Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Урок русского языка в 6 классе. Сообщение на лингвистическую тему | Белоножко Людмила Валерьевна. Работа №349456

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Цели урока: Изучить тему «Сообщение на лингвистическую тему», выявить особенности сообщения на лингвистическую тему;развивать умения связного письменного высказывания; учиться анализу, синтезу, обобщению;способствовать воспитанию духовно богатой, нравственно ориентирован­ной личности.

 Планируемые результаты: Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Метапредметные: воспринимает информацию устного и письменного сообщения, умеет воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости. Соблюдение в практике речевого общения нормы литературного языка. Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневном общении. Предметные: умение составлять простой и сложный план текста. Восстановление текста из разрозненных элементов. Умение определять микротемы текста.

РУССКИЙ ЯЗЫК Урок ______ 6 класс Дата _____________

ТЕМА. Сообщение на лингвистическую тему.

Цели урока: Изучить тему «Сообщение на лингвистическую тему», выявить особенности сообщения на лингвистическую темуазвивать умения связного письменного высказывания; учиться анализу, синтезу, обобщению;способствовать воспитанию духовно богатой, нравственно ориентированной личности.

 Планируемые результаты: Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Метапредметные: воспринимает информацию устного и письменного сообщения, умеет воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости. Соблюдение в практике речевого общения нормы литературного языка. Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневном общении. Предметные: умение составлять простой и сложный план текста. Восстановление текста из разрозненных элементов. Умение определять микротемы текста.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация  опорных знаний.

Проверка домашнего задания

.

Фронтальный опрос:

- Что такое лингвистика?

(Словарь Даля дает нам такое определение: «Лингвистика – это наука о языке, языкознании»ледовательно, тему можно назвать лингвистической, если она посвящена науке о языке, изучению какого-либо раздела о языке. Например такая тема: «Какую роль играют суффиксы и приставки в русском языке?»)

- Какие мы с вами знаем разделы науки о языке?

III. Определение темы и цели урока.

- Если вы посвятите тему своего сообщения одному из этих разделов, то ваше сообщение будет сообщением на лингвистическую тему.

И сегодня мы с вами научимся, как правильно писать сообщение на лингвистическую тему.

- К какому типу речи будет относиться ваше сообщение на лингвистическую тему? Рассуждение, описание или повествование?

- Как вы думаете, ваше сообщение на лингвистическую тему - это будет монолог или диалог?

(МОНОЛОГ! Потому что это будет высказывание одного человека).

(РАССУЖДЕНИЕ! Потому что этот тип речи служит для того, чтобы развивать и подтверждать какую-то мысль, объяснять явление, выражать мнение).

Следовательно, наше сообщение на лингвистическую тему - это будет монолог-рассуждение.

- Давайте вспомним какую композицию должен иметь монолог-рассуждение? (Тезис. Доказательство (аргумент). Вывод.)

- Что такое тезис? - Что такое аргумент?

- Давайте вспомним, какие особенности есть у текста-рассужденияосмотрите на картинку – какие облака будут «дружить» с солнышком? А какие ему не подходят?

(На электронной доске картинка с солнышком в центре, на нем написано «Текст-рассуждение», вокруг облачка, на которых написаны различные характеристика текста, дети должны выбрать те, которые подходят к тексту-рассуждению).

IV. Изучение нового материала.

5. 1. Пояснение учителем материала.

- Давайте запишем план, по которому будем писать сообщение на лингвистическую тему.

План:

1. Тезис (формулируем авторское утверждение).

2. Аргументация (обоснование, доказательство высказанной мысли):

А) аргумент-пример № 1

Б) аргумент-пример № 2.

3. Вывод (заключение о верности выдвинутого тезиса).

Помните!

Объем вашего сообщения должен быть не менее 70 слов. Каждую часть начинаем с абзаца. Т.е. в вашем сообщении должно быть минимум 3 абзаца. А лучше 4, т.к. вторую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов.

 

V. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Мы с вами немного утомились, поэтому сейчас проведем физкультминутку. Но не простую! А лингвистическую!

Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.

САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.
 5. 2.Работа с текстом.

А теперь давайте рассмотрим пример подобного сообщения на лингвистическую тему: «Роль имен прилагательных в речи». В качестве аргументов приводится текст Ф. Абрамова.(Текст Абрамова и пример сообщения выведены на электронной доске).

VI. Закрепление изученного материала.

А теперь вы сами попробуете написать сообщение на лингвистическую тему.

Предлагаю вам на выбор 2 темы:

1.О богатстве русского языка. (на основе высказывания к. Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом»).

В этом сообщении вы должны доказать, что русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и богатейших языков мира. И объяснить нам, в чем же заключается его богатство.

2.О культуре речи. (на основании высказывания английского писателя Дж. Свифта: «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается»).

В этом сообщении вы должны доказать, что культура речи важна для создания положительного впечатления о человеке.

VII. Этап рефлексии учебной деятельности.

Итак, мы с вами сегодня на уроке вспомнили, что такое лингвистика, какие бывают функционально смысловые типы речи, чем отличается диалог от монолога, какова композиционная структура монолога-рассуждения и записали план, по которому следует писать сообщение на лингвистическую тему.

Как бы вы оценили свою работу на уроке? В чем возникали трудности? Чему научились?

VIII. Домашнее задание: ваша задача дома – закончить работу над сообщением на лингвистическую тему.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×