урок по предмету " Мир природы и человека" | Половинкина Оксана Николаевна. Работа №343868
Тема урока: Растения и животные зимой.
Цель: уточнить и закрепить представления обучающихся о характерных изменениях в природе зимой, активизировать словарь по теме «Растения и животные зимой». Расширить знания о подготовке животных и растений к зимнему периоду.
Учить ориентироваться в своей системе знаний, развивать внимание, мышление, интерес к наблюдению за окружающим миром.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« СНЕЖНЯНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №42»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ
« МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»
В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ :
« РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ЗИМОЙ»
Учитель : Половинкина О.Н.
г.Снежное, 2023г
Тема урока: Растения и животные зимой.
Цель: уточнить и закрепить представления обучающихся о характерных изменениях в природе зимой, активизировать словарь по теме «Растения и животные зимой». Расширить знания о подготовке животных и растений к зимнему периоду.
Учить ориентироваться в своей системе знаний, развивать внимание, мышление, интерес к наблюдению за окружающим миром.
Развивать умение оформлять свою мысль в устной форме, делать выводы, слушать и понимать речь других
Развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, умение работать по предложенному учителем плану. Формировать умение работать в группе, умение выслушивать мнение других. Выполнять самооценку успешности учебной деятельности.
Воспитывать интерес к предмету через разнообразные виды деятельности.
Ход урока:
Организационный момент
Прозвенел в коридоре звонок.
Он зовет нас, друзья на урок.
Поприветствуем наших гостей
И за парты садимся скорей.
Целеполагание.
Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, вы должны разгадать зашифрованные слова. Есть карточки с таблицами. Под таблицами есть цифры. Вместо цифр вы должны поставить буквы и у вас получится слово. Прочитайте, какие слова у вас получились. (Зима, растения, животные)
Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Кто сможет сформулировать тему урока?
Тема нашего урока: «Растения и животные зимой»
2.Актуализация имеющихся знаний.
Вспомните, пожалуйста, о чем мы говорили на предыдущих уроках?( о признаках зимы)
*Зимой самые короткие дни и длинные ночи.
*Солнце стоит высоко и греет мало.
*Небо часто серое.
*Зимой бывают метель, вьюга, снегопад.
*Реки и озёра покрыты льдом.
*На окнах мороз рисует причудливые узоры.
*Деревья и кусты стоят без листьев.
*Все насекомые спрятались в трещины коры, под листья и в землю.
*Остались только зимующие птицы.
*Зайчик и белочка поменяли свои шубки.
*Медведь, барсук, ёж накопили за лето и осень толстый слой жира, спят в берлоге и норах.
*У детей зимние забавы – лыжи, коньки и санки.
*Люди носят зимнюю одежду
3. Работа над новым материалом( работа с учебником)
Сегодня перейдем к изучению новой темы «Растения и животные зимой». Откройте учебник на стр.17 и мы поговорим о том, как животный и растительный мир готовиться к зиме.
Зима любимое время года для детей, а для растений и животных – это тяжёлое время испытаний.
Совершенно безжизненными кажутся нам растения в зимнем лесу. А между тем и зимой, в самые трескучие морозы, жизнь не вполне покидает деревья и кустарники. Растения в это время лишь отдыхают, накапливают силы, чтобы с наступлением весны сбросить зимние оковы.
В состоянии глубокого покоя у растения резко заторможен обмен веществ и прекращается видимый рост. Однако это не значит, что в нем полностью остановились все процессы жизнедеятельности. Некоторые из них идут и во время зимнего покоя. Оказывается, растения, как и животные готовятся встретить снега и морозы. Растения сбрасывают листья на зиму, а вместе с ними накопившиеся за время роста и развития шлаки. Однако, жизнь дерева зимой не останавливается, оно растет, дышит, но в крайне замедленном темпе оно как бы впадает в зимний сон. В хвое даже зимой образуется живое вещество, но в малых количествах.
Нелегко в зимнее время деревьям. Вся их надземная часть возвышается над сугробами, ветви и стволы открыты. Самая страшная беда – высыхание. Мороз иссушит влагу, засохнет веточка и погибнет.
Холодно. Но вот, что удивительно – зимние холода для лесных растений просто необходимы. Оказывается, почки деревьев и кустарников могут нормально распускаться только после зимних холодов.
Я предлагаю вам просмотреть видеоролик о том, как живут растения зимой.
Просмотр видеоролика.
Физкультминутка.
А теперь давайте поговорим о животных.К зиме звери тщательно готовятся: нагуливают слой жира, отрастает густой подшерсток, хорошо сохраняющий тепло тела, они могут переносить морозы, на открытом воздухе и вести активную жизнь, заготавливают корм, многие готовят жильё.
- Давайте узнаем как зимуют животные в лесу.
Чтение детьми рассказов.
Для закрепления полученной информации, предлагаю посмотреть видеоролик.
Просмотр видеоролика.
4.Закрепление изученного материала
С целью усвоения пройденного материала, мы с вами проведем игру «Да - нет». Если вы согласны с моим утверждением, вы показываете зеленый кружочек, если нет, то красный.
Деревья бывают лиственные и хвойные.
Береза, дуб, липа – это хвойные деревья.
На огородах люди выращивают овощи, в садах - плодовые деревья и кустарники.
Медведи и ежи впадают в спячку.
Леса бывают хвойные, лиственные и смешанные.
Заяц и белка меняют свою шубку на зиму.
В лиственных лесах растут хвойные и лиственные деревья.
Растения, которые вырастают сами, не требуют ухода, называются дикорастущими.
Растения, которые обладают лекарственными свойствами, называются культурными.
Огадайте загадки
Кто из животных в лесу больше всего, всех боится? (ЗАЯЦ)
В какое время года медведь впадает в «спячку»? (ЗИМА)
Кто самый хитрый из лесных животных? (ЛИСА)
Самый опасный хищник в лесу? (ВОЛК)
Какой лесной зверек живет в дупле на дереве? (БЕЛКА)
Кто из лесных животных носит на голове «корону»? (ЛОСЬ)
Что готовят осенью лесные животные, чтобы зимой не умереть с голоду? (ЗАПАСЫ)
Итог урока.
- О каком времени года мы сегодня говорили?
– Назовите признаки зимы.
– Как деревья готовятся к зиме?
- Как животные готовятся к зиме?
- Какие животные впадают в спячку?
Рефлексия
- Мы сейчас узнаем, с каким настроением вы заканчиваете урок. Перед вами лежат животные. Какие это животные- дикие или домашние?
-Прикрепите к среде обитания тех, у кого хорошее, бодрое настроение и уложите в спячку, кому было сегодня скучно на уроке.
-Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, давали полные и правильные ответы.
Домашнее задание: найти загадки о животных и деревьях, с которыми вы знакомы.
Спасибо за урок!