Урок русского языка: 3-е склонение имён существительных. Алгоритм определения склонения имени существительного. | Раскостова Наталья Борисовна. Работа №343294
Конспект урока по русскому языку. Тема: 3-е склонение имён существительных. На этом уроке обучающие учатся правильно определять тип склонения; знакомятся с особенностями имён существительных 3-го склонения, учатся распознавать такие существительные, используя алгоритм определения склонения имени существительного. На уроке обучающиеся учатся сотрудничать между собой и с учителем.при выполнении разнообразных заданий.
Конспект урока по русскому языку
Тема: 3-е склонение имён существительных. Алгоритм определения склонения имени существительного
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащихся
Оргмомент
Мотивация к учебной деятельности:
Эпиграф к уроку:
Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять.
Р. Декарт
- Как вы понимаете эти слова?
- Найдите в этом предложении имя существительное?
Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок.
ум
Актуализация знаний
1. «Мозговой штурм»
- Что вы уже знаете об имени существительном?
- Вы уже многое знаете об имени существительном, а сегодня сделаем ещё одно открытие, расширим наши знания об имени существительном.
2. Прочитайте группы слов:
Конь дверь
Огонь мелочь
Портфель сирень
- В чём их сходство?
- Чем отличаются слова в столбиках?
- К какому склонению относятся слова первого столбика? Докажите.
Проблемный вопрос:
- Как вы думаете, к какому склонению относятся существительные из 2-го столбика?
- Как вы думаете: какое название темы нашего урока? Какие задачи поставите перед собой?
- Проверьте свои предположения. Прочитайте тему урока (с 96 учебника)
Дети вспоминают правило
Изменяется по (числам и падежам)
(род, одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное)
Это имена существительные с мягким знаком на конце, нулевым окончанием.
В 1 столбике существительные мужского рода, во втором – женского.
Ко 2-му - они мужского рода, в начальной форме имеют нулевое окончание.
Ответы детей
Читают тему урока (Тема: 3-е склонение имён существительных), ставят учебные задачи: учиться правильно определять тип склонения; познакомиться с особенностями имён существительных 3-го склонения, научиться распознавать такие существительные. Давать правильные и точные ответы на поставленные вопросы; писать без ошибок слова и предложения; сотрудничать между собой и с учителем.
Мотивация познавательной деятельности
1. - Как определить склонение имён существительных?
- Какие имена существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?
- Давайте повторим алгоритм определения склонений имён существительных.
Высказывают своё мнение.
- к 1 склонению относятся сущ. мужского и женского рода с окончаниями -а, -я.
- ко I2 склонению относятся сущ. мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о, -е.
- к 3 склонению относятся сущ. женского рода с ь на конце
Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:
1) поставить имя существительное в начальную форму (именительный падеж, единственное число;
2) определить род, выделить окончание;
3) по роду и окончанию в начальной форме определить склонение.
Организация познавательной деятельности
Работа
по теме урока.
- Прочитай задание. Распредели имена существительные по склонениям.
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
2. Самостоятельная работа
Слова для работы:
Метель, платье, костёр, минута, погода, телефон, ночь, дочь, снегирь, дядя, помощь, стена.
- Распределите слова по склонениям.
Проверьте свою работу. Образец выполнения.
Дополните таблицу своими примерами слов, допишите в каждый столбик по 1-2 слову.
Читают слова и определяют склонение.
Заполняют таблицу.
Проводят самопроверку и самооценку.
Максимальное количество баллов: 12
12 баллов (вся работа сделана правильно) – «5»;
от 11 до 10 баллов – «4»;
от 9 до 6 – «3»;
до 5 баллов – «2»
Подведение итогов
Подведение итогов урока
«Опрос – итог»:
- Сколько склонений у существительных?
- Какие имена существительные относятся к 3-му склонению?
- С какой целью необходимо хорошо научиться узнавать склонение существительных?
Рефлексия
- Доволен ли ты своей работой? Почему?
- Какое задание понравилось больше всего?
Оцените свою работу на уроке. Отметьте значком:
+ – справился
? – сомневался
- – не справился
У кого «»? У кого «?»? У кого «-»?
Домашнее задание:
Спасибо, урок окончен.
(Существительные бывают трёх склонений, к 3-му склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием).
(Чтобы правильно писать окончание существительного).
Поднять руку
Выучить правило с 96; выписать из учебника чтения 10 слов 3-го склонения.
Приложение 1
Алгоритм действий:
1. Прочитай слово.
2. Определи род. Выдели окончание.
3. Если слово ж. р. или м. р. с окончаниями -а, -я, то записываю в 1-е скл.
4. Если слово м. р. с нулевым окончанием и с. р. с окончаниями -о, -е, то записываю во 2-е скл.
5. Если слово ж. р. с ъ на конце, то записываю в 3-е скл.
Приложение 2
Задание: Распределите слова по склонениям.
Слова для работы: Метель, платье, костёр, минута, погода, телефон, ночь, дочь, снегирь, дядя, помощь, стена.
1-е склонение
2-е склонение
3-е склонение
Количество баллов:
Моя оценка:
Оценка учителя: