Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Урок по ОРКСЭ 4 класс "Милосердие -закон жизни." | Шеина Наталья Владимировна. Работа №322616

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Данный урок можно провести не только в 4 классе по ОРКСЭ, но и как внеклассное мероприятие в 3 классе. На уроке дети познакомятся с такими понятиями  как "доброта", "милосердие", "сострадание", "сочувствие", "сопереживание". Дети убедятся в пользе "добрых поступках" по отношению к окружающим. Во время урока дети  получат возможность оценивать нравственное содержание предложенных текстов, высказывать суждения о поступках героев ,отвечать на поставленные вопросы,  научатся понимать и сохранять учебную задачу, удерживать цель деятельности до получения её результата, планировать свои действия, получат возможность грамотно и культурно излагать своё мнение по заданной теме,  находить общий язык  при работе в группе. выслушивать и принимать точки зрения одноклассников. Даннон мероприятие способствует  развитию самостоятельности  и личной ответственности за свои поступки на основе представлений  о нравственных нормах.

. Класс: 4 Г Учитель : Шеина Н.В.

Технологическая карта урока ОРКСЭ

Целевой блок

Тема

Милосердие – закон жизни.

Цель

 

Познакомить с понятием милосердие

Планируемые результаты

Метапредметные

Познавательные

 

Регулятивные

 

Коммуникативные

 

Личностные

 

Получат возможность оценивать нравственное содержание предложенных текстов, высказывать суждения о поступках героев ,отвечать на поставленные вопросы.

Научатся понимать и сохранять учебную задачу, удерживать цель деятельности до получения её результата, планировать свои действия.

Получат возможность грамотно и культурно излагать своё мнение по заданной теме. находить общий язык при работе в группе. выслушивать и принимать точки зрения одноклассников.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

Инструментальный блок

Задачи урока

Познакомить с лексическим значением слова милосердие, сочувствие, сопереживание, сострадание.

Формировать понимание, каким должен быть настоящий человек в современном обществе, его моральные и духовные ценности.

Воспитывать уважительное отношение к людям.

Тип урока

Урок  изучения нового материала

Учебно-методический комплекс

А.И.Шемшурина Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.4 класс

 

Организационно-деятельностный блок

Основные понятия

Милосердие, сострадание, сочувствие ,сопереживание

Организация пространства

Групповая, фронтальная, индивидуальная работа

Межпредметные связи

Литературное чтение. ИЗО. Русский язык

 

Ход урока.

 

1 .Организация урока

В жизни по-разному можно жить:

В горе можно. И в радости.

Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости.

А можно и так: На рассвете встать И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженной солнце достать

И подарить его людям

Добрый день, дорогие ребята!

II. Актуализация

Тема урока: спрятана в стихотворении.

Послушайте его.

Стихотворение

Слово это серьезное,

Главное, важное,

То что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нем стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество

В сердце у многих живет

И о боли других

Позабыть не дает.

И оно поважней, чем лица красота.

Догадались, что это?

 

(Милосердие! Сердец доброта!)

 

Тема урока: Милосердие –закон жизни.

III. Работа по теме

 

а)Работа над словом

Ребята, как вы думаете, что такое милосердие?

Милосердие: (это доброта и уважение, любовь к людям, сострадание к людям, стремление приносить пользу и радость).

- Как получилось слово «милосердие»? ( Здесь два корня  мил и серд)

- Давайте подберем родственные слова с корнем «мил» (милый, помиловать, милость, милостыня)

 

     -Теперь подберем родственные слова с корнем «серд» (Сердце, сердечный)

 

-Где находится наше сердце? Положите ладошку на него. Вы его слышите? Я вам открою секрет. Стук сердца можно услышать , если на запястье найти пульс. А это и есть стук нашего сердца.

- Вот оно какое наше сердце – послушайте, как оно бьётся.

       - Давайте вспомним сказку Г. Х. Андерсена «Снежная Королева». [3]

-Как звали героя, в сердце которого попали осколки ледяного зеркала. (Осколки ледяного зеркала попали в сердце Кая, отчего он и сделался злым и жестоким.  Поступки у него тоже были злые и жестокие - это холодное сердце.)

Как удалось Герде растопить ледяное сердце мальчика.( Своей любовью, добрыми словами)

 

б) работа с антонимами

 

Ласковое, доброе слово душу согревает ,как солнышко. Подберите к словам антонимы, заменив «плохие» слова на «хорошие», добрые.

(«грубый» -ласковый, «злой»-добрый, «жадный»-щедрый, «грустный»-весёлый, ,, «лживый - правдивый», «жестокость- милосердие»

Работа в группах

Ребята, давайте вспомним правила работы в группе.

1.Работать тихо, спокойно.

2.Не перебивать товарищей

3 Своё несогласие высказывай вежливо.

4.В группе должен быть ответственный.

в) работа с толковыми словарями

 

У вас на столах лежат толковые словари разных авторов.

Найдите определения этого понятия , назвав автора словаря.

Все правильно:
Милосердие-любовь к людям, к животным, к растениям. Ко всему, что нас окружает.

Нормальный полноценный человек никогда не сможет отгородиться от бед и проблем других. Наоборот, помогая другим, он, прежде всего, помогает себе, оберегая себя от жестокосердия, уныния и безразличия.

Может быть, именно поэтому в старой азбуке буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами: [ 4 ]
З - «Земля»
Л-«Люди»
М-«Мысль»
Д-«Добро»

Азбука как бы призывала: [ 5 ]
Люди Земли, Мыслите, Думайте и Творите Добро.

 

Работа в группах

Милосердие свойственно не равнодушным людям, откликающимся на чужую боль и страдания посильной помощью.

Перед вами карточки со словами : сострадать, сочувствовать, сопереживать.

Расположите их по мере увеличения чувств переживания за другого человека.

 

Сверьте свою работу с учебником стр.91.

Какое слово выражает самое сильное чувство? (Сострадание)

Что такое сострадание? Найдите ответ на странице учебника.

 

 


Проведем игру «Угадай-ка». Вам нужно вспомнить сказочных героев, которые сочувствовали, сопереживали и делали добрые дела.

1) - Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки. (Красная Шапочка) [6]

2) - Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось сразиться с Людоедом. (Кот в сапогах)[ 7]

3) -Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька из сказки « Аленький цветочек» [8 ]

4) –Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка) [9 ]

Физ мин.

Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, поднимаем руки вверх, и приседаем, если злой.

(Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас -Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Баба-яга, Золушка, Морозко, Мальвина.)

- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)

 

 

Работа в группах( собери пословицу)

1.Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

2.Делай другим добро – будешь сам без беды.

3.Худо тому, кто добра не делает никому.

4.Добрый человек в добре живёт век.

 

Работа с к произведением Л.Н.Толстого «СТАРЫЙ ДЕД И ВНУЧЕК»

(Басня)

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

 

-Кто научил мужчину с женой ухаживать за пожилыми людьми? (их сынишка)

-Какая пословица больше подходит к произведению Л.Н.Толстого «СТАРЫЙ ДЕД И ВНУЧЕК» (2)

Маленький мальчик научил своих родителей быть добрее.

 

Ребята ,а какие вы совершили добрые дела в классе, дома ,на улице.

Запишите их на листочках-ромашках и приклейте на зелёную лужайку.

(Вот такая получилась у нас ромашковая полянка добрых дел.)

 

IV Работа по учебнику

Познакомьтесь с информацией на странице 92 учебника, приготовьтесь ответить на вопрос

1. « О какой нравственной истине должен помнить каждый человек».

2. Найди и прочитай : « Люди каких профессий избрали милосердие своим основным делом жизни»

3. Подумайте , кому бы вы сказали слова благодарности за помощь, поддержку, сочувствие, милосердие, которая была проявлена вам. Запишите имена этих людей в свои тетради.

А какое вы знаете самое короткое, но очень важное слово благодарности. (Спасибо) ( скажем хором)

4. Прочитайте изречения мыслителей о благодарности ,запишите в тетрадь.

 

V. Подведение итогов

 

- Итак, в жизни капельки сочувствия, сопереживания, сострадания, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки – в море добра.  Хорошо, когда милосердие живет в сердце каждого человека. Я дарю вам сердечки-памятки о нашем уроке. Старайтесь быть милосердными и способными на благодарности.

 

 

В этом мире огромном , в котором живём я и ты,

Не хватает тепла, не хватает людской доброты.

Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,

Будем вместе учиться друг другу ,как звёзды светить!

 

Пусть не ставят нам в школе отметок за щедрость души

Ты однажды возьми и добро просто так соверши,

И тогда на морозе щемяще запахнет весной,

И тогда на земле станет больше улыбкой одной!

 

Ждут нас сотни дорог, но у каждого будет своя,

И до цели добраться , конечно, помогут друзья,

Чтоб скорее исполнились давние наши мечты,

Пусть всегда будет главным уроком- урок доброты!

 

Итогом нашего урока будет рисунок «Образ Милосердия».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×