Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Урок литературного чтения 3 класс | Мой кабинет. Работа №350711

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Цель урока: Познакомить детей с басней И.А.Крылова "Стрекоза и муравей".Задачи урока:раскрыть идею басни, развивать речь, внимание; уметь анализиравать, выделять главное; воспитывать уважение к труду и нетерпимость к лени. Учителем была создана проблемная ситуация по данной басни. Дети работали над пословицами, в группе.

МБОУ Стексовская СШ
Выполнила: учитель начальных классов Брагина Светлана Геннадьевна
Урок литературного чтения во 4 классе
Тема: Басня "Стрекоза и Муравей"
Цель урока:
Познакомить детей с басней И.А.Крылова Стрекоза и Муравей
Задачи урока:
Образовательные
-раскрыть идею
-сформировать умение понимать авторский замысел
-формировать выразительность и осознанность чтения
Развивающие
-развивать: речь, внимание
-умение анализировать, выделять главное и существенное, сравнивать
Воспитательные
Воспитывать умение слушать и слышать товарищей
-любовь к слову
-уважение к труду и нетерпимость к лени
Ход урока
1 СЛАЙД
I. Организационный момент. Психологический настрой к уроку.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Всем, всем!
Добрый день!
Соберите в ладошки своё тепло
Пусть его будет много.
Почувствуйте это тепло.
Поделитесь своим теплом друг с другом. (Дети берутся за руки).
В жизни часто бывают такие моменты, когда хочется, чтобы кто-то был рядом и поделился с тобой своим теплом.
II. Речевая разминка. (слайд 3)
(жужжащее чтение, чтение с удивлением, с весёлой интонацией, с сердитой интонацией, с ускорением, с замедлением)
III . Актуализация знаний.
а) Знакомство с темой урока.
-Посмотрите иллюстрации на слайде (слайд 4)
-Чему посвящен сегодня урок? (басням)
-Почему вы так думаете? (сцены из басен)
-Какие это басни?
-Кто автор этих басен?
Иван Андреевич Крылов (слайд 5)
б) Расширение знаний о творчестве Крылова И.А.
Рассказ учителя: И.А. Крылов – великий русский писатель. Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Девятилетним мальчиком, когда умер его отец, ему пришлось идти работать, переписывая бумаги, заботиться о семье. Маленькому Ивану не пришлось учиться, но мать сама составила план образования сына, следила за его занятиями. С детства в Иване Андреевиче жила жажда знаний, он любил читать, размышлять о прочитанном. Его усиленные самостоятельные занятия принесли необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных и просвещенных людей своего времени. Он сумел стать разнообразно талантливым человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. В 1806г. появились его первые басни— Дуб и Трость, Разборчивая невеста, Старик и трое молодых. С тех пор басни И.А.Крылова встречали с восторгом, а слава Ивана Андреевича стала расти. Более двухсот басен было создано баснописцем
СЛАЙД 6.
-Давайте вспомним, что такое басня? (Басня-это короткий рассказ или стихотворение с поучительным содержанием.)
-Что высмеивается в баснях? ( Поступки людей, их недостатки)
-А что главное в басни? ( Мораль)
-Что такое мораль? (Вывод, где объясняется смысл басни, где осуждаются глупые и плохие поступки)
IV. Изучение нового материала.
Определение темы
Давайте проверим, правы ли вы были?
– Сейчас вы сами определите тему нашего урока. Но для этого нужно будет выполнить ряд заданий.
( Работа в парах . Каждая группа получает задание.) (слайд 7)
1 группа. Здесь зашифрованы загадочные животные. Расшифруйте их названия:
А Р Т О К Е З С В А Й Р У Е М
Дети отгадывают слова, получается Стрекоза и муравей.
2 группа.- Ребята, соедините карточки попарно. Карточка, которая останется одна будет сегодняшней нашей темой урока.
Лев и медведь
Звери
Воробей и голубь
Птицы
Окунь и карась
Рыбы
Стрекоза и муравей
Карточка Стрекоза и муравей останется одна.
Учитель: Ребята, отгадайте загадки.
Две горошины – глаза, В лесу у пня беготня, суетня,Ножки – грабелькой, Народ рабочий весь день хлопочет,Хвостик – сабелькой, Себе дом строит.Крылья – бантиком. (Муравьи) (Стрекоза)
-Как одним словом можно назвать стрекозу и муравья? ( Насекомые)
СТРЕКОЗА.
Мы, стрекозы относимся к самым необычным созданиям во всем мире насекомых. В яркие солнечные дни мы летаем, охотимся, порхаем. Все это мы делаем на ваших глазах и все вы, люди, нами восторгаетесь. После бабочек нам, без сомнения, гарантировано второе место в конкурсе по красоте и богатству красок.
МУРАВЕЙ.
Я живу в муравейнике. Внутри него вечнокопошатся сотни, тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточки или какую-то другую добычу, кто-то торопится на поиски пищи, кто-то трудится на куполе самого муравейника. Мы впечатляем людей своим трудолюбием. Каждый из нас может перенести груз, в несколько раз превышающий наш вес.
- Почему сегодня пришли в гости именно эти персонажи? (будем читать басню Стрекоза и муравей)
- Итак, тема нашего урока…. (Слайд 8)
- Какую цель поставим для себя на уроке? (Будем учиться читать выразительно)
V. Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы.
Создание дерева предсказаний.
- Давайте попробуем предсказать, какие характеры будут у героев басни?
Посадим на веточки дерева стрекоз с теми качествами, которые будут присущи Стрекозе, а под деревом устроим муравейник из качеств, характерных для муравья.
-Что мы можем сказать о стрекозе? (Красавица, беззаботная, легкомысленная, веселая)
-О муравье? (Труженик, коллективист, умный)
-Давайте проверим наши предсказания и прослушаем текст басни, которую исполнит артист театра и кино.
А) Первичное восприятие текста.Слушание басни в аудиозаписи.
Б) Формулирование проблемы.
– Понравилась ли вам басня?
- Во всём ли совпали наши предположения? Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели её до этого?
А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко).
-Значит, мы с вами ошиблись и в этой басне Муравей – отрицательный герой
и симпатии автора на стороне стрекозы? (разные мнения)
Затруднение:
-Давайте попробуем в этом разобраться? Всё таки какие пороки высмеивает басня?
Вопрос урока (слайд 9)
Какова мораль басни Ивана Андреевича Крылова Стрекоза и муравей
В) Прочтите басню вполголоса самостоятельно.
Как жила Стрекоза, где она кушала летом? Прочитайте. (Как под каждым ей листком. Был готов и стол и дом)
Как изображена в басне стрекоза? Найдите подтверждения в тексте? (Беззаботная, весёлая, резвая, грациозная, легкомысленная, ленивая)
Почему стрекоза осталась без жилья? (она не позаботилась о жилье летом, пропела, проиграла, проплясала всё время)
Как изобразил И.А.Крылов Муравья? Найдите подтверждения в тексте (трудолюбивый, мудрый)
3)К кому пошла Стрекоза за помощью?
4) С какой просьбой обратилась Стрекоза к Муравью? (Пустить к себе перезимовать.)
5) Выполнил ли Муравей просьбу Стрекозы? (Нет.)
6) Вы считаете, Муравей поступил правильно? (Да, ведь Стрекоза ленивая, несерьёзная)
7) Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему?
Учитель. Мы знаем, что басни писались не ради стрекоз и муравьёв. Через образы животных И.Крылов помогает людям увидеть в себе недостатки, пороки - и верит, что это поможет побороться с ними, например, с ленью, беспечностью. Иван Андреевич Крылов в своих баснях нам дал советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше.
Басни учат жить по справедливости.
Творческое задание - (индивидуальное задание)
-Да, из -за своей беспечности Стрекоза попала в беду. Может ей дать шанс исправиться? Давайте изменим конец басни. Я знаю, что вы добрые дети, поэтому заранее написала на листочках. Прочитайте.
И сказал Стрекозе Муравей:
Заходи ты ко мне поскорей.
Я тебя накормлю, обогрею,
Только будь ты теперь-умнее.
-Пожалел Муравей Стрекозу? Но вот настала весна, что же произошло дальше? Взялась ли Стрекоза за ум или осталась такой же легкомысленной?
-У вас два варианта ответа на этот вопрос. Выбрать один.
Но как только весна пришла, Но как только весна пришла
За ум взялась Стрекоза. Позабыла слова Муравья.
Построила дом красивый И как прежде в ясные дни
И живёт в нём счастлива. Хороводы водила одни.
- В чём смысл басни? (Нужно готовиться к зиме заранее. Нужно не только веселиться, но и работать. Люди иногда поступают так же бездумно, как и Стрекоза в этой басне.)
Физминутка
Утром стрекоза проснулась,Потянулась, улыбнулась,Раз – росой умылась,Два – изящно покружилась,Три – нагнулась и присела,На четыре – полетела,У реки остановилась,Над водою закружилась.
VI .Организация самостоятельной работы учащихся:
Работа в парах
- Назовите главных героев басни.
- Попробуйте составить синквейн к словам Стрекоза и Муравей.
(1 ряд-составляет к слову Стрекоза, 2 ряд- Муравей)
1.Стрекоза. 1. Муравей.
2.Красивая, изящная. 2.Сильный, маленький.
3.Летает, поёт, ест. 3.Работает, строит, трудится.
4.Стрекозв важны, они едят мошек. 4.Муравей запасается на зиму.
5.Насекомое. (Лень) 5.Труд. (Работа)
-Кто вам понравился больше? Почему?
VII.Закрепление изученного.
- Сколько действующих лиц в басне? (3)
-Какие это лица? (Автор, Стрекоза, Муравей)
- Как надо читать слова Стрекозы и Муравья, чтобы всем было понятно, что хотел сказать автор? (Стрекозы-жалобно, умоляюще; Муравья-жёстко, не приклонно)
Чтение басни по ролям
Словарная работа. (слайд 10)
Помертвело чисто поле – урожай собран, исчезли насекомые,
люди не работают, в поле мёртвая тишина.
Зима катит в глаза – неожиданно пришла зима.
Удручена – огорчена
Вешние дни – весенние дни
Кум – крёстный отец, по отношению к родителям крестника.
-Найдите в этой басни мораль. (Ты всё пела, это дело, так пойди же попляши)
-Что можно сказать здесь? Моральнаходится в концовке, а перед этим разворачивается интересный сюжет. Стрекоза не подготовилась к зиме, она все теплые летние дни пела и плясала. Но когда пришла зима, она пришла к Муравью и стала проситься к нему, чтобы поесть и согреться. Муравей усердно работалот начала и до конца лета, чтобыбыть готовым к зимним холодам. Поэтому он ответил Стрекозе: раз она все лето пела, пусть теперь идет пляшет.
- А основная мысль басни в чём?
Основная мысльбасни в том, что Стрекоза не работала летом, и зимой осталась ни с чем — без дома и еды. Муравей трудился все лето, поэтому у него естьгде жить и что поесть.
- Что скрывается под поступками Стрекозы?
Под поступками Стрекозы в этой басне скрыты человеческие пороки (лень, легкомыслие).
Ведь есть и такие люди, которые не любят работать, но когда им что-то
нужно, они просят у тех, кто трудился.
б)Групповая работа.Работа с пословицами.
- Я подготовила вам пословицы.
-Какие из пословиц можно отнести к Стрекозе? А какие пословицы можно отнести к Муравью? Объясните их значение.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Что летом родится, то зимой пригодится.
Делу — время, а потехе — час.
Сделал дело — гуляй смело.
Лето прохлопали, осень протопали, а тут и снег на голову.
Летом пролежишь — зимой с сумой побежишь.
Гуляй, гуляй — зато потом не пеняй.
Кто веселится весной, проплачет зимой.
Пчёлка маленькая, да и та работает.
Рефлексия.
– Кто из героев басни вам понравился больше?
– Пригодятся ли в жизни вам знания басен Крылова? Где? (В общении с людьми)
– Чему научила вас эта басня? (Что надо не откладывать дела на потом, надо делать
всё во время)
Домашнее задание : учить басню наизусть.
Снова прозвенел звонок,
Вот и кончился урок.
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.
1
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×