Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Урок по теме"Природные сообщества" | Крылова Юлия Юрьевна. Работа №339782

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Данная разработка содержит материал для проведения урока в 5 классе на тему "Природные сообщества"

 Природное сообщество — это сложный комплекс окружающей среды, живой и неживой природы. Например, растения, бактерии, животные, насекомые и грибы, которые обитают в определённом месте и зависят от конкретных условий окружающей среды.

Сообщества могут быть созданы самой природой, и тогда их называют естественными. Примеры таких сообществ: лес, океан, моховая кочка, старый пень, луг, болото, степь, пустыня.

Тема: Природные сообщества.

Цель урокаобеспечить на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания представление о природном сообществе. 

Задачи:

- обучающие 

создать условия, которые позволят учащимся, познакомившись с новым материалом:

объяснять сущность понятия «пищевая цепь»;

объяснять роль различных организмов в круговороте веществ,  называть элементы круговорота веществ;

объяснять сущность понятий: «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество»;

различать и характеризовать разные природные сообщества;

объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе;

характеризовать значение природного сообщества для жизни его обитателей;

-развивающие

продолжить формировать умение учащихся анализировать рисунки учебника, делать выводы;

развитие умений наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать;

-воспитательные

воспитание интереса к предмету;

воспитание культуры в организации учебного труда;

воспитание бережного отношения к  природе.

Оборудование: т. «Природные сообщества», «Пищевая цепь»,  «Круговорот веществ в природе», изображения животных леса,  мультимедийное оборудование, электронный учебник по УМК Пономарёва 7 класс, презентация к уроку «Природные сообщества», дидактический раздаточный материал

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (открытия нового знания) 

Этап урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

ФОУД

Формирование УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами.  Я желаю вам успехов и хорошего настроения. Поприветствуйте друг друга («Ладошка к ладошке»). (Слайд 1)

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

Ф

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация и пробное учебное действие 

Терминологическая разминка

  (на стенах закреплены напечатанные на бумаге биологические понятия – 

приспособленность, среда обитания, факторы среды

)

- Повернитесь в ту сторону, где прикреплён термин, о котором я говорю:

Адаптация, система признаков, с помощью которых достигается соответствие между организмом и его образом жизни.

Часть  природы, которая окружает живой организм и с которой он непосредственно взаимодействует.

Определенные  условия и элементы среды обитания, которые оказывают специфические воздействия на живые организмы.

Работа в группах  по проверке и взаимопроверке качества усвоения знаний

     1 группа (самостоятельно)  

- Выберите из правого столбика  приспособленность  животного из левого столбика  к суровым зимним условиям:

1.Медведь                  А).  тёплый мех

2.Лягушка                  Б).  перелёт в тёплые края

3.Ласточка                  В).  спячка

4.Белка                        Г).  оцепенение

5.Лиса                          Д).  запасы на зиму

    2 группа (самостоятельно)

Составь рассказ о приспособленности живого организма к своей среде обитания, используя предложенные иллюстрации                                                             (палочник, божья коровка, черёмуха, деревья севера, клёст)

3).  Фронтальная работа  с остальной частью класса

- Объясни,  как взаимосвязаны «цветок вишни - пчела», «рябина  – свиристель»,  «клевер – шмель», «орех – белка».

- Предложи свой вариант ответа.

4) Оценка качества усвоения пройденного материала

5).Создание ситуации  «затруднения»

 Дополните пары «цветок вишни - пчела», «рябина  – свиристель»,  «клевер – шмель», «орех – белка» из предложенного списока:  сокол, муравей, почвенные бактерии, синица, почва, воздух..   Верно ли выполнили задание решим в конце урока                  (Слайд 2)                       

Учащиеся поворачиваются в нужную сторону, при ошибке - объясняют своё решение.

Выполняют задание  в рабочей тетради.

Взаимопроверка, взаимооценка.

Индивидуально готовят рассказ, используя выбранную иллюстрацию.

Взаимопроверка, взаимооценка.

Прослушивание ответов, внесение уточнений, своих предложений.

Самооценка, взаимооценка

Пытаются найти взаимосвязи

Ф

И

Г

И

Г

Ф

Ф

Ф

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания,

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ.

Познавательные:

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Коммуникативные: управление поведением партнёра; контроль, коррекция,  оценка действий партнёра.

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания

Коммуникативные: управление поведением партнёра; контроль, коррекция,  оценка действий партнёра.

Познавательные: умение структурировать знания,

осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Коммуникативные :умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

Выявление места и причины затруднения

- Что их объединяет?  Живые организмы могут быть связаны друг с другом, если живут на единой территории. Эта территория может быть очень маленькой по площади. Например, наш аквариум. Чуть больше -  луг, река. И громадной -  вся наша  планета Земля.

 Как бы вы назвали  живые организмы которые живут совместно, сообща на какой то природной территории? (природные сообщества)          (Слайд 9)                                                 

Осознание необходимости и возможности дополнить имеющиеся знания, получить необходимую информацию, обдумывают, способ её получения

Ф

Познавательные: умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое

высказывание;

общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение

задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные: прогнозирование (при анализе пробного действия

перед его выполнением).

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

- Это и есть наша тема урока

Что бы вы хотели узнать по данной теме. Сформулируйте цель урока, задачи. (Слайд 10)

Тема: Природные сообщества

Цель:  познакомиться с природным сообществом

Задачи урока:

   выяснить:

что значит «природное сообщество»;

из каких звеньев состоит природное сообщество;

почему организмы объединяются в сообщества;

к чему приводит совместная жизнь в природном сообществе.

Согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства алгоритмы, модели и т.д.

Ф

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в

поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое

высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Реализация построечного проекта.

Выяснение значения «Природное сообщество»,

используя имеющиеся информационные источники (учебник, энциклопедия, электронный учебник).

Природное сообщество – это совокупность условий среды и живых организмов, тесно связанных между собой пищевыми цепями.

 Вывод: Определения у всех групп почти одинаковые, следовательно, все источники информации дают знания!!!!!!!!!!!!!!

Работа в группах по изучению нового материала

Задание для группы №1

- Оказывается, исследуя химический состав почвы, воды, воздуха, клеток растений, животных, грибов и бактерий учёные определили, что и живая и неживая природа состоит из одних и тех же химических элементов. Почему?    Выясните, выполнив задания по маршрутному листу №1    (1 группа)           (Слайд 11)

Маршрутный лист №1

Прочитайте статью учебника «Движение веществ в природе» параграфа 20 (стр.84-85). Составьте рассказ, используя вопросы маршрутного листа.

Что общего между живой и неживой природой?

2. Как вещества из неживой природы  поступают к животным?

3. Какова роль животных-падальщиков, плесневых грибов,                       почвенных бактерий в природном сообществе?

Задание для группы №2

- Главные связи, существующие в сообществах – это пищевые. Выясните, так ли это,  используя задания маршрутного  листа №2.

Маршрутный лист №2

Просмотрев  фрагмент фильма, подготовьте объяснение,  используя вопросы маршрутного листа.

1.Что такое цепь питания?

2. Объясните порядок расположения организмов в цепи питания, используя самостоятельно составленную схему.

3. Почему первым звеном в цепи питания являются растения?

4. Расположите  

 (Слайд 12)

Задание для группы №3

- Живые  организмы в природе  питаются по-разному, следовательно, их можно условно разделить на какие то группы. Используя задания маршрутного  листа  №3, проверьте данную  гипотезу.

Маршрутный лист №3

Выясните функции групп организмов в природном сообществе, используя  часть статьи учебника «Круговорот веществ в природе» параграфа 20 (стр.85).

Производители –

Потребители –

Разлагатели –

- Допролните  термины к схеме, составленной группой №2

(Слайд13)

      5. Докажите, что в природном сообществе происходит круговорот веществ, используя маршрутный лист №4

Процесс круговорота веществ в природе как движение веществ из неживой природы через цепь живых организмов обратно в неживую природу.                                   (Слайд 14)

- Дополните схему недостающим звеном круговорота веществ. Соедините части схемы стрелками.

6. Объясните устройство природного сообщества хвойный лес, используя  книгу «Мир природы», маршрутный лист №5

- Какие растения встречаются в лесу?

- Назовите растительноядных животных.  

- Назовите хищников.

- Что происходит с погибшими растениями и животными в лесу?

Физкультминутка

Работа с различными источниками информации

Оглашение определений.

Работа с информационным источникам по маршрутном листам.

Представление результатов своей работы

Г

Г

Г

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в

поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов

информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

- Что такое природное сообщество?

- Из каких звеньев оно состоит?

- Что такое цепь питания?

- Какова роль в природном сообществе условий среды? Производителей? Потребителей? Разлагателей?

- Какой процесс  в природном сообществе обеспечивает  движение веществ из неживой природы через живые организмы в неживую природу?

Ответьте на вопросы

Ф

Коммуникативные:

управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выберите правильные суждения                            (Слайд 16)

Природным сообществом является и  лес, и луг, и река, и поле.

Производители – синица, волк, олень.

Потребители – это берёза, капуста, ромашка.

«Разлагатели» – это бактерии, грибы, дождевые черви.

Примером пищевой цепи является: сосна – белка – бактерии.

Круговорот веществ в природе – это главное условие существования природного сообщества.

Проверьте правильность выполнения задания.

 Ответы (1,4 ,5,6)

 

И

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка - оценивание

качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Включение в систему знаний и повторение.

Используя рисунки, составьте цепи питания, состоящие не более чем из 3-4 звеньев. Определите, к какому природному сообществу принадлежит ваша цепь питания.

 

Г

Регулятивные: прогнозирование

Итог урока

Возвращаемся к заданию, которое вы не смогли выполнить в начале урока

 

 

 

Информация о домашнем задании

изучить текст § 20 учебника
и выполнить задания в конце параграфа.

                                                                                          (Слайд 18)

 

 

 

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

- Достигнуты ли цель и задачи урока?        

Я узнал (а)…

- Меня удивило…

- Работая в группе, я  …

- Мне трудно представить, что…                                (Слайд 19)

 Оценка деятельности учащихся.

Анализируют выполнение цели и задач урока.

Ф

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×