Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Урок Изобразительные возможности ОЧП. | Чуй Ольга Александровна. Работа №342485

Дата публикации:
Автор:
Описание:

урок "Изобразительные возможности ОЧП.Использование в художественной литературе предложений с однородными членами как  эмоционально-экспрессивные средства изображения"

Урок обобщения знаний и закрепление  навыков по теме " Однородные члены предложения" на основе анализа художественных произведений русских классиков

 

 

 

 

Открытый урок

на тему:

 

Изобразительные возможности предложений с однородными членами.

Использование в художественной литературе предложений с однородными членами как эмоционально-экспрессивного средства изображения

 

 

8 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:  учитель русского языка и литературы Чуй О.А.

Тема урока: Изобразительные возможности предложений с однородными членами.

Использование в художественной литературе предложений с однородными членами как эмоционально-экспрессивного средства изображения

Цели урока:

Образовательная:

1) актуализация теоретических знаний по теме «Однородные члены предложения» (ОЧП);

2) знакомство с изобразительными возможностями конструкций с ОЧП в художественной речи (подробное, детальное описание героя, окружающей обстановки, природы, образная характеристика действий, поступков и т.д.);исследование использования ОЧП как эмоционально-экспрессивного средства изображения.

3) введение терминов бессоюзие и многосоюзие в речь учащихся,

4) закрепление умения и навыка находить и анализировать ОЧП в художественном тексте, формирование пунктуационной грамотности.

Развивающая:

развитие логического и образного мышления, творческих способностей, познавательного интереса к предмету; развитие у учащихся способности планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд, применяя знания и умения, полученные на уроках русского языка.

Воспитательная:

создание условий для реальной самооценки учащихся, реализации их как личностей, воспитание интереса к родному слову, воспитание эстетического вкуса ценностного и внимательного отношения к культурному наследию народа.

Используемые на уроке методы, педагогические приёмы: словесные: фронтальная беседа по вопросам домашнего задания, метод “Неоконченные предложения” по изучаемой теме, проблемно-поисковый, исследовательский: проблемные вопросы, коллективная творческая работа учащихся по анализу художественных текстов.

Тип урока: урок обобщающего повторения по теме «Однородные члены предложения» с использованием ИКТ, постановкой проблемных вопросов и практической работой.

Вид урока: урок-исследование, урок практических работ.

Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная;

Оборудование: компьютер, проектор, экран, авторская презентация, учебная доска, рабочая тетрадь, карточки с текстами для исследования языкового явления.

 

 

 

 

ХОД УРОКА

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

Константин Паустовский

 

I. Работа с эпиграфом.

– Эпиграфом к нашему уроку станут слова К.Паустовского

(учитель зачитывает эпиграф).

– Как вы понимаете его смысл?

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Только внимательно изучая его, все его элементы, можно овладеть его богатством, научиться глубже и точнее выражать свои мысли.

II. Сообщение целей урока.

– На уроках русского языка мы с вами много работали над изучением однородных членов предложения. Вы уже знаете их основные признаки, можете легко находить их в предложениях, определять типы связи между ними, знаете правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения, познакомились с однородными и неоднородными определениями. И сегодня я могу уверенно сказать: “Вы готовы к исследованию!”

На сегодняшнем уроке мы будем анализировать художественные тексты, где активно использованы предложения с однородными членамами, и выясним изобразительно-выразительные возможности таких конструкций. Мы понаблюдаем над тем, как используются их эмоционально-экспрессивные свойства в произведениях русских писателей и поэтов. Прежде чем приступить к анализу текстов, повторим изученный вами материал по теме «Однородные члены предложения».

III. Обобщение и систематизация изученного по теме

Метод “Неза

кон

ченных предложений”

( ответы оформляем в тетради)

1.Раздел науки о языке, который изучает предложения с ОЧП...

2.Раздел науки о языке...

3.Синтаксическая и интонационно оформленная единица, которая является средством формирования и выражения мысли...

4.Члены предложения,которые отвечают на один вопрос и связаны с одним словом в предложении...

5.Грамматическая основа ...

6.Определения отвечают на вопрос..., способ выражения...

7.Дополнения отвечают на вопрос..., способ выражения...

8.Обстоятельство отвечает на вопрос..., способ выражения...

9.Назовите типы связи между ОЧП...

10.Несколько однородных членов, относящихся к одному члену предложения составляют....

Раставьте знаки в схемах

 

О О О О

О О и О

и О и О и О

О и О О и О О и О

ОС О О и О

О и О и О ОС

ОС О О О .... ОС

Устно составьте предложения по схемам

 

IV. Слово учителя

– Наиболее часто однородные члены в художественной литературе используются при создании портрета персонажа. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем исследование следующего текста. В повести «Портрет» из цикла «Петербургские повести» Н.В.Гоголь описывает старика со старой картины. Рассмотрим эту портретную характеристику:

Это был старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым; черты лица, казалось, были схвачены в минуту судорожного движенья и отзывались не северною силою. Пламенный полдень был запечатлен в них. Он был драпирован в широкий азиатский костюм. Как ни был поврежден и запылен портрет, но когда удалось ему счистить с лица пыль, он увидел следы работы высокого художника. Портрет, казалось, был не кончен; но сила кисти была разительна. Необыкновеннее всего были глаза: казалось, в них употребил всю силу кисти и все старательное тщание свое художник. Они просто глядели, глядели даже из самого портрета, как будто разрушая его гармонию своею странною живостью. Когда поднес он портрет к дверям, еще сильнее глядели глаза. Впечатление почти то же произвели они и в народе. Женщина, остановившаяся позади его, вскрикнула: «Глядит, глядит», — и попятилась назад. Какое-то неприятное, непонятное самому себе чувство почувствовал он и поставил портрет на землю.

 

V. Групповая работа по анализу текста из произведения Н.И.Гоголя по предложенному учителем плану. Подведение итогов обсуждения по данному тексту.

Учащиеся в группах анализируют использование однородных членов предложения, подчеркивают их и отвечают на предложенные вопросы:

– К какому типу речи относится этот отрывок? (К описанию.)

– Найдите однородные члены предложения, подчеркните их в тексте. Какие это члены предложения? (Однородные определения, дополнения, сказуемые.)

– В какой последовательности дается описание старика? (Возраст, черты лица, одежда, глаза.)

– С какой целью автор использует однородные определения в создании портрета? (Они позволяют подробно, детально описать внешность человека)

– С помощью каких однородных дополнений описывает автор глаза героя? В них употребил всю силу кисти и все старательное тщание свое художни .)

– Чем привлек Чарткова этот портрет? (Глаза старика описаны особенно тщательно. Это были живые, это были человеческие глаза .)

– Какими частями речи выражены однородные сказуемые? (Краткими прилагательными и глаголами: был поврежден и запылен; были схвачены и отзывались; почувствовал и поставил.)

– Как помогают ОЧП в описании героя? (Однородные члены позволяют описать героя подробно, передать все детали так, чтобы мы могли ясно представить его.)

Читатель благодаря экспрессивности однородных членов, которые передают мельчайшие детали портрета, может “увидеть” героя.)

VI. Групповая работа по анализу текста из повести Н.В. Гоголя “Мертвые души” по предложенному учителем плану.

– Обратимся к эпизоду из другого произведения, где также преобладают конструкции с однородными членами предложения. Понаблюдайте, как конструкции с однородными членами предложения «работают» в описании комнаты помещика Плюшкина.

Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину. Тут же стоял прислоненный боком к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором. На бюро, выложенном перламутною мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие желобки, наполненные клеем, лежало множество всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом с яичком наверху, какая-то старинная книга в кожаном переплете с красным обрезом, лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресел, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами, накрытая письмом, кусочек сургучика, кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке, зубочистка, совершенно пожелтевшая, которою хозяин, может быть, ковырял в зубах своих еще до нашествия на Москву французов.

Учащиеся в группах анализируют использование однородных членов предложения, подчеркивают их и отвечают на предложенные вопросы:

– Найдите в отрывке ряды однородных подлежащих, сказуемых, дополнений. Подчеркните их и проанализируйте, чем выражены.

– Что представляет собой комната Плюшкина?

– Какова роль однородных подлежащих, дополнений, используемых Н.Гоголем в этом отрывке?

(Они обстоятельно, очень подробно описывают все вещи, которые находятся в помещении. Однородные члены в этом отрывке помогают нам описать не только комнату героя, но и самого героя, его образ жизни.)

Патологическое накопительство (также силлогоманияхоардингсиндром Плюшкинадиспозофобия и др.) — вид навязчивого поведения, заключающийся в собирании и хранении неиспользуемых вещей, чаще всего предметов домашнего обихода, из-за чего помещения постепенно теряют пригодность для жизни.

 

VII. Слово учителя. Следующий отрывок для анализа взят из рассказа А.И.Куприна “Чудесный доктор”

 Здесь, освещенные ярким светом висящих ламп, возвышались целые горы красных крепких яблоков и апельсинов; стояли правильные пирамиды мандаринов, нежно золотившихся сквозь окутывающую их папиросную бумагу; протянулись на блюдах, уродливо разинув рты и выпучив глаза, огромные копченые и маринованные рыбы; ниже, окруженные гирляндами колбас, красовались сочные разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала... Бесчисленное множество баночек и коробочек с солеными, вареными и копчеными закусками довершало эту эффектную картину, глядя на которую оба мальчика на минуту забыли о двенадцатиградусном морозе и о важном поручении, возложенном на них матерью, — поручении, окончившемся так неожиданно и так плачевно. Старший мальчик первый оторвался от созерцания очаровательного зрелища. Он дернул брата за рукав и произнес сурово:

— Ну, Володя, идем, идем... Мальчуганы торопливо побежали по улице. Иногда сквозь запотевшие окна какого-нибудь дома они видели елку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки веселой польки... Но они мужественно гнали от себя прочь соблазнительную мысль: остановиться на несколько секунд и прильнуть глазком к стеклу. По мере того как шли мальчики, все малолюднее и темнее становились улицы. Прекрасные магазины, сияющие елки, рысаки, мчавшиеся под своими синими и красными сетками, визг полозьев, праздничное оживление толпы, веселый гул окриков и разговоров, разрумяненные морозом смеющиеся лица нарядных дам — все осталось позади. Потянулись пустыри, кривые, узкие переулки, мрачные, неосвещенные косогоры... 

Учащиеся в группах анализируют использование однородных членов предложения, подчеркивают их и отвечают на предложенные вопросы:

– Найдите в отрывке ряды однородных подлежащих, сказуемых, определений, дополнений. Распространенные или нераспространеные они? Подчеркните их и проанализируйте, чем выражены. Назовите типы связи между ОЧП. Назовите предложения с несколькими рядами ОЧП. Поясните постановку знаков препинания в предпоследнем предложении.

– Какие ряды однородные членов создают картину “чудесной” витрины?

(Множество баночек и коробочек с солеными, вареными и копчеными закусками ;

горы яблоков и апельсинов; огромные копченые и маринованные рыбы, разинув рты и выпучив глаз...

-С помощью каких средств достигается в произведении яркое противопоставление двух миров (С помощью рядов однородных членов предложения:

Прекрасные магазины, сияющие елки, рысаки, мчавшиеся под своими синими и красными сетками, визг полозьев, праздничное оживление толпы, веселый гул окриков и разговоров...

Потянулись пустыри, кривые, узкие переулки, мрачные, неосвещенные косогоры... представлены две реальности, контрастные друг другу: одна- яркая, богатая, праздничная; другая- серая, мрачная, нищая)

Антитеза строится с помощью рядов однородных подлежащих, которые выступают как эмоционально-экспрессивный способ изображения действительности.

Мы убедились с вами, что однородные члены предложения способны не просто описывать какой-то объект, но и с помощью интерьера и предметно-бытовой детали выступать средством раскрытия образа жизни героя и даже самой эпохи.

Следующее свойство конструкций с однородными членами предложения мы проследим на материале отрывка из поэмы “ Полтава” А.С.Пушкина. Прочитайте отрывок и самостоятельно раставьте знаки препинания.

 

И грянул бой Полтавский бой!

В огне под градом раскаленным

Стеной живою отраженным

Над падшим строем свежий строй

Штыки смыкает. Тяжкой тучей

Отряды конницы летучей

Браздами саблями звуча

Сшибаясь рубятся сплеча.

Бросая груды тел на груду

Шары чугунные повсюду

Меж ними прыгают разят

Прах роют и в крови шипят.

Швед русский — колет рубит режет.

Бой барабанный клики скрежет

Гром пушек топот ржанье сто

И смерть и ад со всех сторон.

 

Среди тревоги и волненья

На битву взором вдохновенья

Вожди спокойные глядят

Движенья ратные следят

Предвидят гибель и победу

И в тишине ведут беседу.

 

 

VIII. Групповая работа по анализу текста из романа А.С. Пушкина “Полтава” по предложенному учителем плану. Беседа и подведение итогов обсуждения по данному тексту. Учащиеся в группах анализируют использование однородных членов предложения, подчеркивают их и отвечают на предложенные вопросы:

– Найдите в отрывке ряды однородных подлежащих, сказуемых, определений. Подчеркните их и проанализируйте, чем выражены, поясните знаки препинания, типы связи между ОЧП.

– Швед, русский — колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон...

 

Как была прочитаны эти строки? (Динамично, стремительно.)

– Что помогло автору создать динамику? (Однородные подлежащие и сказуемые)

– В чем необычность этого перечисления? (Между словами нет соединительного союза.)

Слово учителя:

– Эта стилистическая фигура речи, которая широко используется в художественном тексте, называется бессоюзием (намеренным пропуском соединительных союзов).

– С какой целью Пушкин использует этот прием в тексте? (Именно бессоюзие придает отрывку впечатление быстрой смены картин, эффект стремительности)

IX. Слово учителя:

Послушайте стихотворение А.Фета, проанализируйте использование в них однородных членов предложения.

Выразительное чтение стихотворения А. Фета “Шепот, робкое дыханье...”

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..

 

X. Групповая работа по анализу текстов стихотворений Афанасия Фета по предложенному учителем плану. Беседа и подведение итогов обсуждения по данным текстам. Учащиеся в группах анализируют использование однородных членов предложения, подчеркивают их и отвечают на предложенные вопросы:

2.Вопросы и выводы по стихотворению А. Фета:

– С какой целью поэт использует в нем такое обилие однородных членов предложений? (Это стихотворение не имеет название, сюжета. Это лирическая миниатюра. Поэзия А. Фета—поэзия намеков, догадок, умолчаний, потому что вечными темами его творчества были любовь, природа, искусство.)

– В чем особенность, необычность данного стихотворения? (Особой отличительной чертой этого стихотворения является то, что оно «безглагольное», оно состоит из 23 существительных, 7 прилагательных, 2х союзов. П.И. Чайковский отмечал музыкальность лирики Фета. «Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант», –говорил о поэте великий композитор. Автор использует в своем стихотворении неожиданные ассоциации, например, одна их них "свет ночной". Ночью практически не бывает света. Ночью наступает тишина, покой и темнота.)

– Как автор передает свои мысли и чувства? ( Состояние души лирического героя возвышенно, романтично. Все мысли и чувства поэта переданы через образы природы, окружающие героя и его возлюбленную. Эти слова помогают читателю более ярко представить происходящее в данный период. Этими словами автор пытается подчеркнуть всю красоту необыкновенной природы.)

 

XI. Беседа:

Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет; ни прогремит. Глядишь, и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по зеленому миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи в холод стеклянных вод и прибережным лесам ярко отсветиться в водах. Зеленокудрые! они толпятся вместе с полевыми цветами к водам и, наклонившись, глядят в них и не наглядятся, и не налюбуются светлым своим зраком, и усмехаются к нему, и приветствуют его, кивая ветвями. В середину же Днепра они не смеют глянуть: никто, кроме солнца и голубого неба, не глядит в него. Редкая птица долетит до середины Днепра! Пышный! ему нет равной реки в мире. Чуден Днепр и при теплой летней ночи, когда все засыпает – и человек, и зверь, и птица; а бог один величаво озирает небо и землю и величаво сотрясает ризу. От ризы сыплются звезды. Звезды горят и светят над миром и все разом отдаются в Днепре. Всех их держит Днепр в темном лоне своем. Ни одна не убежит от него; разве погаснет на небе.

– Как будет называться стилистическая фигура, образованная однородными членами предложения в этом отрывке?

(Многосоюзие – намеренное использование повторяющихся союзов.)

– Какой эффект дает употребление однородных членов, связанных соединительными союзами? (– Многосоюзие при глаголах в роли однородных сказуемых позволяет замедлить темп, сделать строки плавными и размеренными. Как бы замедляется движение. Создается картина равномерного движения волн, величия Днепра).

XII. Заключение

 

Константин Паустовский сказал: Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. И это поистине так.

 Мы наблюдали сегодня, как по-разному «работают» предложения с однородными членами, помогая художникам слова создать и яркий портрет, и точную характеристику действий, образов, событий. Познакомились с такими интересными стилистическими фигурами как бессоюзие и многосоюзие. Мы сегодня исследовали русский язык. Для того чтобы понять, о чем хотел рассказать писатель или чем хотел поделиться поэт в своем произведении, нужно тщательно относиться не только к содержанию текста, но и анализировать лексику, морфологию, синтаксис текста. Обращать внимание на пунктуационный анализ предложений, наличие однородных членов предложения, обращение, обособленные члены предложения. Мы увидели какой изобразительный и эмоционально-экспрессивный потенциал имеет использование ОЧП в произведениях русских классиков. Только умелое и внимательное отношение к слову помогут нам насладиться языком художественной литературы и понять авторскую позицию.


XIII. Домашнее задание. Исследование использования в поэме А.Пушкина “Медный всадник”(отрывок) предложений с однородными членами как эмоционально- экспрессивного средства изображения ; анализ ОЧП

Медный всадник

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз,
Бег санок вдоль Невы широкой,
Девичьи лица ярче роз,
И блеск, и шум, и говор балов,
А в час пирушки холостой
Шипенье пенистых бокалов
И пуншу пламень голубой.
Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей,
Пехотных ратей и коней
Однообразную красивость,
В их стройно зыблемом строю
Лоскутья сих знамен победных,
Сиянье шапок этих медных,
Насквозь простреленных в бою.
Люблю, военная столица,
Твоей твердыни дым и гром,
Когда полнощная царица
Дарует сына в царской дом,
Или победу над врагом
Россия снова торжествует,
Или, взломав свой синий лед,
Нева к морям его несет
И, чуя вешни дни, ликует.

Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия;
Вражу и плен старинный свой
Пусто волны финские забудут
И тенти злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X