Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Урок литературного чтения по произведению "Утес" М.Ю.Лермонтова | Ивлютина Елена Николаевна. Работа №229307

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Ивлютина Елена Николаевна
Урок литературного чтения  предназначен для учащихся 3 класса занимающихся в рамках программы "Школа России".

М.Ю.Лермонтов «Утес»

Цели:

по

знакомить учащихся с творчеством М.Ю. Лермонтова;

учить видеть скрытый, переносный смысл стихотворений поэта;

обучать выразительному чтению, пониманию прочитанного;

учить анализировать стихотворения с точки зрения выразительных языковых средств: находить метафоры, олицетворения, сравнения и т.д.;

учить видеть и чувствовать настроения поэта;

обогащать словарь школьников.

Развивать навыки правильного, беглого, выразительного чтения, чёткую дикцию;

умение анализировать образные средства языка;

внимание к авторскому слову и точности потребления слов в поэтической речи;

устную речь учащихся;

творческое воссоздающее воображение.

Воспитывать любовь к поэтическому слову.

Оборудование: учебник, портрет М.Ю. Лермонтова, выставка книг М.Ю. Лермонтова карточки настроения (красная, зелёная), аудиокассета с записью стихотворений «Утёс».

ХОД УРОКА

I.  Организационный момент

Учитель. Мы с вами начинаем урок литературного чтения с хорошего настроения. Все друг другу улыбнулись. Я желаю вам успехов и удачи в работе.

II. Речевая разминка

(На карточке)

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

У. Прочитайте скороговорку про себя тихо и медленно, выговаривая каждое слово чётко.
У. О чём эта скороговорка?
Д. Скороговорка о том, как нужно правильно говорить.
У. Какие слова надо выделить голосом? Это должны быть самые важные слова. (Расстановка логического ударения.)
У. Прочитайте в разговорном темпе, выделяя подчеркнутые слова.
У. Прочитайте в ускоренном темпе, выделяя слова и читая на одном дыхании.

III. Проверка домашнего задания

-С творчеством какого поэта познакомились на прошлом уроке?

-Какие его стихотворения читали?

Выразительное чтение стихотворений.

IV. Постановка цели. Активизация знаний учащихся.

-Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством М.Ю.Лермонтова. Но для начала рассмотрите репродукцию картины А. Куинджи на с.146 учебника.

 

Архип Иванович Куинджи (1841-1910) – живописец, передвижник. Для его пейзажей характерны романтическая приподнятость, панорамность композиций, декоративная звучность колорита, близкие к натуре эффекты освещения.

 

- Расскажите, что вы видите на этой картине? (На картине изображены высокие горы, они выше облаков. Художник изобразил их светлыми, потому что наверху холодно и они все в снегу.

 

-Какое время суток изобразил художник? (Возможно, луна их освещает Мы понимаем, что это ночное время. Мрачная картина. )

 

-Как эту картину можно связать с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова?

(Мы догадываемся, что художник изобразил природу горного Кавказа, потому что Лермонтов очень часто там бывал. На картине показано великолепие гор, чистота и свежесть природы. Чистый воздух, красота гор и облаков.)

-Можно ли по картине догадаться, о чём пойдёт речь в стихотворении?

(Зная биографию писателя, мы предполагаем, что речь пойдёт о грусти, одиночестве, печали.)

-Значит тема нашего урока Михаил Юрьевич Лермонтов и его ещё одно стихотворение «Утёс» о грусти, печали и одиночестве.

 

V.  Работа над новым материалом

1)Словарная работа

Утёс – это высокая скала.
Лазурь – светло-синий свет, синева.

Морщина-складка, бороздка, неровность на поверхности чего-либо.

2)  Первичное восприятие стихотворения «Утёс». (Прослушивание аудиокассеты с записью этого стихотворения.)

У. Ваши впечатления об этом стихотворении?
Д. Стало грустно, печально. Утёс стоит одиноко и плачет.
У. Почему поэт назвал стихотворение «Утёс»?

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы над новым материалом

3) Анализ стихотворения «Утёс»

Чтение стихотворения по четверостишиям, разбор их. Выполнение заданий к стихотворению.

а) Анализ 1-го четверостишия.

Читают дети

У. О чём говорит Лермонтов в этом четверостишии?
Д. В четверостишие говорится о тучке.

У.Почему автор употребляет слово тучка, а не туча(маленькая, юная, нежная, стремительная)
У. Дайте словесную характеристику тучки. Найдите слова в тексте.(золотая, весело играя, умчалась рано)

У.Почему автор называет тучку золотой? (залита лучами солнца)

У.Какое средство выразительности использует поэт? (эпитет)
У. Почему поэт назвал утёс «великаном»?(сильный, могучий, угрюмый, неподвижный)
У. С каким настроением нужно читать это стихотворение?
Д. Это стихотворение нужно читать с грустью, печалью.
У. Что такое рифма?
Д. Рифма – это созвучие концов стихотворных строк.
У. Какие здесь слова рифмуются?
Д. В этом стихотворении рифмуются слова «золотая» и «играя».

У. Найдите в этой строфе олицетворения

У. Зачем использует их Лермонтов?(картина оживает, чувства созвучны человеческим)

б) Анализ 2-го четверостишия

Читают дети

У. О чём идёт речь в четверостишие?
Д. В этом четверостишие говорится об утёсе.
У. С кем сравнивает Лермонтов утёс?
Д. М.Ю. Лермонтов сравнивает утёс с одиноким человеком.
У. Прочитайте строки, в которых говорится о том, что утёс одинокий, что ему очень плохо.

У.Каким словом заканчивается стихотворение? (пустыня)

У.Это слово часто встречается в поэзии Лермонтова. Оно традиционно символизирует одиночество

в) Работа над всем стихотворением (анализ)

У. После посещения тучки как «чувствовал» себя утёс?
Д. Утёсу стало хуже; его тоска, одиночество усилились.
У. Найдите в стихотворении слова, подтверждающие ваши ответы.
– Да, тучка не могла понять утёса: она стремительна, юная; ей неизвестны такие чувства, которые переживает утёс.
– В чём же особенность стихотворения?
Д. Стихотворение небольшое, но оно насыщено чувствами; в нём яркие картины, в нём звучит музыка.
У. Закройте глазки, погладьте их. Представьте на миг, что вы композиторы. Какую музыку вы сочинили бы к этому стихотворению?
Д. Я сочинила бы музыку печальную, медленную, протяжную.

г) Работа над образами в стихотворении

У. Какие два образа запомнились вам?
Д. Запомнились два образа – это тучка, утёс.
У. Дайте характеристику утёсу, тучке, используя данные слова

золотая
одинокий
лёгкая
утёс
игривая
тучка
старый
шаловливая
свободная
мрачный
беспечная

3) Чтение и обсуждение стихотворения «Утёс»

Работа над выразительным чтением.

Расстановка логического ударения, пауз. (Работа по «цепочке».)

Чтение «хором». (1-й куплет читают девочки; 2-й куплет читают мальчики.)

 

д) Какая тема затронута в этом стихотворении?

Д. В этом стихотворении затронута тема одиночества.

и) Словесное рисование

У. Попробуем словами нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению.
– Какие элементы будут главными в картине?
– Что мы расположим в центре картины? Почему?
– Где расположим остальные элементы?
– Какие краски выберем для иллюстрации? Почему?
– Какой цвет будет основным?
– Закройте глаза, представьте себе картину.
– Опишите словами, что вы увидели.

к) Сравнение стихотворений «Утёс» и «Горные вершины…»

У. Какая тема затронута в этих стихотворениях? Какой переносный смысл содержит каждое стихотворение?
Д. В этих стихотворениях затронута тема гордого одиночества. Они полны переживаний, переполнены чувствами.
У. Несчастлив и одинок был Лермонтов и в личной жизни. Эти переживания вылились в целый ряд лирических стихотворений. Поэту не хватало не только друзей и единомышленников, но и любящей женщины. Он совсем один, и это одиночество гнёт его. Оно приобретает вселенские масштабы. М.Ю. Лермонтов уже чувствует себя одним в целом мире.

VIII. Итог урока

1) У. С творчеством, какого поэта познакомились сегодня на уроке?

– Какое стихотворение изучали?

2) Релаксация

У. На столе лежат карточки красного и зелёного цвета. Они указывают на ваше настроение. Красный цвет – это у вас хорошее настроение. Зелёный цвет – это у вас не очень хорошее настроение.
– С каким вы настроением заканчиваем сегодняшний урок литературного чтения?
– Покажите мне свою карточку. (Дети показывают карточки.)

IX. Оценивание ответов учащихся

X. Домашнее задание

Выразительно читать стр.124 и нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению
Молодцы! Спасибо за урок!

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×