Урок литературного чтения по произведению "Утес" М.Ю.Лермонтова | Ивлютина Елена Николаевна. Работа №229307
Автор: Ивлютина Елена Николаевна
Урок литературного чтения предназначен для учащихся 3 класса занимающихся в рамках программы "Школа России".
М.Ю.Лермонтов «Утес»
Цели:
по
знакомить учащихся с творчеством М.Ю. Лермонтова;
учить видеть скрытый, переносный смысл стихотворений поэта;
обучать выразительному чтению, пониманию прочитанного;
учить анализировать стихотворения с точки зрения выразительных языковых средств: находить метафоры, олицетворения, сравнения и т.д.;
учить видеть и чувствовать настроения поэта;
обогащать словарь школьников.
Развивать навыки правильного, беглого, выразительного чтения, чёткую дикцию;
умение анализировать образные средства языка;
внимание к авторскому слову и точности потребления слов в поэтической речи;
устную речь учащихся;
творческое воссоздающее воображение.
Воспитывать любовь к поэтическому слову.
Оборудование: учебник, портрет М.Ю. Лермонтова, выставка книг М.Ю. Лермонтова карточки настроения (красная, зелёная), аудиокассета с записью стихотворений «Утёс».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель. Мы с вами начинаем урок литературного чтения с хорошего настроения. Все друг другу улыбнулись. Я желаю вам успехов и удачи в работе.
II. Речевая разминка
(На карточке)
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
У. Прочитайте скороговорку про себя тихо и медленно, выговаривая каждое слово чётко.
У. О чём эта скороговорка?
Д. Скороговорка о том, как нужно правильно говорить.
У. Какие слова надо выделить голосом? Это должны быть самые важные слова. (Расстановка логического ударения.)
У. Прочитайте в разговорном темпе, выделяя подчеркнутые слова.
У. Прочитайте в ускоренном темпе, выделяя слова и читая на одном дыхании.
III. Проверка домашнего задания
-С творчеством какого поэта познакомились на прошлом уроке?
-Какие его стихотворения читали?
Выразительное чтение стихотворений.
IV. Постановка цели. Активизация знаний учащихся.
-Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством М.Ю.Лермонтова. Но для начала рассмотрите репродукцию картины А. Куинджи на с.146 учебника.
Архип Иванович Куинджи (1841-1910) – живописец, передвижник. Для его пейзажей характерны романтическая приподнятость, панорамность композиций, декоративная звучность колорита, близкие к натуре эффекты освещения.
- Расскажите, что вы видите на этой картине? (На картине изображены высокие горы, они выше облаков. Художник изобразил их светлыми, потому что наверху холодно и они все в снегу.
-Какое время суток изобразил художник? (Возможно, луна их освещает Мы понимаем, что это ночное время. Мрачная картина. )
-Как эту картину можно связать с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова?
(Мы догадываемся, что художник изобразил природу горного Кавказа, потому что Лермонтов очень часто там бывал. На картине показано великолепие гор, чистота и свежесть природы. Чистый воздух, красота гор и облаков.)
-Можно ли по картине догадаться, о чём пойдёт речь в стихотворении?
(Зная биографию писателя, мы предполагаем, что речь пойдёт о грусти, одиночестве, печали.)
-Значит тема нашего урока Михаил Юрьевич Лермонтов и его ещё одно стихотворение «Утёс» о грусти, печали и одиночестве.
V. Работа над новым материалом
1)Словарная работа
Утёс – это высокая скала.
Лазурь – светло-синий свет, синева.
Морщина-складка, бороздка, неровность на поверхности чего-либо.
2) Первичное восприятие стихотворения «Утёс». (Прослушивание аудиокассеты с записью этого стихотворения.)
У. Ваши впечатления об этом стихотворении?
Д. Стало грустно, печально. Утёс стоит одиноко и плачет.
У. Почему поэт назвал стихотворение «Утёс»?
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы над новым материалом
3) Анализ стихотворения «Утёс»
Чтение стихотворения по четверостишиям, разбор их. Выполнение заданий к стихотворению.
а) Анализ 1-го четверостишия.
Читают дети
У. О чём говорит Лермонтов в этом четверостишии?
Д. В четверостишие говорится о тучке.
У.Почему автор употребляет слово тучка, а не туча(маленькая, юная, нежная, стремительная)
У. Дайте словесную характеристику тучки. Найдите слова в тексте.(золотая, весело играя, умчалась рано)
У.Почему автор называет тучку золотой? (залита лучами солнца)
У.Какое средство выразительности использует поэт? (эпитет)
У. Почему поэт назвал утёс «великаном»?(сильный, могучий, угрюмый, неподвижный)
У. С каким настроением нужно читать это стихотворение?
Д. Это стихотворение нужно читать с грустью, печалью.
У. Что такое рифма?
Д. Рифма – это созвучие концов стихотворных строк.
У. Какие здесь слова рифмуются?
Д. В этом стихотворении рифмуются слова «золотая» и «играя».
У. Найдите в этой строфе олицетворения
У. Зачем использует их Лермонтов?(картина оживает, чувства созвучны человеческим)
б) Анализ 2-го четверостишия
Читают дети
У. О чём идёт речь в четверостишие?
Д. В этом четверостишие говорится об утёсе.
У. С кем сравнивает Лермонтов утёс?
Д. М.Ю. Лермонтов сравнивает утёс с одиноким человеком.
У. Прочитайте строки, в которых говорится о том, что утёс одинокий, что ему очень плохо.
У.Каким словом заканчивается стихотворение? (пустыня)
У.Это слово часто встречается в поэзии Лермонтова. Оно традиционно символизирует одиночество
в) Работа над всем стихотворением (анализ)
У. После посещения тучки как «чувствовал» себя утёс?
Д. Утёсу стало хуже; его тоска, одиночество усилились.
У. Найдите в стихотворении слова, подтверждающие ваши ответы.
– Да, тучка не могла понять утёса: она стремительна, юная; ей неизвестны такие чувства, которые переживает утёс.
– В чём же особенность стихотворения?
Д. Стихотворение небольшое, но оно насыщено чувствами; в нём яркие картины, в нём звучит музыка.
У. Закройте глазки, погладьте их. Представьте на миг, что вы композиторы. Какую музыку вы сочинили бы к этому стихотворению?
Д. Я сочинила бы музыку печальную, медленную, протяжную.
г) Работа над образами в стихотворении
У. Какие два образа запомнились вам?
Д. Запомнились два образа – это тучка, утёс.
У. Дайте характеристику утёсу, тучке, используя данные слова
золотая
одинокий
лёгкая
утёс
игривая
тучка
старый
шаловливая
свободная
мрачный
беспечная
3) Чтение и обсуждение стихотворения «Утёс»
Работа над выразительным чтением.
Расстановка логического ударения, пауз. (Работа по «цепочке».)
Чтение «хором». (1-й куплет читают девочки; 2-й куплет читают мальчики.)
д) Какая тема затронута в этом стихотворении?
Д. В этом стихотворении затронута тема одиночества.
и) Словесное рисование
У. Попробуем словами нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению.
– Какие элементы будут главными в картине?
– Что мы расположим в центре картины? Почему?
– Где расположим остальные элементы?
– Какие краски выберем для иллюстрации? Почему?
– Какой цвет будет основным?
– Закройте глаза, представьте себе картину.
– Опишите словами, что вы увидели.
к) Сравнение стихотворений «Утёс» и «Горные вершины…»
У. Какая тема затронута в этих стихотворениях? Какой переносный смысл содержит каждое стихотворение?
Д. В этих стихотворениях затронута тема гордого одиночества. Они полны переживаний, переполнены чувствами.
У. Несчастлив и одинок был Лермонтов и в личной жизни. Эти переживания вылились в целый ряд лирических стихотворений. Поэту не хватало не только друзей и единомышленников, но и любящей женщины. Он совсем один, и это одиночество гнёт его. Оно приобретает вселенские масштабы. М.Ю. Лермонтов уже чувствует себя одним в целом мире.
VIII. Итог урока
1) У. С творчеством, какого поэта познакомились сегодня на уроке?
– Какое стихотворение изучали?
2) Релаксация
У. На столе лежат карточки красного и зелёного цвета. Они указывают на ваше настроение. Красный цвет – это у вас хорошее настроение. Зелёный цвет – это у вас не очень хорошее настроение.
– С каким вы настроением заканчиваем сегодняшний урок литературного чтения?
– Покажите мне свою карточку. (Дети показывают карточки.)
IX. Оценивание ответов учащихся
X. Домашнее задание
Выразительно читать стр.124 и нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению
Молодцы! Спасибо за урок!