урок по рассказу Л.Андреева "Кусака" | Писарева Марина Геннадьевна. Работа №349195
урок по рассказу Л.Андреева "Кусака"
Цели урока: познакомить учащихся с рассказом Л. Андреева «Кусака», обсудить нравственные проблемы, поднятые на её страницах.
Задачи: познакомить учащихся с авторской позицией Л. Андреева, развивать навыки аналитического и выразительного чтения прозаического текста, монологической речи; развивать умение выделять главное, существенное, логически излагать свои мысли; воспитывать чувство сострадания ко всему живому, милосердие.
Все живое имеет душу, все живое страдает…
Человек может стать умным тремя путями:
путём подражания – это самый лёгкий путь,
путём опыта – это самый трудный путь,
и путём размышления – это самый благородный путь.
Китайская пословица
- Какой путь выберем мы сегодня на уроке и почему? Обоснуйте свой ответ.
Итак, ключевое слово нашей работы – размышление (запись на доске).
1.Давайте поразмышляем.
Создание учебной ситуации. Просмотр фрагмента фильма.
-Назовите 1 словом - существительным эмоции, чувства, которые у вас возникали в ходе просмотра ролика.
(Жестокость, бесчеловечность, безжалостность, бессердечие…., ужас, боль, страх)
-Обратите внимание, как много слов, названных вами, имеют приставку бес/без.
-Каково ее значение? (Приставка без- бес- употребляется при образовании существительных, обозначающих отсутствие или недостаток чего-либо).
-Отсутствие человечности, добросердечия, доброты…
А ведь именно эти качества являются показателями морального облика, который характеризует нас как личность.
- Сегодня на уроке мы будем размышлять (см. начало) над удивительным произведением Леонида Николаевича Андреева «Кусака».
–По каким признакам можно определить жанр «Кусаки»?
Это рассказ – это одна из малых литературных форм. Он представляет собой небольшое по объему повествовательное произведение с небольшим количеством героев. При этом изображаются кратковременные события.
-Соедините тему просмотренного ролика фильма, ассоциативный ряд слов к нему и сформулируйте тему урока.
Жестокость и бессердечие людей в рассказе Л.Андреева «Кусака».
-Вспомните наш разговор на предыдущем уроке. Какова была жизненная позиция Л.Андреева? (Отзывался сердцем на чужие печали).
- Но нам предстоит работа с литературным произведением, значит, нам важна авторская позиция писателя Андреева.
-Что такое позиция — точка зрения.
- Авторская позиция — это мнение автора, его точка зрения, отношение к проблеме, поднимаемой в тексте.
Появляется новый термин «Проблема». Что такое проблема текста?
Проблема текста — это вопрос, над которым рассуждает автор.
-Над каким же вопросом рассуждает в этом тексте писатель Андреев?
Сформулируйте ответ на вопрос, используя начало предложения.
Л. Андреев в рассказе "Кусака", поднимает нравственную проблему….+ сущ. в Р.п (чего?) человечности, милосердия, душевности, сострадания.
-Как, с помощью чего в художественном произведении может быть выражена авторская позиция?
Существуют разные способы выражения АП:
-в смысле названия произведения,
-в портретах героев, в их мыслях и чувствах,
-в композиции,
-в символике, в описании природы,
- непосредственно в оценках повествователя.
В художественном произведении важно каждое слово.
- Учитывая всё сказанное, сформулируйте цель сегодняшнего урока.
(Выяснить, какова авторская позиция Андреева к жестокости и бессердечию людей в рассказе «Кусака»).
1.Через название:
- Вас не удивило название рассказа?
Ваши ассоциации к словам: «собака» и «кусака».
Собака (друг человека, защитник, привязанность, любовь…)
Кусака (обида, укус, злоба…)
-Какой прием использует Андреев, выбирая такое заглавие?
(Антитеза - стилистическая фигура контраста)
-Каким образом проявляется авторская позиция в заглавии?
Слайдом
(Автор утверждает мысль о том, что…. По природе своей собака-это любящее существо, но что-то или кто-то сделали ее злобной, затаившей обиду).
-Так почему же собака стала Кусакой?
Давайте разбираться, размышлять, какова авторская позиция к жестокости и бессердечию.
Вы работаете в группах (10 мин.)
1 группа «Исследователи-психологи»- 8 человек: Аброськина- Долбинкин, Буковцова- Стешкина, Горбушина- Позялова, Штыркова- Шавохин.
Задача- рассказав о внутреннем мире собаки, составить ее психологический портрет.
2. группа «Пейзажисты»-4челов.:Кулагина С., Полина, Мельникова, Перемышлина
Проследите за описанием природы, выясните, как описание природы перекликается с внутренними переменами Кусаки?
3. группа «Юристы». Радайкина, Трофимов, Аблаев, Болтунов, Смирнова.
Задача: изучив основные положения закона РФ об ответственном обращении с животными, выяснить, совершают люди преступление с точки зрения закона? Составить правила для людей, приручивших животных.
4. группой «Актеры»: Ярлыков, Ермолаев, Малашина,Тома
Задание: вам необходимо озвучить фрагмент презентации и ответить на вопросы:
5 группа «Творческая»-4 челов.
Придумать благополучную развязку рассказа
Власенко, Аккуратнов, Макрачев, Михайлова, Смирнова, Перовский, Лунева
Работа в группах ограничена 10 минутами, вам необходимо самим скоординировать ее.
После работы в группах
Уч.: Каков же психологический портрет Кусаки? Каким образом он помогает раскрыть позицию автора? Слушаем выступление 1 группы.(5 мин.)
Вопросы по 1 главе:
1. В каких условиях жила Кусака в первой части рассказа?
(Была никому не нужна, у нее не было имени, ее били, обижали, издевались над ней)
2.Как относятся к собаке взрослые, ребята, дворовые собаки?
(Ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистели; дворовые собаки отгоняли ее от теплых изб)
3.Чем можно объяснить такое отношение к собаке?
(Со стороны людей – подлое желание развлечься, повеселиться)
4.Почему Кусака в общении нуждается не меньше, чем в пище и тепле?
(Собака стремится жить в стае, с кем-то вместе, чувствовать рядом живое существо, его тепло, заботу для нее так же важно, как иметь пищу, быть в тепле. Так легче выжить.)
2 глава
Как меняется жизнь собаки во второй главе рассказа?
Вопросы:
1.Что произошло в жизни Кусаки с наступлением весны?
(весной на даче появилась гимназисточка Леля, которая стала приручать собаку)
2.Какие изменения произошли в психологическом состоянии Кусаки? (конец 2 гл.) (Кусачка второй раз в своей жизни перевернулась на спину и закрыла глаза, не зная наверно, ударят ее или приласкают. Но ее приласкали. Когда все наперерыв стали ласкать ее, она долго еще вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара).
3.« И Кусачка второй раз в жизни перевернулась на спину. У неё отняли её непримиримую злобу”.
4.Что можно отнять?(Друга, надежду, деньги – то есть что-то ценное, нужное.)
5.А так ли уж ценна и нужна злоба?
(В прежней жизни злоба для Кусаки была очень важна, помогала выжить. Теперь Кусака знала, что если кто-нибудь ударит её, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами).
3 глава
1.Перечитайте: «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака…
2.Почему расцвела? (Она счастлива, есть имя, нужна людям, которые вначале хотели ее прогнать и даже застрелить, ее изменила любовь. Похорошела, у нее стала лосниться шерсть)
3.В Кусаке произошли не только внешние, но и внутренние перемены. Какие?
(Стала доверять людям, разрешила себя погладить)
4. Автор вновь говорит о собаке, как о человеке- у нее есть душа и счастье, то есть полнота чувств. В чем пытается убедить нас автор? Позиция автора: (Собака, как и человек, может чувствовать, любить и переживать).
4 глава
1.«Симпатии, испытываемые человеком ко всем живым существам, делают его настоящим человеком», - сказал философ А. Швейцер.
Можно ли так сказать о Леле и ее матери?
Вывод: Какую мысль утверждает Андреев, рисуя психологический портрета Кусаки?
У людей слова не соответствуют чувствам. Неискренне любят. Неискренне печалятся. Хотят казаться добрыми и заботливыми, но не прикладывают для этого усилий.
Необременительна доброта, которая ни к чему не обязывает. Кусака для Лели - игрушка, ее можно заменить породистым щенком.Это прямое проявление бессердечия к собаке, которую приручили.
Уч.: Последняя 5 глава в рассказе – самая трагическая, в ней воплощена вся душевная боль Кусаки.
2.Озвучка фрагмента фильма 2 группой «Актеры»- 4 человека.
Задание: вам необходимо озвучить фрагмент презентации и ответить на вопросы:
1.Какое предложение можно считать главным в этой главе? «Собака выла».
-Сколько раз повторяется слово «выла»? Почему?
Повтор усиливает отчаянную собачью тоску.
2.Подберите синоним к слову выла (плакала, страдала).
3.Почему выла собака? Раньше выла, потому что у нее болело тело. Теперь болит душа.
Уч.: Это больнее, чем удар тяжелым сапогом. Она стала еще несчастнее.
-Сколько основных состояний было в жизни Кусаки (на доске):
одиночество, счастье, опять одиночество.
-Какой композиционный прием использует Андреев? (кольцевое построение)
- Как этот прием помогает выявлению авторской позиции?
- С чем было связано одиночество Кусаки в начале рассказа-бездомная.
- В конце?- брошенная
Раньше была бездомная, стала брошенная.
-Какое одиночество страшнее? Почему?
Автор утверждает мысль: второе одиночество страшнее, потому что это одиночество преданного существа, а оно не имеет надежды.
Природа в художественном тексте помогает пониманию внутреннего мира. Как описание природы перекликается с описанием внутреннего состояния Кусаки?
3 группа «Пейзажисты»-4 (3 мин.)
-Выберите и выпишите из текста цитаты в 1-ю колонку.
-Во 2-й колонке запишите свой краткий комментарий к цитатам. Найдите в описаниях природы изобразительно-выразительные средства, подчеркните и назовите их.
Выступление 3 группы
Описание природы помогает понять состояние души Кусаки. Когда Кусака одинока, в природе всё мрачно, когда Кусака любит и любима, то и вокруг солнце, тепло, цветущие яблони и вишни и т.д.
Пример заполнения двойного дневника
2вариант
Цитата
Комментарии
«Зимняя ночь тянулась долго-долго, и чёрные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший неподвижный сад» 1 глава
Кусаку окружает одиночество, пустота. Безрадостная жизнь бездомной собаки.
« Наступила весна, тихая дача огласилась громким говором, скрипом колёс…»(начало 2 главы)
С приходом весны мир вокруг Кусаки оживает, раздаются звуки, дачники обращают внимание на бездомную собаку.
«Жёлтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать…»(начало 3 главы)
Осенью всё замирает и жизнь на дачах. И к Кусаке снова возвращается одиночество.
4 группа «Юристы»-4 (2 мин.)
1.Совершают ли люди преступление с точки зрения закона по отношению к Кусаке?
Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В России появился закон о защите животных.
Настоящий федеральный закон направлен на укрепление нравственности и гуманности общества, предотвращение страданий и гибели животных от жестокого обращения с ними.
Теперь у них есть права. Что это означает?
1. Животных признали эмоциональными существами, имеющими право на жизнь
Теперь по закону относиться к животным следует как к «существам, способным испытывать эмоции и физические страдания» (статья 4).
Статья 11. Защита животных от жестокого обращения
1. Животные должны быть защищены от жестокого обращения.
2. При обращении с животными не допускаются:
3) отказ владельцев животных от исполнения ими обязанностей по содержанию животных до их определения в приюты для животных или отчуждения иным законным способом; (но ведь у Кусаки не было владельцев, были дачники, которые ее приручили, ключевым является слово «владельцы», дачники таковыми не являлись).
Статья 4.
Основные принципы обращения с животными.
Обращение с животными основывается на следующих положениях и принципах:
- жестокое обращение с животными несовместимо с принципами нравственности и гуманности, причиняет моральный вред человеку;
- обеспечение условий жизни животного должно отвечать его биологическим, видовым и индивидуальным особенностям;
- человек обязан ограждать животных от страданий и гибели;
- право собственности и иные вещные права на животных в случае жестокого обращения с ними могут быть прекращены в соответствии с законом.
Статья 245. Жестокое обращение с животными.
1. Жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, если это деяние совершено из хулиганских побуждений, или из корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних, -
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев. (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
2. То же деяние, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет. (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ) (под данную статью не попадают даже действия пьяного мужика, ведь они не повлекли гибель Кусаки)
На текущий момент перечень наказуемых деяний, попадающий под статью о жестоком обращении, выглядит следующим образом:
умышленное ограничение питомца в воде или пище;
стравливание с другими особями;
попытки удушения, побои;
проведение различных опытов;
издевательства, повлекшие гибель животного
- Составить правила для людей, приручивших животных.
мы предлагаем…
Убедитесь, что все члены семьи согласны взять животное, а также кормить его, выводить на прогулку.
Спроси себя, а достаточно ли у тебя любви, терпения, ласки для живого друга, не предашь ли ты его.
Помни, что
ты получаешь столько любви, сколько отдаешь другим.
Если уж вы твердо решили избавиться от кошки или собаки, найдите друзей или родственников, которым можете перепоручить заботу о них.
Только не бросайте питомца одного
- Как видим, люди не нарушили закон с юридической точки зрения, не проявили жестокости, не убили. Значит, их совесть чиста? Нет, совесть не чиста. Они предали Кусаку.
Чтобы предать, не обязательно быть жестоким человеком, достаточно просто оставаться равнодушным.
- Какою мысль утверждает Андреев в своем рассказе, подведите итог.
1.Своим рассказом Леонид Андреев утверждает мысль о том, … (продолжите фразу)(Итог)
1.что изначально собака-это любящее существо, но что-то или кто-то сделали ее злобной, затаившей обиду.
2. Андреев показывает, что…. необременительна доброта, которая ни к чему не обязывает. Кусака для Лели - игрушка, ее можно заменить породистым щенком.
3. Автор обращает внимание на то, что одиночество преданного существа самое страшное, ведь оно не имеет надежды
3.2. Нужно быть человеком в любой ситуации, в том числе и при общении с животными. Не может быть доброта избирательной.
5 группа «Творческая»
– Хотелось бы вам изменить ситуацию, в которой оказалась бедная Кусачка?
Давайте станем соавторами рассказа и попробуем написать свою историю со счастливым концом.
Варианты финала.
1.Представьте себе, что мама Лели оказалась не такой бессердечной и равнодушной к судьбе собаки женщиной. Придумайте новый финал рассказа и обыграйте его.
2.Представьте себе, что Леля сильно привязалась к Кусаке, полюбила ее всей душой и не хочет расставаться со своей любимицей. Придумайте выход из сложившейся ситуации. Обыграйте новый финал рассказа.
3.Представьте себе, что перед самым отъездом дачников приезжает Лелин папа, по профессии доктор (или ветеринар), человек добрый и отзывчивый. Может, он окажет влияние на решение супруги или предложит выход из сложившейся ситуации? Придумайте свой финал рассказа, включив в сюжет произведения новое действующее лицо. Обыграйте ситуацию.
Мы с вами изменили финал рассказа. Теперь Кусака не останется в одиночестве. Но до конца «излечить раны», нанесенные людьми собаке, мы не смогли.
3 группа «Юристы»
- Какие правила для людей, приручивших животных, вы бы рекомендовали внести в качестве поправок к закону?
мы предлагаем…
Убедитесь, что все члены семьи согласны взять животное, а также кормить его, выводить на прогулку.
Спроси себя, а достаточно ли у тебя любви, терпения, ласки для живого друга, не предашь ли ты его.
Помни, что ты получаешь столько любви, сколько отдаешь другим.
Если уж вы твердо решили избавиться от кошки или собаки, найдите друзей или родственников, которым можете перепоручить заботу о них. Только не бросайте питомца одного
Перед вами высказывания великих людей: Джека Лондона, Антуана де Сент-Экзюпери, которые отличались своей безграничной любовью к животным. Выберите афоризм, который мог бы стать эпиграфом к нашему уроку-размышлению, аргументируйте свой выбор.
1.Кость, брошенная собаке, не есть милосердие. Милосердие - это кость, поделённая с собакой, когда ты голоден не меньше её.
Джек Лондон.
2.Сострадание к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными.
Артур Шопенгауэр.
3.Быть человеком - это чувствовать свою ответственность.
Антуан де Сент-Экзюпери.
4.Мы дышим полной грудью лишь тогда, когда связаны с нашими братьями меньшими.
Антуан де Сент Экзюпери.
Домашнее задание: У Лели «душа» больна. А может можно «вылечить» её? Напишите письмо Леле.