Урок на тему: ПСУР «Речевое дыхание. Голос. Дифференциация звуков [С]- [З]» ФРС «Времена года. Зима-весна» | Кудинова Марина Николаевна. Работа №354951
Цели урока:
Коррекционные:
-развитие правильного речевого дыхания и силы голоса;
-уточнение и закрепление артикуляционных укладов звуков [С] - [З];
-дифференциация звуков [С] - [З].
Развивающие:
-развитие остаточного слуха и слухового восприятия устной речи;
- развитие самостоятельной устной речи;
-развитие словесно - логического мышления.
Воспитательные:
-воспитание настойчивости;
- формирование умения добиваться результата.
Государственное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Симферопольская специальная школа – интернат №2»
Урок развития речевого слуха и формирования произносительной стороны речи на тему:
ФПСР «Речевое дыхание. Голос. Дифференциация звуков [С]- [З]»
РРС «Времена года. Зима-весна»
Обучающийся: ГарибзадеЭльджан
3-А класс
Симферополь, 2024г.
Цели урока:
Коррекционные:
-развитие правильного речевого дыхания и силы голоса;
-уточнение и закрепление артикуляционных укладов звуков [С] - [З];
-дифференциация звуков [С] - [З].
Развивающие:
-развитие остаточного слуха и слухового восприятия устной речи;
- развитие самостоятельной устной речи;
-развитие словесно - логического мышления.
Воспитательные:
-воспитание настойчивости;
- формирование умения добиваться результата.
Задачи:
Образовательные (обучающие):
-добиться внятности звукопроизношения;
-закрепить правильное произношение звуков в слогах, словах, предложениях;
-развивать слуховую догадку при восприятии незнакомого слухового материала;
-развивать умение самостоятельно строить собственное высказывание.
Коррекционно-развивающие:
-содействовать формированию навыков самоконтроля за собственной речью;
-развивать слуховое внимание и память, воображение, мышление и навыки слухового анализа.
Воспитательные:
-формировать положительную мотивацию на занятия;
-воспитывать интерес и желание активно работать над исправлением собственной речи.
Речь учителя
Ответы (действия) ученика
Ход урока
I.Орг. момент.
-Как ты слышишь?
-Давай проверим, сейчас зима?
-Поздоровайся с гостями.
-Здравствуй.
-Какое у тебя настроение?
-Расскажи о себе?
-Ты готов к занятию?
- Спроси меня, над чем мы сегодня будем работать?
-Будем работать над звуками речи, над ударением, над голосом.
II.ФПСР
1. Дыхательные упражнения.
Игра «Зима-весна»
-Будем играть. Перед тобой тренажер для речевого дыхания. Выбери персонаж по погоде и времени года.
- Какое сейчас время года? Какая погода?
- Что ты выбрал?
-Какой выдох должен быть?
Следи, чтобы выдох был долгий и плавный. Молодец.
- Дуй через вытянутые в трубочку губы на солнышко
- Сделай язык «лопаточкой». Дуй на солнышко.
- «Подуем в трубочку» Сверни язычок трубочкой
и подуй по центру языка.
2. Артикуляционная гимнастика
https://ya.ru/video/preview/6962997950152265866
1. «Лягушка — слоник» Улыбнись, покажи зубы.
Вытяни губы трубочкой. Делай так 5 раз.
2. «Язык перешагивает через зубы» Улыбнись. Дотронься широким языком до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней. Дотронься широким языком до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.
3. «Накажем непослушный язычок» Положи язык на нижнюю губу. «Пошлёпай» язык губами (пя-пя-пя) на одном выдохе несколько раз. (с. 150, Ч. 2, учебник «Произношение»)
4. «Горка» Улыбнись. Открой рот. Кончик языка прижми к нижним зубам. Выгни язык «горкой».
Подержи «горку». Убери «горку». Закрой рот. Сделай так 3 раза. (с. 95, Ч.1, учебник «Произношение»)
3. Работа над силой голоса и развитием речевого дыхания.
Скажи протяжно и тихо:
а________________о________________
у________________и________________
Скажи кратко и тихо:
а - оо - у
Скажи протяжно и громко: А___О___У___
Скажи протяжно и тихо: а__о__у
Скажи громко и тихо: Па – па, Та – та, Ма - ма
Скажи гласные протяжно на одном выдохе:
а__о__у__и__э__ы
Молодец!
4. Анализ артикуляции звуков С-З.
- Слушай. Я буду говорить слова. Найди картинки к этим словам.
Сапоги, ананас, корзина, велосипед, глаза, …
- Какие звуки пропущены в этих словах?
Посмотри на профили звуков [с], [з].
- чем похожи?
- В чем разница?
- С - Голос есть?
- З - Голос есть?
- Будем правильно говорить звуки С – З.
- Слушай - С - З
5. Чтение звукосочетаний, слов, предложений.
Прочитай слоги старайся говорить звуки правильно.
<Object: word/embeddings/oleObject1.bin><Object: word/embeddings/oleObject2.bin>
<Object: word/embeddings/oleObject3.bin>
7.- А сейчас поиграем в игру «Наоборот». Я тебе буду говорить слоги со звуком З, а ты на С, а потом наоборот.
Са –
Со –
Су –
Сы –
Сэ –
Соя –
Суп –
Лиса –
Коса –
Сайка –
За-са-за – вот идет коза.
Са-за-са – вот летит оса.
Зу-зу-су – мы видели лису.
Су-су-зу – отвязали мы козу.
III.РРС
Сравни зиму и весну.
Работа с рассыпным текстом (подбор предложений к картинкам).
- Покажите, где Зима, а где Весна?
- Выбери признаки зимы и весны. Собери текст и картину о весне и зиме.
- я буду читать предложение. Найди нужную картинку и предложение и прикрепи там, где нужно.
Зима.
Зимой мороз. Светит солнце, но не греет. Идёт снег. На деревьях листьев нет. Дети катаются на санках, на лыжах. Лепят снеговика. Зимой носят зимнюю одежду.
- Прочитай текст о весне.
4.Итоги занятия.
Рефлексия.
-Тебе понравился урок?
-Было интересно?
-Было легко или трудно?
-Что ты делал на уроке?
-Спасибо тебе, ты очень старался. До свидания.
-Я слышу хорошо.
-Нет, сейчас весна.
-Здравствуйте.
-У меня хорошее настроение.
-Меня зовут Эльджан, моя фамилия Гарибзаде, я учусь в третьем классе.
-Да Марина Николаевна, я готов к занятию.
-Над чем мы сегодня будем работать?
- сейчас весна. Погода теплая.
- я выбрал солнце (радугу)
- Долгий и плавный.
(дует долгим и плавным выдохом)
Выполнение поручений учителя.
Работа перед зеркалом.
Выполняет артикуляционную гимнастику
.
Выполняет поручения педагога
- это звуки [с], [з].
- Голоса нет.
- Голос есть.
<Object: word/embeddings/oleObject4.bin>
– за
– зо
– зу
- зы
- зэ
- зоя
– зуб
– Лиза
– коза
– зайка
Восприятие текста на слух.
Вот зима. Вот весна.
(На доске висят две картинки «Зима» и «Весна». Ребенок определяет куда повесить признаки весны и зимы. Выставляет таблички. Составляет текст о зиме и весне)
Весна.
Весной тепло. Светит солнце и греет. Тает снег. На деревьях появляются почки. Распускаются подснежники. Прилетают птицы. Весной носят весеннюю одежду.
Читает и показывает на картинке
- Мне урок понравился
- Мне было интересно