Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 16.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Урок литературного чтения "Малые фольклорные жанры"" | Гордеева Ольга Владимировна. Работа №310780

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Литературное чтение,

автор В.Ю.Свиридова, 2 класс

Тема: Малые фольклорные жанры. Потешки.

Учитель: Гордеева О.В.

Цели:

 1.Мировоззренческая:

 Понимание красоты словесного творчества.

2.Предметные:

1.       Анализировать поэтическое произведение УНТ (потешка).

2.       Исследовать ху­дожественные средства поэтического произведения.

3.       Учить работать в группе.

3.Развивающие:

Формировать коммуникативную и информационную компетентности. 

4.Воспитывающая:

 Прививать интерес и уважение к творчеству русского народа.

Методы: проблемный, объяснительно-иллюстративный, словесный.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.

Оборудование: презентация, проектор, компьютер,

школьный  толковый словарь, выставка книг по внеклассному чтению, учебники по литературному чтению                    В.Ю. Свиридова 2 класс,

 карточки-таблицы с вопросами, карточки с названиями малых фольклорных жанров,

предметы быта русского народа, два самовара с баранками, салфетки.

 

План урока. 

1.Организационный момент.

2.Подготовка к восприятию темы. Актуализация ранее изученных знаний.

3.Постановка проблемы. Постановка цели.

4.Физминутка.

5.Работа над новой темой. Работа в группах. Исследовательская работа.

6. Итог. Домашнее задание.

7.Рефлексия.

 

 

 

 

Использование педагогических технологий для достижения метапредметных результатов ФГОС

Урок литературного чтения «Малые фольклорные жанры»

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Гордеева Ольга Владимировна,

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь, 2021г

 

 

 

 

Литературное чтение, автор В.Ю.Свиридова, 2 класс

Тема: Малые фольклорные жанры. Потешки.

Учитель: Гордеева О.В.

Цели:

1.Мировоззренческая:

Понимание красоты словесного творчества.

2.Предметные:

Анализировать поэтическое произведение УНТ (

потешка

).

Исследовать ху

дожественные средства поэтического произведения.

Учить работать в группе.

3.Развивающие:

Формировать коммуникативную и информационную компетентности.

4.Воспитывающая:

Прививать интерес и уважение к творчеству русского народа.

Методы: проблемный, объяснительно-иллюстративный, словесный.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.

Оборудование: презентация, проектор, компьютер,

школьный толковый словарь, выставка книг по внеклассному чтению, учебники по литературному чтению В.Ю. Свиридова 2 класс,

карточки-таблицы с вопросами, карточки с названиями малых фольклорных жанров,

предметы быта русского народа, два самовара с баранками, салфетки.

 

План урока.

 

1.Организационный момент.

2.Подготовка к восприятию темы. Актуализация ранее изученных знаний.

3.Постановка проблемы. Постановка цели.

4.Физминутка.

5.Работа над новой темой. Работа в группах. Исследовательская работа.

6. Итог. Домашнее задание.

7.Рефлексия.

 

 

Технологическая карта урока

 

Развитие способностей УУД.

Организация деятельности на уроке

Средства

Результат,

выводные знания

1. Личностные: Способность оценивать собственное «я» с нравственных позиций. Смыслообразование(осознание необходимости получения новых знаний).

Адекватная самооценка.

 

2. Познавательные:.

Осознают познавательную задачу.

Понимают информацию, представленную в изобразительной и схематичной форме. Выполняют учебно-познавательные действия: читают, слушают, приводят примеры из текста; анализируют, сравнивают, классифицируют, делают обобщения, выводы. Способность анализировать художественные средства.

1.Способность анализировать текст Работа с информацией.

 

3.Коммуникативные:

Развитие делового сотрудничества, культуры общения.

Взаимодействие при информационном поиске, сотрудничество.

Ответственность за групповой результат.

 

Регулятивные:

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Планируют необходимые действия, работают по плану, вносят коррективы.

Осознают возникшие трудности, ищут причины и пути их преодоления. Адекватно оценивают свои достижения.

I.Создание целевого пространства

-Беседа по вопросам к тексту

.-

Что хотели бы узнать о

потешках

?

Определение нравст

венных норм

.-

У кого дома хранятся предметы старины? -Почему вы их храните?(дорога как память). -Что включает в себя слово творчество? (творить, мастерить). –Что можно отнести к творчеству народа?(роспись, игрушки-все, что сделано с душой.)

Ключевые слова:

фольклор, жанр

потешка

, доброта, душевная щедрость, мудрость.

II.Создание поискового пространства

Инсценировка.

-Предлагаю заглянуть в одну избу и посмотреть, что там происходит?

-Что услышали? (песню, пословицу, поговорку,дразнилку,скороговорку).

 

Классификация жанра по картинкам.

-Определите жанр произведений по картинке.(былина, закличка, сказка, потешка).

 

Исследовательская работа.

Работа в группах.

-1 группа: (Исследует 1 потешку). Прочитайте. Ответьте на вопросы:

-Для кого сочиняли?

-Зачем сочиняли?

-Какие особенности потешки обнаружили?

2 группа: (Исследует 2 потешку). Прочитайте. Ответьте на вопросы:

-Для кого сочиняли?

-Зачем сочиняли?

-Какие особенности потешки обнаружили?

(Дети приводят примеры из текста, доказывают).

 

4. Работа со словарям и учебниками

-Для чего на столах толковые словари?(находить значения слов).

 

III.Рефлексивное пространство

О чём задумался на уроке?

-Посмотрите вокруг, на что обратили внимание? (Окружают предметы быта русского народа).

-Сделайте предположение, что сегодня будем исследовать? (Наши исследования связаны с жизнью русского народа).

-С произведениями каких жанров вы заметили сходство?(стихи, сказки).

Выход в новую про

блему.

-Кто сам сочинял потешки?-Почему затрудняетесь это сделать?-Что для этого надо знать?

3.Самооценка своей деятельности.

-Что мы исследовали?

-На все вопросы смогли ответить?

-С 1 самовара возьмет баранку тот, кто на уроке узнал что-то новое, интересное?-Со 2-го- кто ничего нового и интересного на уроке не услышал.

 

Дидактика: учитель, текст, ключевые слова, школьный толковый словарь, выставка книг, учебники Свиридова В.Ю. (2 кл.), карточки-таблицы, презентация.

Оборудование:

Предметы русского народного быта, проектор, музыка, звукозапись потешки, компьютер самовары, баранки.

Алгоритм исследовательская работа

I Исследовать потешки:

Правила работы в группах:

1.Выслушать задание.

2.Распределить роли.

3.Выслушивать не перебивая.

4.Продумать ответ.

 

IIОбсуждение.

-Кому обращены слова потешки?(маленьким детям)

-Почему так решили? (Написаны простым доступным для малышей языком).

-Зачем их сочиняли? Обрати внимание на само слово. (Тешить, веселить).

-Какие особенности потешки обнаружили?(1 Рифма. азови рифмующиеся слова. 2.Повторы.-Для чего используют повторы?

3.Ласковые слова.-Почему в потешке используются ласковые слова? ( обращение мамы к ребенку ).

4.С произведениями каких жанров есть сходство с потешками?(стихи-рифма, сказки –повторы ,герои животные).

 

III Какие художественные средства используются?

Олицетворение( животные говорят),

рифма,

анафора (повторы слов),

ирония (смеются над глупостью героев),

аллитерация (повтор согласных звуков).

 

VI Вывод

У потешек есть свои особенности построения ,но есть и сходство потешек с другими жанрами устного народного творчества.(стихи, сказки).

 

1.Фольклор народное творчество.

Потешка- жанр устного народного творчества.

2.Потешка строится по своим законам: (есть рифма, повторы, герои-животные, ласковые слова).

3.Потешки сочиняли для маленьких детей.

4.Потешки -первое знакомство малышей с окружающим миром, учит выполнять первые движения.

5.Сходство потешек с другими жанрами уст. нар. творчества.(стихи-рифма;

сказка-герои животные разговаривают, как люди, есть повторы).

6.Устное народное творчество – богатейшее наследие русского народа (храним как память предметы старины дома, в музеях).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×