Урок по ФГОС. Понятие о местоимении | Якимова Минзаля Галимовна. Работа №313161
Предметный результат: употреблять местоимения в речи.
1 Диагностика( конкретное задание для каждого ученика, цель: выяснить готовность к изучению новой темы)
Замените повторяющиеся слова в тексте местоимениями.
Текст: Сова – хищная птица. Сова считается лучшим охотником. У совы мощные когти и чуткие уши.
2 Постановка и решение задачи.
Средство: способ правильного употребления местоимения в речи.
Задача (постановочная, запускающая действие).
Определите какие слова заменяют существительные.
3.Работа по теме урока.
4.Диагностика.
5.Подведение итогов.
6.Домашнее задание.
Предмет: русский язык.
Класс: 4Б
Тема урока: Понятие о местоимении.
Предметный результат: употреблять местоимения в речи.
Сценарий урока.
I Диагностика( конкретное задание для каждого ученика, цель: выяснить готовность к изучению новой темы)
Замените повторяющиеся слова в тексте местоимениями.
Текст: Сова – хищная птица. Сова считается лучшим охотником. У совы мощные когти и чуткие уши.
II Постановка и решение задачи.
Средство: способ правильного употребления местоимения в речи.
Задача (постановочная, запускающая действие).
Определите какие слова заменяют существительные.
Я взял книгу у соседки. Она лежала на полке. В этой книге было много рисунков и сказок. Они были сделаны известным детским художником.
Варианты решения:
Я взял книгу у соседки. Соседка лежала на полке. В этой книге было много рисунков и сказок. Они были сделаны известным детским художником.
Я взял книгу у соседки. Книга лежала на полке. В этой книге было много рисунков и сказок. Они были сделаны известным детским художником.
Я взял книгу у соседки. Она лежала на полке. В этой книге было много рисунков и сказок. Рисунки и сказки были сделаны известным детским художником.
Я взял книгу у соседки. Книга лежала на полке. В этой книге было много рисунков и сказок. Книги были сделаны известным детским художником.
Я взял книгу у соседки. Книга лежала на полке. В этой книге было много рисунков и сказок. Рисунки были сделаны известным детским художником.
Конкретные действия учителя:
-Определили какие слова заменили сущ-ые?
-Во 2 предложении слово она заменяет сущ-ое соседка.
-Значит, по твоему соседка лежит на полке?
-Нет.
-Верно ли ты определил?
-Нет.
-Ты уверен что определил все слова, которые заменили существительные?
-Да.
-Объясните, чем занимается художник?
-Рисует.
-А кто сочиняет сказки?
-Писатель.
- Ты неверно определил существительное во 2 предложении и не определил слово, заменяющее сущ-ое в 4 предложении.
-Определили какие слова заменили сущ-ые?
-Во 2 предложении слово она заменяет сущ-ое соседка.
-Верно, книга может лежать на полке?
-Да.
-Ты уверен что определил все слова, которые заменили существительные?
-Да.
-Объясните, чем занимается художник?
-Рисует.
-А кто сочиняет сказки?
-Писатель.
- Ты верно определил существительное во 2 предложении , но не определил слово, заменяющее сущ-ое в 4 предложении.
-Определили какие слова заменили сущ-ые?
- В 4 предложении словом они заменили сущ-ые рисунки и сказки.
-Объясните, чем занимается художник?
-Рисует.
_Кто сочиняет сказки?
-Писатель.
-Значит словом они какое сущ-ое заменили?
-Рисунки.
-Ты неверно определил слово, заеняющее сущ-ое в 4 предложении. Ты уверен, что определил все слова?
-Да.
-А что лежало на полке?
-Книга.
-Но ты его не определил, значит на полке лежала соседка.
-Нет.
-Ты определил не все слова, заменяющие сущ-ые.
-Определили какие слова заменили сущ-ые?
-Во 2 предложении слово она заменяет сущ-ое соседка.
-Верно, книга может лежать на полке?
-Да.
-В каком еще предложении слово заменяет сущ-ое?
-В 4 предложении словом они заменили сущ-ое книги.
-Сколько книг взял автор?
-Одну.
-У тебя получается, что две или несколько. Внимательно надо читать текст.
-А кто создает книги? Может кто-то другой?
-Печатники.
- Ты верно определил существительное во 2 предложении , но не определил сущ-ое, которое заменили словом они в 4 предложении.
-Определили какие слова заменили сущ-ые?
-Во 2 предложении слово она заменяет сущ-ое книга.
-Верно, книга может лежать на полке?
-Да.
--В каком еще предложении слово заменяет сущ-ое?
-В 4 предложении словом они заменили сущ-ое рисунки.
-Верно, Рисунки были сделаны детским художником.
-Назовите мне тему урока, сформулируйте цели урока.
-Местоимение как часть речи. Что такое местоимение. Как правильно употреблять местоимение в речи. Какие признаки у местоимения можно определить.
III Работа по теме урока.
Работа по учебнику.
-Прочитаем диалог на стр 70.
-Ответьте на вопрос совенка. (Вне текста невозможно определить кого и что называют местоимения).
-Как надо употреблять местоимения в речи? Стр71 узелки на память.(В речи местоимения надо употреблять так, чтобы было понятно, какое имя существительное они заменяют).
-А вы знаете происхождение слова местоимение?. Оказывается, слово местоимение произошло от двух греческих слов анти
( вместо) и онима ( имя). Итак, что же такое местоимение?
- Местоимение – часть речи, которая заменяет имена существительные.
(Рассказывает один ученик наизусть) .Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!
-Прочитаем стихотворение.на стр 70 упр 116.
-Что вы узнали о Волге и Вазузе? Найдите местоимения. Какие слова они заменяют? Какую часть речи заменяют местоимения? Запишем последние две строчки и выделим грамматическую основу. Каким членом предложения является местоимение она?(Подлежащим).
- - Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему.
Он, она, оно, я- все 3лица, я -1 лицо
Я, ты, они, он- они мн. числа, остальные ед числа
Ты, к, от, за- ты-мест, остальные-предлоги.
-Прочитаем сообщение Самоварова на стр 71.
В "Толковом словаре" Ожегова записано:
1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример.
2. Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.
- Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"?
(Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то).
-Рассмотрите таблицу «Личные местоимения».
-назовите мест. 1,2,3 лица.
-Почему местоим разделили на две колонки?
-Назовите мест ед.ч и мн.ч.
-у каких можно определить род?
IV Диагностика. (конкретное задание для каждого ученика, цель: выяснить степень освоения нового способа).
Замените имена существительные местоимениями там, где это уместно.
Текст.
У бабушки над столом была полка, а на полке стоял пароходик. Пароходик был совсем настоящий, только маленький. У пароходика была жёлтая труба, и на трубе — два чёрных пояса. Пароходик важно стоял на полке на лакированных подставках. Я глаз от пароходика не мог оторвать.
V Подведение итогов урока.
- Наш урок заканчивается, подведем итоги урока.
-Вспомните ,какую цель мы ставили в начале урока. Добились мы целей?
- Почему вы считаете, что мы добились целей? ( Узнали, что такое местоимение, научились его использовать вместо имени существительного)
-Была ли новая тема для вас сложной?
VI Домашнее задание. Стр72 упр 120, на стр 71 запомнить таблицу.