Название статьи:
Урок русского языка по теме "Многозначные слова" | Ярцева Светлана Николаевна. Работа №212153
Дата публикации:
07.05.2019
Автор:
Ярцева Светлана Николаевна
Описание:
Автор: Ярцева Светлана Николаевна
Открытый урок по русскому языку по теме "Многозначные слова"
Урок русского языка во 2 классе по теме: Многозначные слова.
Цели: создать условия для ознакомления учащихся с многозначными словами, ролью слов в переносном значении, выяснению причины появления у слова нескольких значений, формирования умений работать с толковым словарём;
способствовать развитию внимания, образного мышления, культуры речи;
содействовать повышению интереса к изучению русского языка, развитию умений работать в паре
Оборудование: записи на доске, учебники, тетради, мультимедиа установка, экран, компьютер, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
I Организационный момент
А начать его мне хочется со стихотворения С. Данилова.
Я ко всем наукам ключ имею.Я со всей вселенною знаком.Это потому, что я владеюРусским всеохватным языком.
- Ребята, скажите, что значит владеть русским языком?
(Правильно и красиво говорить, …)
- Правильно. А еще правильно и красиво писать.
II Чистописание
-Урок мы начинаем с чистописания. А зачем нужно чистописание?
- (Ответы детей)
-Чтобы узнать, какую букву будем писать, разгадайте кроссворд.
1. Неожиданный подарок.
2. Устройство для катания по кругу, с сиденьями.
3. Звуки во время грозы.
4. Утренняя еда.
5. Изображение человека на картине, фотографии.
1
с
ю
р
п
р
и
з
2
к
а
р
у
с
е
л
ь
3
г
р
о
м
4
з
а
в
т
р
а
к
5
п
о
р
т
р
е
т
- Посмотрите внимательно, какая буква есть во всех словах?
- (эр)
- Рассмотрите разгаданный кроссворд. Прочтите, что получилось?
- (Слово)
- Какие пословицы и поговорки вы знаете? !!!!!!!!!!!!!!
- Прочтите пословицу.
- (Ветер горы разрушает – слово народы поднимает.)
- Как вы её понимаете?
- (Ответы детей)
- Слово – великое оружие жизни. Словом можно обрадовать, объединить, поддержать, а можно огорчить, обидеть, разобщить. Относитесь внимательно к сказанным вами словам.
Запишите пословицу.
III Актуализация знаний
- Назовите два признака слова.
- (Слово состоит из звуков и имеет значение)
- Какой раздел русского языка изучает слова и их значение?
- (Лексика) Слайд 1.
- Где можно узнать лексическое значение слова?
- (В толковом словаре) Слайд 3.
- Сегодня на уроке продолжим изучение этого раздела и постараемся раскрыть ещё один из вопросов.
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Соотнести слова и картинки.
- Какие слова называются однозначными?
- (Слова, которые имеют одно значение) Слайд 5.
- Какие слова называют многозначными?
- (Слова, которые имеют два или более значений) Слайд 6.
IV Сообщение темы и постановка целей урока
1. Сообщение темы урока.
- Сегодня продолжим изучение многозначных слов. Прочтите название темы на странице 33.
- (Как появляются многозначные слова)
2. Постановка целей урока.
- Рассмотрите содержание урока. Как вы думаете, чему будем учиться, что должны узнать?
- (Должны узнать, как появляются значения у слова, учиться объяснять значения слов, правильно употреблять слова в речи.)
IV Работа над новым материалом
1) Беседа по выявлению многозначности у слова.
- Прочтите значения слова кисть (Слайд 7)
- ( …)
- В чём особенность в лексическом значении в этих многозначных словах?
- (Они похожи по форме)
- Внимание, значения возникают на основе сходства предметов.
(На доске появляется запись сходство предметов)
- Прочтите следующее слово. (Слайд 8)
- (Барабанить)
- Какое значение оно имеет?
- (Ответы детей) (Продолжение показа слайда 8)
- Какое сходство наблюдаем здесь?
- (Похожи по действию)
- Следующий признак появления многозначных слов– сходство по действию.
(На доске появляется запись сходство по действию)
2) Работа по учебнику по выявлению многозначности у слова.
- Рассмотрите рисунки 1, 2 и прочтите подписи-предложения на странице 34.
- (Я помог бабушке вдеть нитку в иголку. У сосны иголки длиннее, чем у ели.)
- Объясните значения выделенных слов.
- ( Иголка - швейная принадлежность, заострённый металлический стержень с ушком для вдевания нити. Иголка – листья ели и сосны)
- Почему у слова иголка появилось много значений?
- (Они похожи по форме)
- Рассмотрите рисунки 1, 2 и прочтите подписи-предложения на странице 34 внизу.
- (Туристы идут в поход. Часы идут правильно.)
- Объясните значения выделенных слов.
- (Идут – двигаются, переступая ногами куда-нибудь. Идут – о механизме: быть в действии.)
- Почему у слова идут появилось много значений?
- (Сходство по действию)
- Рассмотрите рисунки 3, 4 и прочтите подписи-предложения.
- (Учёные – археологи нашли старинную золотую чашу. Наступила золотая осень.)
- Объясните значения выделенных слов.
- (Золотая – изделие из металла жёлтого цвета. Золотая – цвета золота, блестяще-жёлтая.)
- На каком основании появилось много значений у слова золотая?
- (Сходство по признаку.)
(На доске появляется запись сходство по признаку)
- Сделайте вывод, когда у слова появляются другие значения.
(Учащиеся работают с рубрикой Открываем тайны языка)
3) Работа со словарём.
- Откройте учебник на странице 144. Найдите многозначные слова. Как они обозначаются в словаре? (Слайд 9)
Физкультминутка
У. Раз, два! (Маршируют на месте)
Д. Три, четыре!
У. Три, четыре!
Д. Раз, два!
У. Кто шагает дружно в ряд?
Д. Боевой отряд ребят.
У. Всем, всем.
Д. Добрый день! (Хлопают рука об руку)
У. Прочь с дороги нашей. (Машут в правую сторону)
Д. Лень!
У. Не мешай! (Взмах в левую сторону)
Д. Трудиться. (изображают забивание гвоздя)
У. Не уступим мы нигде- (Мах рукой)
Д. Ни в учёбе, ни в труде.
4) Наблюдение за значениями многозначного слова.
Упражнение 1. Страница 35.
- Объясните значения выделенных слов.
- (Хвост зайца – задняя часть тела животного. Стальная проволока – из твёрдого прочного металла. Золотое украшение – из драгоценного, благородного, редкого металла жёлтого цвета.)
- Почему можно сказать: хвост очереди, стальная воля, золотое сердце?
- (Хвост очереди – вереница людей, стоящих друг за другом. Стальная воля – очень сильная, крепкая. Золотое сердце – доброе, отзывчивое, чуткое, благородное.)
- Слово золотое в сочетании со словом сердце впитывает в себя свойства этого благородного металла, его положительный смысл.
- Смысл слова золотое в словосочетании золотое сердце появился в результате переноса признака с одного предмета на другой.
- Так как же ещё могут появляться многозначные слова?
- (В результате переноса значения с одного предмета на другой)
- Поэтому в русском языке появляются слова в переносном значении.
(Слайд 10)
5) Знакомство с прямым и переносным значением слов.
- При многозначности одно из значений слова является прямым, а все остальные — переносными.
Прямое значение слова — это его основное лексическое значение. Оно непосредственно направлено на предмет (сразу вызывает представление о предмете, явлении).
Переносное значение слова — это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого в результате переноса наименования одного предмета (признака, действия и т.д.) на другой, в чем-либо сходный с ним.
- Какие слова в переносном смысле вы можете назвать?
- (Ответы детей)
6) Составление и запись предложений со словами, употреблёнными в переносном значении.
- Составьте предложения со словом золотой так, чтобы оно употреблялось в переносном значении.
- (У моей мамы золотое сердце. У этого мастера золотые руки.)
7) Определение предложений употреблённых в прямом и переносном смыслах. Работа в парах. (Слайд 11)
Ребята ИДУТ в школу.
Часы ИДУТ без отставания.
Катя УБЕЖАЛА от подруг.
У мамы УБЕЖАЛО молоко.
Мне родители подарили ЗОЛОТОЕ колечко.
Все говорят, что у папы ЗОЛОТЫЕ руки.
В сенях из стены торчал ЖЕЛЕЗНЫЙ гвоздь.
У этого мальчика ЖЕЛЕЗНОЕ здоровье.
- 1 вариант выпишет предложения, в которых выделенные слова употребляются в прямом смысле, 2 вариант выпишет предложения, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении.
8) Проверка самостоятельной работы. Самопроверка. (Слайд 12)
Ребята ИДУТ в школу.
Часы ИДУТ без отставания.
Катя УБЕЖАЛА от подруг.
У мамы УБЕЖАЛО молоко.
Мне родители подарили ЗОЛОТОЕ колечко.
Все говорят, что у папы ЗОЛОТЫЕ руки.
В сенях из стены торчал ЖЕЛЕЗНЫЙ гвоздь.
У этого мальчика ЖЕЛЕЗНОЕ здоровье.
9) Знакомство с новым механизмом появления у слова новых значений. Работа по учебнику на странице 36.
- Рассмотрите рисунки. Прочтите подписи-предложения к ним. В каких предложениях слова употреблены в прямом смысле, а в каких в переносном.
- (В нашем классе много цветов. Класс- школьная комната. Класс внимательно слушал учителя. Класс – группа учеников одного возраста, проходящая один и тот же предмет.)
-(Маша случайно разбила тарелку. Тарелка – посуда с плоским дном и широкими краями. Я съел две тарелки. Тарелка – то, что находится в тарелке.)
- Когда ещё у слова появляется переносное значение.
- (Ответы детей)
10) Работа с рубрикой Открываем тайны языка на странице 36.
- (У слова появляются другие – переносные значения, если оно, например, называет: помещение и тех, кто в нём находится; посуду и то, что в ней находится.)
V Итог: -Что нового вы узнали на уроке?
- Так как появляются многозначные слова?
- (На основании сходства предметов, признаков, действий, переноса
значения с одного предмета на другой, и когда называют одним
словом помещение и тех, кто в нём находится, посуду и то, что в
ней находится.
Выставление оценок.
VI Домашнее задание.
ПРИМЕЧАНИЕ
Если некоторые учащиеся справятся с самостоятельной работой раньше остальных, им можно предложить задания по карточкам.
Найди и подчеркни слово в переносном значении
За столом сказала мать:
- Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
- А болтать ногами можно?
Вчера на арене цирка два клоуна вели такую беседу. Один говорил: Вечер уже наступил.
Второй спрашивал: На кого?
Почему клоуны не поняли друг друга?
HYPER13PAGE HYPER15
7
Скачать работу
Цели: создать условия для ознакомления учащихся с многозначными словами, ролью слов в переносном значении, выяснению причины появления у слова нескольких значений, формирования умений работать с толковым словарём;
способствовать развитию внимания, образного мышления, культуры речи;
содействовать повышению интереса к изучению русского языка, развитию умений работать в паре
Оборудование: записи на доске, учебники, тетради, мультимедиа установка, экран, компьютер, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
I Организационный момент
А начать его мне хочется со стихотворения С. Данилова.
Я ко всем наукам ключ имею.Я со всей вселенною знаком.Это потому, что я владеюРусским всеохватным языком.
- Ребята, скажите, что значит владеть русским языком?
(Правильно и красиво говорить, …)
- Правильно. А еще правильно и красиво писать.
II Чистописание
-Урок мы начинаем с чистописания. А зачем нужно чистописание?
- (Ответы детей)
-Чтобы узнать, какую букву будем писать, разгадайте кроссворд.
1. Неожиданный подарок.
2. Устройство для катания по кругу, с сиденьями.
3. Звуки во время грозы.
4. Утренняя еда.
5. Изображение человека на картине, фотографии.
1
с
ю
р
п
р
и
з
2
к
а
р
у
с
е
л
ь
3
г
р
о
м
4
з
а
в
т
р
а
к
5
п
о
р
т
р
е
т
- Посмотрите внимательно, какая буква есть во всех словах?
- (эр)
- Рассмотрите разгаданный кроссворд. Прочтите, что получилось?
- (Слово)
- Какие пословицы и поговорки вы знаете? !!!!!!!!!!!!!!
- Прочтите пословицу.
- (Ветер горы разрушает – слово народы поднимает.)
- Как вы её понимаете?
- (Ответы детей)
- Слово – великое оружие жизни. Словом можно обрадовать, объединить, поддержать, а можно огорчить, обидеть, разобщить. Относитесь внимательно к сказанным вами словам.
Запишите пословицу.
III Актуализация знаний
- Назовите два признака слова.
- (Слово состоит из звуков и имеет значение)
- Какой раздел русского языка изучает слова и их значение?
- (Лексика) Слайд 1.
- Где можно узнать лексическое значение слова?
- (В толковом словаре) Слайд 3.
- Сегодня на уроке продолжим изучение этого раздела и постараемся раскрыть ещё один из вопросов.
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Соотнести слова и картинки.
- Какие слова называются однозначными?
- (Слова, которые имеют одно значение) Слайд 5.
- Какие слова называют многозначными?
- (Слова, которые имеют два или более значений) Слайд 6.
IV Сообщение темы и постановка целей урока
1. Сообщение темы урока.
- Сегодня продолжим изучение многозначных слов. Прочтите название темы на странице 33.
- (Как появляются многозначные слова)
2. Постановка целей урока.
- Рассмотрите содержание урока. Как вы думаете, чему будем учиться, что должны узнать?
- (Должны узнать, как появляются значения у слова, учиться объяснять значения слов, правильно употреблять слова в речи.)
IV Работа над новым материалом
1) Беседа по выявлению многозначности у слова.
- Прочтите значения слова кисть (Слайд 7)
- ( …)
- В чём особенность в лексическом значении в этих многозначных словах?
- (Они похожи по форме)
- Внимание, значения возникают на основе сходства предметов.
(На доске появляется запись сходство предметов)
- Прочтите следующее слово. (Слайд 8)
- (Барабанить)
- Какое значение оно имеет?
- (Ответы детей) (Продолжение показа слайда 8)
- Какое сходство наблюдаем здесь?
- (Похожи по действию)
- Следующий признак появления многозначных слов– сходство по действию.
(На доске появляется запись сходство по действию)
2) Работа по учебнику по выявлению многозначности у слова.
- Рассмотрите рисунки 1, 2 и прочтите подписи-предложения на странице 34.
- (Я помог бабушке вдеть нитку в иголку. У сосны иголки длиннее, чем у ели.)
- Объясните значения выделенных слов.
- ( Иголка - швейная принадлежность, заострённый металлический стержень с ушком для вдевания нити. Иголка – листья ели и сосны)
- Почему у слова иголка появилось много значений?
- (Они похожи по форме)
- Рассмотрите рисунки 1, 2 и прочтите подписи-предложения на странице 34 внизу.
- (Туристы идут в поход. Часы идут правильно.)
- Объясните значения выделенных слов.
- (Идут – двигаются, переступая ногами куда-нибудь. Идут – о механизме: быть в действии.)
- Почему у слова идут появилось много значений?
- (Сходство по действию)
- Рассмотрите рисунки 3, 4 и прочтите подписи-предложения.
- (Учёные – археологи нашли старинную золотую чашу. Наступила золотая осень.)
- Объясните значения выделенных слов.
- (Золотая – изделие из металла жёлтого цвета. Золотая – цвета золота, блестяще-жёлтая.)
- На каком основании появилось много значений у слова золотая?
- (Сходство по признаку.)
(На доске появляется запись сходство по признаку)
- Сделайте вывод, когда у слова появляются другие значения.
(Учащиеся работают с рубрикой Открываем тайны языка)
3) Работа со словарём.
- Откройте учебник на странице 144. Найдите многозначные слова. Как они обозначаются в словаре? (Слайд 9)
Физкультминутка
У. Раз, два! (Маршируют на месте)
Д. Три, четыре!
У. Три, четыре!
Д. Раз, два!
У. Кто шагает дружно в ряд?
Д. Боевой отряд ребят.
У. Всем, всем.
Д. Добрый день! (Хлопают рука об руку)
У. Прочь с дороги нашей. (Машут в правую сторону)
Д. Лень!
У. Не мешай! (Взмах в левую сторону)
Д. Трудиться. (изображают забивание гвоздя)
У. Не уступим мы нигде- (Мах рукой)
Д. Ни в учёбе, ни в труде.
4) Наблюдение за значениями многозначного слова.
Упражнение 1. Страница 35.
- Объясните значения выделенных слов.
- (Хвост зайца – задняя часть тела животного. Стальная проволока – из твёрдого прочного металла. Золотое украшение – из драгоценного, благородного, редкого металла жёлтого цвета.)
- Почему можно сказать: хвост очереди, стальная воля, золотое сердце?
- (Хвост очереди – вереница людей, стоящих друг за другом. Стальная воля – очень сильная, крепкая. Золотое сердце – доброе, отзывчивое, чуткое, благородное.)
- Слово золотое в сочетании со словом сердце впитывает в себя свойства этого благородного металла, его положительный смысл.
- Смысл слова золотое в словосочетании золотое сердце появился в результате переноса признака с одного предмета на другой.
- Так как же ещё могут появляться многозначные слова?
- (В результате переноса значения с одного предмета на другой)
- Поэтому в русском языке появляются слова в переносном значении.
(Слайд 10)
5) Знакомство с прямым и переносным значением слов.
- При многозначности одно из значений слова является прямым, а все остальные — переносными.
Прямое значение слова — это его основное лексическое значение. Оно непосредственно направлено на предмет (сразу вызывает представление о предмете, явлении).
Переносное значение слова — это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого в результате переноса наименования одного предмета (признака, действия и т.д.) на другой, в чем-либо сходный с ним.
- Какие слова в переносном смысле вы можете назвать?
- (Ответы детей)
6) Составление и запись предложений со словами, употреблёнными в переносном значении.
- Составьте предложения со словом золотой так, чтобы оно употреблялось в переносном значении.
- (У моей мамы золотое сердце. У этого мастера золотые руки.)
7) Определение предложений употреблённых в прямом и переносном смыслах. Работа в парах. (Слайд 11)
Ребята ИДУТ в школу.
Часы ИДУТ без отставания.
Катя УБЕЖАЛА от подруг.
У мамы УБЕЖАЛО молоко.
Мне родители подарили ЗОЛОТОЕ колечко.
Все говорят, что у папы ЗОЛОТЫЕ руки.
В сенях из стены торчал ЖЕЛЕЗНЫЙ гвоздь.
У этого мальчика ЖЕЛЕЗНОЕ здоровье.
- 1 вариант выпишет предложения, в которых выделенные слова употребляются в прямом смысле, 2 вариант выпишет предложения, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении.
8) Проверка самостоятельной работы. Самопроверка. (Слайд 12)
Ребята ИДУТ в школу.
Часы ИДУТ без отставания.
Катя УБЕЖАЛА от подруг.
У мамы УБЕЖАЛО молоко.
Мне родители подарили ЗОЛОТОЕ колечко.
Все говорят, что у папы ЗОЛОТЫЕ руки.
В сенях из стены торчал ЖЕЛЕЗНЫЙ гвоздь.
У этого мальчика ЖЕЛЕЗНОЕ здоровье.
9) Знакомство с новым механизмом появления у слова новых значений. Работа по учебнику на странице 36.
- Рассмотрите рисунки. Прочтите подписи-предложения к ним. В каких предложениях слова употреблены в прямом смысле, а в каких в переносном.
- (В нашем классе много цветов. Класс- школьная комната. Класс внимательно слушал учителя. Класс – группа учеников одного возраста, проходящая один и тот же предмет.)
-(Маша случайно разбила тарелку. Тарелка – посуда с плоским дном и широкими краями. Я съел две тарелки. Тарелка – то, что находится в тарелке.)
- Когда ещё у слова появляется переносное значение.
- (Ответы детей)
10) Работа с рубрикой Открываем тайны языка на странице 36.
- (У слова появляются другие – переносные значения, если оно, например, называет: помещение и тех, кто в нём находится; посуду и то, что в ней находится.)
V Итог: -Что нового вы узнали на уроке?
- Так как появляются многозначные слова?
- (На основании сходства предметов, признаков, действий, переноса
значения с одного предмета на другой, и когда называют одним
словом помещение и тех, кто в нём находится, посуду и то, что в
ней находится.
Выставление оценок.
VI Домашнее задание.
ПРИМЕЧАНИЕ
Если некоторые учащиеся справятся с самостоятельной работой раньше остальных, им можно предложить задания по карточкам.
Найди и подчеркни слово в переносном значении
За столом сказала мать:
- Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
- А болтать ногами можно?
Вчера на арене цирка два клоуна вели такую беседу. Один говорил: Вечер уже наступил.
Второй спрашивал: На кого?
Почему клоуны не поняли друг друга?
HYPER13PAGE HYPER15
7