Урок ОБЖ как средство формирования коммуникативных УУД | Тимофеев Константин Петрович. Работа №331712
В работе рассмотрены различные методы и формы уроков в изучении отдельных тем в 7-ом и 11-ом классах предмета основы безопасности жизнедеятельности
Данные материалы могут быть использованы учителями ОБЖ при работе с обучающимися в группах и при проведении проблемных уроков.
В данной методической разработке представлены уроки для седьмого и одиннадцатого классов, которые позволяют учителю использовать различные формы и методы работы на уроках.
Урок для одиннадцатого класса разработан в рамках воспитания патриотизма, поддержания интереса у обучающихся к образованию в военных ВУЗах. Позволяет сформировать представление о морально-волевых, нравственных, качествах российского офицера.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
Урок ОБЖ как средство формирования коммуникативных УУД
Методические рекомендации для учителей основ безопасности жизнедеятельности
Мыски 2024 Автор-составитель: Тимофеев К.П., учитель основ безопасности жизнедеятельности МАОУ СОШ № 1 г. Мыски.
В работе рассмотрены различные методы и формы уроков в изучении отдельных тем в 7-ом и 11-ом классах предмета основы безопасности жизнедеятельности
Данные материалы могут быть использованы учителями ОБЖ при работе с обучающимися в группах и при проведении проблемных уроков.СОДЕРЖАНИЕ
HYPER13 HYPERLINK \l "_Toc183968752" HYPER14ВведениеHYPER13 PAGEREF _Toc183968752 \h HYPER144HYPER15
Урок обж в 7 классе по теме: Правила поведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характераHYPER13 PAGEREF _Toc183968753 \h HYPER145HYPER15
HYPER13 HYPERLINK \l "_Toc183968754" HYPER14Урок-эксперимент в 7 классе по теме
Происхождение обвалов и оползней10HYPER15
Урок обж в 11 классе по теме Как стать офицеромHYPER13 PAGEREF _Toc183968755 \h HYPER1416HYPER15
ЗаключениеHYPER13 PAGEREF _Toc183968756 \h HYPER1420HYPER15
Список литературыHYPER13 PAGEREF _Toc183968757 \h HYPER1421HYPER15
HYPER15
ВВЕДЕНИЕ
В данной методической разработке представлены уроки для седьмого и одиннадцатого классов, которые позволяют учителю использовать различные формы и методы работы на уроках.
Для седьмого класса представлено два урока. Первый - по теме Правила поведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера представлен в виде проектной деятельности, где обучающиеся приобретают умения действовать в различных ситуациях природного и техногенного характера, через создание алгоритма действий в данных ситуациях.
Кроме этого каждый учащийся оценивает свою работу на уроке, заполнив в конце занятия лист успеха.
Второй урок – эксперимент Происхождение обвалов и оползней предполагает работу в группах.
Эксперимент несет функцию моделирования процесса возникновения чрезвычайной ситуации. Разрабатывается и проводится как составной иллюстративный элемент урока по изучению нового материала. Необходимо сопровождение эксперимента комментариями, позволяющими учащимся увеличить масштабы видимого до масштабов изучаемой катастрофы.
Данный урок посвящен изучению нового материала.
Урок для одиннадцатого класса разработан в рамках воспитания патриотизма, поддержания интереса у обучающихся к образованию в военных ВУЗах. Позволяет сформировать представление о морально-волевых, нравственных, качествах российского офицера.
Урок ОБЖ в 7 классе по теме: Правила поведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
Цель урока:
Получение учащимися теоретических знаний об опасностях в повседневной жизни человека.
Формирование у учащихся умений и навыков действий в опасных ситуациях.
Ознакомление учащихся с классификацией ЧС, привитие навыков правильной оценки обстановки и действия при различных ЧС.
Этапы урока:
1. Понятие ЧС.
2. Классификация ЧС: по сфере возникновения, по ведомственной принадлежности, по масштабу последствий.
3. ЧС природного и техногенного характера.
4. Определение опасных факторов ЧС.
5. Способы и приёмы защиты от опасных факторов ЧС.
6. Разбор проектного задания.
Оборудование: схема “ Классификация ЧС”, схемы “Действий при ЧС”, раздаточные таблицы-задания, правила совместной работы, критерии самооценки, листы успеха.
Формы и методы урока: беседа, работа в группах, мозговой штурм, выполнение проекта.
Ход урока:
1. Вводная часть:
Объявление темы и цели урока.
Проверка домашнего задания.
II. Основная часть.
Алгоритм действия учителя:
Переход от предыдущей темы к новой.
Дать определение чрезвычайной ситуации.
Мозговой штурм:
Назовите, какие опасные ситуации могут возникнуть вокруг нас?
Какие общие признаки у группы ЧС: землетрясение, бури, наводнение и т.д.?
Как можно назвать эту группу ЧС?
Какие общие признаки у группы ЧС: взрывы, автомобильная авария, авария на химическом предприятии?
Как можно назвать эту группу ЧС?
А по каким ещё признакам можно различить ЧС? (Пожар в одной комнате и пожар в многоэтажном здании).
Где возникают ЧС?
Заполнить таблицу 1, выданную каждой группе примерно по такой схеме:
Группа ЧС
Вид ЧС
Опасные факторы
План действий
ЧС природного характера
Землетрясение
Разрушения
Эвакуироваться на открытое пространство, при невозможности - встать подальше от окон, в дверной проем, под несущую стену.
ЧС техногенного характера
Пожар
Высокая температура, задымлённость помещений
Эвакуироваться ползком или пригнувшись, прикрывая органы дыхания мокрой тканью.
Давайте определим опасные факторы некоторых ЧС. Чем опасно землетрясение?
Как уберечься во время землетрясения от обрушения?
Чем опасен пожар в здании?
Как защитить себя от опасных факторов пожара?
4. Составить списки:
первой группе – ЧС природного характера, присущие для Кемеровской области;
второй и третьей группам – ЧС техногенного характера, возникновение которых возможно в г. Новокузнецке, г.Мыски.
5. Каждой группе записать алгоритм действия: при пожаре в школе, при пожаре в лесу, при землетрясении, при наводнении, при химическом заражении.
6. Обобщение знаний, полученных на уроке: беседа по вопросам.
Классифицируйте группы ЧС.
Назовите ЧС природного характера, техногенного характера.
Какие опасные факторы они имеют?
Назовите способы защиты от них или план действий при ЧС.
7.Подведение итогов урока. Анализ и оценка работы учащихся в группах по критериям самооценки:
“5”
Имел своё мнение (идею)
Высказал его вслух.
Принял участие в обсуждении данного вопроса группой.
сумел убедить.
Мнение правильное.
“4,5”
Имел своё мнение.
Высказал его вслух.
Не сумел (не пытался) убедить.
Мнение верное.
“4”
Имел своё мнение.
Не высказывал его вслух
Отстаивал.
Убедил.
мнение не верное.
“3,5”
Имел своё мнение
Высказал его вслух.
Отстаивал.
Убедил.
Мнение - неверное.
“3”
Не имел мнения.
Внимательно слушал.
Принял мнение группы.
Мнение - неверное.
“2”
Не имел мнения
Не внимательно слушал обсуждение.
Принял мнение группы.
Мнение неверное.
“1”
Не имел мнения.
Не слушал обсуждение.
Принципы:
Гласность точки зрения.
Корректное поведение
Умение убедить.
Высоко ценится правильное мнение (ты ведь получаешь знания!).
Кроме этого каждый учащийся оценивает свою работу на уроке, заполнив в конце занятия лист успеха:
Фамилия Имя
Деятельность
Оценка или баллы
За работу в группе
За вопрос или ответ
За возражение
Всего баллов
8. Объяснение проектного задания каждой группе:
1 – ой группе: Составьте список потенциально опасных объектов, находящихся в районе, где вы проживаете. Укажите, источником какой техногенной чрезвычайной ситуации может стать каждый из указанных объектов. Опишите порядок действия в этих ЧС.
2-й группе: Составьте список ЧС природного характера, наиболее вероятных для Кемеровской области и опишите последовательность действий при их возникновении.
3- ей группе: Обследуйте нашу школу на наличие в ней опасных мест, охарактеризуйте их: чем опасны эти места, как обезопасить себя, как действовать при возникновении некоторых ЧС в школе.
Каждой группе выполненную работу оформить в виде текстового сообщения.
На выполнение задания даётся две недели, в ходе которых будут даны консультации.
Урок-эксперимент в 7 классе по теме: Происхождение обвалов и оползней
Цели и задачи урока:
Воспитание у учащихся потребности предвидеть возможные жизненные ситуации.
Формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности.
Формирование психологического стереотипа “окружающая среда – это система, живущая по определенным законам, и, чтобы выжить, надо знать и понимать эти законы и использовать их в своих интересах”.
Сформировать у учащихся представление о чрезвычайных ситуациях, связанных с самопроизвольным перемещением крупных объемов грунта или горных пород.
Образовательно-воспитательные задачи:
Выявление творческих способностей учащихся при анализе обстановки и составлении плана выхода из нее.
Формирование психологического стереотипа “чтобы преодолеть опасность, надо знать, откуда она возникает, чем грозит и как надо ее преодолеть”.
Умение работать в группе.
Дидактические задачи:
Сформировать знания о способах защиты и самоспасения при обвалах и оползнях.
Создать у учащихся надлежащую психологическую установку на предстоящую учебную работу, раскрыть роль получаемой информации для выживания в условиях современного мира.
Формы работы:
Беседа на основании экспериментов.
Словесно-наглядный метод – передаю знания учащимся в форме монолога-диалога и иллюстрирую свою речь наглядными пособиями.
Фронтальная беседа.
Практическая деятельность с элементами исследования в группах.
Эксперимент несет функцию моделирования процесса возникновения чрезвычайной ситуации. Разрабатывается и проводится как составной иллюстративный элемент урока по изучению нового материала. Необходимо сопровождение эксперимента комментариями, позволяющими учащимся увеличить масштабы видимого до масштабов изучаемой катастрофы.
Данный урок посвящен изучению нового материала.
I этап: Подготовительный этап. Постановка задач урока, проверка готовности учащихся к учебной деятельности.
II этап: Организация познавательной деятельности учащихся по ходу изучения нового материала. Актуализация знаний учащихся по изучаемой теме.
III этап: Изучение нового материала:
- определение его места в системе знаний учащихся
- его осмысление
- выполнение практических заданий
- обобщение
IV этап: Постановка задач на практическое применение полученных знаний, дифференцированный контроль за усвоением знаний учащихся.
Оборудование урока:
Рисунки, модели, плакаты, картины, таблицы по физической географии, карточки с вопросами, видеофильм.
При постановке экспериментов использую подручный материал: песок, полиэтиленовая пленка черного цвета, стекло.
Для серии экспериментов, иллюстрирующих образование осыпей, оползней и селей, понадобятся следующие материалы и оборудование: немного песка, два стекла размеров 20 х 20 см, спичечный коробок, изображающий модель дома, емкость на 0,5 литра, кусок темного полиэтилена, покрытого мелкими проколами, кусок целого полиэтилена, бумага.
Содержание учебного материала
Подготовительный этап:
Проверка готовности учащихся к учебной деятельности.
Постановка задач урока.
Организация познавательной деятельности:
Эксперимент I:
Влажный полиэтилен приклеивается на окно. Внимание учащихся необходимо обратить на то, что сцепление полиэтилена со стеклом обеспечивается за счет тонкой пленки воды, которая смачивает полиэтилен и стекло.
В течение урока вода испарится через отверстия в полиэтилене, и он, отвалившись от стекла, упадет на пол.
С помощью наводящих вопросов подвожу учащихся к выводу о том, что обвалы происходят в результате нарушения сцепления части горных пород с основным массивом.
Эксперимент II:
Слабовлажный песок поместить на одно из стекол и слегка утрамбовать. Прислонить стекло так, чтобы оно с плоскостью стола составляло угол 70-80 градусов, причем песок не осыпался. Дать песку просохнуть. После высыхания песка произвести сильный удар по столу. Подсохший песок отвалится от стекла и упадет на поверхность стола.
Подвожу учащихся к выводу о том, что осыпи и обвалы часто связаны своим образованием со взрывами и землетрясениями, а иногда даже сильным шумом.
Вот мы и затронули почти все механизмы образования обвалов и оползней. Теперь рассмотрим их подробнее с использованием научных терминов и фактов.
Обвалом называется быстрое отделение (отрыв) и падение массы горных пород (земли, песка, камней, глины) на крутом склоне вследствие потери устойчивости поверхности склона, ослабления связности, цельности горных пород.
Это происходит под влиянием процессов выветривания, движения подземных и поверхностных вод, подмыва или растворения породы. К обвалу может привести и легкое колебание почвы в результате взрыва, землетрясения.
Разновидностью обвала является вывал – обрушение отдельных глыб и камней из грунтов на отвесных склонах.
Обвал особенно опасен, когда в его зоне оказываются люди, постройки, реки, дороги, линии связи и электропередачи, газо- и нефтепроводы, другие важные сооружения и объекты.
Обвалы условно подразделяются:
- очень малые (объем менее 5 куб. м )
- малые (5 - 50 куб. м)
- средние (50 – 1000 куб. м )
- крупные (более 1000 куб. м )
Изредка в природных условиях наблюдаются гигантские обвалы, в результате которых обрушиваются миллионы и даже миллиарды кубических метров породы.
Демонстрирую детям памятку. Просмотр фрагмента видеофильма.
Эксперимент III:
На стекло поместить горсть сухого песка. Постепенно наклонять стекло, опирая его нижним краем на застеленную часть стола. Обращаю внимание учащихся на тот момент, когда песок начнет сыпаться.
Делаем вывод о том, что рыхлые грунты плохо держатся на плоскостях с крутым падением, начинают осыпаться и оползать. Наводящими вопросами выясняем, что с точки зрения осыпей и обвалов наиболее опасны вертикальные склоны, особенно состоящие из рыхлых горных пород.
Оползнями называют скользящие смещения масс горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести.
Чаще всего оползни возникают на склонах холмов, гор, оврагов, откосах насыпей дорог, на крутых берегах рек.
Демонстрирую строение оползня на основе схемы.
Развитию оползней способствуют природные причины:
- крутизна склонов;
- землетрясение;
- переувлажнение склонов осадками;
- увеличение крутизны склона в результате подмыва водой;
- ослабление прочности твердых пород при выветривании, вымывании;
- наличие в толще грунта размягченных глин, плывунов;
- чередование водоупорных и водоносных пород.
Антропогенные причины (вызванные деятельностью человека):
- вырубка лесов и кустарников на склонах;
- производство взрывных работ;
- распахивание склонов, чрезмерный полив огородов на склонах;
- разрушение склонов котлованами, траншеями;
- закупоривание, засорение мест выхода подземных вод;
- строительство жилья и промышленных объектов на склонах, что ведет к разрушению склонов, увеличению силы тяжести, направленной вниз по склону.
По механизму оползневого процесса оползни подразделяются на оползни сдвига, выдавливания, вязко-пластичные, гидродинамические внезапного разжижения.
По месту образования оползни различают на горные, прибрежные, снежные и оползни искусственных земляных сооружений (котлованов, каналов, отвалов пород).
Вопросы для закрепления изученного материала:
Можно ли играть в самодельных подземельях, вырытых в рыхлом грунте?
Есть ли опасность обвалов в городе?
С какими элементами зданий и сезонами года связана повышенная опасность обвалов в городских условиях?
Возможна ли ситуация, когда в результате крупного оползня или обвала течение рек перекрывается?
Оценивание учащихся, комментирование оценок.
Домашнее задание:
Изучить конспект по данной теме.
Дать формулировки терминов: “обвал”, “вывал”, “оползень”.
Урок ОБЖ в 11 классе по теме: "Как стать офицером"
Цель урока:
поддержать интерес у учащихся к образованию в военных вузах,
развивать умения учащихся соотносить свои желания и возможности,
воспитывать чувство патриотизма у учащихся
сформировать представление о морально-волевых, нравственных качествах российского офицера.
Оборудование:
доска, плакаты, схемы, выдержки из документов.
План
1. Из истории военно-учебных заведений России.
2. Система военного образования в России.
3. Правила приема в ВВУЗы.
4. Обучение в ВВУЗе и присвоение офицерского звания.
Ход урока:
1. Из истории военно-учебных заведений России.
1698 г. – открыты Артиллерийская и Пехотная школы в Москве,
1698 г. – открыта Мореходная школа в Азове,
1701 г. – Артиллерийская и Инженерная школы, Школа математических и навигацких наук,
1732 г. – Сухопутный шляхетский кадетский корпус (Петербург),
1743 г. – Морской шляхетский кадетский корпус,
1798 г. – Медико-хирургическая академия,
1819 г. – Главное инженерное училище, (ныне Военно-инженерная академия),
1820 г. – Михайловское артиллерийское училище, (ныне Военная академия РВСН),
1867 г. – Военно-юридическая академия,
1877 г. – Морская академия
Группы военно-учебных заведений России (до 1917 г.)
Группы военно-учебных заведений Советской России (с 1917 г.)
В 1924 1925 годах проведена военная реформа, в результате которой сложилась новая система военно-учебных заведений:
А) Военные академии.
Б) Военные школы Сухопутных войск и Военно-воздушных сил.
В) Военно-морские училища.
В середине 50 - 60 г.г. ХХ века появляется новый вид Вооруженных Сил – Ракетные войска стратегического назначения (РВСН). (Свой военный зенитно-ракетный институт есть в нашем городе!) Средние военные училища преобразованы в высшие со сроками обучения 4 и 5 лет.
2. Система военных образовательных учреждений профессионального образования Министерства Российской Федерации.
Правила приема в высшие военно-учебные заведения РФ.
Закон “О военной обязанности и военной службе”:
А) Граждане РФ от 16 до 22 лет
Б) Военнослужащие до 24 лет
В) Имеющие среднее (полное) образование
4. Обучение в ВВУЗах, присвоение офицерского звания.
1) при зачислении в ВВУЗ присваивается воинское звание – курсант;
2) по окончании первого курса (18 лет) заключается контракт (на время учебы и на 5 лет военной службы после окончания;
3) предоставляется ежегодный отпуск – 30 суток и зимний каникулярный отпуск – 14 дней;
4) продолжительность обучения от 3 до 6 лет (бесплатно);
5) распорядок обучения как в ВУЗах гражданского образца;
6) отчисленные из ВВУЗов направляются для прохождения военной службы по призыву.
Успешно окончившие высшее военное учебное заведение получают среднее или высшее военно-специальное образование и одну из престижных гражданских профессий, с получением воинского звания лейтенант и диплома гражданского образца!
Данный вариант изложения материала обладает краткостью, схематизмом, удобным для запоминания. Этот урок рекомендуется переносить с мая на ноябрь месяц, в связи с тем, что учащиеся 11-х классов в конце учебного года в основном определились и проведение данного урока в мае уже нецелесообразно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данный материал может быть использован учителями основ безопасности жизнедеятельности в качестве методического материала, как пример различных методов и форм уроков.
Он соответствует обязательному минимуму содержания по ОБЖ и может использоваться для проведения уроков по различным авторским программам для общеобразовательных учреждений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Волокитин, А. Как стать офицером [Текст] / А. Волокитин// Основы безопасности жизнедеятельности. – 2018. – № 2. – С. 35-46
Латчук, В.Н. Основные методы и формы обучения и воспитания [Текст] /В.Н. Латчук// Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе. 5-11 кл.: метод. пособие. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – С. 18-29
Маслов, А.Г. Оползни, сели, обвалы, лавины [Текст] /А.Г.Маслов// Основы безопасности жизнедеятельности на уроках географии 6-9 кл.: Учебно-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2017. – С.- 25-42
Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Обвалы, оползни, сели [Текст] /М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов, А.Т. Смирнов// Основы безопасности жизнедеятельности: 7-й кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений под ред. Ю.Л.Воробьева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АСТ: Астрель, 2015. – С. 76-92
Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Офицер Российской Армии. Требования, предъявляемые к офицеру военной службой. [Текст] /М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов, А.Т. Смирнов// Основы безопасности жизнедеятельности: 11-й кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений под ред. Ю.Л.Воробьева. – М.: ООО Издательство Астрель: ООО Издательство АСТ, 2014. – С. 265-282
HYPER13PAGE HYPER15
20