Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Урок русского языка: 3-е склонение имён существительных. Алгоритм определения склонения имени существительного. | Раскостова Наталья Борисовна. Работа №343294

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Конспект урока по русскому языку. Тема: 3-е склонение имён существительных. На этом уроке обучающие учатся правильно определять тип склонения; знакомятся с особенностями имён существительных 3-го склонения, учатся распознавать такие существительные, используя алгоритм определения склонения имени существительного. На уроке обучающиеся учатся сотрудничать между собой и с учителем.при выполнении разнообразных заданий.

 

Конспект урока по русскому языку

Тема: 3-е склонение имён существительных. Алгоритм определения склонения имени существительного

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Оргмомент

Мотивация к учебной деятельности:

Эпиграф к уроку:

Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять.

Р. Декарт

- Как вы понимаете эти слова?

- Найдите в этом предложении имя существительное?

 

Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок.

 

 

ум

Актуализация знаний

1. «Мозговой штурм»

- Что вы уже знаете об имени существительном?

 

 

- Вы уже многое знаете об имени существительном, а сегодня сделаем ещё одно открытие, расширим наши знания об имени существительном.

2. Прочитайте группы слов:

Конь дверь

Огонь мелочь

Портфель сирень

- В чём их сходство?

 

- Чем отличаются слова в столбиках?

- К какому склонению относятся слова первого столбика? Докажите.

 

Проблемный вопрос:

- Как вы думаете, к какому склонению относятся существительные из 2-го столбика?

- Как вы думаете: какое название темы нашего урока? Какие задачи поставите перед собой?

- Проверьте свои предположения. Прочитайте тему урока (с 96 учебника)

 

 

Дети вспоминают правило

Изменяется по (числам и падежам)

(род, одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное)

 

 

 


 

 

Это имена существительные с мягким знаком на конце, нулевым окончанием.

В 1 столбике существительные мужского рода, во втором – женского.

Ко 2-му - они мужского рода, в начальной форме имеют нулевое окончание.

 

Ответы детей

 

Читают тему урока (Тема: 3-е склонение имён существительных), ставят учебные задачи: учиться правильно определять тип склонения; познакомиться с особенностями имён существительных 3-го склонения, научиться распознавать такие существительные. Давать правильные и точные ответы на поставленные вопросы; писать без ошибок слова и предложения;  сотрудничать между собой и с учителем.

Мотивация познавательной деятельности

1. - Как определить склонение имён существительных?

- Какие имена существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?




Давайте повторим алгоритм определения склонений имён существительных.


 

Высказывают своё мнение.


- к 1 склонению относятся сущ. мужского и женского рода с окончаниями -а, -я.

- ко I2 склонению относятся сущ. мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о, -е.

- к 3 склонению относятся сущ. женского рода с ь на конце

Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:

1) поставить имя существительное в начальную форму (именительный падеж, единственное число;

2) определить род, выделить окончание;

3) по роду и окончанию в начальной форме определить склонение.

 

Организация познавательной деятельности

Работа

по теме урока.

- Прочитай задание. Распредели имена существительные по склонениям.

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

2. Самостоятельная работа

Слова для работы:

Метель, платье, костёр, минута, погода, телефон, ночь, дочь, снегирь, дядя, помощь, стена.

- Распределите слова по склонениям.

Проверьте свою работу. Образец выполнения.

Дополните таблицу своими примерами слов, допишите в каждый столбик по 1-2 слову.

 

 

 

Читают слова и определяют склонение.

 

 

Заполняют таблицу.



Проводят самопроверку и самооценку.

Максимальное количество баллов: 12

12 баллов (вся работа сделана правильно) – «5»;

от 11 до 10 баллов – «4»;

от 9 до 6 – «3»;

до 5 баллов – «2»

 

 

 

 

 

Подведение итогов

Подведение итогов урока

«Опрос – итог»:

- Сколько склонений у существительных?

- Какие имена существительные относятся к 3-му склонению?

- С какой целью необходимо хорошо научиться узнавать склонение существительных?

Рефлексия

- Доволен ли ты своей работой? Почему?

- Какое задание понравилось больше всего?

Оцените свою работу на уроке. Отметьте значком:

+ – справился

? – сомневался

- – не справился

У кого «»? У кого «?»? У кого «-»?

Домашнее задание:

 

Спасибо, урок окончен.

 

 

(Существительные бывают трёх склонений, к 3-му склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием).

(Чтобы правильно писать окончание существительного).


Поднять руку


 

 

Выучить правило с 96; выписать из учебника чтения 10 слов 3-го склонения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Алгоритм действий:

1. Прочитай слово.

2. Определи род. Выдели окончание.

3. Если слово ж. р. или м. р. с окончаниями -а, -я, то записываю в 1-е скл.

4. Если слово м. р. с нулевым окончанием и с. р. с окончаниями -о, -е, то записываю во 2-е скл.

5. Если слово ж. р. с ъ на конце, то записываю в 3-е скл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Задание: Распределите слова по склонениям.

Слова для работы: Метель, платье, костёр, минута, погода, телефон, ночь, дочь, снегирь, дядя, помощь, стена.

 

1-е склонение

2-е склонение

3-е склонение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество баллов:

Моя оценка:

Оценка учителя:

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×