Урок по ОРКСЭ 4 класс "Милосердие -закон жизни." | Шеина Наталья Владимировна. Работа №322616
Данный урок можно провести не только в 4 классе по ОРКСЭ, но и как внеклассное мероприятие в 3 классе. На уроке дети познакомятся с такими понятиями как "доброта", "милосердие", "сострадание", "сочувствие", "сопереживание". Дети убедятся в пользе "добрых поступках" по отношению к окружающим. Во время урока дети получат возможность оценивать нравственное содержание предложенных текстов, высказывать суждения о поступках героев ,отвечать на поставленные вопросы, научатся понимать и сохранять учебную задачу, удерживать цель деятельности до получения её результата, планировать свои действия, получат возможность грамотно и культурно излагать своё мнение по заданной теме, находить общий язык при работе в группе. выслушивать и принимать точки зрения одноклассников. Даннон мероприятие способствует развитию самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
. Класс: 4 Г Учитель : Шеина Н.В.
Технологическая карта урока ОРКСЭ
Целевой блок
Тема
Милосердие – закон жизни.
Цель
Познакомить с понятием милосердие
Планируемые результаты
Метапредметные
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные
Получат возможность оценивать нравственное содержание предложенных текстов, высказывать суждения о поступках героев ,отвечать на поставленные вопросы.
Научатся понимать и сохранять учебную задачу, удерживать цель деятельности до получения её результата, планировать свои действия.
Получат возможность грамотно и культурно излагать своё мнение по заданной теме. находить общий язык при работе в группе. выслушивать и принимать точки зрения одноклассников.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
Инструментальный блок
Задачи урока
Познакомить с лексическим значением слова милосердие, сочувствие, сопереживание, сострадание.
Формировать понимание, каким должен быть настоящий человек в современном обществе, его моральные и духовные ценности.
Воспитывать уважительное отношение к людям.
Тип урока
Урок изучения нового материала
Учебно-методический комплекс
А.И.Шемшурина Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.4 класс
Организационно-деятельностный блок
Основные понятия
Милосердие, сострадание, сочувствие ,сопереживание
Организация пространства
Групповая, фронтальная, индивидуальная работа
Межпредметные связи
Литературное чтение. ИЗО. Русский язык
Ход урока.
1 .Организация урока
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно. И в радости.
Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости.
А можно и так: На рассвете встать И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженной солнце достать
И подарить его людям
Добрый день, дорогие ребята!
II. Актуализация
Тема урока: спрятана в стихотворении.
Послушайте его.
Стихотворение
Слово это серьезное,
Главное, важное,
То что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважней, чем лица красота.
Догадались, что это?
(Милосердие! Сердец доброта!)
Тема урока: Милосердие –закон жизни.
III. Работа по теме
а)Работа над словом
Ребята, как вы думаете, что такое милосердие?
Милосердие: (это доброта и уважение, любовь к людям, сострадание к людям, стремление приносить пользу и радость).
- Как получилось слово «милосердие»? ( Здесь два корня мил и серд)
- Давайте подберем родственные слова с корнем «мил» (милый, помиловать, милость, милостыня)
-Теперь подберем родственные слова с корнем «серд» (Сердце, сердечный)
-Где находится наше сердце? Положите ладошку на него. Вы его слышите? Я вам открою секрет. Стук сердца можно услышать , если на запястье найти пульс. А это и есть стук нашего сердца.
- Вот оно какое наше сердце – послушайте, как оно бьётся.
- Давайте вспомним сказку Г. Х. Андерсена «Снежная Королева». [3]
-Как звали героя, в сердце которого попали осколки ледяного зеркала. (Осколки ледяного зеркала попали в сердце Кая, отчего он и сделался злым и жестоким. Поступки у него тоже были злые и жестокие - это холодное сердце.)
Как удалось Герде растопить ледяное сердце мальчика.( Своей любовью, добрыми словами)
б) работа с антонимами
Ласковое, доброе слово душу согревает ,как солнышко. Подберите к словам антонимы, заменив «плохие» слова на «хорошие», добрые.
(«грубый» -ласковый, «злой»-добрый, «жадный»-щедрый, «грустный»-весёлый, ,, «лживый - правдивый», «жестокость- милосердие»
Работа в группах
Ребята, давайте вспомним правила работы в группе.
1.Работать тихо, спокойно.
2.Не перебивать товарищей
3 Своё несогласие высказывай вежливо.
4.В группе должен быть ответственный.
в) работа с толковыми словарями
У вас на столах лежат толковые словари разных авторов.
Найдите определения этого понятия , назвав автора словаря.
Все правильно:
Милосердие-любовь к людям, к животным, к растениям. Ко всему, что нас окружает.
Нормальный полноценный человек никогда не сможет отгородиться от бед и проблем других. Наоборот, помогая другим, он, прежде всего, помогает себе, оберегая себя от жестокосердия, уныния и безразличия.
Может быть, именно поэтому в старой азбуке буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами: [ 4 ]
З - «Земля»
Л-«Люди»
М-«Мысль»
Д-«Добро»
Азбука как бы призывала: [ 5 ]
Люди Земли, Мыслите, Думайте и Творите Добро.
Работа в группах
Милосердие свойственно не равнодушным людям, откликающимся на чужую боль и страдания посильной помощью.
Перед вами карточки со словами : сострадать, сочувствовать, сопереживать.
Расположите их по мере увеличения чувств переживания за другого человека.
Сверьте свою работу с учебником стр.91.
Какое слово выражает самое сильное чувство? (Сострадание)
Что такое сострадание? Найдите ответ на странице учебника.
Проведем игру «Угадай-ка». Вам нужно вспомнить сказочных героев, которые сочувствовали, сопереживали и делали добрые дела.
1) - Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки. (Красная Шапочка) [6]
2) - Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось сразиться с Людоедом. (Кот в сапогах)[ 7]
3) -Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька из сказки « Аленький цветочек» [8 ]
4) –Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка) [9 ]
Физ мин.
Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, поднимаем руки вверх, и приседаем, если злой.
(Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас -Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Баба-яга, Золушка, Морозко, Мальвина.)
- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)
Работа в группах( собери пословицу)
1.Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
2.Делай другим добро – будешь сам без беды.
3.Худо тому, кто добра не делает никому.
4.Добрый человек в добре живёт век.
Работа с к произведением Л.Н.Толстого «СТАРЫЙ ДЕД И ВНУЧЕК»
(Басня)
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
-Кто научил мужчину с женой ухаживать за пожилыми людьми? (их сынишка)
-Какая пословица больше подходит к произведению Л.Н.Толстого «СТАРЫЙ ДЕД И ВНУЧЕК» (2)
Маленький мальчик научил своих родителей быть добрее.
Ребята ,а какие вы совершили добрые дела в классе, дома ,на улице.
Запишите их на листочках-ромашках и приклейте на зелёную лужайку.
(Вот такая получилась у нас ромашковая полянка добрых дел.)
IV Работа по учебнику
Познакомьтесь с информацией на странице 92 учебника, приготовьтесь ответить на вопрос
1. « О какой нравственной истине должен помнить каждый человек».
2. Найди и прочитай : « Люди каких профессий избрали милосердие своим основным делом жизни»
3. Подумайте , кому бы вы сказали слова благодарности за помощь, поддержку, сочувствие, милосердие, которая была проявлена вам. Запишите имена этих людей в свои тетради.
А какое вы знаете самое короткое, но очень важное слово благодарности. (Спасибо) ( скажем хором)
4. Прочитайте изречения мыслителей о благодарности ,запишите в тетрадь.
V. Подведение итогов
- Итак, в жизни капельки сочувствия, сопереживания, сострадания, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда милосердие живет в сердце каждого человека. Я дарю вам сердечки-памятки о нашем уроке. Старайтесь быть милосердными и способными на благодарности.
В этом мире огромном , в котором живём я и ты,
Не хватает тепла, не хватает людской доброты.
Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,
Будем вместе учиться друг другу ,как звёзды светить!
Пусть не ставят нам в школе отметок за щедрость души
Ты однажды возьми и добро просто так соверши,
И тогда на морозе щемяще запахнет весной,
И тогда на земле станет больше улыбкой одной!
Ждут нас сотни дорог, но у каждого будет своя,
И до цели добраться , конечно, помогут друзья,
Чтоб скорее исполнились давние наши мечты,
Пусть всегда будет главным уроком- урок доброты!
Итогом нашего урока будет рисунок «Образ Милосердия».