Урок "Работа над выразительностью игры на баяне в младшем классе" | Егоркина Ирина Николаевна. Работа №235501
Автор: Егоркина Ирина Николаевна
урок по теме " Работа над выразительностью игры на баяне" В ходе урока применялись методы:наглядный,словестный.проблемно-поисковый,испоьзовались творческие задания,применяла самоконтроль и самооценку в процессе работы.
ГУ Отдел образования акимата Мендыкаринского района
ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА
тема : "Работа над выразительностью игры на баяне
в младшем классе".
Выполнила преподаватель ГККП Боровская школа искусств
Егоркина И.Н.
ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА
с учащимся 1 класса народного отделения.
Тема: " Работа над выразительностью игры на баяне в младшем классе"
Цель: Поиск средств выразительной игры на баяне совместно с обучающимся, исходя из возможностей первоклассника на данном этапе обучения.
Задачи:
а) Обучающие:
- работа над динамическими оттенками, звукоизвлечением, интонационной выразительностью.
- закрепление штрихов: легато, нон легато, стаккато и соответствующее применение их в раскрытии музыкального образа.
- закрепление понятий: сильная доля, мотив, фраза.
б) Развивающие:
- определение понятия " Выразительность".
-развитие внимания, слухового контроля, музыкально-образного мышления, эмоциональной сферы, творческих способностей.
-развитие способности анализировать полученные знания и умение самостоятельно применять их.
в) Воспитательные:
-формирование эстетического вкуса.
-воспитание воли, целеустремленности и настойчивости в достижении качественного результата, воспитание интереса к творческому процессу.
г) Здоровьесберегающие:
- паузы для отдыха, расслабляющие игры для рук.
Методы преподавания:
а) словесный( объяснение);
б)репродуктивный (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);
в)метод повторения(отработка игровых навыков);
г) проблемно-творческий.
Вспомогательные средства: рисунки, детские стихи, шумовые инструменты.
Ход урока:
1. Определение понятия " Выразительность":
а) Учитель невыразительно читает стихотворение "Птички" (приложение 1).
Задача ученика - определить интересно ли прочитано стихотворение?
Далее учитель читает стихотворение максимально выразительно.
Задача ученика -определить настроение стиха и каким музыкальным штрихом можно было бы изобразить его в музыке: легато, нон легато или стаккато?
б) Ученик сам выразительно читает подготовленное стихотворение "Вежливый слон"(Приложение№1), затем определяет характер, подбирает музыкальный штрих.
в) Ученику предлагается рассмотреть несколько рисунков и выбрать наиболее яркие и выразительные.
2. Повторение понятия " сильная доля".
Учитель исполняет украинский народный танец "Ой лопнул обруч", задача ученицы -простучать на деревянных ложках доли, выделяя сильную.
3. Звукодинамические упражнения.( Ученик берет инструмент).
Учитель задает вопрос: " Можно ли увидеть музыку или потрогать ее?"
Предполагаемый ответ: " Музыку можно услышать."
Вопрос: "Какое основное средство выразительности в музыке?"
Ответ: "Звук."
Ученику дается задание выполнить динамические упражнения:
а) "Комарик"( звук летящего издалека комарика от pp до f).
б) "Закатилось солнышко"(ученик нажимает любой мажорный аккордик, находит наиболее красивое звучание , исполняет диминуэндо от f до pp).
4. Творческая работа над репертуаром ученика "В гостях у природы
а) Василек русская народная песня. Учитель напоминает, что для выразительного исполнения и передачи образного содержания песен и пьес большое значение имеют слова и подтекстовки. Задача ученика - исполнить песенку штрихом легато и нон легато, выделить сильную долю, выполнить крещендо к кульминации фразы и диминуэндо к завершению, выразительно подчеркнуть акценты в нужных местах.
в)"Белочка рнп (проиграть каждой рукой отдельно, поработать над связностью мелодии и выразительностью фразы в правой руке, красивым аккомпанементом в левой, затем исполнить двумя руками, максимально передать настроение белочки).
5. Игровая пауза для отдыха и расслабления рук.
а) Игра в мячики.( Ученик кладет кисти рук на ладони преподавателя,
преподаватель подкидывает их как мячики).
б) "Пять маленьких рыбок"(приложение 2)
в)"раз, два, три, четыре, пять
мы во двор пошли гулять."(приложение 2)
6. Продолжение работы:
а) "Маленькая полька" (исполнение ярким звуком, в бодром характере, штрихом легато в скрипичном ключе; затем предложить ученику рассмотреть текст другим взглядом: найти в мотивах мужской и женский образы, и самостоятельно решить как это выразить в звуке и штрихе, поиграть с преподавателем по ролям, показывая по очереди тот или иной образ).
б)"Как под горкой под горой" - русская народная песня (играть стаккато, чисто менять мех, выполнять диминуэндо в конце фразы, повторить правило ноты с точкой). Также ученик показывает рисунок к этой песне.
в)"Лошадка" - детская песенка (исполнить штрихами стаккато ).
7. Игровая пауза для отдыха.
а)"Игра в прятки". (Ученик встает спиной к инструменту фортепиано, учитель нажимает клавишу, ученик внимательно слушает звук, затем разворачивается и находит его по слуху на инструменте)
8. Игра в ансамбле с преподавателем.
а) Учитель исполняет мелодию в трехдольном размере, ученица хлопает в ладоши, выделяя сильную долю, затем выполняет это на румбе.
б)"Мишка с куклой танцуют полечку" муз.М.Качурбина Учитель читает стихотворение "Мишка с куклой бойко топают Пьеса исполняется ансамблем с преподавателем (тему куклы играет преподаватель, тему Мишки ученик. Задача исполнить контрастно штрихами легато и стаккато , динамическими оттенками F и P).
9. Завершение урока, подведение итогов, домашнее задание.
Самоанализ урока
Тема: " Работа над выразительностью игры на баяне в младшем классе"
Цель урока : Поиск средств выразительной игры на баяне совместно с обучающимся, исходя из возможностей первоклассника на данном этапе обучения.
Урок был проведен с учащимся первого класса Николенко Олегом
Урок начался сподготовки игрового аппарата. Для этого я подобрала ряд упражнений, стимулирующих развитие позиционных переходов, артикуляций. Были сыграны гаммы ,использованы штрихи
Хочу отметить, что произведения, выбранные для открытого урока уже в процессе закрепления, мы работали над образным содержанием, над раскрытием художественного замысла композитора, применяя для этого комплекс выразительных средств.
В ходе урока я применила методы:
наглядный (слуховой, зрительный);
словесный (обсуждение характера произведения, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
проблемно-поисковый;
объяснительно-иллюстративный, в сочетании с репродуктивным (практический показ педагога, и воспроизведение услышанного учащимся);
я давала творческие задания, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
применяла индивидуальный подход, наблюдала за мышлением учащегося, задавала наводящие вопросы;
побуждала обучающегося к самоконтролю и самооценке в процессе работы;
для глубокого осмысления исполнения, мы сопоставляли произведения, различных по характеру;
я одобряла, поощряла успехи ученика, для стимулирования желания в дальнейшем обучении.
На уроке Олег вел себя активно, отвечал на заданные вопросы, что свидетельствует о благоприятном климате урока. Хочу сказать, что цели и задачи, поставленные к уроку, были достигнуты, тема урока раскрыта.
Приложение № 1.
Тихий час.
Поиграли дети дружно
После спать ложиться нужно
Наступает тихий час,
Тишина нужна сейчас.
Птички.
Хлеб и крошки
На окошке-
Прилетайте, птички, к нам
Клюйте, птички, понемножку,
И летите к облакам!
Вежливый слон.
Вышел слон на лесную дорожку,
Наступил муравью на ножку.
И вежливо очень сказал муравью:-"Можешь и ты наступить на мою".
Приложение № 2.
Игры для рук с чтением и показом.
Маленькие рыбки.
Пять маленьких рыбок плескались в реке
Лежало большое бревно на песке
И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!"
Вторая сказала:" Ведь здесь глубоко".
А третья сказала:"мне хочется спать!"
Четвертая стала чуть-чуть замерзать,
А пятая крикнула:"Здесь крокодил!"
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!"
---------------------------------------------
Раз, два, три, четыре, пять
Мы во двор пошли гулять
Бабу снежную лепили
Птичек крошками кормили
С горки мы потом катались
А еще в снегу валялись
Все в снегу домой пришли
Съели суп и спать легли.
Приложение № 3.
Сколько знаю я дождей?
Сосчитайте поскорей,
Дождик с ветром,
Дождь грибной,
Дождик с радугой-дугой,
Дождик с солнцем,
Дождик с градом, Дождик с рыжим листопадом!