Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Урок русского языка в 10 классе "Синонимы. Антонимы. Паронимы. Омонимы" | Кабась Ирина Владимировна. Работа №338121

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Многие слова русского языка имеют не одно, а два и три, а некоторые более десяти, значений. Существует закономерность: чем чаще употребляется слово в речи, темболее оно многозначно. Многозначные слова образуют смысловое единство. Толкование их значений обязательно обнаруживает определенное сходство между обозначаемыми ими предметами и явлениями окружающего мира.Именно поэтому в 10 классе мы вспоминаем такие языковые явления, как синонимы, антонимы и омонимы.С паронимами учащиеся знакомятся впервые.

 

Предмет: Русский язык

Тема урока: Синонимы. Антонимы. Паронимы. Омонимы.

Тип урока: Комбинированный

Форма урока: Лекция. Практическая работа

Цели урока:

Обучающая:

Способствовать ос

мыслению и закреплению изучаемой

темы

Научить использовать синонимы, антонимы, омонимы и паронимы в речи

в соответствии со  стилистическими особенностями

Совершенствовать

умение

пользоваться словарями

Учить

самостоятельно

пополнять свои знания

Развивающая:

Создать условия для

развития

логического

мышления,

памяти

и сообразительности

развития

связной речи

об

уча

ю

щихся

развития

творческих способностей

об

уча

ю

щихся

Воспитательная:

Активизировать умственную работу, умение мыслить критически, углублять знания

Оснащение урока: словарные статьи из словарей, раздаточный материал, презентационный материал.

Формы обучения: индивидуальная, работа в парах.

Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый. Ожидаемые результаты: 

должны уметь: работать с учебником, словарями

должен знать: профессиональную лексику (разбор лексического значения)

.

 

Оснащение урока: словарные статьи из словарей, раздаточный материал, учебники (Греков В.Ф. Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. 10 – 11 классы.М., Просвещение, 2011), презентационный материал.

Формы обучения: индивидуальная, работа в парах.

Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.

Литература:

Греков В.Ф. Крючков С.Е.,

Чешко

Л.А. Русский язык. 10 – 11 классы.– М., Просвещение, 2011

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Объявление темы и цели урока. Оформление темы в тетрадях.

Многие слова русского языка имеют не одно, а два-три, некоторые – по десятку и более значений. Существует закономерность: чем чаще употребляется слово в речи, тем более оно многозначно. Многозначные слова образуют смысловое единство. Толкование их значений обязательно обнаруживает определенное сходство между обозначаемыми ими предметами и явлениями окружающего мира.

Сегодня мы вспомним такие языковые явления, как синонимы, омонимы, антонимы, а также познакомимся с паронимами.

 

III. Работа по теме урока

 

Работа с учебником: Найдите определение синонимов. Как вы думаете, для чего нужны синонимы?

 

Основная роль синонимов заключается в том, что они дают возможность говорящему или пишущему избежать однообразия в речи.

 

Задание № 1: Составьте синонимический ряд к слову;пища (cлайд 1)

Все ли слова можно употребить в научном, художественном стиле? Почему?

Составьте два предложения, используя тот или иной синоним слова пища, определите ситуацию, в которой можно его употребить.

 

Для верного составления синонимического ряда существуют словари синонимов. Посмотрите статьи, посвященные вашим словам(слайд)

 

Работа с учебником: Найдите определение антонимов. Когда мы используем антонимы в своей речи?

 

 

Задание № 2: опишите данные продукты питания, используя антонимы. (слайд 3)

 

 

Работа с учебником: Что такое омонимы, в чем особенность их употребления? Можете ли вы привести свои примеры омонимов?

Задание № 3: составить предложения с предложенными словами-омонимами. (слайд 4)

 

Существует еще одно языковое явление, связанное с употреблением слов разных по смыслу, но близких по звучанию. Вспомните задание, которое мы недавно выполняли: поласкать собаку – полоскать белье, смеяться заразительным смехом – болеть заразной болезнью. Это и есть паронимы. В их употреблении часто возникают ошибки. Употребление одного слова вместо другого, объясняется недостаточно твёрдым знанием значения одного из слов или даже обоих, некомпетентностью говорящего (пишущего) в той сфере деятельности человека (наука, техника, искусство, ремесло), откуда взято слово.

 

 

Задание № 4: попробуйте дать толкование предложенным вам паронимам (слайд)

 

Значения слов-паронимов мы с вами найдем в словаре паронимов. Посмотрите, как толкуются ваши пары слов в этом словаре. (слайд)

IV. Итог урока

Итак, вспомним еще раз, что такое синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.

Проверка знаний

Тест (слайд)

Домашнее задание: составить синонимичный ряд к слову кухня .

 

Группа 1

Тема: Синонимы. Антонимы. Паронимы. Омонимы.

Задание № 1:

Составьте синонимический ряд к слову пища.

 

Все ли слова можно употребить в научном, художественном стиле? Почему?

 

Составьте два предложения. используя тот или иной синоним слова пища, определите ситуацию, в которой можно его использовать.

 

 

Задание № 2: Опишите данные продукты питания, используя антонимы.

 

 

Задание № 3: Составить предложения с предложенными словами- омонимами .

 

 

Задание № 4: Дайте толкование предложенным паронимам

 

 

МАСЛЯНЫЙ // МАСЛЕНЫЙ. 

 

 

 

 

 

Группа 2

Тема: Синонимы. Антонимы. Паронимы. Омонимы.

 

Задание № 1:

Составьте синонимический ряд к слову продукты.

 

Все ли слова можно употребить в научном, художественном стиле? Почему?

 

Составьте два предложения. используя тот или иной синоним слова продукты, определите ситуацию, в которой можно его использовать.

 

 

Задание № 2: Опишите данные продукты питания, используя антонимы.

 

Задание № 3: Составить предложения с предложенными словами-омонимами.


 

Задание № 4: Дайте толкование предложенным паронимам

 

 

языкОвый // языковОй

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест

 

 

Тема: Синонимы. Антонимы. Паронимы. Омонимы

 

Цель: Закрепить полученные знания

 

Инструкция: Тест состоит из пяти вопросов, в каждом из которых предложено несколько вариантов ответа. Выберите и обведите правильный, на ваш взгляд, вариант.

 

Критерии оценивания: За каждый верный ответ вы получаете один балл.

Отметка «Отлично» - 5 баллов

Отметка «Хорошо» - 4 балла

Отметка «Удовлетворительно» - 3 балла

Отметка «Неудовлетворительно» - 1-2 балла

 

Вопросы теста:

1. В каких рядах не все слова являются синонимами?

а) нездоровый, больной, хилый

б) умный, сообразительный, головастый

в) трудный, тяжелый, нелегкий

г) горевать, печалиться, плакать

2. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

а) спрятаться

б) затаиться

в) схорониться

г) исчезнуть

3. Укажите в синонимическом ряду слово, которое является разговорным.

а) смотреть

б) глядеть

в) взирать

г) зырить

4. Какие пары слов не являются антонимами?

а) трудный, легкий

б) путы, вериги

в) твердый, мягкий

г) пассивный, апатичный

5. Укажите, чем являются данные пары слов:

дерзкий, безрассудный.

а) синонимами

б) антонимами

в) омонимами

г) паронимами

 

Эталон ответа:

 

1

2

3

4

5

г

г

г

г

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ урока русского языка.

Специальность «Организация питания»

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×