Урок русского языка. Тема: «Правописание сочетаний чк, чн.» 1 класс | Мой кабинет. Работа №345685
Цели:
1) образовательные: формировать у уч-ся навыки правописания сочетаний: ЧК, ЧН, учить заменять сочетание одним словом, близким по смыслу, составлять предложения из данных слов (повторить звукобуквенный разбор слова)
2) развивающие: развивать внимание, интерес к предмету, русскому слову, орфографическую зоркость, формировать навыки каллиграфического письма, обогащать словарный запас.
3) воспитательные: воспитывать умение слушать, аккуратность
Оборудование:
Незнайка со словами, карточки с буквами, конверты с заданиями, карточка для словарной работы.
Урок русского языка
Тема: «Правописание сочетаний чк, чн.»
Цели:
1) образовательные: формировать у уч-ся навыки правописания сочетаний: ЧК, ЧН, учить заменять сочетание одним словом, близким по смыслу, составлять предложения из данных слов (повторить звукобуквенный разбор слова)
2) развивающие: развивать внимание, интерес к предмету, русскому слову, орфографическую зоркость, формировать навыки каллиграфического письма, обогащать словарный запас.
3) воспитательные: воспитывать умение слушать, аккуратность
Оборудование:
Незнайка со словами, карточки с буквами, конверты с заданиями, карточка для словарной работы.
Ход урока.
1.Организационный момент
Прозвенел звонок
Начинается урок.
Сегодня у нас урок русского языка. На этом уроке мы будем работать над орфограммой, но над какой узнаем позже.
Откройте тетради и запишите число, классная работа.
2. Чистописание
В начале нашего урока мы проведём минутку чистописания. Посмотрите, на доске записаны буквы, н, я, ч, х, и, к, но писать все мы не будем, а напишем только те, которые выберем, ответив на вопросы.
- Какая согласная буква в русском языке из всех написанных, обозначает
только мягкий звук? (ч)
- Какая буква относится к парным по глухости и звонкости согласным? (К)
- Какая буква обозначает звонкий звук? (Н)
Правильно! Мы с вами выбрали 3 буквы, их и будем писать на минутке чистописания
Ч К Н
Сидим красиво, тетради положили под углом. Пишем красиво.
- Скажите, пожалуйста, какие орфограммы можно составить из этих написанных букв? чк, чн.
-Что вы знаете о звуке ч?
Правильно! Мы с вами вместе выяснили, какая сегодня тема нашего урока.
ПРАВОПИСАНИЕ СОЧЕТАНИЙ ЧК, ЧН. (на доску)
3. Работа по теме урока.
- Сегодня к нам на урок пришёл Незнайка. Он принёс нам слова, которые приготовил для нашего урока, но пропустил в них буквы, он так затрудняется, что просит вас помочь ему вставить пропущенные буквы.
Прочитайте их! на доске
Ноч.ка
Поч.ка
Доч.ка
Ноч.ной
Соч.ный
- Помогите Незнайке подумайте и скажите, какую букву нужно вставить в слова? (Никакую, т.к. мягкий знак в сочетаниях ЧН, ЧК, не пишется.)
- Назовите во всех словах согласные буквы, которые обозначают только мягкий согласный звук. (Ч, Й. Они обозначают только мягкие согласные звуки.)
Запишите эти слова в тетрадь через запятую. (и на доске 1 человек)
Послушайте правило, которое нужно знать всем: и вам и Незнайке и запомните!
Читают наизусть дети
Точный, скучный и мучной,
Вечный, сочный и речной,
Кочки, бочки, точки,
Дочки и сыночки,
Есть в словах ЧК, ЧН.
Знаем точно: в тех словах
Мы не пишем мягкий знак.
В сочетании ЧК
Места нет для смельчака.
Мягкий знак не нужен там,
Это сразу ясно нам!
Вывод(все вместе) в сочетаниях ЧК, ЧН, – ь знак не пишется.
4. Работа с учебником.
- Откройте учебник на стр. 72 упр.106.
- прочитайте задание.
- Какая орфограмма встретилась в этом слове? – ЧК. Запишите его!
Проведём звукобуквенный анализ слова.
Звукобуквенный анализ
- Поделите слово на слоги. Сколько слогов? Почему?
Очки – оч-ки – 2 сл., 4б., 4 зв.
5. ФИЗМИНУТКА
Если есть в словах орфограммы ЧК, ЧН, то вы присядьте, если нет, то просто стоя хлопните в ладоши.
ДАЧА, ТУЧКА, РУЧКА, ПЕСНЯ, НОЧЬ, НОЧНОЙ, ИГРУШЕЧНЫЙ, БОЛЬШОЙ, УДАЧНЫЙ, КОЧКА, СТРОЧКА, ДЕНЬ, ХИЩНЫЙ, ДОЧКА, ПАПОЧКА, СЫНОЧЕК, МАМОЧКА.
Садитесь.
5. Упражнения по развитию устной и письменной речи.
- Посмотрите! Озорник ветер перемешал слова в предложении.
- Прочитайте их. Из какой это сказки?(на доске)
Ряба, снесла, яичко, курочка
- Давайте вернем слова на свои места
- Какое предложение у нас получилось?...... (Курочка Ряба снесла яичко.)
- Какое правило мы должны помнить при записи предложения? (Начало предложения пиши с большой буквы, слова в предложении пиши раздельно, в конце ставь точку).
- Почему слово Ряба будем писать с большой буквы?
- Ещё, на какие слова следует обратить внимание. Почему?
- Запишите предложение. Подчеркните сочетания.
- Молодцы.
- А из какой сказки вот это предложение:
- Жучка за внучку, внучка за бабку? (Репка).
- Запишите предложение. Подчеркните сочетания. Проверьте.
- повторите правило, которое мы сегодня выучили.
- подчеркните в записанных предложениях орфограмму на это правило.
6. Работа над правильным произношением слов.
- Мы учились писать слова с сочетаниями чн, чк, а теперь поучимся говорить правильно.
Очень часто слова конечно, нарочно, скучно, яичница (на доске) люди произносят неверно ску[ч,]но, а нужно ску[ш]но.
- Давайте все вместе прочитаем слова хором правильно, заменив звук
[ч,] на звук [ш].
- В учебнике есть словарь, где написано правильное произношение таких слов.
- Какое сочетание в этих словах?
- Как оно пишется?
7. Закрепление изученного.
Я называю предмет, а вы произносите его название ласково и это слово
Записываете с красной строки и подчеркиваете сочетания.
белка яблоко
ёлка птица
рука туча
собака щука
Проверьте. (на закрытой доске)
Белочка, ёлочка, ручка, собачка, яблочко, птичка, тучка, щучка.
МОЛОДЦЫ.
8. Тест.
Укажи номера слов, в которых допущена ошибка.
птичька
редька
ночьной
деньки
ласточка
мучьной
9. Итог урока
Чему учились на уроке?
Зачем нам это нужно? (Чтобы быть грамотными)
Давайте ещё раз все вместе повторим правило о написания сочетаний
чк, чн.