Урок по физике в 7 классе на тему "Давление твердых тел" | Ишкинина Ляля Аллабирдиевна. Работа №291613
Автор: Ишкинина Ляля Аллабирдиевна
Современный мир идет по техническому пути развития, поэтому физике отводится одна из первостепенных ролей в современном образовании. В 7 классе начинают изучать фундаментальные основы законов мироустройства. Поэтому урок, как один из ключевых в разделе о взаимодействии тел, носит актуальный для сегодняшнего дня характер.
Содержание урока с точки зрения общих дидактических принципов соответствовал принципам: научности, наглядности, последовательности, связь с практикой. Была применена зздоровьесберегающая, личностно-ориентированная, информационная, цифровая технологии и технология проектного обучения.
Открытый урок по физике в 7 классе
по теме «Давление твердых тел.»
Учитель физики: Ишкинина Ляля Аллабирдиевна
Баймак - 2022
Тема урока: Давление твердых тел.
Цель урока:
1.Образовательные:
Дать понятие давления, единицы измерения давления;
Научить учащихся выделять главное, делать выводы;
Применение полученных знаний для объяснения явлений окружающего мира;
Применение полученных знаний в ходе решения качественных задач;
2.Развивающие:
Способствовать расширению кругозора учащихся, развитию логического мышления и познавательной активности;
Формировать умение рассуждать, строить умозаключения в ходе решения задач;
3.Воспитательные:
Развивать мотивацию изучения физики, используя разнообразные приемы, сообщая интересные сведения;
Воспитать умение слушать учителя и других.
Структура урока:
1.Организационное начало урока.
2.Создание проблемной ситуации.
3.Этап получения и обработки информации.
4.Усвоение новых знаний: экспериментальное задание.
5.Физминутка.
6. Этап закрепления и обобщения знаний.
7. Рефлексия.
8.Домашнее задание.
9.Подведение итогов.
Ход урока
1.ОРГАНИЗАЦИОННОЕ НАЧАЛО УРОКА.
Здравствуйте, дети. Я рада вас видеть и надеюсь на сотрудничество с вами! Хорошего вам настроения и успехов!
Меня зовут Ишкинина Ляля Аллабирдиевна. Я учитель физики Баймакского лицея-интерната. А с вами я познакомлюсь в ходе урока.
________________________________________________________________________________________
2. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.
Ребята, кто ездил в Египет?
Ну, тогда вы знаете, чем знаменит Египет? (пирамидами)
Вы никогда не задумывались, почему же египетские пирамиды до сих пор не ушли под землю? Ведь сила, с которой они давят на поверхность земли очень большая?
(показываю параллельно эксперимент с линейкой и грузом.)
Давайте мы на сегодняшнем уроке постараемся найти ответ на этот вопрос!
Для этого прошу ваше внимание обратить на демонстрационный стол.
Как вы видите, здесь у меня большой прозрачный ящик с песком и женские туфли. Ставим две разные обуви на песок, немного придавливаем с одинаковой по величине силой.
Что вы наблюдаете? (обувь на шпильках продавилась в песок глубже)
А как вы думаете, с чем это связано?
Каблук тоньше (острый), каблук больше… с каким понятием это связано? (нужно, чтобы дети сказали площадь!)
Значит, есть связь с площадью. Следовательно, напрашивается величина, которая связывает силу, действующую перпендикулярно на поверхность, с его площадью.
________________________________________________________________________________________
3.ЭТАП ПОЛУЧЕНИЯ И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ.
Эта физическая величина называется – давление. Итак, тема сегодняшнего урока – «Давление твердых тел», запишите у себя в тетрадях.
Какие цели поставим, чтобы раскрыть эту тему?
знакомство с физической величиной «давление»,
с единицами измерения давления, (всякая величина, например,
длина
измеряется в м, см. то есть что у него есть?)
формулой для вычисления давления, (а как определить где больше, где меньше давление?
Да, с помощью формулы)
давление в природе,
применение полученных знаний.
В рассмотренных нами примерах мы либо изменяли площадь, либо действующую силу. Мы с вами увидели, как действует сила в зависимости от площади, на которую она действует. (рукою показываю на демонстрационный стол).
Получается, мы только что с вами дали определение давления: «величина, характеризующая действие силы в зависимости от площади, на которую она действует, называют давлением».
Запишем,
Из курса математики, вы знаете, что прямую пропорциональность можно задать в таком отношении.
т.е. Давление – это скалярная физическая величина, равная отношению силы давления, приложенной к данной поверхности, к площади этой поверхности.
Обозначают давление прописной латинской буквой р.
Показать как зависит давление от силы давления и площади. Связь прямо пропроционально и обратно пропорц.
За единицу давления принимается давление, которое производит сила 1 Н, действующая на поверхность площадью 1м2 перпендикулярно этой поверхности. Эта единица имеет и собственное название и обозначение: . Она называется паскалем в честь французского ученого Блеза Паскаля.
_________________________________________________________
Итак, может быть, вы догадались, почему пирамиды все еще не ушли под землю?
Можно ли часто носить высокие каблуки?
А балетки можно считать за здоровую обувь?
_______________________________________________________________________________________
4.УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ: РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ЗАДАЧИ В ГРУППАХ.
Решим экспериментальную задачу:
Давайте, ребята, попробуем посчитать, какое же давление на позвоночник оказывают туфли на высоком каблуке, если вес девочки принять равной 450 Н?
Для вычисления давления по формуле нам нужно знать силу давления и площадь подошвы.
(один ученик из группы после вычислений, выходит и на Learning.Apps классифицирует форму обуви и значение давления на позвоночник).
ВЫВОД: Ходить на ней постоянно вредно не только для стопы, но и для всего скелета, поскольку меняется биомеханика ходьбы . С точки зрения медицины, в любом возрасте лучше всего носить обувь на каблуках высотой 3 - 4 см.
__________________________________________________________________________________
Не зря говорят в пословицах: «береги платье снову, а здоровье смолоду».
Да, здоровье надо беречь, поэтому физминутка.
5.ФИЗМИНУТКА.
Раз, два, три, четыре,
Руки выше, руки шире.
Поворот направо, влево,
Всё мы делаем умело
Одну ногу поднимаем,
Этим площадь уменьшаем.
А давление растёт,
Прыгнем - вовсе пропадёт!
_______________________________________________________________________________________
6. ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ, ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ.
Ребята, вспомним, от какого греческого слова происходит «физика»? т.е. физика – это наука о природе. Все явления из природы можно объяснить с точки зрения физики.
Наша природа позаботилась обо всех животных и растениях.
Каких животных вы видите на экране?
А чем же наградила этих животных природа?
Что их всех объединяет? (поддерживаю беседу-до клыков)
(Все они имеют стройное тело, мощные подвижные конечности, способные быстро бегать, мускулистая шея. Объединяет их сходство в строении зубного аппарата и способе питания. Мощные длинные клыки, когти служат для схватывания, удерживания добычи. Моржи, например, своими огромными бивнями раскапывают на морском дне моллюсков)
Почему клыки, когти у них острые? Как вы объясните это, используя полученные сегодняшние знания?
На 2-ом фото кого мы видим? Есть ли здесь связь с темой? (ноги верблюда, страуса заканчиваются широкими ступнями, а сама подошва толстая, без роговых копыт)
Про растения самой сказать!
_____________________________________________________________________________________
Как видите, природа заботится и о животных, и о растениях, и о человеке, а мы с вами должны позаботиться о ней!
природа всегда была и остается помощником человека.
Ребята, я вам приведу пример, где человек, природа и законы физики взаимосвязаны. Операция «Багратион» в ВОВ.
Чем же знаменита эта операция? (пауза)
Легендарная операция «Багратион» началась с белорусских болот и проходила с 23 июня по 29 августа 1944 года. Константин Константинович Рокоссовский выбрал тактику: идти на врага через болото, откуда наступательного удара враг никак не ожидал. И эта операция оказалась, не просто стратегически успешной, она стала победной! Была освобождена территория Белорусии, Восточной Польши и часть Прибалтики, практически полностью разгромлена немецкая группа армий «Центр». (1 мин)
Обратите внимание, наши войска прошли через болото!
Как им это удалось? (пауза 10 с)
Что вы видите на экране? (почему мост должен был быть широким?)
6.1.ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ.
Проверка знаний через приложение Зипгрейд, облако слов.
_____________________________________________________________________________________
7. РЕФЛЕКСИЯ.
И так, что мы с вами сегодня узнали?
(Мы с вами выяснили, что с проблемой давления человек часто встречается в своей деятельности. Мы также увидели, что и в животном мире велика роль давления в их борьбе за существование.)
Для чего же люди должны знать, что такое давление?
Итак, пригодятся ли вам в будущем знания, полученные сегодня на уроке?
Оценивание: 4 – 5 учащихся.
_________________________________________________________________________
8.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Да, действительно, человеку необходимы знания о давлении, чтобы двигать прогресс вперед, делать новые открытия и изобретения. И, я думаю, что вы со мной согласны.
Написать небольшое сообщение на тему «Давление твёрдых тел на службе человеку». Вспомните про битву на Чудскм озере или переправу через Лдожское озеро, когда освобождали блокаду Ленинграда, строительство Останкинской телебашни, Эйфелевой башни. Эти сведения могут стать началом вашей проектной работы.
9.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
В заключение хочу сказать. Изучение физики делает вас ближе к природе, учит понимать ее. Мне хочется пожелать вам научиться любить природу, и разговаривать с ней на одном языке. Вы были любознательны, активны, приветливы. Спасибо вам за сотрудничество.