Урок русского языка в 6 классе. Сообщение на лингвистическую тему | Белоножко Людмила Валерьевна. Работа №349456
Цели урока: Изучить тему «Сообщение на лингвистическую тему», выявить особенности сообщения на лингвистическую тему;развивать умения связного письменного высказывания; учиться анализу, синтезу, обобщению;способствовать воспитанию духовно богатой, нравственно ориентированной личности.
Планируемые результаты: Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Метапредметные: воспринимает информацию устного и письменного сообщения, умеет воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости. Соблюдение в практике речевого общения нормы литературного языка. Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневном общении. Предметные: умение составлять простой и сложный план текста. Восстановление текста из разрозненных элементов. Умение определять микротемы текста.
РУССКИЙ ЯЗЫК Урок ______ 6 класс Дата _____________
ТЕМА. Сообщение на лингвистическую тему.
Цели урока: Изучить тему «Сообщение на лингвистическую тему», выявить особенности сообщения на лингвистическую тему;развивать умения связного письменного высказывания; учиться анализу, синтезу, обобщению;способствовать воспитанию духовно богатой, нравственно ориентированной личности.
Планируемые результаты: Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Метапредметные: воспринимает информацию устного и письменного сообщения, умеет воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости. Соблюдение в практике речевого общения нормы литературного языка. Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневном общении. Предметные: умение составлять простой и сложный план текста. Восстановление текста из разрозненных элементов. Умение определять микротемы текста.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания
.
Фронтальный опрос:
- Что такое лингвистика?
(Словарь Даля дает нам такое определение: «Лингвистика – это наука о языке, языкознании».Следовательно, тему можно назвать лингвистической, если она посвящена науке о языке, изучению какого-либо раздела о языке. Например такая тема: «Какую роль играют суффиксы и приставки в русском языке?»)
- Какие мы с вами знаем разделы науки о языке?
III. Определение темы и цели урока.
- Если вы посвятите тему своего сообщения одному из этих разделов, то ваше сообщение будет сообщением на лингвистическую тему.
И сегодня мы с вами научимся, как правильно писать сообщение на лингвистическую тему.
- К какому типу речи будет относиться ваше сообщение на лингвистическую тему? Рассуждение, описание или повествование?
- Как вы думаете, ваше сообщение на лингвистическую тему - это будет монолог или диалог?
(МОНОЛОГ! Потому что это будет высказывание одного человека).
(РАССУЖДЕНИЕ! Потому что этот тип речи служит для того, чтобы развивать и подтверждать какую-то мысль, объяснять явление, выражать мнение).
Следовательно, наше сообщение на лингвистическую тему - это будет монолог-рассуждение.
- Давайте вспомним какую композицию должен иметь монолог-рассуждение? (Тезис. Доказательство (аргумент). Вывод.)
- Что такое тезис? - Что такое аргумент?
- Давайте вспомним, какие особенности есть у текста-рассуждения?Посмотрите на картинку – какие облака будут «дружить» с солнышком? А какие ему не подходят?
(На электронной доске картинка с солнышком в центре, на нем написано «Текст-рассуждение», вокруг облачка, на которых написаны различные характеристика текста, дети должны выбрать те, которые подходят к тексту-рассуждению).
IV. Изучение нового материала.
5. 1. Пояснение учителем материала.
- Давайте запишем план, по которому будем писать сообщение на лингвистическую тему.
План:
1. Тезис (формулируем авторское утверждение).
2. Аргументация (обоснование, доказательство высказанной мысли):
А) аргумент-пример № 1
Б) аргумент-пример № 2.
3. Вывод (заключение о верности выдвинутого тезиса).
Помните!
•Объем вашего сообщения должен быть не менее 70 слов. •Каждую часть начинаем с абзаца. Т.е. в вашем сообщении должно быть минимум 3 абзаца. А лучше 4, т.к. вторую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов.
V. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Мы с вами немного утомились, поэтому сейчас проведем физкультминутку. Но не простую! А лингвистическую!
Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.
САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.
5. 2.Работа с текстом.
А теперь давайте рассмотрим пример подобного сообщения на лингвистическую тему: «Роль имен прилагательных в речи». В качестве аргументов приводится текст Ф. Абрамова.(Текст Абрамова и пример сообщения выведены на электронной доске).
VI. Закрепление изученного материала.
А теперь вы сами попробуете написать сообщение на лингвистическую тему.
Предлагаю вам на выбор 2 темы:
1.О богатстве русского языка. (на основе высказывания к. Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом»).
В этом сообщении вы должны доказать, что русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и богатейших языков мира. И объяснить нам, в чем же заключается его богатство.
2.О культуре речи. (на основании высказывания английского писателя Дж. Свифта: «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается»).
В этом сообщении вы должны доказать, что культура речи важна для создания положительного впечатления о человеке.
VII. Этап рефлексии учебной деятельности.
Итак, мы с вами сегодня на уроке вспомнили, что такое лингвистика, какие бывают функционально смысловые типы речи, чем отличается диалог от монолога, какова композиционная структура монолога-рассуждения и записали план, по которому следует писать сообщение на лингвистическую тему.
Как бы вы оценили свою работу на уроке? В чем возникали трудности? Чему научились?
VIII. Домашнее задание: ваша задача дома – закончить работу над сообщением на лингвистическую тему.