Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

урок русского языка: "Правописание заглавной буквы в именах собственных" | Серасхова Сания Эрнестовна. Работа №330125

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Цель: обобщение знаний учащихся о написании заглавной буквы; углубить знания о написании имен собственных, совершенствовать навыки правописания заглавной буквы в именах собственных, развивать интерес и кругозор учащихся, формировать орфографический навык.

Планируемые результаты:

 

Учащиеся научатся распознавать имена собственные и нарицательные, писать имена собственные с заглавной буквы, применять полученные знания на практике

На уроке используются здоровьесберегающая технология,технология проблемного обучения, игровая технология.

Русский язык

Тема: Правописание заглавной буквы в именах собственных.

Цель: обобщение знаний учащихся о написании заглавной буквы; углубить знания о написании имен собственных, совершенствовать навыки правописания заглавной буквы в именах собственных, развивать интерес и кругозор учащихся, формировать орфографический навык

Формируемые УУД

Личностные УУД

Формировать положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые ЗУН

Регулятивные УУД

Принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, адекватно оценивать свои достижения

Познавательные УУД

Осуществлять для решения учебной задачи операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные УУД

Участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах, в группе

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся распознавать имена собственные и нарицательные, писать имена собственные с заглавной буквы, применять полученные знания на практике

Оборудование: карточки для парной и групповой работы, для самостоятельной работы, домашнее задание (3 уровня сложности), компьютер, презентация, карточки для кластера, карточки значки (солнышко, звёздочка, тучка – у каждого ребёнка)

Ход урока

Мотивация к учебной деятельности.

Сегодня мы отправимся в путешествие. Путешествие можно совершать и пешком и на каком-либо транспорте можно. А на чем мы будем путешествовать, вы узнаете, отгадав загадку.

Он в работе на маршруте,

Входят и выходят люди…

Фары вместе словно «глобус»

Как зовут его? (автобус)

2. Постановка цели и задач урока.

Сегодня мы отправимся в путешествие. Наш путь лежит в страну что это за страна вы узнаете, если соберете рассыпанные буквы.

Работа в парах

У вас на партах лежат конверты с буквами, поработайте в парах. Кто составил название страны? Положите головы на парты. Я пройду, а вы шепнете мне на ушко.

л а в

З

г я н а

к б в

у а

Как называется страна, куда мы отправляемся в путешествие? (Заглавная буква)

Послушайте замечательное стихотворение о заглавной букве, которое написал Е.Измайлов. (Ребёнок читает стихотворение)

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв-подруг.

Смотрят с почтением на букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела.

Букве поручено важное дело.

Ставится буква у строчки в начале.

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею.

Чтобы заметнее им быть и виднее.

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая- совсем не пустяк!

В букве большой уважения знак!

 

Как вы думаете, над какой темой мы будем сегодня работать? Какие цели поставим перед собой?

Дети: Сегодня на уроке предстоит….(формулировка темы учащимся)

Да, действительно, сегодня на уроке русского языка мы будем закреплять знания о правописании заглавной буквы в именах собственных, развивать свою речь, грамотно и красиво писать.

Ребята, каждый путешественник ведет дневник наблюдений, записывает все важные события, которые происходят во время путешествия.

У каждого из вас свой дневник наблюдений - это ваша тетрадь, откройте ее и запишите дату нашего путешествия, а также слова: Классная работа.

Я тетрадочку открою и как надо положу,

Я друзья от вас не скрою, ручку я, вот так держу.

 

3Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.

Составьте предложение из слов, данных на зрительных метках.(методика Базарного)

 

Мы ж___вем в городе (с)алехард. (запись, характеристика предложения)

Какое имя собственное встретилось в этом предложении?

Рассказ учителя

Наш город был основан в 1595 году русскими казаками и назывался Обдорск. Это единственный город в мире, который находится на Полярном круге. Салехард – столица Ямало-Ненецкого автономного округа. Город Салехард расположен на правом берегу реки Обь. В 1933 году Обдорск был переименован в Салехард, от ненецкого «сале» мыс», «хард» -«дом, поселение», то есть – «поселение на мысу». В 1938 году Салехард стал городом.

 

Какие имена собственные вы услышали? (название города – Обдорск, название реки -_Обь, название нашего округа – Ямало-Ненецкий)

 

4.Применение знаний и умений.

 

А вот и первая остановка.

Посмотрите, перед нами ворота, а перед ними волшебный сундук. Здесь необычные сокровища. Что это?(слова) К какой части речи относятся эти слова? (имена существительные). Докажите. Все слова, отвечают на вопросы: кто и что. На какие группы можно разделить эти слова? (одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные) Как вы думаете, почему одни слова написаны с большой буквы, а другие слова с маленькой? Какие слова относятся к именам собственным? Как нужно писать имена собственные? Запишите слова в 2 столбика: одушевленные и неодушевленные имена существительные. На какие вопросы отвечают одушевленные имена существительные и на какие вопросы отвечают неодушевленные имена существительные?

Самостоятельная работа

 

город Салехард, Обдорск

река Обь

улица Титова, Губкина, Маяковского

директор Сергей Леонидович

 

5Физминутка

Для разминки из-за парт

Поднимаемся. На старт!

Бег на месте. Веселей

И быстрей, быстрей, быстрей!

Делаем вперёд наклоны –

Раз – два – три – четыре – пять.

Мельницу руками крутим,

Чтобы плечики размять.

Начинаем приседать -

Раз – два – три – четыре – пять.

А потом прыжки на месте,

Выше прыгаем все вместе.

Руки к солнышку потянем.

Руки в стороны растянем.

А теперь пора учиться.

Да прилежно, не лениться.

 

6Продолжение работы по теме урока.Обобщение и систематизация знаний.

Продолжаем наше путешествие дальше.

Работа в группах

Ребята, сейчас будем работать в группах. Вспомним правила работы в группах.

1.Работаем сообща, обсуждаем, принимаем решение.

Запишите слова, распределив их по ячейкам.

 

Андрей, Салехард, Барсик, Ивановна, Петров, Сосновка, Россия, Пеструха,

имена

Фамилии

отчества

Названия стран, городовёл

Клички животных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка на слайде.

Фамилии на Руси появились сравнительно недавно. (сообщение ученика)

Слово «фамилия на латинском языке означает семья. Фамилия дается человеку и переходит от родителей к детям. Нередко фамилии давали человеку, где жил человек. Например: Рязанов, Болотин.

Бедные люди получали фамилию по ремеслу, которым занимались. Например: Кузнецов. Иногда давали фамилию по какому –то внешнему признаку. Например: Носов, Кривошеев.

Имя – дается человеку при рождении. Имена людей имеют свою историю. Почти каждое имя что-то обозначает. У каждого из вас есть имя.

Запишите свое имя. Прочитайте ласковые формы имен. Когда используют ласковую форму имени? - Имена бывают полные и сокращенные. Назовите сокращенные имена Анастасия,Александра -…, Алексей -…, Дмитрий –

Назовите имена, принадлежащие девочкам, мальчикам.

 

Как следует обращаться к взрослым? (по имени и отчеству)

Откуда появились отчества?

Слово: отчество означает имя по отцу. Человек получает отчество от отца. Давным давно так говорили: Анна, Александрова дочь или Максим, Алексея сынак появились отчества. Отчество всегда дается по полному имени. Составьте пары: имя+отчество

 

Ребята, будьте внимательны, я для вас приготовила ловушку.

На доске:

Виктор

Василий

Ирина

 

Иванович

Александрович

Петрович

 

Какую ловушку я вам приготовила? (Ирина – женское имя, отчество образовано от имени мужчины. Какой вывод можем сделать? Как правильно сказать?

Отчества образуются от мужских имен и пишутся с большой буквы. Правильно сказать: Ирина Петровна

 

 

В городе заглавных букв живут животные. Но подул ветер и их клички рассыпались. Давайте их соберем.

Работа в парах по карточкам: соедините линиями кого, как надо назвать. Назовите имена собственные и нарицательные.

 

собака Мурка

 

кошка Буренка

 

корова Зорька

 

коза Жучка

 

- Как написаны клички животных? (С заглавной буквы). А названия животных? (Со строчной).

Вывод.

Что относится к именам собственным? Как пишутся имена собственные?

Самостоятельная работа

Ветер озорник подул и буквы стёрлись. Ваша задача: правильно записать предложения

на сосне сидит пушистая белка

собака белка сторожит дом

Какие правила написания предложения вы знаетето вы можете сказать о словах, которые произносятся одинаково? Подчеркните имя собственное.

 

Проверка на слайде.

 

7. Домашнее задание.

Ребята, я предлагаю вам выбрать домашнее задание по степени усложнения

1.Записать названия улиц нашего города (3-4 названия) –зеленая карточка

2. Синяя карточка. Списать текст, добавь недостающие имена собственные, подчеркни орфограммы

Братья ________и ______живут в селе _________. Днем мальчики пошли на речку__________. Рядом с ними сидел кот ______.

3.Красная карточка

Составь и запиши предложения по картинке. Придумай животным клички .

 

8. итог урока

Наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним, чему мы учились на уроке? Достигли мы своей цели?

Сегодня мы с вами говорили только о некоторых группах , которые относятся к именам собственным. Мы на следующих уроках продолжим путешествовать по этой стране. Ведь в русском языке так много слов, которые пишутся с заглавной буквы.

(составление кластера)

9.Рефлексия.

Покажите знаки:

--если вы справились со всеми заданиями, вам было всё понятно – покажите солнышко

- если вы испытывали трудности – звёздочку

-- если вам было непонятно, вы не справились с заданиями – тучку.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×