Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Урок по литературному чтению в 4 классе с использованием ЭФУ | Тонян Лариса Манучаровна. Работа №229570

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Тонян Лариса Манучаровна
Урок по литературному чтению в 4 классе по УМК ПНШ с использрванием ЭФУ.

 

Предмет: литературное чтение 4 класс

Тема. Русская сказка «Крошечка Хаврошечка »

 

Планируемые результаты.

 

Предметные: знать, что в волшебных сказках есть присутствие двух миров – земного и волшебного,;

что такое тотем, особенности героя волшебной сказки;

уметь обнаруживать скрытую жизнь и красоту в окружающем мире, проводить сравнительный анализ прочитанных произведений; работать с разными источниками информации.

 

Личностные: осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия.

 

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

Познавательные УУД: свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью; свободно работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль, разные жизненные позиции; выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект.

Коммуникативные УУД: сотрудничество в разных формах учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе); понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию

Учебно – методическое обеспечение: учебник «Литературное чтение 4 класс», ч.1с. 41 - 45; авт., Н.А.Чуракова, Москва, АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК, 2012г.; тетрадь сю6-10 ЭФУ

 

Интеграция печатной и ЭФУ на уроке

 

п/н

Этапы урока

Печатная форма учебника

ЭФУ

1

Этап мотивации и целеполагания

+

 

2

Этап изучения нового материала

+

+ аудизапись текста

3

Этап применения и закрепления

+

+видеофрагмент мультфильма

4

Подведение итогов

+

 

5

Этап рефлексии деятельности

+

 

 

Ход урока

 

Организационный момент

-Вы обратили внимание, какой сегодня замечательный осенний день?

Очень много солнечного света,

Над землёй стоит голубизна.

Мнится мне: в сиянье разодета.

Изнутри земля освещена…

А. Яшин

- Солнышко нам улыбается, улыбнитесь и вы. Пусть этот урок принесёт нам радость общения, наполнит наши сердца теплом, красотой, добром и любовью.

 

Целеполагание урока.

 

- Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с литературными образами, созданными русским народом. Это фольклорный жанр, в котором Добро всегда побеждает Зло.

- Догадались, о каком фольклорном жанре я говорю? ( О сказке)

- Мы продолжим знакомство с законами построения волшебных сказок, проследим их связь с древними мифами. Еще раз поговорим о том, как представляли мир наши предки, и как это видение отразилось в сказках.

- В сказках чужой мир - это всегда мир чудес, мир, обладающий волшебной силой. Вспомните, с каким волшебным миром сказки мы познакомились на прошлом уроке? Какое тотемное животное помогало герою прошлой сказки?

Изучение нового материала. Работа по учебнику (с. 41-45).

 

-Подумайте, а может ли в волшебной сказке быть главным героем персонаж, который не совершает подвиги, не отправляется в странствие, не разгадывает сложные загадки?

(Ребята высказывают разные мнения).

- Послушайте русскую народную сказку «Крошечка – Хаврошечка» в исполнении артиста Льва Дурова. Следите по тексту. (ЭФУ)

-После прослушивания  мы снова вернемся к этому вопросу.

-О ком эта сказка? (О Крошечке-Хаврошечке).

-Что вы узнали о ней из сказки? (Она — сирота; в отличие от своих приемных сестер трудолюбива: «она и подает, она и прибирает, она и за всё отвечает»).

-Замечаешь ли ты что-то особенное в ее имени? (Мала ростом едаром ее прозвали Крошечкой.)

-

 

- Какие чувства она у вас вызывает? ( Нам ее жалко. В семье ее не любят, обижают: «их и обшивала, для них пряла и ткала, а слова доброго никогда не слыхала… бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят»).

- Похожа ли она на сильного и смелого героя сказки? (Нет, она маленькая девочка и ни с кем не сражается).

- Тогда какой возникает вопрос? (Является ли Крошечка – Хаврошечка героем сказки?)

--Как мы можем это доказать? (Нам надо вспомнить, каким характеристикам должен соответствовать персонаж, чтобы быть героем волшебной сказки.)

(С помощью проектора на экран выводится слайд:)

 

Характеристика героя:

1.Младший в семье или сирота.

2. Мал ростом.

3. Трудолюбив.

4. Дурачок с точки зрения некоторых героев.

5. Есть волшебный помощник.

6. Связь с волшебным миром.

 

Самостоятельное чтение, работа с текстом.

- А сейчас прочитайте сказку самостоятельно и найдите строки, которые подтверждают или соответствуют той или иной характеристике героини.( Ребята читают сказку и отмечают в тексте нужные доказательства.)

- Скажите, все ли характеристики героя встретились в тексте? (Нет, дурачком Хаврошечку никто не считал.)

- А остальные характеристики вы нашли? Прочитайте их. (Читают и объясняют доказательства.)

-Теперь вернемся к нашему вопросу: Может ли в волшебной сказке быть главным героем персонаж, который не совершает подвиги, не отправляется в странствие? (Да, может. Мы доказали это на примере Крошечки-Хаврошечки.)

-Сама ли она выполняет все задания? (Нет, у нее есть помощник.)

- Всю ли работу делает за нее коровушка? (Нет, только то, что связано с изготовлением холстов.)

-Найдите в тексте и прочитайте, сколько Хаврошечке надо было напрясть, наткать, побелить… (Зачитывают отрывок из текста.)

-А сколько это – пять пудов? ( Если кто-то из ребят знает – отвечает.)

-Уточняю: в пуде более 16 кг, значит, девочке за ночь надо было напрясть (свить пряжу в нитку), наткать (из ниток на станке сделать ткань), побелить, высушить и в трубы (рулоны) покатать 80 кг ткани.

 

 

 

Давайте с помощью электронного учебника просмотрим отрывок из

м

/ф.

(ЭФУ отрывок м/

ф

)

 

- Как Хаврошечка называет коровушку? Почему? ( Коровушка-матушка. Лишь к рябой корове девочка может приласкаться, пожаловаться на горькую долю. Корова всегда помогает и добрым словом («красной девицей» называет она ласково бедную сиротку) и помогает ей выжить в очень трудных условиях, выполняя за девочку огромную работу. Именно поэтому рябая корова для Хаврошечки«корова-матушка»).

-Кем же является коровушка в сказке с точки зрения наших древних предков? (Тотемным животным.)

Учитель. Правильно. Наши предки — славяне относились к корове по-особенному: она была для них настоящей кормилицей- «матушкой», давая молоко, сыр, масло, без чего не выжить суровой зимой.

Потерять же корову для крестьянской семьи было настоящей бедой и порой грозило голодной смертью. Неудивительно, что именно корова является тотемным животным, кормилицей и защит- ницей крестьян.

5. Этап физической разрядки.

 

6. Этап контроля результатов деятельности.

 

- Сейчас вы объединитесь в группы, и каждая группа получит карточку с заданием. (Ребята объединяются в группы по 5 человек.( Раздаю карточки и прошу вспомнить основные правила работы в группе: распределить обязанности в группе, уважать чужое мнение, давать слово каждому, не мешать работе других групп)

-Ребята работают с текстом сказки и могут использовать материал учебника о тотемных животных и растениях.

Задания на карточках у всех одинаковые.

 

1. Докажите, что коровушка- тотемное животное

Примерные ответы:

-Коровушка- тотемное животное, так как обладает способностью пропускать Крошечку- Хаврошечку в волшебный мир: одно ухо у неё – это вход и выход в земной мир, а другое ухо- вход и выход в волшебный мир. . (Правое ухо – вход в земной мир, левое – в волшебный. Как у Сивки-бурки и как в мифах.)

- Какой у девочки еще есть помощник? Как она получила его? (Ей пришлось пройти через испытание,  девочка терпела голод, не забыла наказ коровушки каждый день поливать косточки)

- Как характеризует этот поступок Хаврошечку? (Это испытание показывает нам любовь и преданность Хаврошечки к коровушке, ее трудолюбие, ответственность.)

2. Чем в сказке является яблонька? ( с точки зрения мифологии?) Докажите.

-Можно ли сказать, что Хаврошечке сначала помогает тотемное животное, а потом — тотемное растение? Случайно ли, что листья на яблоньке золотые, а веточки серебряные?

(После того, как злые хозяева разделались с рябой коровой, Хаврошечке помогает яблоня, выросшая из костей коровы. Яблоня продолжает опекать сироту, как это делала раньше корова. Яблоня эта непростая: «Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо — останавливается, кто проходит близко — заглядывается».

Подобное описание яблоньки и ее происхождение — выросла за короткий срок из костей коровы — говорят о том, что дерево это тотемное, волшебное).

- Вам уже встречалось похожее дерево? В каком произведении?

( Во многих сказках и мифах встречается дерево, похожее на волшебную яблоню из этой сказки. Древнегреческое сказание о Персее: Персей уносит золотые яблоки с волшебного дерева из сада царя Атланта. Яблоня с золотыми яблоками есть и в сказке «Иван-царевич, Жар-птица и серый волк»).

-Как купец выбирает себе невесту: что для него самое главное?

(Давая задание сорвать яблоко с такого дерева, герой проверяет, кто из персонажей настоящая героиня, то есть человек, обладающий поддержкой волшебного мира. Злые сестры не смогли сорвать яблоко для купца, к Хаврошечке же «веточки приклонились, и яблочки к ней опустились. Угостила она того купца, и он на ней женился Таким образом, жених ценит не богатство или красоту невесты, а ее связь с волшебным миром»).

Восстановлен ли нарушенный ПОРЯДОК в конце сказки?

(Порядок и справедливость восстановлены в конце сказки: «И стала она в добре поживать, лиха не знать»).

 

-Что общего в сказках «Сивка-бурка» и «Крошечка-Хаврошечка»?

-Чем главные герои этих двух сказок похожи друг на друга?

(Иванушка-дурачок из «Сивки-бурки» — младший в семье и, судя по прозвищу, житейским умом не отличается; Крошечка-Хаврошечка — сирота, самая маленькая в приютившей ее семье. Они оба трудолюбивы, тогда как их братья, сестры ленивы и засыпают на посту. И у Иванушки-дурачка, и у Крошечки-Хаврошечки есть связь с волшебным миром, имеются и волшебные помощники (у Иванушки — Сивка-бурка, у Хаврошечки — корова, а затем яблоня).

(Обоих оценили именно за связь с волшебным миром: Иван женится на царевне Елене Прекрасной, а Хаврошечка получает в мужья «богатого, кудреватого, молодого» купца. Таким образом, справедливость в обеих сказках восстановлена, и герои в награду получают безбедную и счастливую жизнь)

-За что же была награждена счастьем Хаврошечка? (За труд, старание, прилежание, любовь к коровушке, терпение, за доброту).

Что можно сказать про эти две сказки? Чем похожи эти сказки?

- Посмотрите на доску. У меня приготовлена таблица. В ней – три столбца. Первый для высказываний о сказке «Сивка-бурка», третий – для сказки «Крошечка-Хаврошечка», а средний – для высказываний, которые будут общими для обеих сказок. Ниже даны утверждения, которые вам надо вставить в тот столбец, которому они соответствуют.

-Ученики, по приглашению учителя, выходят по - одному к доске и перемещают одно высказывание в нужный столбец. Остальные проверяют правильность выбора и сигнализируют поднятой рукой о своем согласии с ответом. 

 

«Сивка-бурка»

Общее в обеих сказках

«Крошечка-Хаврошечка»

 

 

 

 

Герой - младший в семье (на доске цвет всех высказываний одинаков)

Герой – сирота

Считают дурачком

Морят работой

Герой трудолюбив

Есть волшебный помощник

Герой попадает в волшебный мир с помощью тотемного животного

Герой проходит через некие испытания

Героя оценили за связь с волшебным миром

Порядок восстановлен, герой обретает счастье и богатство

 

- Посмотрите на таблицу, что можно сказать о сходствах и различиях в этих сказках? (Сходств гораздо больше, чем различий.)

- А если вдуматься в записи первого и третьего столбика, так ли уж они различаются по своему значению для героя? (Наверное, нет. И младший, и сирота обделен наследством и любовью семьи. И когда относятся как к дурачку, и когда морят работой и нет благодарности – все это тяжело и обидно. Так что это тоже объединяет героев, а не разделяет их.)

- Молодцы! Действительно, сравнив эти две сказки, мы увидели в них отражение древних мифов наших предков, которые представляли мир по–другому, еще раз убедились в том, что существуют определенные законы построения сказок. А сами сказки неразрывно связаны с историей нашего народа.

 

Итог урока. Рефлексия.

-Какие уроки вы получили, читая эту русскую народную сказку?

(Надо жить в мире и согласии, совершать только добрые поступки, помогать друг другу, быть добрыми, любить друг друга).

- Обсудите в течение 1 минуты в паре, что дает читателю знание законов построения сказки?

(Ребята отвечают, делятся своими мыслями: зная законы, мы можем увидеть  связь волшебной сказки и прошлого нашего народа. Мы можем сами попробовать сочинить сказку.)

- Очень хорошо. И в конце изучения данной темы мы обязательно попробуем сочинить волшебную сказку, используя законы построения сказочных историй. Но пока мы раскрыли не все секреты сказки, и на следующем уроке мы будем говорить о роли волшебных чисел в сказках.

 

Литература

https://урок.рф

https://nsportal.ru

https://multiurok.ru

http://открытыйурок.рф

https://urokinachalki.ru

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×