Урок живой истории в школе. «Древнерусское войско» | Чернышов Кирилл Михайлович. Работа №338023
Краткая идея сетевой программы – проведение силами военно-исторического объединения «Витязь» (Китеж Плюс) урока живой истории в общеобразовательной школе, посвященного организации и вооружению древнерусского войска 10-13 вв. для детей 12-17 лет. Урок включает в себя: рассказ педагога о древнерусском войске с демонстрацией реплик доспехов и оружия Древней Руси 10-13 вв, задания для учащихся по «одеванию воина» (самостоятельной попытки распределить оружие и доспехи для русских воинов разного социального статуса – князя, дружинника, ополченца ), участие учащихся под руководством педагога в различных построениях древнерусского войска, показательный поединок «русского» и «европейца»(двух одетых в реплики доспехов старших воспитанников объединения «Витязь»), серии поединков всех желающих на мягких безопасных репликах тренировочного оружия в пластиковых шлемах и накладках, рассказ педагога об объединении Витязь с демонстрацией 5-минутного ролика, агитацию педагогом учащихся вступить в объединение.
Государственное бюджетное учреждение
Дополнительного образования
Дворец творчества детей и молодежи
«Молодежный творческий Форум Китеж плюс» Санкт-Петербурга
«Урок живой истории в школе. «Древнерусское войско»»
Чернышов Кирилл Михайлович,
педагог ДО ГБУ ДО «Китеж Плюс»
Санкт – Петербург
2020
Краткая идея сетевой программы – проведение силами военно-исторического объединения «Витязь» (Китеж Плюс) урока живой истории в общеобразовательной школе, посвященного организации и вооружению древнерусского войска 10-13 вв. для детей 12-17 лет. Урок включает в себя: рассказ педагога о древнерусском войске с демонстрацией реплик доспехов и оружия Древней Руси 10-13 вв, задания для учащихся по «одеванию воина» (самостоятельной попытки распределить оружие и доспехи для русских воинов разного социального статуса – князя, дружинника, ополченца ), участие учащихся под руководством педагога в различных построениях древнерусского войска, показательный поединок «русского» и «европейца»(двух одетых в реплики доспехов старших воспитанников объединения «Витязь»), серии поединков всех желающих на мягких безопасных репликах тренировочного оружия в пластиковых шлемах и накладках, рассказ педагога об объединении Витязь с демонстрацией 5-минутного ролика, агитацию педагогом учащихся вступить в объединение.
Урок проводится силами двух педагогов ГБУДОД Китеж Плюс и двух старших воспитанников объединения «Витязь». Место проведения – актовый зал школы. Время – 45 минут (можно провести вместо обычного урока по истории).
Проблема или запрос. Ежегодная проблема, связанная со спецификой деятельности объединения Витязь – набор новых рекрутов, недоверие и опасение родителей в нужности и безопасности занятий в объединении, необходимость провести набор новых групп строго до середины сентября, а также высокая «текучка кадров». В результате серьезных физических нагрузок отсев новичков очень велик, из 10 новичков к концу года остается примерно один. Основной желаемый контингент – подростки мужского пола 15-17 лет, физически развитые, с повышенным уровнем агрессивности (т.е. наиболее проблемная и «неудобная» группа детей для обычной общеобразовательной школы).
Впрочем, контингентом для набора в объединение могут стать (и с каждым годом все больше становятся) и девушки. С первых занятий им прививается любовь к работе с историческими источниками и осваивается владение традиционными женскими ремеслами – прежде всего шитье реплик исторических костюмов.
Проблема или запрос средней общеобразовательной школы – социализация «трудных подростков», отсутствие у учащихся интереса к истории родной страны, мода на пассивность и «социальное дезадаптантство», погруженность детей в компьютерные игры и «мир гаджетов».
Реальные сетевые партнеры – многолетний реальный партнер, на базе которого уже произошла «обкатка» данной программы – средняя общеобразовательная школа № 661
Желаемые сетевые партнеры – средние общеобразовательные школы ,находящиеся в непосредственной близости от спортзала Китеж Плюс на ул.Торжковская , учащиеся которых проживают в близлежащих микрорайонах и могли бы без проблем посещать тренировки в спортзале на Торжковской.
Педагогические особенности программы. Программа «урок живой истории в школе» соединяет в себе несколько аспектов. 1. Образовательно-информационный. Ребята действительно узнают много нового. Реплики древнерусских доспехов и оружия с первых минут начала занятия захватывают внимание даже тех учащихся, кто не испытывал интереса к средневековой истории.
2. Вовлеченность в события. Это выгодно отличает происходящее от обычного урока или лекции. Действия по «одеванию витязя» выполняет один доброволец, но педагог поощряет «подсказки с места», чтобы максимально большее число из зала почувствовало свою причастность к происходящему. В случае, если на уроке присутствуют несколько параллельных классов, педагог уже на этом этапе может добавить соревновательный аспект ,когда Петя из «Б» и Оля из «А» получают задание на скорость, победит тот кто оденет «своего» воина раньше, выбрав из разложенной кучи нужное снаряжение. В процессе «одевания», а также на этапе участия в «построениях войска» у учащихся возникает чувство «работы в команде», выполнение единого общего дела.
3.Эмоциональное воздействие и повышение «заряда» общего психического фона учащихся. Воспитанники, помогающие педагогам, получают задание провести показательный поединок максимально зрелищно и жестко, с ударами в полную силу, толчками щитом, заканчивается же поединок (по условному знаку) театральным заранее отработанным эффектным приемом (если среди учащихся есть одетый в европейский доспех, то «русский витязь» красиво побеждает «европейца»). После окончания боя помощники обязательно должны снять шлемы, пожать друг другу руки, а потом подойти к передним рядам и поприветствовать их с максимально близкого расстояния. В случае, если на уроке присутствуют учащиеся возрастной группы 15 – 17 лет, то они должны убедиться, что зрелищный поединок в доспехах проведен их ровесниками. У максимально интересного нам контингента – физически крепких ребят с повышенным уровнем тестостерона должна родиться мысль: эти парни крутые, хочу быть как они!
4. Желание быть причастным к нашей «группе» и повысить свои навыки. Последующие поединки на мягком тренировочном оружии должны вызвать в участниках осознание колоссальной разницы между своим уровнем и уровнем «тех парней в доспехах», возможно, на данном этапе у кого-то из присутствующих на занятии родится желание присоединиться к нам, «попробовать самому», а значит, задача, с которой мы пришли в школу (рекрутинг) – успешно решена.
План проведения урока.
Дата проведения
: … ;
продолжительность: 45 мин.
Тема:
«
Древнерусское войско
»
Возраст детей:
12 - 17
лет.
Цель:
Изучить структуру, познакомиться с внешним видом, тактикой и стратегией ведения боевых действий древнерусского войска.
5. Задачи:
Познакомить детей с доспехами и вооружением древнерусского войска 9-11вв.
Наглядно познакомиться с ведением боя на примере показательного поединка.
Развить в детях чувство гордости за подвиги предков.
Укрепить в них патриотический дух, любовь к родине.
6. Оборудование:
Карта древней Руси.
Презентация.
Сюжеты.
Ноутбук и проектор
Комплекты доспехов и вооружения разных родов
древне русского
войска (3шт.)
ХОД ЗАНЯТИЯ
Педагоги входят в кабинет в костюмах древнерусских воинов.
Первый одет в доспех младшего дружинника, третий гридня – старшего дружинника. Желательно также наличие двух помощников в виде старших воспитанников объединения, один из них может быть одет в доспех ополченца, а второй должен заранее одеть доспех европейского рыцаря (в ходе подготовки к будущему показательному поединку).
Сообщение темы:
Здравствуйте учащиеся … класса.
Для проведения этого занятия мы предлагаем разделиться на три группы.
Сегодня на уроке мы познакомимся со структурой, внешним видом, тактикой и стратегией ведения боевых действий древнерусского войска.
Вопрос: С начала поговорим о том что такое войско и что означает это слово. Как вы думаете ?
Ответ: Совокупность правильно организованных вооруженных сил.
Вопрос: Как вы думаете чем же отличалось войско от армии ?
Ответ: Это слова синонимы. Отличаться они лишь происхождением. Войско это русское слово произошедшее от слово вой (воин), а слово армия происходит от французского armje из средневекового латинского armata «вооружённая».
Переход от войска к армии происходит во времена правления Петра Великого, в результате проведенных им армейских реформ и создания в войске жесткой иерархии, введения чинов и званий.
Вопрос:
Как вы думаете, как развивалось войско в древней Руси?
Сейчас мы предлагаем вам заполнить пропущенные графы в таблице
Слайд 1
этапы
кто возглавляет
в состав входит
Разрозненные племена
вождь
ополчение (каждый мужчина имел минимальное вооружение – копье, топор, нож, щит).
Племенные союзы
Военные вожди
группы мужчин, которые уделяют большую часть времени боевой подготовки
княжества
князь
дружина - группа мужчин, занимаются только военной подготовкой. Кормились мечом.
войско
Великий князь
Окончательный этап формирования Русского войска. Старшая и младшая дружина, ополчение
Рассказ о структуре древнерусского войска.
Изначально на территории древней Руси, существовали разрозненные славянские племена. Для зашиты своих территорий каждый мужчина должен был иметь минимальное вооружение и принимать участие в сражении. Командовал этим ополчением военный вождь.
После объединения племён в племенные союзы, с централизованной властью, появляется необходимость в создании отдельных групп мужчин, которые уделяют большую часть времени боевой подготовке.
В последствии
они формируют младшую дружину.
Это ведёт к тому, что появляются временные руководители, управляющие войском во время боевых действий – военные вожди, которые выбирались перед боевым походом.
В последствии
они формируют старшую дружину.
Впоследствии эти военные вожди становятся постоянными правителями и далее именуются Князья. Дружина становится постоянным военным
подраздилением
князя
и делиться на старшую и младшую.
Старшая
это бояре - профессиональные воины и младшую дружину.
ролик до вооружения (0:00-1:59)
С развитием войска развивалось и вооружение. Воины с течением времени, становились, более хорошо оснащены. Но их доспехи и вооружение развивались не только благодаря течению времени, но и напрямую зависели от их благосостояния и положения в обществе.
Ополченец – младший дружинник – боярин (старший дружинник)
ролик о вооружении (1:59-2:49)
Слайд 2.
Тип войска
функции
Амуниция и вооружение
ополченец
Основанная и наиболее плохо вооружённая часть войска, принимала на себя главный удар и гибла без счёту.
Рубаха, штаны, пояс, поршни, шапка, щит, сулицы, топор, нож.
младший дружинник
Обученная и хорошо вооружённая часть древнерусского войска, являлась основой войска.
То же что и у воя плюс: меч, поясной набор, кольчуга
гридень (старший дружинник)
Лучше всего обученная и тяжело вооружённая часть войска являлась главной ударной силой и состояло из исключительно из благородных сословий.
То же что и у дружинника плюс: железный панцирь (ламмелярный, чешуя), Золоченый шлем, Секира, парадное оружие и одежда)
Вопрос:
Определите, какой тип войска представляет каждый из нас? (на сцене присутствуют двое старших воспитанники, одетые в реплики доспехов, отличающихся по социальному статусу.)
Разместите эти предметы на представленных воинах в зависимости от их принадлежности к типам войска. Каждой группе мы предлагаем свой тип оружия, а лук и стрелы вы расположите все вместе.
Предметы:
Секира двуручная – 1-я группа
Меч Каролинг - 2-я группа
Сабля – 3-я группа
Лук и стрелы – все вместе
Демонстрация воинов (стоят педагоги в доспехах), по очереди выходят вперёд и по порядку рассказывают, что на них надето откуда набирались и какую роль они выполняли в войске.
Каждая часть войска выполняла на поле боя определённые задачи, из этого строилась тактика ведения битвы.
Как вы думаете что такое тактика ?
Тактика (др.-греч. τακτικός «относящийся к построению войск», от τάξις «строй и расположение») — составная часть военного искусства, включающая теорию и практику подготовки и ведения боя соединениями, частями (кораблями) и подразделениями различных видов вооружённых сил, родов войск (сил) и специальных войск на суше, в воздухе и на море; военно-теоретическая дисциплина. Тактика охватывает изучение, разработку, подготовку и ведение всех видов боевых действий: наступления, обороны, встречного боя, тактических перегруппировок и т. д.
Ролик тактика (2:49-4:03)
А сейчас мы продемонстрируем основные перестроения и тактические действия Древнерусского войска в бою.
Показательные выступление:
Преподаватель рассказывает о каждом построении и его назначении в бою, и в это время все педагоги, вместе с частью добровольцев из учащихся, демонстрируют его.
СЛАЙДЫ
- Стена – плотное построение русского войска, когда воины со щитами стояли настолько плотно, что щиты перехлёстывались друг с другом образуя настоящую стену, пробить такое препятствие было очень тяжело.
- Клин – построение воинов использующееся для того что бы пробить плотный строй, такой как стена. На острие клина стояли самые сильные и хорошо вооружённые воины.
- Кулак - круговое построение воинов, использовалось во время окружения отряда превосходящими силами противника.
Преподаватель говорит что бои двух ратей часто начинались с боя двух самых сильных и умелых воинов. Под музыку двое старших воспитанников берут мечи и проводят показательный поединок. Педагог комментирует поединок и приёмы используемые в нём.
1 на 1 (1:50)
Вопрос: ребята, а вы не хотели бы почувствовать себя в роли «Пересвета» и «Челубея»? Предлагаем попробовать свои силы в поединке на мягком тренировочном оружии. Не робейте, будет больно, но безопасно!
Помощники выносят снаряжение и помогают его надевать на желающих. Выходят желающие, после третьего поединка педагог останавливает очередь из желающих еще подраться, говоря, что все, кому понравилось и кто хочет еще, может сделать это на тренировках объединения.
А теперь подведём итоги по прослушанному материалу:
Подведение итогов:
Преподаватель проводит опрос по изученным разделам.
Вопросы:
Вооружение.
Для чего нужны были военные вожди
?
(руководить войском во время боевого похода)
Какой тип войска состоял в основном из конных воинов? (старшая дружина)
Почему конница использовала сабли а пешие воины топоры и мечи?
(
изгиб сабли позволяет использовать её в сшибках).
Структура:
В какой тип войска входил
гридень
? (старшая дружина)
Какой тип воинов количественно преобладал в древнерусском войске
?
(ополчение)
Кто руководил древнерусским войском в бою? (князь)
Тактика:
Какой тип войска защищал фланги в бою? (кавалерия)
Основное построение Древнерусского войска
?
(стена)
Для чего использовалось построение клин? (атаки и прорыва вражеского строя)
Рассказ о военно-историческом движении, клубе, фестивалях.
Мы представляем военно-историческое объединение «Витязь» и являемся членами клуба военно-исторической реконструкции эпох раннего и классического средневековья «Рольфхейм». Наши цели это воссоздание культуры и быта населения Руси и Европы данного периода, изучение традиционных средневековых боевых искусств, фехтование на клинковом и древковом оружии, а так же посещение военно-исторических фестивалей проходящих как в России, так и за рубежом. И что бы познакомить вас с этим направлением и пригласить вас на наши занятия, мы представляем следующие видеоматериалы :
Видео:
1) Презентация «Витязь"
2)Киев (5:57)
3)Презентация Киев (3:21)
Раздаточный материал:
этапы
кто возглавляет
в состав входит
Разрозненные племена
вождь
ополчение (каждый мужчина имел минимальное вооружение – копье, топор, нож, щит).
княжества
князь
дружина - группа мужчин, занимаются только военной подготовкой. Кормились мечом.
Карточки с вопросами по группам:
Вопрос №1 Для чего нужны были военные вожди ?
Вопрос №2 В какой тип войска входил гридень?
Вопрос №3 Какой тип войска защищал фланги в бою?
1
Вопрос №1 Какой тип войска состоял в основном из конных воинов?
Вопрос №2 Какой тип воинов количественно преобладал в древнерусском войске ?
Вопрос №3 Основное построение Древнерусского войска ?
2
Вопрос №1 Почему конница использовала сабли а пешие воины топоры и мечи?
Вопрос №2 Кто руководил древнерусским войском в бою?
Вопрос №3 Для чего использовалось построение клин?
3
Приложение. Об объединении Витязь и программе «Наследники традиций»
Наследники традиций
Звон мечей, пёстрые знамёна, искры от стальных клинков, разноцветные гербовые котты, рыцарские доспехи, сверкающие на солнце, латы витязей…какой вид единоборств столь же красочен и зрелищен, как историческое фехтование? Мальчишек любого возраста во все времена привлекала рыцарская романтика. Стоит ли удивляться, что с каждым годом число увлечённых реконструкцией и спортивным историческим фехтованием всё растёт?
В ГБОУ ДОД «Китеж плюс» с 2006 года функционирует направление исторической реконструкции и фехтования под руководством опытных педагогов ДОД Северина Василия Ивановича и Чернышова Кирилла Михайловича. Оба педагога имеют многолетний опыт работы с детьми и тренерской деятельности, являются многократными победителями соревнований и организаторами множества мероприятий как спортивной, так и общекультурной направленности в городе Санкт-Петербурге , регулярно повышают свою квалификацию на специализированных тренингах, курсах и семинарах.
Дополнительная общеобразовательная программа «Наследники традиций» для учащихся рассчитана на три года и учитывает возрастные особенности детей : Первый год обучения посвящён общефизической подготовке и тренировкам по современному мечевому бою. Современный мечевой бой представляет собой единоборство спортсменов, использующих «рубящую» технику средневековым клинковым оружием, при этом применяющих безопасный спортивный инвентарь — «спортивный меч» и «спортивный щит», изготовленные из мягких полимерных материалов. Он способствует физическому и интеллектуальному развитию занимающихся, совершенствованию их двигательной активности и формированию здорового образа жизни. Современным мечевым боем из-за безопасности и нетравматичности могут заниматься дети младшей возрастной группы. В Санкт-Петербурге, а также в различных городах России проводятся десятки соревновании, на которых, по итогам года, воспитанники смогут проверить на турнирах уровень своего мастерства. Учащиеся ГБОУ ДОД регулярно показывают отличные результаты при этих первых стартах в спорте. Например, на Первенстве Северо-Запада по СМБ в прошлом году они несколько раз поднимались на пьедестал почёта в разных номинациях.(рис.1,2)
Ребята второго года обучения, под руководством педагога начинают изучать комплекс исторических источников, у них формируются: уважение к культурным ценностям, наследию; знание об историческом прошлом Родины; воспитывается уважение к культурным ценностям, наследию, нормам и традициям. Этому способствуют лекции, семинары, посещение музеев, выставок соответствующей тематики. Большое внимание так же уделяется и развитию прикладных навыков, так как именно в этом возрасте будущие мужчины усваивают модель поведения на всю оставшуюся жизнь. Работа в мастерских своими руками, изготовление элементов снаряжения, быта, одежды не просто прививает необходимые навыки и развивает моторику. В сопровождении наставников, таким образом происходит обучение основам традиционных ремёсел, реализуется полный цикл деятельности от замысла к результату, формируются основы культуры общения, уважения к культурным традиция, образу жизни народов России. (рис. 3) В это время продолжается и развитие физических навыков на основе изучения боевых искусств периода средневековья. Воспитанники выступают на спортивных соревнованиях и крупнейших фестивалях исторической реконструкции, таких как «Русская Крепость», «Выборгский гром» и другие.(рис.4,5)
Третий год обучения по программе завершает формирование созидательных патриотические убеждений; воспитывает гражданственность, уважение к правам, свободам и обязанностям человека; способствует получению школьниками опыта самостоятельного общественного действия. Много внимания уделяется самостоятельной работе, активному взаимодействию на мероприятиях с коллегами из других учреждений, выездам на серьезные фестивали исторической реконструкции, участии в прочих военно-патриотических и волонтерских мероприятиях, семинарах. В спортивном аспекте развивают волю к победе, целеустремленность и умению соревноваться по правилам, не поощряя агрессивность. Большое внимание в тренировочном процессе уделяется развитию навыков самоконтроля и управления эмоциями в стрессовых ситуациях, прививаются нормы благородства и уважения к сопернику в поединке. В программу тренировок входят: общая и специальная физическая подготовка, развитие координации и ловкости, скорости реакции, выносливости; базовая и углубленная техника фехтования спортивным мечом и щитом, стрельба из лука , фехтование древковым; упражнения на развитие тактического мышления, навыков оценки ситуации, принятия решений и предвидения намерений противника.
Главное итоговое мероприятие, своеобразный экзамен для выпускников секции - это ежегодный турнир «Наследники традиций».(рис.6,рис.7,8) Каждый год мальчишки ждут этого праздника: младшие - зачарованные атмосферой праздника, активно болеют за своих товарищей, старшие - в честном спортивном единоборстве завоёвывают призы и титулы за свой труд в течение года. Турнир много лет собирает большое количество зрителей и участников, но, тем не менее, каждый год наши педагоги стараются все больше улучшать уровень организации, ведь именно здесь сбываются мечты юных романтиков.
Наши выросшие воспитанники становятся настоящими мужчинами и патриотами, продолжают спортивную карьеру, готовы к службе в вооруженных силах Российской федерации, поступают в ведущие ВУЗы страны, поддерживают тёплое общение с педагогами и являются примером для младших товарищей.