Урок русского языка в 5 классе. | Чвирова Наталья Вччеславовна. Работа №310098
Цели урока:
Познавательные: изучить правописание корней -рос-, -раст-, -ращ-, знать условия (правила) употребления данных корней и уметь применять их на практике;
сообщить способ действия при выборе гласных о- а в корнях рос-раст-ращ; комментировать условия написания;
Развивающие: развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание; развивать культуру речи детей, умение грамотно употреблять в речи изученные на уроке слова; развивать внимание, орфографическую зоркость, зрительную, слуховую и моторную память; тренировать умение самостоятельного осуществлений учебной деятельности под руководством учителя;
Воспитывающая: прививать интерес к русскому языку и исследовательской работе, воспитывать любовь и бережное отношение к природе,
УРОК русского языка в 5 классе по теме
« Буквы а-о в корне -раст- - -рос-»
Выполнила: учитель русского языка и литературы
Чвирова Наталья Вячеславовна
Цели урока:
Познавательные: изучить правописание корней -рос-, -раст-, -ращ-, знать условия (правила) употребления данных корней и уметь применять их на практике;сообщить способ действия при выборе гласных о- а в корнях рос-раст-ращ; комментировать условия написания;
Развивающие: развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание; развивать культуру речи детей, умение грамотно употреблять в речи изученные на уроке слова; развивать внимание, орфографическую зоркость, зрительную, слуховую и моторную память; тренировать умение самостоятельного осуществлений учебной деятельности под руководством учителя;
Воспитывающая: прививать интерес к русскому языку и исследовательской работе, воспитывать любовь и бережное отношение к природе,
Тип урока - урок объяснения нового материала.
Методы и приёмы обучения - опрос, беседа, работа с текстом.Фронтальный опрос, индивидуальные задания.
Оборудование: Учебники, тетради, тетради-справочники, перфокарты, карточки со словами.
Планируемые результаты:
Предметные: Знать о чередовании гласных е-и в корнях; научиться выбирать гласную в орфограмме а-о в корнях -раст-, -ращ-, -рос-. Понимать, что корни с чередованием вызывают затруднения, так как невидимы за приставками; пользоваться толковым словарем для определения значения слова.
Метапредметные:
1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.
3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.
Личностные: формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности.
Вот уж прозвенел звонок
Начинаем наш урок.
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать.
Посмотрите. Все ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки.
- Здравствуйте, садитесь. Мы продолжаем путешествовать по замечательной стране «Орфография», изучать новое и интересное
Поэтому внимательно слушайте и запоминайте каждое слово. Возможно, оно послужит ключом к разгадке тайн нашего языка. Я рада пригласить вас в очередное увлекательное путешествие в удивительный мир русского языка.
— Над какой темой вы продолжаете работать в течение последних уроков? (Над темой «Правописание слов с чередующимися гласными а – о в корне слова» )
- Значит, сегодня вы познакомитесь с новым знанием. Как вы будете это делать? (Мы повторим необходимый материал, выполним пробное действие, поймем, что мы не знаем, и сами построим новый способ.)
2.Актуализация знаний.
Что такое орфограмма? (ошибкоопасное место). А для чего мы должны изучать орфограммы? (чтобы быть грамотными людьми). Пригодится ли в жизни это качество – быть грамотным человеком? (да, конечно). Перечислите, какие вы знаете орфограммы в корне? (перечисляют). С правописанием какого корня мы познакомились на предыдущем уроке? ( -ЛАГ-, -ЛОЖ-).
Предположим, корень –ЛОЖ-
Вышел в дождик без калош.
Простудился, это ясно.
Состояние ужасно.
ПоЛОЖили на кроватку,
Как теперь ему несладко.
ПредЛОЖили мазь, уколы,
Пропускает бедный школу.
А вот умный корень –ЛАГ-
Суффикс –А-, как будто флаг,
За собою развернул
И ни разу не чихнул.
ПоЛАГаю, ясно, дети,
Как писать вам корни эти?
Предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы:
Тр..пинка, пол..гаться, разгл..деть, прил.жить, р..стения, пол..жение, водор..сли, выр..щивание, р..сковать.
Изучение нового
материала
.
Целеполагание
.
Итак, приступим к достижению поставленных целей. Проанализируйте слова, представленные на доске.
Расти, выращивать, поросль.
От чего зависит выбор гласной в этих корнях? Выведем закономерность в наших наблюдениях. Какие гласные чередуются? Когда пишется А, когда О.
Правы ли были мы, увидев такую закономерность? Откройте, пожалуйста, учебник на стр.34-35. Прочитайте самостоятельно правило, перескажите его, приведите примеры. Правильно ли мы выявили закономерность? Выполнение упражнения № 451, стр. 35.
Но чтобы лучше запомнить в каком корне, какую гласную нужно писать, ученые-лингвисты придумали рифмованное правило (чтение правила учителем):
О напишем в корне –рос-:
Вырос, перерос, подрос.
Но не путай никогда –
В -раст- и -ращ- напишем А.
Откройте тетради для правил, запишите рифмованное правило, не забывайте производить графические обозначения.
Есть хорошее стихотворение, которое поможет вам запомнить правило
Вот проблема, вот вопрос:
Как писать мне –РАСТ- и –РОС-?
Делать вывод я горазд:
В корне –РАЩ- и в корне –РАСТ-
Буква А, а в корне –РОС-
Буква О, и снят вопрос.
Но есть слова, которые не подчиняются этому правилу, такие слова называются исключениями:
РОСТОК, РОСТОВ, РОСТИСЛАВ, ОТРАСЛЬ, ростовщик.
(Увидели, проговорили, записали слова-исключения.)
Прочтем и запомним рифмованное правило для слов – исключений.
Ростислав живёт в Ростове.
Кто он, кто он? Ростовщик.
И росток в горшочке новом
К исключениям привык.
"Отрасль” - веточка, побег,
Устарело в новый век.
- Значение каких слов вам не совсем понятно?
VI.Словарная работа.
Ростовщик - тот, кто дает деньги в рост, в долг под большие проценты.
Отрасль - 1. Ветвь растения (устар.) 2 Потомок, потомство (устар.) 3.Отдельная область деятельности, науки, производства.
Главное, что нужно запомнить:
Никогда не пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне!
VII. Закрепление материала
1 Задание: А) Распределить слова в два столбика, выделить орфограмму.
Один ученик выполняет задание у доски.
Р_стения, выр_сли, разр_стается, отр_слевой, р_стущий, подр_сли, дор_сти, зар_сли, р_сток, перер_сли, выр_щенный, Р_стов.
2. Работа в группах. Задание: Прочитаем текст, который написан у вас на карточках. Ваша задача определить тему и придумать название.
Одно из семи чудес света
По приказу царя Вавилона в честь его жены воздвигли висячие сады. Это поразительное сооружение. Сады располагались на широкой четырехъярусной башне. Ярусы поднимались уступами и были выложены плитами розового и белого цвета.
Царица тосковала по прохладе и тени горных лесов, среди которых она р…сла на своей родине. По приказу царя в Вавилон привезли её любимые р…стения. Они напоминали царице о родине. В садах р…сли р…скошные цветы, великолепные пальмы. Аромат садов, тень и прохлада в безлесном Вавилоне казались людям чудом.
-Как можно сформулировать тему этого текста? (Висячие сады Семирамиды).
-Как вы озаглавите этот текст? (Одно из семи чудес света)
-Найдите в тексте и выпишите слова с корнями -раст-//-ращ-//- рос- , вставляя пропущенные буквы.
- Синтаксический разбор 4-го предложения.
- Разобрать по составу слова: растения, роскошные,росли.
3. Задание. Работа по учебнику
Упр. 456.
4. Самостоятельная работа. Тест в формате ОГЭ
1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
пол..жить, зар..сти, изл..жение
р..сточек, р..стение, прир..щение
прил..гательное, выр..стить, отр..сль
Р..стислав, ул..жить, выр..стить
2. . В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
распол..жение, отр..стить, пор..сль
Р..стов, ср..статься, сл..гаемое
водор..сли, зар..с, сл..жение
предпол..жение, отр..сль, выр..щенный
Растение, росток, выросло, выращенный, заросли, расти, выращивать, ростовщик, отросла, отрасль.
5. Подведение итогов урока.
- Что нового мы узнали на уроке?
- Чему научились?
- Расскажите правило правописания корней раст/ращ/рос.
7. Домашнее задание: 1. Составить словарную диктовку на изученную орфограмму. Графически обозначить орфограмму. 2. Упр. № 456(диктант).