Урок обучения грамоте (чтение) | Неверова Наталья Николаевна. Работа №308668
Методическая разработка урока обучения грамоте (чтение) по теме "Буква И, звук И" предназначена учителям начальных классов. Данная разработка может помочь молодым педагогам при подготовке к урокам обучения грамоте. Материалы урока направлены на формирование фонематичекого слуха, памяти, внимания. Помогут учителю научить первоклассников выполнять звуковой анализ слов. Разнообразные формы и методы, используемые на уроке, позволят учащимся получить знания в творчекой атмосфере, в игровой ситуации и получить положительные эмоции от образовательного процесса.
Урок обучения грамоте (чтение).
Тема: Буква И, звук И.
Цели:
-организовать работу по ознакомлению с буквой И;
-научить выполнять звуковой анализ слов «флаги» и «гиря»;
-создать условия для развития фонематического слуха, памяти, внимания, речи;
-содействовать воспитанию дружбы.
Ход урока.
ОРГМОМЕНТ
.
- Начинаем урок чтения. Поделитесь друг с другом, какое у вас настроение?
Улыбаются друг другу.
2. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА.
- Разогреем речевой аппарат.
- С какой целью мы это будем делать?
-Произнесите чётко, выделяя звук Р:
«Три сороки- тараторки
Тараторили на горке».
- Произнесите плавно, выделяя звук Р:
« Проворонила ворона воронёнка».
- Произнесите быстро:
«От топота копыт
Пыль по полю летит».
-Произнесите плавно:
«Юлька- Юленька – юла,
Юлька юркая была.
Усидеть на месте Юлька
Ни минуты не могла».
-Мы будем произносить скороговорки, чтобы научиться правильно произносить звуки.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
-Давайте повторим Алфавит.
- Какие буквы мы изучили? Назовите.
- Как они называются?
- Почему они так называются?
- Что вы можете сказать о гласных звуках?
- А согласные?
- Повторим, какую букву мы изучили вчера?
- Что интересного узнали о ней?
- Да, буква ы не встречается в начале слов.
«Бывает эта буква
В конце и в середине.
В конце КАПУСТЫ, БРЮКВЫ
И в середине ДЫНИ».
-Читают по плакату буквы.
-А, Я, О, Ё, У, Ю, Э, Е, Ы
- Гласные.
- Они обозначают гласные звуки.
_ При произнесении гласных звуков воздух проходит свободно, не встречая преград.
- При произнесении согласных воздух встречает преграды.
- Букву Ы.
- Обозначает гласный звук. Она бывает только строчная.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.
- А сегодня на уроке у нас будет новая буква. Какая?
- Давайте поставим цели на урок.
- Буква И.
- Мы узнаем, на что похожа буква И.
- Узнаем, какой звук обозначает буква И.
-Научимся «заселять» звуковые домики.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
– Познакомимся с буквой И. (Учитель показывает табличку с печатными и письменными буквами Ии)
-Посмотрите, где в нашем классе можно увидеть букву И?
- Понаблюдайте, на что похожа буква И.
«Молоток я раздобыл.
Из дощечек букву сбил.
-Сколько здесь дощечек?
- Три.
-А какая буква?
- И».
(Учитель демонстрирует рисунок с изображением буквы И).
- Откройте Букварь, исследуйте страницу 56. Что увидели?
-В Алфавите, на ленте букв (показывают).
- На странице Букваря сконструировали букву И.
- В схемах слов есть буквы И.
ФИЗМИНУТКА.
Хомка, Хомка, хомячок.
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт.
Щёчки моет, шейку трёт.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять
Хочет Хомка сильным стать.
Выполняют движения.
РАБОТА В «ТЕТРАДИ ОТКРЫТИЙ».
-Построим «звуковой домик» для слова ФЛАГИ
- Построим «звуковой домик» для слова ГИРЯ
-Подведём итог: Звук И обозначается буквой И. Звук И – гласный. Пишется после мягких согласных.
- Нарисуйте в «тетради открытий» букву И.
-1 ученик работает у доски, остальные в «тетради открытий».
Звук Ф с- согласный, твёрдый, обозначаем синим;
Звук Л – согласный, твёрдый, обозначаем синим;
Звук А – гласный, обозначаем красным;
Звук Г – согласный, мягкий, обозначаем зелёным;
Звук И – гласный, обозначаем красным.
Всего в слове 5 звуков, 2 гласных, 3 согласных.
-1 ученик работает у доски, остальные в «тетради открытий».
Звук Г – согласный, мягкий, обозначаем зелёным;
Звук И – гласный, обозначаем красным.
Звук Р – согласный, мягкий, обозначаем зелёным;
Звук А – гласный, обозначаем красным
Всего в слове 4 звука, 2 гласных, 2 согласных.
- Рисуют букву И.
ФИЗМИНУТКА
Я умница- разумница.
Про то знает вся улица.
Петух да кошка,
Брат Ермошка,
Да я сама немножко.
-Выполняют движения.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
ИЗУЧЕННОГО
.
Поиграем в игру «Домики».
- Был тёплый день. Гуляли гласные буквы. Любовались красотой осенней природы. Вдруг пошёл дождь. Буквы увидели домики и устремились к ним. Но впустить в домики можно было только своих.
- Распределитесь, буквы, каждая в свой домик.
- Почему так распределили?
- Вот опять выглянуло солнышко. Буква А постучала в зеленый домик, зашла за подружкой. Какую букву она пригласит на прогулку?
- Составьте остальные пары из букв.
- Правильно ли образовалась пара ы-И?
Обратите внимание, что буква ы обозначает звук ы.
Буква И обозначает звук И. Поэтому эти буквы пару не образуют.
Ученики выходят к доске с буквами: А, Я, О, Ё, У, Ю,Э, Е, ы, И
Два домика – синий и зелёный – прикреплены к доске.
По команде ученики прикрепляют свои буквы к домикам.
В синий – А, О, У, Ы, Э
В зеленый – Я, Ё, Ю, Е, И.
- В синий – буквы, которые пишутся после твёрдых согласных. В зеленый- буквы, которые пишутся после мягких согласных.
- Букву Я, потому что они обе обозначают звук А.
-О-Ё, У-Ю, Э-Е, Ы-И
….
РЕФЛЕКСИЯ
.
Какую букву мы изучали?
Что вы о ней узнали?
Отвечают.
ИТОГ УРОКА.
- Сегодня, в память об уроке, Золотая осень дарит всем нам свои золотые листики. (Учитель раздаёт красивые кленовые листики из бумаги всем ученикам класса).