Урок обществознания в 8 классе "Рыночная экономика" | Мой кабинет. Работа №346864
Тема: Рыночная экономика.
Тип урока: Урок изучения и закрепления нового материала
Цель урока: создать условия для формирования представления о рыночном механизме регулирования экономики.
Задачи урока:
- сформировать представление учащихся о рыночном хозяйстве как одном из способов организации экономической жизни;
- создать условия для развития у учащихся умения формулировать собственное мнение о роли рыночного механизма регулирования экономики в жизни общества, описывать способы рационального поведения участников обмена, подкреплять изученные положения конкретными примерами;
- способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий:
ü установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, приведение доказательств, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем;
ü раскрыть социально-экономическую роль и функции предпринимательства.
- совершенствовать умения рассматривать явления и процессы социальной действительности в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив, определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
Планируемые результаты
Личностными результатами являются:
• мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны на основе знания экономики;
• осознание своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразования, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Метапредметные результаты включают универсальные учебные действия:
• формирование межпредметных понятий, таких как факт, система, закономерность, анализ;
• оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владеть культурой активного использования информационно – поисковых систем.
Предметные результаты включают:
• знать понятия рынок, спрос, предложение, дефицит, равновесная цена, конкуренция, предпринимательство;
• уметь определять условия функционирования рынка;
• понимать, что, конкуренция — двигатель рынка, что рыночный механизм — механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка;
• уметь формулировать формулирования собственного мнения и позиции
Разработка урока по обществознанию 8 класс
к учебнику Л.Н. Боголюбова и др. «Обществознание. 8 класс»
Автор разработки:
Лукина Валентина Геннадьевна, учитель истории и обществознания
МБОУ «Вутабосинская СОШ»
Тема: Рыночная экономика.
Тип урока: Урок изучения и закрепления нового материала
Цель урока: создать условия для формирования представления о рыночном механизме регулирования экономики.
Задачи урока:
- сформировать представление учащихся о рыночном хозяйстве как одном из способов организации экономической жизни;
- создать условия для развития у учащихся умения формулировать собственное мнение о роли рыночного механизма регулирования экономики в жизни общества, описывать способы рационального поведения участников обмена, подкреплять изученные положения конкретными примерами;
- способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий:
у
становление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, приведение доказательств, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем;
р
аскрыть
социально-экономическую роль и функции предпринимательства.
- совершенствовать умения рассматривать явления и процессы социальной действительности в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив, определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
Планируемые результаты
Личностными результатами являются:
• мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны на основе знания экономики;
• осознание своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразования, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Метапредметные результаты включают универсальные учебные действия:
• формирование межпредметных понятий, таких как факт, система, закономерность, анализ;
• оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владеть культурой активного использования информационно – поисковых систем.
Предметные результаты включают:
• знать понятия рынок, спрос, предложение, дефицит, равновесная цена, конкуренция, предпринимательство;
• уметь определять условия функционирования рынка;
• понимать, что, конкуренция — двигатель рынка, что рыночный механизм — механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка;
• уметь формулировать формулирования собственного мнения и позиции
Основное содержание:
Основные понятия и термины: Рынок, спрос, предложение, дефицит, равновесная цена, конкуренция, предпринимательство, фирма.
Ход урока
1. Организационный этап.
Мотивационный модуль.
Просмотр мультфильма «Как старик на рынке корову продавал»
Что такое рынок?
Рынок - это место купли-продажи товаров и услуг.
Рынок – это совокупность экономических отношений проявляющихся в сферах производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.
Проблема: можно ли каким-либо способом влиять на формирование или изменение спроса и предложения?
- Сегодня нам предстоит понять взаимосвязь спроса, предложения и цены, а также как формируются цены на товары и услуги в условиях рыночной экономики.
План изучения:
1. Рынок и условия его функционирования.
2. Спрос и предложение на рынке.
3. Рыночное равновесие.
4. «Невидимая рука» рынка.
5. Роль предпринимательства в экономике.
Изучение нового материала.
Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о рыночной экономике, рыночном механизме регулирования экономики.
Вспомните, каковы основные черты рыночной экономики?
Задание:
Работая с учебником на стр.173-174, составьте кластеры:
1) «Характерные черты рыночной экономики»;
2) Условия функционирования рынка
Характерные черты рыночной экономики:
- свободный обмен между продавцами и покупателями, стимулированный выгодой от сделки;
- частная собственность на экономические ресурсы;
- материальная ответственность за результаты (продавцы и покупатели затрачивают свои средства и рискуют ими)
Условия функционирования рынка:
- свободное ценообразование
- конкуренция
-свобода предпринимательской деятельности
Задание: прочитайте пункт «Конкуренция» на стр. 174-175 и ответьте на вопросы:
- Что такое конкуренция ? (борьба за достижение лучших результатов в каком-либо деле)
-Почему конкуренцию считают главным мотором рынка?
Вывод:
Конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства, позволяя производителю свободу принятия экономических решений;
Конкуренция устраняет попытки отдельных участников рыночного процесса контролировать цены и влиять на них, обеспечивая свободное ценообразование;
Конкуренция стимулирует выпуск более дешёвых и качественных товаров;
Государство заинтересовано в поддержке и развитии конкуренции.
-Как вы считаете, почему, если конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства, то почему в экономике не воцаряется анархия и беспорядок?
Учитель: Для того, чтобы понять, как рождается рыночная цена и как она помогает согласовать поведение участников рынка, необходимо познакомиться с понятиями «спрос» и «предложение».
Как вы думаете, что такое спрос и предложение?
А какие определения даются в учебники?
(Выпишите их в тетрадь)
Спрос – это желание и возможность потребителя купить конкретный товар или получить услугу в конкретное время и в конкретном месте.
Предложение – это желание и возможности продавца продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте.
Задание: прочитайте текст на стр. 175-177 и поясните на различных примерах из жизни следующие положения:
а) спрос находится в обратной зависимости от цены (чем выше цена единицы товара, тем меньше спрос на данный товар);
б) предложение находится в прямой зависимости от цены (чем выше цена единицы товара, тем больше товара производители согласны произвести и продать).
Учитель:
- между спросом и предложением существует следующая зависимость:
когда спрос растёт, то растёт и предложение, но когда растёт предложение, не всегда растёт спрос.
Дело в том, что предложение, т.е. выброс на рынок всё большего числа товаров, определяется, главным образом, производственными факторами:
- много сырья,
- высокая производительность,
- низкая себестоимость.
А у потребителя всегда ограниченный спрос, который определяется:
Размерами индивидуального дохода;
Потребностями, необходимыми сегодня;
Модой;
Ценами на товары
–з
аменители.
Следовательно, ещё одним условием функционирования рынка является свободное ценообразование.
На рынке происходит невидимая глазу сложнейшая работа по выравниванию цен.
Как это происходит? (Поясните на примерах.)
Ситуацию на рынке, когда продавец может и хочет продать ровно столько товара и по такой цене, сколько покупатель захочет и сможет купить за эту цену , экономисты называют рыночным равновесием.
Это и есть равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате конкуренции.
Таким образом, какой главный принцип рынка?
Сделка должна быть выгодна как продавцу, так и покупателю.
Задание: вам всем приходилась бывать на рынках. Вспомните, торговались ли вы по поводу цен? Если да, то каков итог и как это происходило. Если нет, то почему – стеснялись, не умели, считали ниже своего достоинства или не было нужды?
Каково влияние рынка на различные стороны на различные стороны жизни общества?
Вывод:
рынок является одним из эффективных способов регулирования экономической жизни общества.
Закрепление изученного материала.
Установите соответствие между понятиями и определениями:
Понятия
Определения
Спрос
А) сумма денежных средств, которую покупатель может выделить из своих доходов для приобретения конкретного товара
Конкуренция
Б) желание и возможность продавца продать конкретный товар(услугу) в определённое время и в конкретном месте
Платёжеспособность
В) борьба производителей за наиболее выгодные условия производства и продажи товаров
предложение
Г) желание и возможность потребителя приобрести конкретный товар ( услугу) в определённое время и в конкретном месте
Домашнее задание: параграф 20, рабочая тетрадь – задание № 3,4.