урок математики в 3Б классе по теме"Доли" | Светлана Александровна Киргизова. Работа №327149
Цель урока:
Познакомить детей с тем, как образуются, называются, записываются и сравниваются доли.
Задачи урока:
- Сформировать представления о доли числа, научить сравнивать доли.
- Развивать внимание, логическое мышление, приёмы сравнения, умение анализировать, делать выводы, развивать математическую речь, память.
- Воспитывать активность, любознательность, интерес к изучению математики.
Формируемые УУД
личностные – смыслообразование, самоопределение, осознание ответственности за общее дело, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности, самооценка на основе критерия успешности;
регулятивные– выполнение пробного учебного действия, фиксирование в нем индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения, познавательная инициатива, контроль, коррекция и оценка;
познавательные – целеполагание, анализ, синтез, сравнение, обобщение, постановка и формулирование проблемы, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, поиск и выделение необходимой информации, планирование, построение цепочки логических рассуждений;
коммуникативные – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, достижение договоренностей и согласование общего решения.
МБОУ «Таксимовская СОШ№3»
УРОК МАТЕМАТИКИ
в 3Б КЛАССЕ
Тема: «ДОЛИ»
Учитель начальных классов
Киргизова Светлана Александровна
Тема урока: «Доли».
Тип урока: «открытие новых знаний» с использованием ИКТ.
Цель урока:
Познакомить детей с тем, как образуются, называются, записываются и сравниваются доли.
Задачи урока:
Сформировать представления о доли числа, научить сравнивать доли.
Развивать внимание, логическое мышление, приёмы сравнения, умение анализировать, делать выводы, развивать математическую речь, память.
Воспитывать активность, любознательность, интерес к изучению математики.
Формируемые УУД
личностные – смыслообразование, самоопределение, осознание ответственности за общее дело, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности, самооценка на основе критерия успешности;
регулятивные– выполнение пробного учебного действия, фиксирование в нем индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения, познавательная инициатива, контроль, коррекция и оценка;
познавательные – целеполагание, анализ, синтез, сравнение, обобщение, постановка и формулирование проблемы, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, поиск и выделение необходимой информации, планирование, построение цепочки логических рассуждений;
коммуникативные – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, достижение договоренностей и согласование общего решения.
Оборудование:
Компьютер, видеопроектор
, интерактивная до
ска.
Электронная презентация к уроку.
Учебник: Моро М. И. М
атематика. 3 класс. Часть 1.
– М.: Просвещение, 2012. – с. 92-93.
На столах
раздаточный материал
для практической работы.
Карточки для
этапа рефлексии.
План урока
Организационный момент.
Мотивация к учебной деятельности.
Актуализация знаний. Устный счет.
Постановка учебной задачи.
Определение темы урока.
Открытие новых знаний.
Первичное закрепление материала.
Выполнение тренировочных упражнений.
Итог урока. Рефлексия.
ХОД УРОКА.
Организационный момент.
- Проверим готовность к работе:
- Руки? Дети: “На месте!”
- Ноги? Дети: “На месте!”
- Локти? Дети: “У края!”
- Спина? Дети: “Прямая!”
- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу!
Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. Успехов вам!
Мотивация к учебной деятельности
- Знаете ли вы, что такоеи «эпиграф» ?
(ответы детей)
Эпи́граф (от греч. επιγραφή — «надпись») — цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и т. п. Эпиграф поясняет основную идею произведения.
- Эпиграфом сегодняшнего урока я выбрала высказывание. (Последнее слово закрыто.) (Слайд – 4)
«Где есть желание, там всегда найдется путь».
- Как вы думаете, как можно продолжить эту фразу? (Открыть продолжение фразы.)
- Как вы понимаете смысл этого высказывания? Подходит ли оно к уроку математики? Почему?
- Ребята, сегодня на уроке мы должны открыть новое знание, но, как вам известно, каждое новое знание связано с тем, что мы уже изучили. Поэтому, начнём мы с повторения.
- Перед тем, как приступить к работе вспомним, какие правила мы должны соблюдать на уроке? (Учитель выслушивает ответы детей).
Правила:
Слушать.
Слышать друг друга.
Дополнять.
Исправлять, помогать.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
- Итак, в путь!
- Открыли тетради. Запишем число, классная работа.
- Проверим, готовы ли вы к путешествию?
Устный счет
- Найдите лишнее выражение. (Слайд – 5)
45 : 5 81 : 9 5 х 4
8 х 4 1 : 2 0 : 4
6 х 6 56 : 8 9 : 9
54 : 1 7 х 9 6 х 3
Ответы детей. (лишнее 1 : 2 т.к. такие примеры мы не умеем решать)
(Выражение 1 : 2 – увеличили и пока убрали за край слайда.)
Выполним известные нам вычисления ( устный счет по цепочке)
Выявление места и причины затруднения.
-Можем ли мы 1 : 2 ? Почему? (Ответы детей)
Проблема?
3.Постановка учебной задачи.
- Как 1 разделить на 2?
- Сегодня мы постараемся найти путь решения этой проблемы, а поможет нам предмет, который зашифрован с помощью примеров.
Расшифруйте слово. (Слайд – 6)
1
24
8
64
56
42
9
6
12
0
н
о
д
с
и
а
к
м
ф
р
(Ключ к шифру в таблице. Она закрыта до того времени, пока дети не решат все примеры.)
- Запишите ответы в одну строчку. Чистописание.
58 - 52 (27 – 21) х 7
24 + 18 0 х (65 + 9)
100 – 99 4 х 5 + 6 х 6
32 : 4 (43 + 12) : (100 – 45)
(6 , 42 , 1 , 8 , 42 , 0 , 56 , 1 )
м а н д а р и н
- Под каждым ответом поставьте соответствующую букву.
-Какое слово у вас получилось? (Мандарин)
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
- Как вы думаете, зачем нам мандарин на уроке математики?
- Мандарин поможет нам сегодня назвать тему урока.
- У меня мандарин, я его очистила. Когда мы его начинаем кушать, то делим его, на что ? (Дольки)
Определение темы урока.
-Можете назвать тему нашего урока? (Доли) (Слайд – 7)
Людям часто приходится делить целое на доли. Самая известная доля – это, конечно, половина. Слова с приставкой «пол» можно услышать каждый день.
- Сегодня на уроке мы будем учиться делить целое на равные части. Узнаем, что такое доли, научимся их записывать и сравнивать.
4. «Открытие» новых знаний.
-Теперь скажите, глядя на мандарин, можно ли 1 : 2 ? (Разделить мандарин пополам)
-Как вы думаете, что может означать число 1 ? (Это один мандарин или яблоко и т.п.)
Учитель разламывает мандарин на две части и одну часть даёт ученику.
- Как вы думаете, какую часть мандарина я дала Мише?
- Давайте попробуем в этом разобраться.
Задание для пробного действия.
(Дети работают индивидуально)
– У вас на партах лежит геометрическая фигура. Как она называется? (Круг)
– Сложите круг пополам.
– Разверните.
– Сколько равных частей получили? (2)
– Итак, мы разделили круг пополам, т.е. на две равные части.
– Как они называются? (Половинки или доли)
- Каждая из равных частей называется долей
- Покажите 1 долю.
(На доске записывают число 1)
(Работа идет на интерактивной доске) (Слайд – 8)
– Теперь я возьму яблоко, разрежу его пополам. Можно сказать, что половина яблока –одна доля яблока.
– Сколько частей взяли? (1)
– На сколько частей разделили? (2)
– Итак, мы яблоко разделили на две равные доли и получили долю яблока.
– Доля – это часть целого.
– Теперь возьмите круг, который вы согнули пополам. Сложите ещё пополам.
– Разверните. Сколько теперь равных частей получили? (4)
- Покажите одну долю.
(На доске записывают число 1)
- Можно ли сравнивая эти две единички, поставить между ними знак равенства? (Нет)
-Почему ? (Доли разные)
-Как же обозначить эти доли?
-Проблема?
- Мы обязательно найдем путь решения этой проблемы, а пока немного отдохнем.
Физминутка.
Из-за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно.
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки
И потопаем немножко.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши - ветки.
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
И на доску посмотрели.
Построение проекта выхода из затруднения.
(Работа идет на интерактивной доске)
-Как же записать нам одну долю целого? (Слайд – 9)
-На сколько долей разделен круг? ( На 4 доли)
-Сколько долей я взяла от 4-х? ( 1 от 4)
(Показать на интерактивной модели)
-Записывается такое число в виде дроби.
1 - число над чертой показывает, сколько долей взяли.
4 - число под чертой показывает, на сколько долей разделили целое.
-Запишите это число в тетради. (Запись на доска учителем)
- Кто попытается прочитать получившееся число?
(Аналогичная работа) (Слайды –10 и 11)
-Получившиеся числа называют обыкновенными дробями. (Слайд –12) - Можем мы теперь записать ответ к примеру 1 : 2 ? (1 : 2 = 1/2)
5.Первичное закрепление материала.
Развитие умения записывать и называть и сравнивать доли. (Практическая работа в парах)
- У вас в конвертах лежат фигуры. Они разрезаны на части. Сложите из долей целое.
- Что можете сказать о получившихся фигурах? Чем они похожи? (Это круги, они равные)
-Чем отличаются? (Доли разные)
-Покажите одну долю красного круга, назовите и запишите ее.
(Работа в тетрадях и на доске)
- Покажите одну долю синего круга, назовите и запишите ее.
- Сравните доли и запишите у себя в тетрадях результат сравнения.
( 1/2 > 1/3 , 1/4 > 1/5 )
- Когда ваша пара будет готова, покажите это взявшись за руки)
- Какой вывод можно сделать? (Чем больше частей, тем доля меньше.)
(Слайд –13)
Физминутка для глаз (Слайд –14)
Первичное закрепление во внешней речи.
(Работа идет на интерактивной доске)
- Назовите, какая доля фигуры закрашена и запишите дробью у себя в тетрадях и на доске. (Слайды –15 -17)
6. Выполнение тренировочных упражнений
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа по учебнику. Страница 92, №2 с записью в тетради. (Слайд –18)
Решение задач
- Решение задачи в 3 действия. (Слайд –19)
-Решение логической задачи. (Слайд –20)
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Выполнение каких заданий вызвало у вас затруднения?
Чего вам удалось достичь?
Как?
Что помогло?
Что было самым трудным?
С чем легко справились сами?
Какой вид работы самый интересный?
- Достаньте из конвертов карточки и оцените свои умения.
Оцените свои умения знаком + напротив одной из фраз:
- Да, я знаю, как образуются доли, умею их читать,
записывать и сравнивать.
- Я понимаю как образуются доли, но не хватает уверенности при их записи и сравнении.
- Пока я затрудняюсь ответить на вопрос, что такое доли, как они записываются и сравниваются.
Домашнее задание. (Слайд –22)
Спасибо за урок! (Слайд –23)