместную деятельность).

 

 

 

 

Сравнительный анализ примерной рабочей программы основного общего образования «Обществознание» и программы «Обществознание» по действующим стандартам (6 - 7 классы)

 

Новое в программе

В сравнении с предыдущим вариантом примерной рабочей программы по обществознанию изменился порядок прохождения модулей (разделов) по классам. Обновленные ФГОС предусматривают изменения модулей обучения. В основном изменения касаются курсов обществознания 6 и 7 классов.

Сравнение примерной рабочей программы 2021г

В содержательном разделе

Новые разделы, темы

Курс обществознания 6 класса включает темы

«Экономика»,

«Политика»,

«Глобальные проблемы современности» с учетом

возрастных

особенностеи

̆.

В 6 классе школьники знакомятся с человеком и его социальным окружением, с современным ему обществом.

Курс обществознания 7 класса включает раздел

«Правовые отношения»,

«Основы

российского

права».

В 7 классе школьники получают научные представления о социальных ценностях и социальных нормах, а также об основах российского права.

Курс обществознания 8 класса включает тему

«Основы

финансовои

̆ грамотности»,

элементы тем «Налоговое правомерное поведение»,

«Антикоррупционное просвещение».

В 8 классе школьникам предстоит более подробное знакомство с экономической и культурной жизнью общества.

Курс обществознания 9 класса включает новое видение темы

«Человек в современном изменяющемся мире».

В 9 классе школьники более подробно и развёрнуто познакомятся с политической и социальной сферами, а также взаимоотношениями человека и государства.

В каких привычных

разделах/темах произошли

изменения по содержанию

 

В курс обществознания 7 класса

добавлен раздел «Право» с адаптацией к возрасту учащихся.

Включены советы, ситуации о

дееспособности учащихся в налоговом поведении. В разделе

«Политика» рассматриваются ситуации с антикоррупционными

действиями.

В курс обществознания для 8 класса в

раздел «Экономика» добавлена

тема «Финансовая грамотность»,

рассматривается налоговая политика государства

в контексте правомерного налогового поведения граждан РФ.

В разделе «Политика» рассматриваются формы

противодействия коррупции и её негативное влияние

на российское общество.

 

Особенности использования реализуемых УМК при переходе на обновленные ФГОС ООО

Что надо проверить в РП (2022/2023 уч. г.)

6 класс

Раздел в примерной рабочей программе

(указаны только темы, ранее не представленные

к изучению в классе)

Рекомендации по компенсации недостающего содержания

Человек и его социальное окружение

Все темы в УМК для 6 класса присутствуют

Ресурс: Моя школа (каталог материалов): https://myschool.edu.ru/

Общество, в котором мы живём

Что такое общество

Что такое экономика

Политическая жизнь общества

Культурная жизнь

Развитие общества

Глобальные проблемы современности

и возможности их решения

7 класс, учебник

«Обществознание. 7 класс»

под редакцией Л. Н. Боголюбова

уроки: https://resh.edu.ru/

учебники: https://tepka.ru/

7 класс

Социальные ценности и нормы

Принципы и нормы морали

Моральный выбор

Право и его роль в жизни общества

8 класс, учебник «Обществознание. 8 класс»

под редакцией Л. Н. Боголюбова

9 класс, учебник «Обществознание. 9 класс»

под редакцией Л. Н. Боголюбова

уроки: https://resh.edu.ru/

учебники: https://tepka.ru/

Человек как участник правовых отношений

Правоотношения и их особенности Правонарушение и юридическая ответственность.

Права и свободы человека и гражданина РФ

9 класс, учебник «Обществознание. 9 класс»

под редакцией Л. Н. Боголюбова

уроки: https://resh.edu.ru/

учебники: https://tepka.ru/

(права ребёнка в России) https://gdemoideti.ru/blog/ru/prava-rebyonka-v-rossii

Основы российского права

Основы гражданского права

Основные виды гражданско-правовых договоров

Основы семейного права

Основы трудового права

Виды юридической ответственности Правоохранительные органы в РФ

9 класс, учебник «Обществознание. 9 класс»

под редакцией̆ Л. Н. Боголюбова

 

уроки: https://resh.edu.ru/

учебники: https://tepka.ru/

 

 

Рекомендуемые ресурсы

Платформа и материалы для дистанционного обучения по обществознанию

Интернет урок (

https://interneturok.ru/

).

Якласс

(

https://www.yaklass.ru/

)

.

Электронные образовательные ресурсы по истории и обществознанию.

«Арзамас» – проект, посвященный истории культуры, гуманитарным наукам. На сайте представлены аудио- и видеолекции, сопроводительные материалы: фотогалереи и кинохроники, интервью со специалистами и списки литературы, игры и тесты, шпаргалки, рекомендации, обзоры, списки, инструкции, хрестоматии, монологи специалистов: https://arzamas.academy/

 

Вебинары и видеолекции (методическая помощь учителю)

1. «Уроки истории и обществознания с цифровыми ресурсами», «Развитие навыков 21 века на уроках истории», ведущий – О. Д. Федоров. https://www.youtube.com/watch?v=RMmT86hpqWk

2. «Игровые технологии на уроках обществознания в старшей школе», ведущий – О. Б. Соболева. Есть мода среди молодежи на компьютерные, настольные, психологические игры. Можно ли этот интерес продуктивно использовать в обучении обществознанию? Ответу на этот вопрос посвящен вебинар: https://www.youtube.com/channel/UCjocXkHPhrvs5AaAYqhvAaw/search?query=соболева

3. Вебинары по обществознанию. Рассматриваются различные аспекты содержания и методики преподавания предмета: https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/materialy/predmet-obshchestvoznanie_type-vebinar/

4. Проектирование современного урока права в старших классах, ведущий – Е. К. Калуцкая. https://uchitel.club/events/proektirovanie-sovremennogo-uroka-prava-v-starshikh-klassakh/

 

Модуль «Право» традиционно является одним из самых сложных для освоения учащимися. Как организовать процесс подготовки к сложным вопросам? Какие задания и методические приемы использовать? Как включить подготовку к ГИА в уроки обществознания?

Как подготовить учащихся к сложным вопросам по модулю «Право» (ГИА)? Ведущий А. В. Воронцов: https://uchitel.club/events/gia-kak-podgotovit-uchashchikhsya-k-slozhnym-voprosam-po-modulyu-pravo/

Как стимулировать познавательную и социальную активность обучающихся на уроках обществознания, какие методические приемы использовать, как проектировать задания, стимулирующие эти виды активности? https://uchitel.club/events/stimulirovanie-poznavatelnoy-i-sotsialnoy-aktivnosti-obuchayushchikhsya/

Панельная дискуссия «Что важнее формировать на уроках истории и обществознания: hard skills или soft skillshttps://uchitel.club/events/panelnaya-diskussiya-chto-vazhnee-formirovat-na-urokakh-istorii-i-obshch/

 

 

Успешность современного педагога :

- способность управлять собой;

- разумные личные ценности;

- четкие личные цели;

- постоянный личностный рост;

- умение решать проблемы;

- изобретательность и способность к инновационному творчеству.

 

Спасибо за внимание!

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×