Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Урок по литературному чтению "П.П.Бажов "Серебряное копытце" | Мерлицкая Лариса Владимировна. Работа №235536

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Мерлицкая Лариса Владимировна
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе.

 

 

Урок по литературному чтению в 4 классе.

 

Тема: П.П. Бажов «Серебряное копытце».

 

Цель урока: создание условия для общего восприятия литературного жанра сказа через художественное произведение П.П. Бажова «Серебряное копытце»

Планируемые результаты:

Предметные:

-овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения и умения работать с текстом;

-анализировать текст с позиции отношения автора к персонажам;

-находить способы и средства создания характера и изображения внутреннего мира героини сказки;

-понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы.

Личностные:

- развитие чувства сопереживания, сострадания, эмоционального отклика о прочитанном;

-развитие умения понимать образный язык художественного произведения

Метапредметные:

Познавательные

-уметь составлять характеристику героев;

-уметь выделять главное;

Регулятивные

-формировать учебную задачу, отбирать способы её решения;

-оценивать результаты работы;

Коммуникативные

-участвовать в учебном диалоге;

-выражать свои мысли в учебном диалоге;

-уметь общаться друг с другом, находить общее решение в групповой работе.

.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Тип урока: комбинированный, урок углубленной работы над текстом.

 

Дидактические средства и материалы:

Сказ П.П.Бажова “Серебряное копытце” в у

чебнике “Литературное чтение” (4

класс

, 2 урок

)

Карточки для групп

овой и парной работы.

 

Применяемые технологии - ТРКМ, развивающего обучения, информационно-коммуникативная, игровая, здоровьесберегающая.

Ход урока

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

Организационный момент

 

Для ребят звенит звонок,

Начинается урок

Готовы к началу урока.

2 Определение темы и постановка цели урока

(Звучит тихая музыка)

- А было это, голубчики, в старину, когда задумал добрый волшебник познакомить нас с уральскими сказами. А я за ними на золотом коне скакала, да в мешок эти сказы собирала.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (О произведении «Серебряное копытце»)

- Действительно, мы сегодня постараемся открыть в чем выражается творческий почерк писателя П. Бажова.

- Определите цель урока? аскрыть загадки писателя, понять, в чем его особенность)

 

Фронтальная работа

3 Открытие новых знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Физминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Портретная характеристика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с пословицами

1. - Для этого нам предстоит потрудиться.

- Отметьте, какие черты сказки встречаются в произведении «Серебряное копытце»? Докажите свой выбор.

(Волшебные предметы.

Волшебные герои.

Волшебный помощник.

Волшебные числа.

Главный герой проходит испытания.)

 

- Докажите, что особенности рассказа можно увидеть в произведении «Серебряное копытце». Приведите примеры.

(События могут произойти на самом деле.

События связаны одним сюжетом.

Герои реальные, настоящие.)

 

- В каком жанре написано произведение «Серебряное копытце»?
– Какие реальные события происходят в сказе?

- Получается, что в сказе П. Бажова «Серебряное копытце» сочетаются жанры сказки и рассказа.
Вывод: «Серебряное копытце» – это сказ, так как в нем умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность.

(на доске появляется табличка 1 СКАЗ.)

 

2. - Для того, чтобы понять в чем особенность писателя, мы должны провести исследовательскую работу с текстом.

 

1 группа

- Прочитайте текст. В чем особенность выделенных слов. Сделайте вывод о языке писателя.

 

(- Ныне в Полдневской стороне много козлов пасется. Туда и пойду зимой.

- А как же - спрашивает Даренка, - зимой-то в лесу ночевать станешь?

-Там,- отвечает, - у меня зимний балаган у покосных ложков поставлен. Хороший балаган, с очагом, с окошечком. Хорошо там.

Даренка опять спрашивает:

- Серебряное копытце в той же стороне пасется?

- Кто его знает. Может и там.

Даренка тут и давай проситься:

- Возьми меня, дедо, с собой. Я в балагане сидеть буду. Может, Серебряное копытце близко подойдет,- я и погляжу.)

 

2 группа

- Прочитайте текст. В чем особенность выделенных слов. Сделайте вывод о языке писателя.

 

(- Несподручно мне с девчонкой-то. Парнишечко бы лучше. Обучил бы его своему делу, пособника бы растить стал. А с девчонкой как? Чему я ее учить –то стану?

Потом подумал-подумал и говорит:

-Знавал я Григория, да жену его тоже. Оба веселые да ловкие были. Если девчоночка по родителям пойдет, не тоскливо с ней в избе будет. Возьму ее. Только пойдет ли?

 

- Ты, дедо, как узнал, что меня Даренкой зовут?

- Да так, отвечает, - само вышло. Не думал, не гадал, нечаянно попал.)

 

3 группа

- Прочитайте текст. В чем особенность выделенных слов. Сделайте вывод о языке писателя.

 

(Ушел Кокованя. Осталась Даренка с Муренкой. Днем-то привычно было без Коковани сидеть. Как темнеть стало, запобаивалась. Только глядит - Муренка лежит спокойнехонько. Даренка и повеселела. Села к окошечку, смотрит в сторону покосных ложков и видит – по лесу какой-то комочек катится. Как ближе подкатился, разглядела - это козел бежит. Ножки тоненькие, головка легонькая, а на рожках по пяти веточек.

 

4 группа

(Посидела опять Даренушка у окошка, полюбовалась на звезды. Хотела спать ложиться, вдруг по стенке топоток прошел. Испугалась Даренка, а топоток по другой стене, потом по той. Где окошечко, потом - где дверка, а там и сверху запостукивало. Не громко, будто кто легонький да быстрый ходит. Даренка и подумает:

«Не козел ли тот вчерашний прибежал?»

И до того ей захотелось поглядеть, что и страх не держит. Отворила дверку, глядит, а козел- тут, вовсе близко.)

 

Вывод: П.П.Бажов пишет своим особенным языком.

(на доске табличка 2. Особенности языка автора)

 

3. - Давайте еще раз насладимся напевным, особенным языком Павла Бажова.

Откройте стр. 180 – чтение.

 

 

4. - И сейчас мы должны понять, какими хочет видеть мудрый сказочник нас, читателей и что нравится в людях Бажову.

– Закройте глаза и, слушая музыку Петра Чайковского, представьте главных героев.

(Звучит музыка Петра Чайковского из цикла «Времена года»)

 

Учитель (шепотом):
Так и стали жить вместе дед Кокованя, сиротка Даренка да кошка Муренка. Жили-поживали, добра много не наживали, а на житье не плакались, и у всякого дело было.

 

– Давайте охарактеризуем главных героев (Кокованю и Даренку) по следующему плану в таблицах.

1-я группа – даст характеристику Дарёнке по плану  в таблице. (карточка - план)

2-я группа – даст характеристику Коковане по плану  (карточка-план)

3-я группа  –  прочитайте и выберите пословицу, в которой заключена идея произведения

4-я группа

  –  прочитайте и выберите пословицу, в которой заключена идея произведения

Проверка работы в группах

 

 

 

 

 

– Давайте сравним эти характеристики.
– Что общего вы заметили в их описании? (Одинокие, весёлые, ценят красоту, любят природу)
– Таким образом, ребята, какие черты характеров героев важны для писателя? оброта, щедрость, трудолюбие).

 

Вывод:

П.Бажов подчеркивал важность

в человеке таких черт характера, как доброта

, трудолюбие, щедро

сть, любовь к природе.

(на доске табличка 3 «Характеры героев»)

– Какие черты характера главных героев близки вам или хотели бы их иметь?

 

 

Послушаем ребят 3 группы.

- Прочитайте и выберите пословицу, в которой заключена идея произведения. Объясните ее смысл.

 

1.Семь раз отмерь – один раз отрежь.

2. Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.

3. Родина – мать, умей за нее постоять.

– Какую пословицу вы выбрали?

Предоставляем слово 4 группе:

1. Жизнь дана на добрые дела

2. В гостях хорошо, а дома лучше.

3. Один в поле не воин.

 

Вывод:

Уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть добрее, мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живём. Он ценил в людях доброту, честность, упорство, поэтому самых лучших своих героев он наделил именно этими качествами.

ВЫВОД УРОКА:

- Вернемся к цели нашего урока. Я думаю, что после нашей работы вы можете сделать вывод и определить в чем же заключается творческий почерк писателя Павла Бажова.

 

Работа в парах

 

 

На доске названия жанров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах

 

 

Выделенные слова в современной речи не используются, они устаревшие. Они придают особый окрас произведению Бажова.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выделенные слова заканчиваются на о. Такие слова придают особую напевность тексту сказа Бажова.

 

 

 

 

 

 

 

Выделенные слова произносятся ласково, нежно. Писатель часто употребляет в своей речи слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение учащимися текста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах

 

На слайде портрет Коковани и Даренки

 

 

Ответ по плану:

1)Семейное положение

2)Внешность

3)Характер

4) Чем занимается

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальный опрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Рефлексия

 

 

 

6 Итог урока, домашнее задание

 

Сегодня на уроке я для себя открыл, что…

Сегодня на уроке я понял, что…

Мне понравилось…

 

- Произведение «Серебряное копытце» написано в особом жанре - жанре сказа, в котором сочетаются черты сказки и рассказа. Язык писателя напевный, звучный, присущий только этому автору. Своих героев наделял добротой, трудолюбием, любовью к природе.

Домашнее задание: нарисовать рисунок и подготовить к нему пересказ

 

 

 

 

 

Учащиеся подводят итог уроку


Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×