Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 22.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Урок русского языка в 4 классе по теме «Сложное предложение» | Жолудева Татьяна Петровна. Работа №346795

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Способствовать формированию умения правильно определять типы простых и сложных предложений, создать содержательные и организационные условия для развития у учеников умений анализировать познавательный объект, умений использовать научные методы познания, умений ставить цель и планировать свою деятельность, умений осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности;

 

   

Урок русского языка в 4 классе
по теме Сложное предложение
Цели:
- актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, содействовать осознанию учащимися ценности изучаемой темы;
- способствовать формированию умения правильно определять типы простых и сложных предложений;
- создать содержательные и организационные условия для развития у учеников умений анализировать познавательный объект, умений использовать научные методы познания, умений ставить цель и планировать свою деятельность, умений осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности;
- создать условия для воспитания культуры труда и общения на уроке.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы, сигналы, модели-опоры, жетоны для этапа рефлексии
Ход урока
1. Организационный этап. Создание эмоционального настроя.
- Итак, ребята, давайте настроимся на урок и вспомним, как нужно работать?
(дружно, терпеливо, внимательно, уважительно)
- Прочитаем девиз нашего урока.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой минутой в труде дорожи.
- Давайте будем помнить об этом на протяжении всего урока.
- Начнём наш урок с проверки домашнего задания.
(отчет дежурных о выполнении Д.З. детьми)
2. Актуализация знаний учащихся.
а) Индивидуальная работа с карточками.
1 карточка
Вставить пропущенные буквы. Сделай синтаксический анализ 1-го предложения.
В темн… ч…щ… з…молк с…л…вей.
Пр…катилась зв…зда в с…неве.
М…сяц смотр…т скво…ь лист.я ветвей,
З…ж…га…т р…су (на)тр…ве.
2 карточка
Записать слова в два столбика: в 1 столбик слова с приставкой, во 2 столбик слова с предлогом:
(по)тропинке, (во)дворе, (по)прыгать,(на)ливать, (по)гладить, (на)него, (по)дорожке, (на)звать, (про)бежка, (про)кричать, (в)ней, (под)землей, (у)лететь, (на)клейка, (по)глядеть, (по)плакать, (по)лужам, (под)ставка, (на)мокнуть, (на)выставке.
3 карточка
Запиши слова в 3 столбика в зависимости от типа орфограмм.
(Не)кричать,прилеч(?), береч(?), (не)принимать, кусае[ца], улыбае[ца],узнаеш(?), съеш(?), (не)берет, волнова[ца], (не)готовился, обжеч(?)ся, грози[ца].
не кричать
прилечь
кусается
не принимать
беречь
улыбается
не берёт
узнаешь
волноваться
не готовился
съешь
грозится
обжечься
б) Фронтальная работа с классом.
1) Задание классу: объяснить пропущенную орфограмму, доказать ее выбор.
Ар.мат, со.нце, л.ловый, голо.ки, чудес()ный, любу.тся, п.йзаж, цв.тут, с.всем, м.рское, скор., ин.гда.
На какие группы можно разделить эти слова? (части речи, орфограммы)
По какой теме даны слова? (о природе, о лете)
-Составьте предложение используя данные слова.
2) Игра Блиц - турнир про предложение
- А теперь вспомним всё, что мы изучили о предложении. Фишку получает тот, кто быстрее всех поднимет руку и верно ответит на вопрос.
Что вы знаете о предложении
- Какие предложения бывают по цели высказывания?
- По интонации?
- Что такое грамматическая основа предложения?
- Что такое подлежащее?
- Что вы знаете о сказуемом?
- Какие вы знаете второстепенные члены предложения?
- Какое предложение называется распространенным? А нераспространенным?
- Что такое полное предложение? Неполное?
- Чем предложение может быть осложнено?
- Какое предложение называется сложным? Простым?
- Какие вы знаете виды сложных предложений?
- Что связывает части сложного предложения? А если союза нет, как называется такое предложение?
3. Целеполагание (Тему и цели урока формулируют дети на основе ответов на вопросы).
-Молодцы. Вы многое знаете о предложении. А как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Вывод: на уроке мы будем продолжать учиться определять типы сложных предложений, расставлять знаки препинания, строить их схемы.
4.Организация деятельности учащихся по овладению новыми знаниями и способами деятельности.
а) Работа над предложениями.
Комментированное письмо. Прочитайте текст, спишите, найдите, исправьте ошибки.
Небо потемнело, налетел вихрь. Первые капли дождя упали на молодые листья, яркие цветы и зеленую травку. Бабочки мигом разлетелись, когда туча прорвалась и обрушилась холодным ливнем. Серое небо глухо шуршало, вода в реке шипела и пенилась.
- Есть ли ошибки в 1-ом предложении?
- Какое это предложение?
- Постройте его схему (так с каждым):
1. [ ] , и [ ] .
2. О, О и О.
3. [ ] , ( когда ).
4. [ ] , [ ] .
Физкультминутка
б) Повторение способов определения типа предложения.
Парная работа с последующей проверкой по ключу.
- Составьте к каждому предложению схему. Расставьте в предложениях знаки препинания, выделите грамматические основы.
(Карточки на парте)
а) Ласточки улетели, и гнездо осталось пустое.
[ ] ,и [ ].
б) С крыши слетел воробей, юркнул в гнездо и зачирикал.
О,О и О.
в) Дни становились короче, реже светило солнышко.
[ ], [ ]
г) Последние листья кружились в воздухе, потому что наступала осень.
[ ],потому что( ).
Проверка по ключу.
а)
[ ] ,и [ ].
б)
О,О и О.
в)
[ ], [ ]
г)
[ ],потому что( ).
4. Закрепление знаний и способов деятельности.
а)Дифференцированная работа по учебнику: стр. 124, упр. 4. (1, 3, 4).
1 ряд – 3 предложение. Выпишите 1-2 словосочетания, укажите тип связи.
2 ряд – 1 предложение. Выпишите 3 словосочетания, укажите тип связи.
3 ряд – 4 предложение. Выпишите 3 словосочетания, укажите тип связи.
Проверка.
*2ряд: Лена вышла в сад, посмотрела на берёзки, а там на ветках ветерок качается и листочки срывает.
(вышла в сад, посмотрела на березки, срывает листочки)
*1ряд: Набрала Лена самых красивых листьев и маме принесла.
(красивых листьев, принесла маме)
*3ряд: Мама обрадовалась, похвалила Лену, что она ей такой веселый букет подарила.
(веселый букет, похвалила Лену, подарила букет)
Резерв.
Разбери слова по составу: посмотрела, березки, похвалила, подарила.
Беседа по записанным предложениям:
-Как вы думаете, какими словами мама похвалила дочку.
-А какие приятные слова вы слышали в свой адрес когда-либо.
-Дайте характеристику этому предложению:
Когда слышишь комплимент, поднимается настроение.
Комплимент – фр. сл. – похвала, лестные, приятные слова.
б)Творческая работа
-Придумайте предложение на тему: Что может происходить в душе человека, когда его хвалят и говорят ему приятные слова. Ваши предложения должны быть сложными. Начать их можно так:
Когда человека хвалят, …
Человека похвалили, и …
5. Самоконтроль знаний в форме индивидуальной работы.
Тестирование.
(На столе карточки с вопросами)
При наличии правильных ответов должно получится слово умница.
ТЕСТ
Прочитай вопрос. Выбери из ответов один правильный.
Запиши в клеточку букву, соответствующую наиболее полному ответу.
Сложное предложение состоит из:
а) одного простого предложения;
о) двух простых предложений;
у) двух или нескольких простых предложений;
Простые предложения в сложном отделяются друг от друга:
м) запятыми;
и) точками;
р) точками и запятыми;
Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи:
л) союзов;
м) интонации;
н) союзов и интонации;
Чтобы узнать сложное предложение надо:
а) разделить его на простые;
и) разделить его на простые по их главным членам;
Одно из этих сложных предложений – бессоюзное. Какое?
ц) Солнце зашло за тучу, его лучи освещали верхушки деревьев.
щ) Солнце зашло за тучу, но его лучи освещали верхушки деревьев;
Одно из этих сложных предложений состоит из трех простых. Какое?
а) Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит.
б) Плывут паутины над сонным жнивьём, краснеют рябины под каждым окном.
6. Подведение итогов урока.
- Наш урок заканчивается. Вы много сделали. Как вы думаете, нам нужны знания, полученные сегодня уроке?
- Что нужно знать, чтобы правильно определить тип предложения?
7. Рефлексия.
- На ваших столах лежат жетоны. Оцените свою работу на уроке.
Красный жетон – отличная работа.
Желтый жетон - доволен, но мог бы работать лучше.
Зелёный жетон – работой не доволен.
9. Домашнее задание.
Выполнить упражнение по выбору.
Учебник стр. 123 упр. 1, 2.
1 карточка
Вставить пропущенные буквы. Сделай синтаксический анализ 1-го предложения.
В темн… ч…щ… з…молк с…л…вей.
Пр…катилась зв…зда в с…неве.
М…сяц смотр…т скво…ь лист.я ветвей,
З…ж…га…т р…су (на)тр…ве.
……………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………
2 карточка
Записать слова в два столбика: в 1 столбик слова с приставкой, во 2 столбик слова с предлогом:
(по)тропинке, (во)дворе, (по)прыгать,(на)ливать, (по)гладить, (на)него, (по)дорожке, (на)звать, (про)бежка, (про)кричать, (в)ней, (под)землей, (у)лететь, (на)клейка, (по)глядеть, (по)плакать, (по)лужам, (под)ставка, (на)мокнуть, (на)выставке.
3 карточка
Запиши слова в 3 столбика в зависимости от типа орфограмм.
(Не)кричать,прилеч(?), береч(?), (не)принимать, кусае[ца], улыбае[ца],узнаеш(?), съеш(?), (не)берет, волнова[ца], (не)готовился, обжеч(?)ся, грози[ца].
не с глаголами
ь после шипящих
правописание-тся, -ться
а) Ласточки улетели, и гнездо осталось пустое.
[ ] ,и [ ].
б) С крыши слетел воробей, юркнул в гнездо и зачирикал.
О,О и О.
в) Дни становились короче, реже светило солнышко.
[ ], [ ]
г) Последние листья кружились в воздухе, потому что наступала осень.
[ ],потому что( ).
а) Ласточки улетели, и гнездо осталось пустое.
[ ] ,и [ ].
б) С крыши слетел воробей, юркнул в гнездо и зачирикал.
О,О и О.
в) Дни становились короче, реже светило солнышко.
[ ], [ ]
г) Последние листья кружились в воздухе, потому что наступала осень.
[ ],потому что( ).
а) Ласточки улетели, и гнездо осталось пустое.
[ ] ,и [ ].
б) С крыши слетел воробей, юркнул в гнездо и зачирикал.
О,О и О.
в) Дни становились короче, реже светило солнышко.
[ ], [ ]
г) Последние листья кружились в воздухе, потому что наступала осень.
[ ],потому что( ).
а) Ласточки улетели, и гнездо осталось пустое.
[ ] ,и [ ].
б) С крыши слетел воробей, юркнул в гнездо и зачирикал.
О,О и О.
в) Дни становились короче, реже светило солнышко.
[ ], [ ]
г) Последние листья кружились в воздухе, потому что наступала осень.
[ ],потому что( ).
а) Ласточки улетели, и гнездо осталось пустое.
[ ] ,и [ ].
б) С крыши слетел воробей, юркнул в гнездо и зачирикал.
О,О и О.
в) Дни становились короче, реже светило солнышко.
[ ], [ ]
г) Последние листья кружились в воздухе, потому что наступала осень.
[ ],потому что( ).
а) Ласточки улетели, и гнездо осталось пустое.
[ ] ,и [ ].
б) С крыши слетел воробей, юркнул в гнездо и зачирикал.
О,О и О.
в) Дни становились короче, реже светило солнышко.
[ ], [ ]
г) Последние листья кружились в воздухе, потому что наступала осень.
[ ],потому что( ).
а) Ласточки улетели, и гнездо осталось пустое.
[ ] ,и [ ].
б) С крыши слетел воробей, юркнул в гнездо и зачирикал.
О,О и О.
в) Дни становились короче, реже светило солнышко.
[ ], [ ]
г) Последние листья кружились в воздухе, потому что наступала осень.
[ ],потому что( ).
а) Ласточки улетели, и гнездо осталось пустое.
[ ] ,и [ ].
б) С крыши слетел воробей, юркнул в гнездо и зачирикал.
О,О и О.
в) Дни становились короче, реже светило солнышко.
[ ], [ ]
г) Последние листья кружились в воздухе, потому что наступала осень.
[ ],потому что( ).
ТЕСТ(15 штук)
Прочитай вопрос. Выбери из ответов один правильный.
Запиши в клеточку букву, соответствующую наиболее полному ответу.
Сложное предложение состоит из:
а) одного простого предложения;
о) двух простых предложений;
у) двух или нескольких простых предложений;
Простые предложения в сложном отделяются друг от друга:
м) запятыми;
и) точками;
р) точками и запятыми;
Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи:
л) союзов;
м) интонации;
н) союзов и интонации;
Чтобы узнать сложное предложение надо:
а) разделить его на простые;
и) разделить его на простые по их главным членам;
Одно из этих сложных предложений – бессоюзное. Какое?
ц) Солнце зашло за тучу, его лучи освещали верхушки деревьев.
щ) Солнце зашло за тучу, но его лучи освещали верхушки деревьев.
Одно из этих сложных предложений состоит из трех простых. Какое?
а) Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит.
б) Плывут паутины над сонным жнивьём, краснеют рябины под каждым окном.
10
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X