Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Урок русского языка в 5 классе. | Чвирова Наталья Вччеславовна. Работа №310098

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Цели урока:

Познавательные: изучить правописание корней -рос-, -раст-, -ращ-, знать условия (правила) употребления данных корней и уметь применять их на практике;

сообщить способ действия при выборе гласных о- а в корнях рос-раст-ращ; комментировать условия написания;

Развивающие: развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание; развивать культуру речи детей, умение грамотно употреблять в речи изученные на уроке слова; развивать внимание, орфографическую зоркость, зрительную, слуховую и моторную память; тренировать умение самостоятельного осуществлений учебной деятельности под руководством учителя;

Воспитывающая: прививать интерес к русскому языку и исследовательской работе, воспитывать любовь и бережное отношение к природе,

УРОК русского языка в 5 классе по теме

 

 

 

« Буквы а-о в корне -раст- - -рос-»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: учитель русского языка и литературы

Чвирова Наталья Вячеславовна

 

 

Цели урока:

Познавательные: изучить правописание корней -рос-, -раст-, -ращ-, знать условия (правила) употребления данных корней и уметь применять их на практике;сообщить способ действия при выборе гласных о- а в корнях рос-раст-ращ; комментировать условия написания;

Развивающие: развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание; развивать культуру речи детей, умение грамотно употреблять в речи изученные на уроке слова; развивать внимание, орфографическую зоркость, зрительную, слуховую и моторную память; тренировать умение самостоятельного осуществлений учебной деятельности под руководством учителя;

Воспитывающая: прививать интерес к русскому языку и исследовательской работе, воспитывать любовь и бережное отношение к природе,

Тип урока - урок объяснения нового материала.

Методы и приёмы обучения - опрос, беседа, работа с текстом.Фронтальный опрос, индивидуальные задания.

Оборудование: Учебники, тетради, тетради-справочники, перфокарты, карточки со словами.

Планируемые результаты:

Предметные: Знать о чередовании гласных е-и в корнях; научиться выбирать гласную в орфограмме а-о в корнях -раст-, -ращ-, -рос-. Понимать, что корни с чередованием  вызывают затруднения, так как невидимы за приставками; пользоваться толковым словарем для определения значения слова.

Метапредметные:     

  1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

 

2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

     

3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Личностные:  формировать адекватную самооценку;  устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес  к познавательной деятельности.

 

Ход урока

 

Мотивация к учебной деятельности.

Вот уж прозвенел звонок

Начинаем наш урок.

Будем думать, рассуждать

И друг другу помогать.

Посмотрите. Все ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки.

- Здравствуйте, садитесь. Мы продолжаем путешествовать по замечательной стране «Орфография», изучать новое и интересное

Поэтому внимательно слушайте и запоминайте каждое слово. Возможно, оно послужит ключом к разгадке тайн нашего языка. Я рада пригласить вас в очередное увлекательное путешествие в удивительный мир русского языка.

—        Над какой темой вы продолжаете работать в течение последних уроков? (Над темой «Правописание слов с чередующимися гласными а – о в корне слова» )

 - Значит, сегодня вы познакомитесь с новым знанием. Как вы будете это делать? (Мы повторим необходимый материал, выполним пробное действие, поймем, что мы не знаем, и сами построим новый способ.)

2.Актуализация знаний.

Что такое орфограмма? (ошибкоопасное место). А для чего мы должны изучать орфограммы? (чтобы быть грамотными людьми). Пригодится ли в жизни это качество – быть грамотным человеком? (да, конечно). Перечислите, какие вы знаете орфограммы в корне? (перечисляют). С правописанием какого корня мы познакомились на предыдущем уроке? ( -ЛАГ-, -ЛОЖ-).

              Предположим, корень –ЛОЖ-

Вышел в дождик без калош.

Простудился, это ясно.

Состояние ужасно.

ПоЛОЖили на кроватку,

Как теперь ему несладко.

ПредЛОЖили мазь, уколы,

Пропускает бедный школу.

А вот умный корень –ЛАГ-

Суффикс –А-, как будто флаг,

За собою развернул

И ни разу не чихнул.

ПоЛАГаю, ясно, дети,

Как писать вам корни эти?

 

Предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы:

  Тр..пинка, пол..гаться, разгл..деть, прил.жить, р..стения, пол..жение, водор..сли, выр..щивание, р..сковать.  

 

Изучение нового

материала

.

 

Целеполагание

.                                                                                      

 Итак, приступим к достижению поставленных целей. Проанализируйте слова, представленные на доске.                                                                                                                                            

 Расти, выращивать, поросль.

От чего зависит выбор гласной в этих корнях? Выведем закономерность в наших наблюдениях.  Какие гласные чередуются? Когда пишется  А, когда О.

Правы ли были мы, увидев такую закономерность? Откройте, пожалуйста, учебник на  стр.34-35. Прочитайте самостоятельно правило, перескажите его, приведите примеры. Правильно ли мы выявили закономерность? Выполнение упражнения № 451, стр. 35.

  Но чтобы лучше запомнить в каком корне, какую гласную нужно писать, ученые-лингвисты придумали рифмованное правило (чтение правила учителем):

                                 О напишем в корне –рос-:

                                 Вырос, перерос, подрос.

                                 Но не путай никогда –

                                 В -раст- и -ращ- напишем А.

Откройте  тетради для правил, запишите рифмованное правило, не забывайте производить графические обозначения.

Есть хорошее стихотворение, которое поможет вам запомнить правило

Вот проблема, вот вопрос:

Как писать мне –РАСТ- и –РОС-?

Делать вывод я горазд:

В корне –РАЩ- и в корне –РАСТ-

Буква А, а в корне –РОС-

Буква О, и снят вопрос.

Но есть слова, которые не подчиняются этому правилу, такие слова называются исключениями:

  РОСТОК, РОСТОВ, РОСТИСЛАВ, ОТРАСЛЬ, ростовщик.

(Увидели, проговорили, записали слова-исключения.)

Прочтем и запомним рифмованное правило для слов – исключений.

              Ростислав живёт в Ростове.

Кто он, кто он? Ростовщик.

И росток в горшочке новом

К исключениям привык.

"Отрасль” - веточка, побег,

Устарело в новый век.

 

- Значение каких слов вам не совсем понятно?

 

VI.Словарная работа.

 

Ростовщик - тот, кто дает деньги в рост, в долг под большие проценты.

Отрасль - 1. Ветвь растения (устар.) 2 Потомок, потомство (устар.) 3.Отдельная область деятельности, науки, производства.

Главное, что нужно запомнить:

Никогда не пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне!

VII. Закрепление материала

1 Задание: А) Распределить слова в два столбика, выделить орфограмму.

Один ученик выполняет задание у доски.

Р_стения, выр_сли, разр_стается, отр_слевой, р_стущий, подр_сли, дор_сти, зар_сли, р_сток, перер_сли, выр_щенный, Р_стов.

2. Работа в группах. Задание: Прочитаем текст, который написан у вас на карточках. Ваша задача определить тему и придумать название.   

Одно из семи чудес света

  По приказу царя Вавилона в честь его жены воздвигли висячие сады. Это поразительное сооружение. Сады располагались на широкой четырехъярусной башне. Ярусы поднимались уступами и были выложены плитами розового и белого цвета.

  Царица тосковала по прохладе и тени горных лесов, среди которых она рсла на своей родине. По приказу царя в Вавилон привезли её любимые рстения. Они напоминали царице о родине. В садах рсли р…скошные цветы, великолепные пальмы. Аромат садов, тень и прохлада в безлесном Вавилоне казались людям чудом.

 

-Как можно сформулировать тему этого текста? (Висячие сады Семирамиды). 

-Как вы озаглавите этот текст? (Одно из семи чудес света)

 

-Найдите в тексте и выпишите слова с корнями -раст-//-ращ-//- рос- , вставляя пропущенные буквы.

- Синтаксический разбор 4-го предложения.

- Разобрать по составу слова: растения, роскошныеосли.

3. Задание. Работа по учебнику

Упр. 456.

4. Самостоятельная работа. Тест в формате ОГЭ

1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

пол..жить, зар..сти, изл..жение

р..сточек, р..стение, прир..щение

прил..гательное, выр..стить, отр..сль

Р..стислав, ул..жить, выр..стить

 

2. . В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

распол..жение, отр..стить, пор..сль

Р..стов, ср..статься, сл..гаемое

водор..сли, зар..с, сл..жение

предпол..жение, отр..сль, выр..щенный

 

Растение, росток, выросло, выращенный, заросли, расти, выращивать, ростовщик, отросла, отрасль.

5. Подведение итогов урока.

- Что нового мы узнали на уроке?

- Чему научились?

- Расскажите правило правописания корней раст/ращ/рос.

7. Домашнее задание: 1. Составить словарную диктовку на изученную орфограмму. Графически обозначить орфограмму. 2. Упр. № 456(диктант).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×