Урок русского языка в 6 классе. «Имя числительное» Повторение. (интегрированный урок) | Наталья Александровна Кондратьева. Работа №354183
Урок русского языка в 6 классе. Тема" Интегрированный урок. Имя числительное.
Цель урока:систематизировать изученное о значении, правописании и синтаксической роли числительного;развивать языковое чутьё и орфографическую зоркость; совершенствовать внимание, мышление, память, воспитывать интерес к истории края и малой родины.
Урок русского языка в 6 классе .
Тема: «Имя числительное» Повторение. (интегрированный урок)
Цели:
Образовательная – систематизировать изученное о значении, правописании и синтаксической роли числительного;
Развивающая –развивать языковое чутьё и орфографическую зоркость; совершенствовать внимание, мышление, память;
Воспитательная –воспитывать интерес к истории края и малой родины.
Задачи урока:
1)расширить знания об имени числительном на примере сведений из исторического прошлого;
2)научить находить изученную часть речи в тексте;
3)обосновать правильность выбора орфограмм при написании числительного;
4)научить использовать числительные в речи.
Оборудование: карта города Боровичи, иллюстрации старого и нового города.
Предварительная работа
Класс разделен на группы. Каждая из них находит сведения об истории города для определенного этапа урока.
Ход урока.
1.Приглашение в путешествие.
После записи темы и даты ребятам предлагается вместо слов «Классная работа» записать : «Путевой лист экскурсовода…».
-Сегодня мы совершим заочную образовательную экскурсию по нашему городу. В классе есть всё необходимое для этого: схемы и виды города. Мы поговорим об истории нашего города, пройдем по современным улицам. И вы ещё раз убедитесь, в каком замечательном месте мы живём, и что имя числительное –очень важная часть речи, без которой трудно обойтись, общаясь друг с другом.
2.Фронтальный опрос –повторение.
На доске карта.
Экскурсовод (ученик) читает текст. У учащихся карточки с текстом на партах.
Карточка №1
Боровичский погост впервые упоминается в переписной оброчной книге Деревской пятины около 1495 года. В 1564 году упоминается уже как торгово-промышленное поселение Боровичский Рядок. Основным занятием жителей Боровичей была проводка судов по мстинским порогам (Боровичские пороги), что отражено в высочайше пожалованном Екатериной II гербе города.
Статус города присвоен 28 мая 1770 года Екатериной Великой. В апреле 1772 года Сенат утвердил план и герб города Боровичи. В 1786 году открылись школа водных коммуникаций и больница. В 1787 году начались занятия в малом народном училище. К 1785 году в Боровичах уже имелось 16 каменных, 317 на каменном фундаменте и 373 деревянных дома, 3 кирпичных завода, мельница. Дважды в год проходили ярмарки.
-Пожалуй, всё, с чего начал рассказ экскурсовод , мы знаем. Вы, конечно, обратили внимание на большое количество числительных в этом тексте. Давайте вспомним и расскажем все об имени числительном.
Инвентаризация знаний.
Учащиеся записывают, всё, что знают об имени числительном.
Один ученик зачитывает, другие дополняют и записывают в тетрадь.
- Теперь начнем заполнение данных вам путевых листов. Встречающиеся в тексте словосочетания «Существительное+числительное» занесите в нужные графы таблицы, записав каждое число прописью в том роде числе и падеже, в котором они употребляются в тексте.
Заполняют таблицу.
Числительные
Количественные
Порядковые
Простые
Целые
Дробные
Собирательные
Составные
3. Экскурсовод читает текст. Учащиеся по карточкам.
Карточка №2
- История Боровичского края тесно связана с именем великого русского полководца Александра Суворова. В 35 километрах от города находится село Кончанское-Суворовское, в котором он отбывал ссылку с 5 мая 1797 года по 6 февраля 1799, именно отсюда он отправился в знаменитый альпийский поход. С 1942 года там открыт «Музей-заповедник А. В. Суворова».
Работа с таблицей.
- Внесите в таблицу только те словосочетания «сущ.+числит.», где в числительном пишется мягкий знак в середине.
_ Произведите морфологический разбор числительного шестого. (один учащийся работает у доски). Проверка по образцу на доске.
4.Экскурсия по улицам города.
-А теперь перенесёмся на улицы нашего города. Они утопают в зелени деревьев, образующих тенистые аллеи. Есть улицы, в названиях которых содержатся имена числительные. Назовите такие улицы. ( ул. 3-го июня, набережная 60-летия октября, 9 января, пл. и ул. 1 мая).
-К какой группе числительных они относятся?
-Запишите ответы в таблицу.
5.Наша экскурсия продолжается.
Карточка №3
Промышленное развитие города связано с производством огнеупорных кирпичей и началось в 70-х годах XIX века. После открытия в 1851 году Николаевской железной дороги значение Мсты как водной транспортной артерии утратилось, и развитие огнеупорной промышленности стало новым этапом в истории города. В окрестностях Боровичей были обнаружены большие запасы извести, серного колчедана, бурого угля и огнеупорных глин. Ещё в 1786 году в устье Крупы, притока Мсты, была пробита первая в России штольня для добычи бурого угля. В 1855 году недалеко от Боровичей Нобель основал первый завод огнеупорных изделий.
Ещё одним крупным предприятием города является Боровичский комбинат строительных материалов, основанный в 1910 году. Комбинату принадлежит единственная в Новгородской области и одна из немногих в России электрифицированная узкоколейная железная дорога длиной свыше 1,5 километров. В Боровичах был крупнейший из двенадцати в Советском Союзе обозостроительный завод «Смена».
-Определите стиль только что прослушанного текста.
-Найдите в тексте дробное числительное.
-Просклоняйте письменно числительное 1,5
6.Продолжаем путешествие.
Карточка №6
Одной из главных достопримечательностей является городской мост — первый арочный мост в России, соединяющий Торговую и Спасскую стороны, построенный в 1905 году по проекту профессора Петербургского института путей сообщения Н. А. Белелюбского. Двухшарнирная сквозная арка с раскосной решёткой была применена инженером Е. О. Патоном при строительстве Мухранского моста через Куру в Тбилиси (1908 г.). Арку Белелюбского применили при строительстве моста Харбор-Бридж в сиднейской гавани, в Австралии.
-Объясните образование слова двухшарнирная.
-Приведите примеры слов, в которых числительные используются для образования других частей речи.
-Запишите по 2 примера каждой такой части речи.
Подведение итогов урока.
- Просмотрите записи, которые мы сделали в начале урока.
-О каких числительных мы не говорили на уроке.
-В чем особенность этих числительных?
- Я предлагаю вам составить небольшой рассказ на тему «Мои любимые уголки города», а вы постарайтесь использовать в нем имена числительные.
За помощью обращайтесь к дополнительной литературе по краеведению.
Домашнее задание. Дописать сочинение.