Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Урок русского языка в 5 классе по теме: «Правописание приставок на с – з». ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Кудряшова Наталья Федоровна

Урок русского языка в 5 классе по теме: «Правописание приставок на с – з».

Этап урока

Приемы и методы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД, формируемые на этапе урока

1.

Организационный момент Мотивация учебной деятельности

Эмоциональная рефлексия

- Здравствуйте, ребята! Обратите внимание на доску. На ней изображена лестница успеха.

 Посмотрите, какая она высокая.

 – Что, ребята, нужно сделать, чтобы преодолеть эти трудные ступени?

 

 

 

 

 

- Нужно двигаться вверх, прилагая  усилия, старания, а самое главное - знания.

Л - Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебную деятельность, создание ситуации успеха. Выработка учебной мотивации, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Р – умение учиться работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К - Умение отвечать за себя и других участников учебного процесса

- Надеюсь, что на сегодняшнем уроке вы добьетесь успеха.

Главное сказать себе: «Я хочу это сделать!»

 

 

- Ребята, у нас сегодня урок «открытия нового». Как вы считаете, какие ступени необходимо преодолеть, чтобы достичь вершины успеха?

(В ходе работы – ответов детей, прикрепляем стикеры – флажки с этапами урока на лестницу успеха).

 

 

1.     Выбрать нужное направление движения, т.е. определить тему урока.

2.     Давайте поставим цели, которые помогут достичь вершины.

3.     Узнать что-то новое (теория, правило).

4.     Потренироваться (выполнить задания по теме урока).

5.     Проверить себя, как усвоили тему. (самодиагностика)

6.     Дойти до вершины (подвести итоги).

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация  опорных знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Паутина»

 

 

 

- Прежде чем встать на первую ступень, осмотримся по сторонам.

- Ой, а здесь препятствие, которое нам затрудняет движение. Это паутина.

Задание 1. «Паутина»

Отыщите все приставки, с которыми может употребляться глагол «писать».

(Учащиеся распутывают паутину на столе, соединяя карточки с предложенным глаголом) 

 

 

 

 

 

- Нужно выпутаться из паутины.

 

 

 

 

Р - Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения

П - Формирование умения анализа и синтеза, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов

К - Уметь слушать и слышать, понимание речи других, оформление внутренней речи во внешнюю

 

 

 

- Как в русском языке мы называем приставки до-, по-, про-, за-, над -  и др.

 

- Это приставки с традиционным написанием.

- NB: Эти приставки всегда пишутся одинаково.

- Ребята, не забудем о приставке с-. Какие трудности возникают, когда она встречается в слове?

- Приставки з- в русском языке нет. Но проблема в том, что на месте буквы с часто слышится звук з.

 

- Приведите примеры  слов с приставкой с-.

- Сделать, сбежать, сбить…

 

- Какое фонетическое явление наблюдается в этих словах.

- Озвончение.

3.

Подготовка к изучению новых знаний,  постановка учебной задачи. Целеполагание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прием «Неоконченные предложения»

- Ребята, со всеми ли приставками сочетается глагол «писать»?

(Учитель оставшиеся у детей карточки с приставками  на з-с прикрепляет на магнитную доску для последующей опорной схемы)

- Возникла проблема с приставками раз- и рас-, из- и ис-.

- Какую букву писать з или с в слове расписать и исписать

 

 

 

Л - Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеют для меня полученные знания — и уметь на него отвечать; нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Р - Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно, планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий (алгоритма), прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик

П - Использование имеющихся знаний, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний,  выдвижение гипотез и их обоснование

К - Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- Ребята, сформулируйте тему урока.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока: «Правописание приставок, оканчивающихся на З – С».

- Правописание приставок, оканчивающихся на з –с. (Правописание изменяемых приставок)

 

 

 

-  Исходя из темы, определите цели урока.

 

 

 

 

Обращение к лестнице успеха – поднимаемся на 1 ступень.

Цели урока:

·             Определить, когда ….

( пишется буква з на конце приставки, когда –с).

·             Научиться … (грамотно  писать слова с данными видами орфограмм).

·             Графически … (обозначать изученную орфограмму).

4.

Открытие новых знаний

 

 

 

Задание 2. Обратимся к заданию 527 на стр. 183.

- На какие две группы можно разделить слова?

Разбить, раскинуть,

Взбежать, вскочить,

испортить, изгнать,

беспокойный, безводный,

низвергать,  ниспадать

 

 

- Первая группа – это слова с приставкой, оканчивающейся на з, вторая группа – слова с приставкой, оканчивающейся на с.

 

 

Р - Умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму,  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

П - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений;

— доказательство; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

К - Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация

 

 

- Оформите работу в тетради.

 

 

Разбить – раскинуть

Взбежать –  вскочить

Изгнать –  испортить

Безводный – беспокойный

Низвергать – ниспадать

Прием «Автор»

 

 

Лингвистическое рассуждение

- Ребята, если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему? Постройте своё высказывание в форме рассуждения.

(Ответы детей)

 

 

 

 

Прием «Познайка»

 

- Мы смогли сами сформулировать правило, а сейчас обратимся к учебнику стр. 60 (Т.).

Что же говорят ученые?

(Дети читают правило).

 

 

Прием «Жокей и лошадь»

(динамическая пауза)

 

 

- Какое главное условие влияет на верное написание  приставок на з -с?

- Вспомнить парные глухие и звонкие согласные нам поможет игра «Жокей и лошадь»

- Жокеи – звонкие согласные;

Лошади – глухие согласные. (Задача жокеям найти свою лошадь)

- Каких лошадей не нашли жокеи?

- Давайте запомним, как выделяется орфограмма в этих словах.

- Какой звук по звонкости-глухости стоит после приставки.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Сонорные: всегда звонкие согласные

(р, л, н, м, й)

- Мы всегда глухие: ц, ч, щ, х

Прием «Ассоциативная схема»

- Чтобы запомнить правило используйте прием «Ассоциации» и схематично изобразите данную орфограмму.  

- Работа в тетрадях.

 

(Презентация материалов)

 

- Сравнение с вариантом,  предложенным учителем. (звоночки)

 

Обращение к лестнице успеха – поднимаемся на 2 ступень.

 

5.

Физминутка

Ознакомительное чтение

- Обратимся к заданию 530 на стр. 184.

- Давайте поможем героям «Радоняни» исполнить песню, которая поможет нам запомнить правило правописания приставок, оканчивающихся на З - С

Чтение стихотворения «про себя».

 

- Исполнение песни

 

6.

Первичное закрепление, самостоятельная работа с самопроверкой по алгоритму

 

 

Прием «Аргумент»

 

 

- Продолжим нашу работу и выполним задание 532.

- Приведите аргумент, который будет являться доказательством верного написания согласной в приставке.

 

- Найдите «лишние» слова. Аргументируйте.

- Выполнение задания: списывают словосочетания, вставляют пропущенные буквы, обозначают орфограммы.

(По цепочке около доски).

 

 

 

Называют лишние слова, аргументируют свой ответ.

Л - Определять под руководством учителя общие правила поведения при сотрудничестве (этические нормы)

Р - Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий

П - Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

К - Управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в коллективном обсуждении проблем

Прием «Познайка»

 

 

- Обратимся  к ученым. Найдите и дополните ряд слов по типу «здешние».

- Дополните свою «ассоциативную схему».

 

- Ребята, вспомните, нам встречалась эта приставка, когда мы распутывали паутину.

1. Лишнее слово:

- Здешние

 

- Здесь, здание, здоровье, ни зги.

 

2. Лишнее слово:

- Сгибающийся (Приставка с традиционным написанием)

 

Метод «Опережающее домашнее задание»

 

Прием «Следопыт»

- Выступление ученика с подготовленным домашним заданием об этимологии слова «чересчур».

 

 

3. Лишнее слово

- Чересчур

(исконно русское. Образовано путем сращения слов «через»+ «чур», где «чур» -рубеж, край, черта)

 

Творческий диктант и распределительная работа

 

 

 

- Продолжим нашу работу.

Замените существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с) . Распределить в два столбика: без-, бес-

(работа выполняется у доски двумя учащимися)

1. Ребенок без забот (беззаботный)

2. Небо без звезд (беззвездное)

3. Жидкость без цвета (бесцветная)

4. Дорога без конца (бесконечная)

5. Плач без звука (беззвучный)

6. Движение без шума (бесшумное)

7. Шоколад без вкуса (безвкусный)

8. Вход без платы (бесплатный)

9. Ребенок без помощи (беспомощный)

10. Океан без предела (беспредельный)

- Оформление работы в тетради:

 

Беззаботный, беззвездное,  беззвучный, безвкусный.

 

Бесцветный, бесконечный, бесшумный, бесплатный,  беспомощный, беспредельный.

Рефлексия

- Сверьте с доской.

- Ребята, оцените работу своих одноклассников.

Обращение к лестнице успеха – поднимаемся на 3 ступень.

- Ученики оценивают своих одноклассников

7.

Закрепление и повторение изученного, включение нового знания в систему знаний и повторение

Дифференцированная работа

 

 

 

 

Повышенный уровень

- Ребята, подберите к словам противоположные по смыслу. (Задание 538 стр. 185)

Какая приставка поможет решить эту задачу.

(попутно повторяем орфограмму «Непроизносимая согласная в корне слова»)

Порядок, одаренный, корыстный, жалостливый, честный.

 

- Кто знает, как называются слова с противоположным значением?

- Приставка бес – без.

Беспорядок, бездарный, бескорыстный, безжалостный, бесчестный.

 

 

 

 

 

- Антонимы.

 

 

 

Работа с толковым словарем и словом бескорыстный.

Л - Оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор

Р - Коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

П - Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область, выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов

Л - Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

 

Лексическая работа

 

 

 

 

* Какой вопрос вы могли бы задать, глядя на эти слова?

 

- Значение всех ли слов вам было понятно?

 

- Замените слова синонимами с приставкой без- бес. (Задание 539, стр. 186)

Тихий, равнодушный, жестокий, смелый, неспособный

 

 

 

 

 

 

- Бесшумный, бессердечный, безжалостный, бесстрашный, беспомощный.

 

 

«Ассоциации»

 

 

 

Высокий уровень

Задание 540, стр. 186

- Вспомните, как называли Кощея в русских сказках? А как определяет С.Я. Маршак человека, который жил на улице Бассейной?

- Вспомните слова из литературных произведений с приставками на З – С.

 

 

- Кощей Бессмертный

- Человек рассеянный

 

!!! …  дополнить сказки

 

 

Прием «Шифровальщики»

(Самодиагностика)

 

- Ребята, проверьте  себя,  как вы усвоили тему. 

Поиграем с вами в шифровальщиков.

Бе…брежный, бе…вестный, бе…сменный, бе…вкусный, бе…смертный, бе…смысленный, бе…снежный, бе…грамотный, бе…граничный, бе…связный

Обращение к лестнице успеха – поднимаемся на 4 ступень.

 

 

 

 

 

- Дети вставляют буквы з- с, образуя шифр, который сверяют с образцом.

ШИФР

З – З – С – З – С -  С –С – З – З – С.

 

 

8.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Прием «Верные и неверные утверждения»

 

 

 

 

- Ребята, подведем итоги нашей работы.

Верно или неверно:

1. Приставка раз – пишется перед глухими согласными.

2. Правописание приставки с – зависит от глухости – звонкости последующего согласного звука.

3. В слове расписание приставка рас -.

4. В словах здесь, здание, здоровье буква з не является приставкой.

5. В слове бес(з)счетный в приставке пишем букву з-.

 

 

 

1.                  Нет

2.                  Нет

3.                  Да

4.                  Да

5.                  Нет

 

Л - Умение давать верную эмоциональную оценку своей  деятельности на уроке

Р - Оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика

П - Формирование внутреннего плана действий, структурирование полученной информации, анализ деятельности на уроке

К - Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Рефлексия

«Незаконченные предложения»

 

 

Закончи предложение:

а) «Буква З пишется на конце приставок, если…»

б) «Бук ва С пишется на конце приставок, если …»

Обращение к лестнице успеха – поднимаемся на 5 ступень.

 

- Молодцы, ребята, мы с вами смогли преодолеть все трудные ступени, потому что приложили усилия, старания, а главное –  знания.

Правило:

а) «Буква З пишется на конце приставок, если…»

б) «Буква С пишется на конце приставок, если …»

 

 

Рефлексия «Комплимент»

И мне хочется вам говорить только комплименты.

- Учащиеся благодарят друг друга за работу.

(Маша, я благодарю тебя за интересное сообщение о истории слова чересчур).

 

 

 

Пожалуйста, подождите.
x
×