"Урок литературного чтения "Малые фольклорные жанры"" | Гордеева Ольга Владимировна. Работа №310780
Литературное чтение,
автор В.Ю.Свиридова, 2 класс
Тема: Малые фольклорные жанры. Потешки.
Учитель: Гордеева О.В.
Цели:
1.Мировоззренческая:
Понимание красоты словесного творчества.
2.Предметные:
1. Анализировать поэтическое произведение УНТ (потешка).
2. Исследовать художественные средства поэтического произведения.
3. Учить работать в группе.
3.Развивающие:
Формировать коммуникативную и информационную компетентности.
4.Воспитывающая:
Прививать интерес и уважение к творчеству русского народа.
Методы: проблемный, объяснительно-иллюстративный, словесный.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.
Оборудование: презентация, проектор, компьютер,
школьный толковый словарь, выставка книг по внеклассному чтению, учебники по литературному чтению В.Ю. Свиридова 2 класс,
карточки-таблицы с вопросами, карточки с названиями малых фольклорных жанров,
предметы быта русского народа, два самовара с баранками, салфетки.
План урока.
1.Организационный момент.
2.Подготовка к восприятию темы. Актуализация ранее изученных знаний.
3.Постановка проблемы. Постановка цели.
4.Физминутка.
5.Работа над новой темой. Работа в группах. Исследовательская работа.
6. Итог. Домашнее задание.
7.Рефлексия.
Использование педагогических технологий для достижения метапредметных результатов ФГОС
Урок литературного чтения «Малые фольклорные жанры»
Автор: Гордеева Ольга Владимировна,
учитель начальных классов
Пермь, 2021г
Литературное чтение, автор В.Ю.Свиридова, 2 класс
Тема: Малые фольклорные жанры. Потешки.
Учитель: Гордеева О.В.
Цели:
1.Мировоззренческая:
Понимание красоты словесного творчества.
2.Предметные:
Анализировать поэтическое произведение УНТ (
потешка
).
Исследовать ху
дожественные средства поэтического произведения.
Учить работать в группе.
3.Развивающие:
Формировать коммуникативную и информационную компетентности.
4.Воспитывающая:
Прививать интерес и уважение к творчеству русского народа.
Методы: проблемный, объяснительно-иллюстративный, словесный.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.
Оборудование: презентация, проектор, компьютер,
школьный толковый словарь, выставка книг по внеклассному чтению, учебники по литературному чтению В.Ю. Свиридова 2 класс,
карточки-таблицы с вопросами, карточки с названиями малых фольклорных жанров,
предметы быта русского народа, два самовара с баранками, салфетки.
План урока.
1.Организационный момент.
2.Подготовка к восприятию темы. Актуализация ранее изученных знаний.
3.Постановка проблемы. Постановка цели.
4.Физминутка.
5.Работа над новой темой. Работа в группах. Исследовательская работа.
6. Итог. Домашнее задание.
7.Рефлексия.
Технологическая карта урока
Развитие способностей УУД.
Организация деятельности на уроке
Средства
Результат,
выводные знания
1. Личностные: Способность оценивать собственное «я» с нравственных позиций. Смыслообразование(осознание необходимости получения новых знаний).
Адекватная самооценка.
2. Познавательные:.
Осознают познавательную задачу.
Понимают информацию, представленную в изобразительной и схематичной форме. Выполняют учебно-познавательные действия: читают, слушают, приводят примеры из текста; анализируют, сравнивают, классифицируют, делают обобщения, выводы. Способность анализировать художественные средства.
1.Способность анализировать текст Работа с информацией.
3.Коммуникативные:
Развитие делового сотрудничества, культуры общения.
Взаимодействие при информационном поиске, сотрудничество.
Ответственность за групповой результат.
Регулятивные:
Принимают и сохраняют учебную задачу.
Планируют необходимые действия, работают по плану, вносят коррективы.
Осознают возникшие трудности, ищут причины и пути их преодоления. Адекватно оценивают свои достижения.
I.Создание целевого пространства
-Беседа по вопросам к тексту
.-
Что хотели бы узнать о
потешках
?
Определение нравст
венных норм
.-
У кого дома хранятся предметы старины? -Почему вы их храните?(дорога как память). -Что включает в себя слово творчество? (творить, мастерить). –Что можно отнести к творчеству народа?(роспись, игрушки-все, что сделано с душой.)
Ключевые слова:
фольклор, жанр
потешка
, доброта, душевная щедрость, мудрость.
II.Создание поискового пространства
Инсценировка.
-Предлагаю заглянуть в одну избу и посмотреть, что там происходит?
-Что услышали? (песню, пословицу, поговорку,дразнилку,скороговорку).
Классификация жанра по картинкам.
-Определите жанр произведений по картинке.(былина, закличка, сказка, потешка).
Исследовательская работа.
Работа в группах.
-1 группа: (Исследует 1 потешку). Прочитайте. Ответьте на вопросы:
-Для кого сочиняли?
-Зачем сочиняли?
-Какие особенности потешки обнаружили?
2 группа: (Исследует 2 потешку). Прочитайте. Ответьте на вопросы:
-Для кого сочиняли?
-Зачем сочиняли?
-Какие особенности потешки обнаружили?
(Дети приводят примеры из текста, доказывают).
4. Работа со словарям и учебниками
-Для чего на столах толковые словари?(находить значения слов).
III.Рефлексивное пространство
О чём задумался на уроке?
-Посмотрите вокруг, на что обратили внимание? (Окружают предметы быта русского народа).
-Сделайте предположение, что сегодня будем исследовать? (Наши исследования связаны с жизнью русского народа).
-С произведениями каких жанров вы заметили сходство?(стихи, сказки).
Выход в новую про
блему.
-Кто сам сочинял потешки?-Почему затрудняетесь это сделать?-Что для этого надо знать?
3.Самооценка своей деятельности.
-Что мы исследовали?
-На все вопросы смогли ответить?
-С 1 самовара возьмет баранку тот, кто на уроке узнал что-то новое, интересное?-Со 2-го- кто ничего нового и интересного на уроке не услышал.
Дидактика: учитель, текст, ключевые слова, школьный толковый словарь, выставка книг, учебники Свиридова В.Ю. (2 кл.), карточки-таблицы, презентация.
Оборудование:
Предметы русского народного быта, проектор, музыка, звукозапись потешки, компьютер самовары, баранки.
Алгоритм исследовательская работа
I Исследовать потешки:
Правила работы в группах:
1.Выслушать задание.
2.Распределить роли.
3.Выслушивать не перебивая.
4.Продумать ответ.
IIОбсуждение.
-Кому обращены слова потешки?(маленьким детям)
-Почему так решили? (Написаны простым доступным для малышей языком).
-Зачем их сочиняли? Обрати внимание на само слово. (Тешить, веселить).
-Какие особенности потешки обнаружили?(1 Рифма. -Назови рифмующиеся слова. 2.Повторы.-Для чего используют повторы?
3.Ласковые слова.-Почему в потешке используются ласковые слова? ( обращение мамы к ребенку ).
4.С произведениями каких жанров есть сходство с потешками?(стихи-рифма, сказки –повторы ,герои животные).
III Какие художественные средства используются?
Олицетворение( животные говорят),
рифма,
анафора (повторы слов),
ирония (смеются над глупостью героев),
аллитерация (повтор согласных звуков).
VI Вывод
У потешек есть свои особенности построения ,но есть и сходство потешек с другими жанрами устного народного творчества.(стихи, сказки).
1.Фольклор народное творчество.
Потешка- жанр устного народного творчества.
2.Потешка строится по своим законам: (есть рифма, повторы, герои-животные, ласковые слова).
3.Потешки сочиняли для маленьких детей.
4.Потешки -первое знакомство малышей с окружающим миром, учит выполнять первые движения.
5.Сходство потешек с другими жанрами уст. нар. творчества.(стихи-рифма;
сказка-герои животные разговаривают, как люди, есть повторы).
6.Устное народное творчество – богатейшее наследие русского народа (храним как память предметы старины дома, в музеях).