Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Урок истории «Значение и цена победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». 9 класс | Шарова Татьяна Александровна. Работа №347366

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Урок истории «Значение и цена победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». 9 классДидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации и способов деятельности

Образовательные цели:

        Охарактеризовать итоги Второй мировой войны;

        Показать вклад СССР в разгроме фашизма.

Воспитательные цели:

         Создать условия для воспитания гражданственности, патриотизма, для создания личностного отношения к истории Великой Отечественной войны;

         Раскрыть антигуманную сущность войны;

         Воспитывать у учащихся уважение к старшему поколению, выстоявшему в тяжелейших условиях.

 

 

Урок истории «Значение и цена победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». 9 класс

 

Шарова Татьяна Александровна,

учитель истории и обществознания

МОУ ООШ д.Лесниково

Советского района Кировской области

Технологическая карта урока

Класс: 9

Тема: Значение и цена победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Тип урока: урок изучения нового материала

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации и способов деятельности

Образовательные цели:

Охарактеризовать итоги Второй мировой войны;

Показать вклад СССР в разгроме фашизма.

Воспитательные цели:

Создать условия для воспитания гражданственности, патриотизма, для создания личностного отношения к истории Великой Отечественной войны;

Раскрыть антигуманную сущность войны;

Воспитывать у учащихся уважение к старшему поколению, выстоявшему в тяжелейших условиях.

Развивающие цели:

Развивать и совершенствовать умения решать проблемные задания, работать с документами, сопоставлять и анализировать данные, извлечённые из исторических источников.

ФОПД: фронтальная и индивидуальная.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, словесный, проблемный, наглядный.

Ожидаемый результат:

Уяснить, что победа советского народа в Великой Отечественной войне далась дорогой ценой.

Мы победили потому, что вся наша страна в едином порыве поднялась на защиту своей Родины.

Эта война стала решением: быть или не быть человечеству.

План урока

1.Значение победы в Великой Отечественной войне для России, мира.

2.Причины и цена победы. Вклад СССР в победу во второй мировой войне.

3.Уроки второй мировой войны.

4.Долг памяти перед победителями фашизма.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и всего человечества как необходимой основой миропонимания и познания современного общества на примете итогов второй мировой войны;

Умения изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность;

Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления истории своей страны и человечества в целом;

Воспитание уважения к историческому наследию народов России.

Метапредметные:

Познавательные:

осмысление учащимися исторического значения Победы нашего народа

в Великой Отечественной войне, вклада СССР в разгром фашизма; формировать умение

извлекать информацию об уроках войны и цене Победы.

Регулятивные

: умение самостоятельно определять цели и формулировать задачи, планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов.

Развивать способность учащихся сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей

.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении, умение работать в группе, выражать свои мысли, своё мнение и аргументировать его, извле

кать и анализировать информацию из разных источников.

Личностные:

воспитание гражданственности, па

триотизма, уважение к Отечеству;

определение личностного отношения к истории Великой Отечественной войны.

Этапы урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Организацион

ный момент

Приветствие, эмоциональный настрой

Организуют рабочее место, проверяют наличие материалов, необходимых на уроке

Организация урока, настрой на работу

Целеполагание и мотивация

Вводное слово учителя, постановка проблемы

Отвечают на вопросы, размышляют над проблемой

Мотивационная готовность к активной деятельности

Актуализация жизненного опыта

Даёт задание для «мозгового штурма»

Работают над заданиями «мозгового штурма»

Понимание целей и значения победы СССР в войне

Изучение нового материала

 

Ставит проблемные вопросы, даёт задания для работы с историческими источниками

 

Отвечают на проблемные вопросы, работают с историческими источниками, высказывают своё мнение, делают выводы

Осознание и осмысление информации, отработка умений работать с источниками, делать выводы

Первичное усвоение знаний

Даёт тест и познавательные задания на выбор

Выполняют тест, выбирают и выполняют познавательные задания

Оценивают правильность выполнения, вносят необходимые коррективы

Подведение итогов

 

Делает вывод по уроку

 

Вместе с учителем делают вывод

 

Усвоение материала по значению и урокам Великой Отечественной войны

Информация о домашнем задании

 

Обеспечивает понимание содержания домашнего задания

Учащиеся выбирают и записывают домашнее задание

Понимание содержания домашнего задания

 

Рефлексия

Соотносит цель урока с полученным результатом

Оценивают свою работу на уроке, выделяют и осознают что усвоено и что нужно усвоить

Осознают причины успеха и неуспеха: качество и уровень усвоения

 

Ход урока

1.Значение победы в Великой Отечественной войне для России, мира.

Вводное слово учителя.

По своим масштабам и разрушительным потерям Великая Отечественная война не знает равных в истории. На мировой характер войны указывают следующие цифры (слайд 1): в ней участвовали 72 страны с населением, составляющим 80% населения планеты, военные действия шли на территории 40 стран. Только в Европе погибло 50 млн. человек. При этом жертвы среди гражданского населения не уступали военным потерям. Так, из 18 млн. человек, попавших в фашистские концентрационные лагеря, было истреблено 11 млн. человек.

Постановка проблемы: В чём значение Победы в Великой Отечественной войне для страны, мира, нашей современной жизни?

«Мозговой штурм». Задания: (слайд 2)

Вспомните события из истории России, которые называют великими?

Почему именно Великая Отечественная война названа в качестве великого события в истории нашей страны?

Какова роль нашей Победы в истории человечества?

Почему через 72 года после завершения войны мы мысленно постоянно возвращаемся к ней?

При обсуждении вопроса учащиеся используют информацию о роли советско-германского фронта в разгроме фашизма, людских и материальных потерях, понесённых нашей страной в ходе Великой Отечественной войны. ( Приложение 1). [1, с.24]

Учитель обращается к цифрам, подводя итоги обсуждаемого (слайд 3).

Всего на советско-германском фронте было разгромлено не менее 2!3 сухопутных сил Германии. Здесь вермахт потерял свыше 73% своего личного состава, около 75% танков, артиллерии и миномётов, свыше 75% авиации.

Важно коллективными усилиями выйти на центральную идею урока: Великая Отечественная война – освободительная война, в ходе которой наша страна отстояла национальную независимость и территориальную целостность, вместе с союзниками спасла мир от фашистского режима. Народ ценой огромных потерь отстоял наше право на жизнь.

Задание классу: Назовите самые значимые события Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Кратко объясните, почему именно эти события вы так оценили?

Задание для учащихся с высоким уровнем подготовленности: Используя источник, определите значение Победы СССР в Великой Отечественной войне (Приложение 2) [1, с.25]

Вывод учителя: «Судьба второй мировой войны решалась на русских полях, а не в африканской пустыне и не на тихоокеанских атоллах». А.И.Уткин, доктор исторических наук[4, с.4]

2.Причины победы. Вклад СССР в победу во второй мировой войне.

Учитель ставит проблемный вопрос: Почему наша страна победила?

Эпиграф к этому этапу урока строки поэта-фронтовика Булаты Окуджавы «Нам нужна одна победа – одна на всех, мы за ценой не постоим».

Потери населения СССР за время второй мировой войны. И.Сталин заявил, что они равны миллионам, Н.Хрущёв говорил о 20 млн. погибших. В докладе М.Горбачёва прозвучало о 27 млн. жизней. К началу войны население СССР составляло 197млн. человек, к 1946 году должно было составить

212 500 000 человек, однако оно составило лишь 168 500 000 человек. Следовательно, потери населения за время войны составили 44 млн. человек. [6, с.25]

Обсуждение проблемы проводится в форме беседы. Учащиеся подводятся к выделению таких истоков победы, как:

Мужество, героизм, стойкость, самоотверженность советских людей, которые понимали, что борьба с врагом и победа над ним – единственная возможность сохранить жизнь своим родным и своей Родине;

Единение народов Советского Союза;

Превосходство советской экономики в обеспечении фронта, героическая работа тыла;

Превосходство советского военного искусства

;

Партизанское движение как составная часть движения Сопротивления;

Создание и деятельность антифашистской коалиции.

Задание для учащихся с высоким уровнем подготовленности: На основании источника выделите упомянутые автором факторы Победы СССР в войне. Какой фактор автор считает главным? Согласны ли вы с его мнением об источниках Победы? Аргументируйте свою точку зрения.

Сообщения о советских полководцах (заранее подготовленные): Г.К.Жукове, И.С.Коневе, Л.А.Говорове (по материалам школьного музея «Маршала Л. А.Говорова и истории села»)

Вывод учителя: В истории нашей страны не было более трагического испытания, чем война, начавшаяся 22 июня 1941 года. Задуманная как война на истребление, она поставила вопрос о нашем историческом выживании. Эта война изменила судьбу всей страны и каждого в ней живущего. «Два обстоятельства спасли нашу страну. Первое – военная промышленность дала меч. Второе, главное, - в час выбора между жизнью и спасением Родины наш солдат бестрепетно пожертвовал жизнью». А.И. Уткин, доктор исторических наук[4,с. 14]

3.Уроки второй мировой войны

Проблемный вопрос: Какими видятся уроки войны и цена Победы?

Победа советского народа в войне была достигнута огромной ценой. Общие людские потери составили около 27 млн. человек, безвозвратные потери армии и флота вместе с пограничниками и внутренними войсками достигли почти 8 млн. 669 тыс. человек.

Каковы же некоторые уроки Победы?

1) Политики должны быть ответственны за свои решения, а сами решения - адекватны интересам страны и народа. Ошибки и просчёты, допущенные накануне Великой Отечественной войны и в ходе неё, дорого обошлись советскому народу.

2) Урок, который является одновременно и утверждающим, и обязывающим, и напоминающим: это сила патриотизма, готовность к защите Родины. Все мы вышли из прошлого, в котором отцы и деды, матери и бабушки защищали Родину, строили и укрепляли страну. Новые поколения должны знать о том, как и почему возникла жестокая и кровавая схватка нашего народа с нацизмом, чем закончилась война и что дала Победа нашему народу, как мы воспользовались её результатами.

В восприятии различных групп населения нашей страны Великая Отечественная война не может быть одинакова: есть люди, прошедшие войну на фронте или в тылу, есть те, кто пережил военное детство, есть послевоенные поколения, есть современная молодёжь.

Для нас, современников, важны такие уроки истории, вытекающие из опыта Великой Отечественной и второй мировой войн:

войны лучше предотвращать;

только сплочение народа может привести к победе;

войну надо изучать многогранно;

важнее всего понять войну через призму проблем: "народ и война", "человек на войне";

о цене Победы надо говорить;

поколение победителей достойно поклонения и уважения.

Для молодёжи 21 века эта война уже стала историей. Но история должна учить их жить в современном мире и строить своё будущее.

Главный урок - это урок ответственности! Ответственности за себя, за свою семью, за Родину. ( Приложение 3) [5]

4. Долг памяти перед победителями фашизма.

В чём состоит наш долг перед соотечественниками-победителями фашизма?

Задание: Выскажите своё мнение о том, в чём заключается долг памяти? В каких делах вы можете проявить себя?

В ходе обсуждения подвести к выводу.

С каждым годом всё меньше остаётся ветеранов-свидетелей той страшной войны, необходимо бережно сохранить их воспоминания: как сражались, во что верили и на что надеялись. Большую ценность для последующих поколений составляют фотографии, письма, документы, справки. Это поможет сделать правильные выводы об истории 20 века. Главной проблемой всех переживших войну является, конечно, здоровье. Они очень озабочены будущим своих детей и внуков, они думают о том, что будет с Россией – ведь они защищали её ценой огромных лишений и ценой жизни своих друзей и родных. И мы знаем, что, для них самым большим удовлетворением будет вера в то, что и отданные жизни, и все лишения не были напрасны, что Россия живёт и процветает. А самой большой наградой для них за это будет память о них. Наша с вами задача окружить заботой и вниманием оставшихся в живых ветеранов войны и тружеников тыла, а также детей войны. Ведь среди них наши с вами прабабушки и прадедушки. Память о войне должна быть в каждой семье. Минута молчания 9 мая должна быть традицией в каждой семье.

Вывод учителя: Мы не должны забывать о тех, кто врывался в сожжённые города, горел в танках, бросался из окопа под ураганный огонь, кто грудью ложился на амбразуру, тащил с поля боя товарища, со связкой гранат бросался под танки врага, кто не щадил своей жизни и всё одолел. Сегодня участников Великой Отечественной войны осталось совсем немного, ведь после окончания войны прошло 72 года. Из нашей деревни ушло на фронт 119 человек, не вернулось 55. Каждая семья бережно хранит память о своих родных, переживших это трагическое время. 9 мая по улицам и нашего населённого пункта, как и по всей стране, шагает бессмертный полк.

Первичная проверка знаний

Учащиеся выполняют тест (правильные ответы проверяются по слайду 6) [3, с.183-186]

Познавательные задания (предлагаются на выбор: с анализом, с комментированием, с личностно-оценочным суждением) (раздаточный материал) [2, с. 21 - 30]

Домашнее задание по выбору:

1.Составить вопросы для викторины «Что я знаю о войне»

2.Мини-сочинение « Ветеран живёт рядом»

3.Акция «Письмо Победы»

Итог урока

Последствия войны ещё долго будут отзываться в сердцах настоящих и будущих поколений. Конечно, с годами возможна переоценка тех или иных событий войны, уточнение потерь, материальных затрат, но никогда нельзя допустить упрощённого взгляда на итоги этой кровавой войны, девальвации подвига советского народа, вынесшего тяжелейшие испытания на своих плечах (слайд 7)

Что понравилось и что не понравилось на уроке и почему.

Продолжить: « Интересным на уроке для меня было…», «У меня появился вопрос…», « Меня удивило...», «Теперь я знаю…».

Достижение запланированных целей урока

Самооценка результатов деятельности учащихся на уроке и соотнесение самооценки с оценкой учителя. Установление степени их соответствия.

Используемая литература

1.Алексашкина Л.Н. Познавательные задания по теме «Вторая мировая война 1939-1945 годы». Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе» №5- 2005г. С. 29-36.

2.Колосков А.Г. Познавательные задания по теме «Великая Отечественная война 1941-1945 годы». Журнал « Преподавание истории и обществознания в школе» №6-2006г. С. 30-35.

3.Хромова И.С. Тесты. История России 9 класс. Тема «Советский союз в годы второй мировой войны». Москва «Дрофа», 2001. С. 183-186

4.Уткин А.И. «Уроки Второй мировой войны». Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе». № 4-5-2008г. С. 10-15.

5.Великая Отечественная война. 1941-1945. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2005.-512с.

6.Журнал « История» №4 2015 г. «Великая Отечественная война 1941-1945» .С.20-28.

Приложение 1

Роль восточного фронта во второй мировой войне

Дата

Всего войск у Германии (дивизии)

На советско-германском фронте

В %

На других фронтах

В%

На оккупированных землях

В%

22.06.1941

217

153

69,6

2

0,9

62

29,5

1.07.1942

241

184

76,3

3

1,2

54

22,5

1.07.1943

296

196

66,0

8

2,7

92

31,3

1.07.1944

334

172

51,8

98

28,8

64

19,2

1.01.1945

300

179

60,5

107

34,9

14

4,5

Людские потери СССР в войне

Общие потери – 27 млн. погибших

Потери Красной армии (в том числе в войне с Японией 1945 г.) – 12 млн. человек:

5,2 млн. – учтённые боевые потери;

1,1 млн. – умершие от ран в госпиталях;

0,6 млн. – погибшие тот болезней;

 

5,1 млн. – пропавшие без вести и попавшие в плен (известно, что 3,3 млн. погибли в немецких лагерях для военнопленных);

Ранение и ожоги получили – 15,2 млн. человек;

Инвалидами стали – 2,6 млн. человек;

От бомбёжек, репрессий, голода и болезней на оккупированных территориях погибло – 13 млн. человек.

Угнано в Германию – 5,3 млн. человек:

2,2 млн. умерло на работах в Германии от плохого питания и жестокого обращения;

0,5 млн., так или иначе служивших оккупационным властям и отступивших на запад с войсками вермахта, не вернулись в СССР.

Приложение 2

30 марта 1941 года. Из дневника Ф.Гальдера

(до 1942 г. начальник генштаба сухопутных войск Германии)

11.00 – Большое заседание у фюрера. Почти 2,5-часовая речь…

Наши задачи в отношении России – разгромить её вооружённые силы, уничтожить государство…

…Колониальные задачи!

Борьба двух идеологий: уничтожающий приговор большевизму не означает социального преступления… речь идёт о борьбе на уничтожение… Мы ведём войну не для того, чтобы законсервировать своего противника. Будущая картина политической карты России: Северная Россия отойдёт к Финляндии; протекторы в Прибалтике, на Украине, в Белоруссии. Борьба против России: уничтожение большевистских комиссаров и коммунистической интеллигенции.

Эта война будет резко отличаться от Запада. На Востоке сама жестокость – благо для будущего.

Из замечаний и предложений по генеральному плану «Ост» рейхсфюрера СС Г.Гиммлера (Начало 1941 г)

Речь идёт не только о разгроме государства с центром в Москве. Достижение этой исторической цели никогда не означало бы полного решения проблемы. Дело заключается, скорее всего, в том, чтобы разгромить русских как народ, разобщить их…

А.В. Лукутин Приложение 3

«Ещё один момент. Я часто спорю со своими коллегами по вопросу: «Должны ли наши дети знать правду о войне?» Как историк, который должен «объективно» подходить к любым вопросам прошлого и настоящего, - отвечу, что безусловно. А как внук кавалера ордена Славы боюсь, что нет, не должны. Вот и борются во мне два человека. Иногда первый побеждает второго.

Великая Отечественная – это мой героический дед, миллионы порушенных жизней, горе, слёзы и чудо человеческое. И обида – как мы, современное поколение, позволяем себе порой относиться к тем, кто выжил?»

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×