Название статьи:
Урок русского языка - путешествие в лес | Имеева Виктория Ивановна. Работа №321292
Дата публикации:
02.10.2023
Автор:
Имеева Виктория Ивановна
Описание:
Урок русского языка – путешествие в лес.
В разработке урока русского языка – путешествие в лес использовала языковой материал «Хвалебные слова» со статьи Е.Н.Боковой.
Цель данного урока: проверить уровень усвоения ЗУН учащихся по теме: Имя существительное, развивать устную связную речь, умение применять на практике ранее усвоенные знания, формировать интерес к предмету русского языка через активные формы обучения.
Языковым материалом урока будут служить тексты из произведений эвенских писателей.
В разработке урока русского языка – путешествие в лес использовала языковой материал Хвалебные слова со статьи Е.Н.Боковой.
Урок русского языка – путешествие в лес. (4 класс)
Тема урока: Имя существительное.
Цели урока: 1.Образовательная цель: Проверить уровень усвоения ЗУН учащихся по теме: Имя существительное
проверить умение самостоятельно образовать имена существительные в начальную форму
умение определять самостоятельно род имен существительных
умение определять склонение имен существительных
умение изменять имена существительные по падежам
проверить умение склонять имена существительные во множественном числе.
2. Развивающая цель: развивать устную связную речь, умение применять на практике ранее усвоенные знания.
3. Воспитательная цель: Развивать интерес к предмету русского языка через активные формы обучения.
Оборудование:
Карта путешествия по лесу
Мудрая сова
Раздаточные карточки
Самопроверка.
Ход урока:
I Оргмомент.
- Сегодня у нас необычный урок.
- Давайте улыбнемся и скажем приятное друг другу.
II Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.
- Мы с вами отправимся в путешествие волшебное лес. Она приглашает вас в волшебный лес, где будет много интересных заданий, которые потребуют от вас хороших знаний по теме: Имя существительное.
- Задача нашего урока – вспомнить, что нам известно об имени существительном, также узнаем какие хвалебные слова, используют эвенские писатели. А языковым материалом урока будут служить тексты из произведений эвенских писателей. Путеводителем для нас станет карта леса.
- Ребята отгадайте, о какой части речи говорится в загадке.
Давно живу я в мире этом, Даю название предметам.
- Я думаю, вы все поняли, что это за часть речи?
- Как узнали?
III.Поляна Образуй-ка. Упражнение в образовании имен существительных в начальную форму. Самостоятельная работа. Самопроверка по записи на доске.
Цель: проверить умение самостоятельно образовать имена существительные в начальную форму.
-Итак, начинаем наше путешествие с поляны Образуй-ка.
- В эвенском языке имеются очень интересные слова. Эти слова на эвенском языке называются Эркэвун торэр, что означает в переводе Хвалебные слова. Но эти хвалебные слова не переводятся. Они служат для выражения чувств, эмоций (радости, удивления, восторга, восхищения, иногда и осуждения). Хвалебные слова – встречаются в произведениях писателей истинных эвенов, знающих по настоящему, владеющих в действительности родным языком.
- Прочтите предложение, написанные на карточках. В эвенском эпосе Мэтэлэ много встречаются хвалебных слов. Послушайте предложение из эпоса.
Эчэчикэкэ-э-эй! Как красиво, видеть с вертолета в иллюминатор, так много снежных баранов с крутыми рогами!.
- В этом предложении Эчэчикэкэ-э-эй! - означает восклицание радости от увиденного в необычных обстоятельствах столь красивых многочисленных уямканов – редких снежных баранов.
-Повторите за мной Эчэчикэкэ-э-эй!.
- На поляне Сова предлагает вам задание.
Задание: Запишите предложение в тетрадь. Найдите имена существительные запишите в начальной форме.
Вертолета
Баранов
Рогами
Иллюминатор
Словарная работа:
- Ребята, а вы знаете, что такое иллюминатор? Кто скажет?
Иллюминатор
- Докажите, что записанные вами слова – имена существительные.
- Молодцы, ребята хорошо справились с заданием.
- Что мы делали на поляне?
- Идем дальше. Переходим прозрачный ручеек. А называется он – ручеек Выполняй-ка.
IV. Ручеек Выполняй-ка. Упражнение в определении рода имен существительных.
Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.
Цель: проверить умение самостоятельно определять род имен существительных.
- Послушайте стихотворение из детской жизни в книге Мое детство основателя эвенской литературы Николая Саввича Тарабукина.
- Как поет птичка?
Я запел:чирик,чирик.
Они обрадовались:
Элкэкэй! Как хорошо-о!
- Ребята в этом стихотворении Н.С. Тарабукин использовал хвалебное слова Элкэкэй. Сказав хвалебное слово Элкэкэй, он хотел выразить радость птиц. Что птицы обрадовались, увидев как, хорошо подражая им, поет мальчик.
- Послушайте стихотворение, как Платон Афанасьевич Ламутский воспел о годовалом олененке и, удивляясь, его грациозностью движения при беге трусцой пишет:
Головою покачивая,
Ноздри вздувая,
а хвост его торчком,
Эддэдэ-эддэй! Он бежит.
Словарная работа:
Грациозностью, грациозный – стройный, изящный в движениях.
- Платон Ламутский, будучи поэтом – мелодистом, заметил красоту движений олененка, написал эддэдэй-эддэй!, как музыкальное сопровождение, любуясь, и радуясь за него, как бежит годовалый олененок.
- Сова предлагает задание: Найдите и определите род имен существительных. (Птичка, головою, хвост, ноздря).
- А теперь проверим, как выполнили задание. Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.
- Какую работу мы выполнили здесь?
- Перешли ручеек и попали на опушку Составляй-ка.
V. Опушка Составляй-ка. Упражнение в распознании типа склонения существительных в косвенных падежах. Составление предложений с данными словами. Самопроверка по записи на доске.
Цель: проверить умение определять тип склонения имен существительных в косвенных падежах.
- Ребята обратите внимание, на предложение, записанное в карточках. Прочитайте предложение.
…Мэтэлэ таскал деревья в лесу и увидел, кочующих людей к ним воскликнул: Эчэчикэкэ-эй! Ого-го! Как много-то оленей с вьюками-то!
- В этом предложении хвалебное слово Эчэчикэкэ - эй!– означает удивление многочисленностью каравана оленей с вьюками. То есть автор удивился, увидев так много оленей с вьюками.
Словарная работа:
Вьюк
- На опушке мы с вами будем определять тип склонения имен существительных.
- Как определить склонение существительного, если оно стоит не в именительном падеже?
Задание: Найдите и укажите склонение имен существительных.
- Докажите, почему лес – 1 склонения?
- Почему дерево – 2 склонения?
- Почему вьюк- 1 склонения?
- Составьте с данными словами предложение.
-Молодцы, ребята.
- Чем вы занимались на опушке?
- Отправляемся дальше. На нашем пути – дубрава Здоровья. Здесь можно отдохнуть. Я буду называть жителей леса, а вы – выполнять движение.
- Все задания выполнены. Я думаю, мы оставили о себе неплохие впечатления у Совы.
- Молодцы, ребята Сова благодарит вас. Отправляемся дальше. На нашем пути – дубрава Здоровья. Здесь можно отдохнуть. Я буду называть жителей леса, а вы – выполнять движение.
VI Дубрава Здоровье
Зайчата (дети прыгают).
Птицы (дети размахивают руками).
Трава (приседают).
Деревья (дети встают, качаются).
- А теперь мы идем по просеке Поиграй-ка.
VII. Просека Поиграй-ка Упражнение в изменении существительных по падежам. Игра Кто быстрее?. Самопроверка по записи на доске.
Цель: проверить умение изменять имена существительные по падежам.
- Здесь мы с вами посоревнуемся.
Красив же ты олень,
Быстроногий олень!
Эчэкэкэй! Бегаешь,
Мою душу радуешь!
- Известная исполнительница эвенских песен и поэтесса Вера Степановна Атласова сочинила песню о быстроногом олене и написала такие строчки:
- В этих строчках хвалебное слово Эчэкэкэй! как раз подходит к ритму оленьего бега, при том поэт восхищается красивой осанкой бегущего оленя.
- Сейчас мы вспомним, что называется склонением, как склоняются имена существительные.
- Что такое склонение?
- Какая часть слова при этом изменяется?
- Что значить – склонять слово?
- Сколько падежей в русском языке? Назовите их?
- Сова приготовила нам игру Кто быстрее?.
Задание: Просклоняйте существительные олень, душа (по вариантам).
-Кто быстрее просклоняет существительные.
- Что вы делали на просеке?
- А теперь мы идем по просеке Выполняй-ка.
- Продолжаем наше путешествие. Шагаем дальше. На пути роща Просклоняй-ка.
VII.Роща Просклоняй-ка Работа у доски.
Цель: проверить умение склонять имена существительные во множественном числе.
-Прочитайте предложение.
Эдьэдигэгэй! Как много гусей летят вереницей!
- Хвалебное слово Эдьэдигэгэй! показывает радость, удивление, восклицание от внезапности увиденного, как много гусей. Автор обрадовался, удивился неожиданно
увидев так много гусей.
Словарная работа:
Вереницей, вереница
- Кто желает у доски просклонять имя существительное гуси.
- А заканчивается наше путешествие в реке Обобщай-ка.
VIII.Река Обобщай-ка
- Что успели повторить за время путешествия?
- Что узнали нового на уроке? Какие слова используют эвенские писатели в своих произведениях? Что выражают хвалебные слова?
- Ребята, интересно ли было на уроке?
- Мне очень понравилось работать с вами. Вы все прекрасно справились с заданиями.
IХ. Итог урока:
- Сегодня мы повторили тему: Имя существительное и в этом нам помогли произведения эвенских писателей.
Прозвенел опять звонок и закончился урок!Вы, ребятки, отдохните, силы новой наберите.Это нужно детворе для здоровья, при игре.Спасибо за урок!
Скачать работу
Урок русского языка – путешествие в лес. (4 класс)
Тема урока: Имя существительное.
Цели урока: 1.Образовательная цель: Проверить уровень усвоения ЗУН учащихся по теме: Имя существительное
проверить умение самостоятельно образовать имена существительные в начальную форму
умение определять самостоятельно род имен существительных
умение определять склонение имен существительных
умение изменять имена существительные по падежам
проверить умение склонять имена существительные во множественном числе.
2. Развивающая цель: развивать устную связную речь, умение применять на практике ранее усвоенные знания.
3. Воспитательная цель: Развивать интерес к предмету русского языка через активные формы обучения.
Оборудование:
Карта путешествия по лесу
Мудрая сова
Раздаточные карточки
Самопроверка.
Ход урока:
I Оргмомент.
- Сегодня у нас необычный урок.
- Давайте улыбнемся и скажем приятное друг другу.
II Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.
- Мы с вами отправимся в путешествие волшебное лес. Она приглашает вас в волшебный лес, где будет много интересных заданий, которые потребуют от вас хороших знаний по теме: Имя существительное.
- Задача нашего урока – вспомнить, что нам известно об имени существительном, также узнаем какие хвалебные слова, используют эвенские писатели. А языковым материалом урока будут служить тексты из произведений эвенских писателей. Путеводителем для нас станет карта леса.
- Ребята отгадайте, о какой части речи говорится в загадке.
Давно живу я в мире этом, Даю название предметам.
- Я думаю, вы все поняли, что это за часть речи?
- Как узнали?
III.Поляна Образуй-ка. Упражнение в образовании имен существительных в начальную форму. Самостоятельная работа. Самопроверка по записи на доске.
Цель: проверить умение самостоятельно образовать имена существительные в начальную форму.
-Итак, начинаем наше путешествие с поляны Образуй-ка.
- В эвенском языке имеются очень интересные слова. Эти слова на эвенском языке называются Эркэвун торэр, что означает в переводе Хвалебные слова. Но эти хвалебные слова не переводятся. Они служат для выражения чувств, эмоций (радости, удивления, восторга, восхищения, иногда и осуждения). Хвалебные слова – встречаются в произведениях писателей истинных эвенов, знающих по настоящему, владеющих в действительности родным языком.
- Прочтите предложение, написанные на карточках. В эвенском эпосе Мэтэлэ много встречаются хвалебных слов. Послушайте предложение из эпоса.
Эчэчикэкэ-э-эй! Как красиво, видеть с вертолета в иллюминатор, так много снежных баранов с крутыми рогами!.
- В этом предложении Эчэчикэкэ-э-эй! - означает восклицание радости от увиденного в необычных обстоятельствах столь красивых многочисленных уямканов – редких снежных баранов.
-Повторите за мной Эчэчикэкэ-э-эй!.
- На поляне Сова предлагает вам задание.
Задание: Запишите предложение в тетрадь. Найдите имена существительные запишите в начальной форме.
Вертолета
Баранов
Рогами
Иллюминатор
Словарная работа:
- Ребята, а вы знаете, что такое иллюминатор? Кто скажет?
Иллюминатор
- Докажите, что записанные вами слова – имена существительные.
- Молодцы, ребята хорошо справились с заданием.
- Что мы делали на поляне?
- Идем дальше. Переходим прозрачный ручеек. А называется он – ручеек Выполняй-ка.
IV. Ручеек Выполняй-ка. Упражнение в определении рода имен существительных.
Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.
Цель: проверить умение самостоятельно определять род имен существительных.
- Послушайте стихотворение из детской жизни в книге Мое детство основателя эвенской литературы Николая Саввича Тарабукина.
- Как поет птичка?
Я запел:чирик,чирик.
Они обрадовались:
Элкэкэй! Как хорошо-о!
- Ребята в этом стихотворении Н.С. Тарабукин использовал хвалебное слова Элкэкэй. Сказав хвалебное слово Элкэкэй, он хотел выразить радость птиц. Что птицы обрадовались, увидев как, хорошо подражая им, поет мальчик.
- Послушайте стихотворение, как Платон Афанасьевич Ламутский воспел о годовалом олененке и, удивляясь, его грациозностью движения при беге трусцой пишет:
Головою покачивая,
Ноздри вздувая,
а хвост его торчком,
Эддэдэ-эддэй! Он бежит.
Словарная работа:
Грациозностью, грациозный – стройный, изящный в движениях.
- Платон Ламутский, будучи поэтом – мелодистом, заметил красоту движений олененка, написал эддэдэй-эддэй!, как музыкальное сопровождение, любуясь, и радуясь за него, как бежит годовалый олененок.
- Сова предлагает задание: Найдите и определите род имен существительных. (Птичка, головою, хвост, ноздря).
- А теперь проверим, как выполнили задание. Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.
- Какую работу мы выполнили здесь?
- Перешли ручеек и попали на опушку Составляй-ка.
V. Опушка Составляй-ка. Упражнение в распознании типа склонения существительных в косвенных падежах. Составление предложений с данными словами. Самопроверка по записи на доске.
Цель: проверить умение определять тип склонения имен существительных в косвенных падежах.
- Ребята обратите внимание, на предложение, записанное в карточках. Прочитайте предложение.
…Мэтэлэ таскал деревья в лесу и увидел, кочующих людей к ним воскликнул: Эчэчикэкэ-эй! Ого-го! Как много-то оленей с вьюками-то!
- В этом предложении хвалебное слово Эчэчикэкэ - эй!– означает удивление многочисленностью каравана оленей с вьюками. То есть автор удивился, увидев так много оленей с вьюками.
Словарная работа:
Вьюк
- На опушке мы с вами будем определять тип склонения имен существительных.
- Как определить склонение существительного, если оно стоит не в именительном падеже?
Задание: Найдите и укажите склонение имен существительных.
- Докажите, почему лес – 1 склонения?
- Почему дерево – 2 склонения?
- Почему вьюк- 1 склонения?
- Составьте с данными словами предложение.
-Молодцы, ребята.
- Чем вы занимались на опушке?
- Отправляемся дальше. На нашем пути – дубрава Здоровья. Здесь можно отдохнуть. Я буду называть жителей леса, а вы – выполнять движение.
- Все задания выполнены. Я думаю, мы оставили о себе неплохие впечатления у Совы.
- Молодцы, ребята Сова благодарит вас. Отправляемся дальше. На нашем пути – дубрава Здоровья. Здесь можно отдохнуть. Я буду называть жителей леса, а вы – выполнять движение.
VI Дубрава Здоровье
Зайчата (дети прыгают).
Птицы (дети размахивают руками).
Трава (приседают).
Деревья (дети встают, качаются).
- А теперь мы идем по просеке Поиграй-ка.
VII. Просека Поиграй-ка Упражнение в изменении существительных по падежам. Игра Кто быстрее?. Самопроверка по записи на доске.
Цель: проверить умение изменять имена существительные по падежам.
- Здесь мы с вами посоревнуемся.
Красив же ты олень,
Быстроногий олень!
Эчэкэкэй! Бегаешь,
Мою душу радуешь!
- Известная исполнительница эвенских песен и поэтесса Вера Степановна Атласова сочинила песню о быстроногом олене и написала такие строчки:
- В этих строчках хвалебное слово Эчэкэкэй! как раз подходит к ритму оленьего бега, при том поэт восхищается красивой осанкой бегущего оленя.
- Сейчас мы вспомним, что называется склонением, как склоняются имена существительные.
- Что такое склонение?
- Какая часть слова при этом изменяется?
- Что значить – склонять слово?
- Сколько падежей в русском языке? Назовите их?
- Сова приготовила нам игру Кто быстрее?.
Задание: Просклоняйте существительные олень, душа (по вариантам).
-Кто быстрее просклоняет существительные.
- Что вы делали на просеке?
- А теперь мы идем по просеке Выполняй-ка.
- Продолжаем наше путешествие. Шагаем дальше. На пути роща Просклоняй-ка.
VII.Роща Просклоняй-ка Работа у доски.
Цель: проверить умение склонять имена существительные во множественном числе.
-Прочитайте предложение.
Эдьэдигэгэй! Как много гусей летят вереницей!
- Хвалебное слово Эдьэдигэгэй! показывает радость, удивление, восклицание от внезапности увиденного, как много гусей. Автор обрадовался, удивился неожиданно
увидев так много гусей.
Словарная работа:
Вереницей, вереница
- Кто желает у доски просклонять имя существительное гуси.
- А заканчивается наше путешествие в реке Обобщай-ка.
VIII.Река Обобщай-ка
- Что успели повторить за время путешествия?
- Что узнали нового на уроке? Какие слова используют эвенские писатели в своих произведениях? Что выражают хвалебные слова?
- Ребята, интересно ли было на уроке?
- Мне очень понравилось работать с вами. Вы все прекрасно справились с заданиями.
IХ. Итог урока:
- Сегодня мы повторили тему: Имя существительное и в этом нам помогли произведения эвенских писателей.
Прозвенел опять звонок и закончился урок!Вы, ребятки, отдохните, силы новой наберите.Это нужно детворе для здоровья, при игре.Спасибо за урок!