Урок литературного чтения. 3 класс. В. Ю. Драгунский «Он живой и светится» | Ли Светлана Анатольевна. Работа №300387
Автор: Ли Светлана Анатольевна
В уроке литературного чтения по произведению Виктора Юзефовича Драгунского «Он живой и светится», применялись такие технологии как развитие критического мышления
и системно-деятельностный подход.
На протяжении всего урока велась работа над развитием грамотной, связной речи, над осознанном, эмоциональном чтении, умением высказывать и отстаивать свои мнения, способность прогнозировать содержание текста. Учащиеся учатся самостоятельно знакомиться с биографией писателя, извлекать из текста важную информацию, работать в парах.
Урок литературного чтения с применением технологий:
развития критического мышления
и системно-деятельностного подхода.
3 класс
УМК «Школа России»
Тема: В. Ю. Драгунский «Он живой и светится»
Цели урока: развивать грамотную, связную речь, осознанное, эмоциональное чтение, умение высказывать свои мнения и отстаивать, способность прогнозировать содержание текста.
Задачи урока:
Образовательные:
- ознакомить обучающихся с рассказом В. Ю. Драгунского «Он живой и светится»;
- формировать умение анализировать текст;
Развивающие:
- развивать образное мышление, речь, наблюдательность;
- совершенствовать навыки осознанного выразительного чтения;
- развивать критическое мышление;
- расширять кругозор учащихся.
Воспитательные:
- развивать коммуникативные качества;
- воспитывать любовь ко всему живому.
Учебная: - извлекать из текста информацию, работать в парах.
Личностные УУД:
-оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм;
-формирование умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
Регулятивные УУД:
-формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом;
- формирование умения планировать свою деятельность.
Познавательные УУД:
-умение работать с учебной и дополнительной информацией;
-анализ, сравнение, группировка различных явлений и фактов;
-использование активных методов обучения (приём «Инсерт», «Корзинка идей», приём «Рассказ-предположение по ключевым словам»)
Коммуникативные УУД:
-оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций;
-чтение вслух и про себя текста, понимание прочитанного;
-критично относиться к своему мнению;
-понимать точку зрения другого человека.
Оборудование:
1. Учебник «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий.
2. Таблица (знаю, хочу знать, узнал(а)).
3. Карточки с кроссвордом.
4. Выставка книг Н. Носова.
5. Информационный лист – справочник краткой биографии В. Драгунского.
6. Презентация к уроку.
7. Корзинка для идей.
8. Карточка со словарной работой.
l. Организационный момент. Мотивация.
- Ребята, сегодня на уроке гости. Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем себе удачи и тихо сядем за парты.
- Прочитайте фразеологизмы “Засучив рукава”, “Спустя рукава”.
- Что означает каждый из них?
- Какой фразеологизм выберем для работы, как девиз?
- Итак, засучив рукава, начинаем работать.
2. Актуализация знаний.
1. Вспомните название раздела, над которым мы работаем.
2. О чем повествуют произведения, включенные в данный раздел?
3. О жизни каких животных вы узнали в разделе?
4. Кто авторы произведений?
- Мы продолжаем с вами путешествие по разделу «Люби живое» и знакомиться с писателями и произведениями о дружеских взаимоотношениях людей и животных.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
- Знаете ли, вы, что существует насекомое, которое может помочь в трудную минуту?
1) «Корзинка идей»
- Давайте сейчас соберём «Корзинку идей», которая пригодится нам на уроке.
- Как вы думаете, о ком может идти речь в новом произведении?
- В конце урока мы вернёмся к нашей корзинке и проверим какие наши идеи оправдались.
- Какие задачи и цель мы поставим?
- Сможете определить тему урока?
- Вы готовы к исследованию?
2) Работа по карточке. Кроссворд.
- У вас на столах карточка с заданием, зачеркните буквы, которые повторяются, и вы узнаете фамилию писателя нового произведения.
Д
Б
Р
А
В
Г
Е
У
Н
С
К
Ж
Е
И
В
Й
Ж
З
Б
З
- Фамилия автора? Знаком вам автор?
3) Приём «Инсерт». Работа в парах.
- У всех на партах лежит информационный лист - справочник краткой биографии Виктора Юзефовича Драгунского. Работать будете в паре.
Ваша задача: самостоятельно ознакомиться с биографией писателя и отметить карандашом при помощи условных знаков, какую информацию вы знали, узнали новое и в таблицу отметили, что хотели бы узнать.
Взаимопроверка.
- Сравним, что вы знали раньше об авторе? Что узнали нового?
V - Знаю
? - Хочу узнать
+ - Узнал(а)
«Тайное становится явным» 2 кл
4) Работа с книгами из библиотечки.
- Обратим внимание на библиотечку книг. Какие произведения знакомы?
- Для кого писал Драгунский?
- Что можно сказать о внешнем виде книг.
Вывод: востребованы, их читают, они никогда не залёживаются на полках.
- Какую первую задачу мы ставили на урок?
- Какой вывод можем сделать?
- Можем знакомится с произведением?
Физминутка
Встаньте возле своих парт. Представьте себя в летнем лесу. Вы собираете грибы, срываете цветы и не заметили, как стемнело.
Вдруг зажегся на травинке
Настоящий огонёк.
Это с лампочкой на спинке
Сел на травку…
- О ком мы будем читать в произведении Виктора Драгунского?
- Садитесь.
- Что вы знаете о светлячках?
5) Сообщение (ученицы) о светляках
- А вот какую информацию о светлячках подготовила …. .
- Откройте учебники на стр. 102 и узнаем название произведения.
- Кто же живой и светится?
- Можем назвать жанр произведения? Что мы узнали из биографии автора?
- Какой была следующая задача?
- Зная заголовок произведения, зная автора и жанр, сможем назвать тему урока?
Оценивание «Листы успеха».
- Молодцы! На столах у каждой пары лежат «листы успеха» в работе на уроке. Оцените смайликом или оценкой, по - вашему мнению, работу своей группы на 1 этапе.
4. Стадия осмысления.
- Какую следующую задачу мы будем решать?
1) Прогнозирование.
- Рассмотрите иллюстрацию на слайде прочитайте ключевые слова. (Ключевые слова: ждал, маму, самосвал, светлячок, променял).
- Как вы думаете, о чём может идти речь в произведении? Спрогнозируйте содержание текста.
- Кто участники произведения?
- Сейчас мы внимательно и вдумчиво прочитаем текст небольшими отрывками и найдём в нём то главное, о чём нам хотел поведать автор.
2) Методический приём «ПОМЕТКИ НА ПОЛЯХ»
- Во время чтения вы можете ставить карандашом на полях, на краю листа знак «вопрос» (?) отмечая непонятные слова или слова, которые требуют дополнительных сведений.
3) Приём «Чтение с остановками»
(Чтение учеником 1 части до слов «…на песке и скучать»)
- Как чувствовал себя Дениска, когда ждал маму?
- Какое чувство испытывали вы, когда читали эту часть?
- А как вы думаете, что произойдёт дальше?
(Чтение учеником 2 части до слов «…ты открой её - сказал Мишка, тогда увидишь»)
- О чём говорили мальчики?
- По вашему мнению, Дениска не делился самосвалом, потому что был жадный?
- Как вы думаете, как дальше будут развиваться события?
(Чтение учителем 3 части до слов «и я забыл про всех на свете…»)
- Что было неожиданным для Дениски?
- Как вы считаете, пожалел ли Дениска об обмене?
- Чем закончится рассказ?
- Вы узнаете, оправдались ли ваши ожидания, дочитав рассказ до конца жужжащим способом.
(Чтение 4 части самостоятельно жужжащим способом.)
- Согласны ли вы с тем, что мама одобрила обмен Дениски?
- По вашему мнению, в названии произведения, какое слово ключевое и важное?
Физминутка - песня «Светлячок»
- Мы хорошо потрудились и теперь немного отдохнём. Я приглашаю вас полюбоваться природой.
5. Суммирование информации по содержанию текста. Работа в группах.
- Подтвердились ли предположения об идее рассказа, которые мы высказывали?
- Были ли в тексте непонятные слова?
1) Работа в парах. Справочник из ларца.
- Попробуйте поработать в паре и соотнести слова с лексическими значениями.
Брынза - сыр из овечьего молока.
Моментально - мгновенно, очень быстро.
Гватемала, Барбадос - марки, выпущенные этими государствами в Америке.
Взаимопроверка.
- Сравним, что у вас получилось?
- Ребята, что нужно сделать, когда значение слова не понятно?
- Какой словарь надо открыть, чтобы узнать значение слов?
- Как им пользоваться?
Оценивание «Листы успеха».
- Оцените работу своей группы на 2 этапе.
2) Работа над произведением.
- Какую следующую задачу будем решать?
- От чьего лица ведётся повествование?
- Кто является главными действующими лицами рассказа?
3) Работа в парах. Определение характеристики героев.
- Поработать в паре, выберите качества, которые подходят к героям рассказа, соедините их стрелочками.
- Что мы можем сказать о Дениске и о Мишке? Какие они по характеру?
- Прочитайте слова на слайде и выберите, кем на ваш взгляд являются мальчики по отношению друг к другу?
5. Закрепление пройденного материала. Синквейн.
- Какова главная мысль этого рассказа?
Оценивание «Листы успеха».
- Молодцы! Оцените по - вашему мнению, работу своей группы на 3 этапе.
- Составим синквейн к одному из главных героев.
6. Рефлексия. Подведение итогов. Оценивание.
- Вернёмся к «Корзине идей». Скажите, какие идеи оправдались?
Оценки
- Вернёмся к нашему девизу. Какой мы выбрали для урока девиз? (“Засучив рукава”)
- Проанализируйте свою работу и оцените. Кто из вас работал, “Засучив рукава” в течение всего урока, встаньте возле карточки с этими словами, ну а кто считает, что работал “Спустя рукава” – встаньте возле второй карточки.
- Всем спасибо за урок.