Урок русского языка в 9 классе | Мой кабинет. Работа №353197. Номер работы: №353197
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах сильный – слабый(аналитическая работа по картине по алгоритму конструирования, описания), формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: написание сочинения – описания картины.
Планируемые результаты
1. Предметные.
Научиться создавать текст – описание, составлять план сочинения, видеть красоту изображаемого на картине и передавать её с помощью словесных образов.
2.УУД
Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений, использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью составления и выполнения алгоритма, творческого задания.
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме «Правописание не с причастиями»
Учитель: Садыкова Анжелика Сергеевна
Предмет: русский язык
Класс: 7
Автор УМК: Т. А. Ладыженская
Тема урока: «Правописание не с причастиями»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: познакомить уч-ся со слитным и раздельным написанием не с причастиями.
Задачи урока:
образовательные: познакомить учащихся с правилом написания НЕ с причастиями; закрепить пунктуационные навыки, навыки синтаксического и морфологического разбора; развивать орфографические умения и навыки.
развивающие: развивать интерес к предмету, учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия, развивать память, мышление и речь, умение выделять главное, учить анализировать ответы одноклассников, понимать свои ошибки.
воспитательные: убедить учащихся в жизненной и практической необходимости знаний, формировать правильное отношение к слову, корректно исправлять ошибки одноклассников.
Планируемые результаты:
Предметные: знать понятие «причастие», «частица»; роль частиц в речи, распознавать причастий среди других частей речи, определять их синтаксическую роль, правильно употреблять в речи.
Метапредметные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; уметь извлекать информацию.
Личностные: формировать умение работать в паре; развивать культуру общения, чувства товарищества, умение контролировать и оценивать собственную деятельность; воспитывать любовь к русскому языку, к художественному слову.
Формы организации: фронтальная работа, групповая, индивидуальная, самостоятельная.
Основные понятия темы: причастие, зависимое слово, частица, морфология, синтаксис
Межпредметные связи: литература, музыка, курс «Россия - мои горизонты»
Оборудование: презентация, компьютер, проектор, раздаточный материал.
№ п/п
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
1.
Организационный момент
Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). Действие смыслообразования (Л)
2.
Мотивация учебной деятельности учащихся
Девизом нашего сегодняшнего занятия будут слова:
Думать коллективно!
Решать оперативно!
Отвечать доказательно!
Слушать друг друга внимательно!
И открытия нас ждут обязательно! (слайд 1)
– Вы начать урок готовы?
– Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!
– А поможет в этом нам хорошее настроение! Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения и продуктивной работы на сегодняшнем уроке!
-Прежде чем приступись к открытию чего-то нового и неизведанного, предлагаю повторить изученное и проверить домашнее задание! Все готовы?!
- Запишите число и классная работа в тетради.
Психологический настрой на работу
Повторяют девиз:
Думать коллективно!
Решать оперативно!
Отвечать доказательно!
Слушать друг друга внимательно!
И открытия нас ждут обязательно!
Да.
Записывают.
Сформированность потребности в самовыражении самореализации (Л), умение передавать информацию интонацией,
слушать, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми (К),
3.
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
Карточки (слабоуспевающим учащимся) (Приложение 1)
Проверка домашнего задания: морфологический анализ причастия (один обучающийся у доски).
-Пойдет выполнять домашнее задание у доски…
Работа с одарёнными в урочной деятельности (один обучающийся у доски выполняет задание повышенной сложности, (олимпиада)).
-Задание повышенной сложности выполнит Платонова Маргарита, призёр муниципального этапа олимпиады по русскому языку.
Синтаксическая пятиминутка
- Запишите предложение, которое вы видите на слайде (весь класс):
ЧЕЛОВЕК, (НЕ) ЖЕЛАЮЩИЙ МЫСЛИТЬ, ЗАКРЫВАЕТ ВХОД В БУДУЩЕЕ.
- Выполните синтаксический разбор предложения.
Взаимопроверка по эталону (карточки, олимпиады)
- Как вы понимаете это предложение?
-А какой курс вы изучаете, который помогает вам с выбором своего дальнейшего пути уже сейчас?
-Сравните свой анализ предложения с разбором на слайде. У всех получилось имен так!
-Где мы встретимся с данным заданием?
-Молодцы!
Проблемная ситуация.
-В слове какой части речи нужно раскрыть скобки?
-А где встретилось вам это слово?
- Обладаем мы достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно?
- Что надо знать, чтобы правильно написать это причастие?
- Назовите теперь тему сегодняшнего урока.
- Запишите ее себе в тетрадь!
- Какой же будет цель урока? Что мы должны знать, уметь?
-Какие задачи вы поставите перед собой на уроке?
Прежде чем приступись к пополнению нашей копилки знаний, ……..приготовил нам интересное стихотворение про частицу НЕ , давайте его послушаем….
Дополнительная информация (проверка опережающего домашнего задания)
Ученику было дано задание, найти что-нибудь интересное о частице НЕ
Один из вас готовил интересный материал о частице НЕ. Представьте его.
Стихотворение:
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом, уклюже
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразные дотёпа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу им утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.
- Интересная страна. А почему в этой стране такая неразбериха?
В нашей стране знаний порядок, потому что существует правило правописания частицы НЕ.
-А где же пригодятся нам все эти знания? Какой важный этап вам предстоит пройти в дальнейшем?
Выполняют задание, слушают, анализируют, делают выводы.
1. (Не) желающий – причастие (какой?), обозначает признак предмета по действию.
2. Н.Ф. – желающий.
Пост. пр.: несов.в., действ., наст.вр.;
непост. пр.: Им.п., ед.ч., м.р..
3. Определение.
Придумайте к данным существительным определения — действительные причастия настоящего времени.
Облако, солнце, ветер, ребенок, заяц, обезьяна.
Выполняют синтаксический разбор предложения.
Кто сторонится знаний, тот навсегда останется в тени. Будет никем. Он не развивается, не взрослеет... У него нет будущего.
Курс «Россия - мои горизонты»….., «Билет в будущее»….
Да.
На Всероссийской проверочной работе.
Причастии.
В д/з
Нет
Правило, как пишется НЕ с причастиями.
«Правописание не с причастиями»
Записывают.
Называют цель урока: познакомить со слитным и раздельным написанием не с причастиями.
Познакомиться с правилом написания НЕ с причастиями; закрепить пунктуационные навыки, навыки синтаксического и морфологического разбора; развивать орфографические умения и навыки.
Читает стихотворение.
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом, уклюже
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразные дотёпа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу им утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.
Потому что там не знают правило написания частицы НЕ.
Делают вывод: безусловно, чтобы грамотно писать и знать все «ловушки» русского языка, но также в 9 классе нам предстоит сдавать тестовую часть ОГЭ, где наши знания, окажутся, нам, необходимы.
Умение задавать вопросы,
формулирование собственного мнения (К), умение строить речевое высказывание (П), планирование своих действий, различение способа и результата действий,
внесение необходимых корректив в действие (Р)
4
Актуализация опорных знаний и фиксация затруднения в пробном действии. Постановка цели и задач урока
- А теперь давайте вспомним о правописании НЕ с разными частями речи: с существительными, прилагательными, глаголами, местоимениями и т.д.
Объяснительный диктант: правописание не с различными частями речи.
Запись на слайде
(Не) навидеть лень, (не) вежественный человек, (не) выполнил задание, ничуть (не) интересный фильм, (не) широкая, а узкая река; (не) высокий дом; говорил (не) правду, а ложь.
-Какие орфограммы вы встретили в диктанте?
Не с глаголами пишется раздельно, кроме случаев, когда слово без НЕ не употребляется: невзлюбить, нездоровится.
Вспомним о правописании НЕ с существительными и прилагательными.
Записывают
Ненавидеть лень, невежественный человек, не выполнил задание, ничуть не интересный фильм, не широкая, а узкая река; невысокий дом; говорил не правду, а ложь.
Целеполагание, планирование учебной деятельности, волевая саморегуляция (Р), формулирование проблемы, анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия; поиск и выделение необходимой информации (П), умение оформлять свои мысли в устной форме ( К).
5.
Объяснение нового материала.
Динамическая пауза
- Теперь нам нужно узнать, как пишется НЕ с причастиями?
- А для этого, мы с вами поработаем в группах, где вы проанализируете полученное вам словосочетание и попробуете сформулировать вывод!
Ошибка не замечена
Негодующий взгляд
Не замеченная, а пропущенная ошибка
Незамеченная ошибка
Не замеченная учеником ошибка
Анализируют написанное, делают выводы.
- Откройте учебники на странице 68. Найдите правило о правописании НЕ с причастиями. Читаем вслух и помечаем
+ - знаю
! - новое,
? - знаю, но забыл.
- Совпадают ли сделанные нами выводы с правилом?
- Запишем полученные сведения в таблицу. Найдите ее у вас на рабочих местах. Дополните свою таблицу правилом когда причастие пишется с НЕ раздельно, когда – слитно.
- А теперь снова обратимся к предложению, которое мы записали в начале урока.
- Как нужно написать НЕ с причастием желающий?
(Раздельно, так как у причастия есть зависимое слово)
Анализируют словосочетания.
Не пишется слитно с краткими причастиями, с причастиями, которые без НЕ не употребляются. Раздельно- с полными причастиями, если есть противопоставление с союзом А, зависимое слово. В остальных случаях слитно
Читают теоретический материал, маркируя текст карандашом:
+ - знаю
! - новое,
? - знаю, но забыл.
Отвечают на вопросы
Выполняют действия под музыку
Раздельно, так как у причастия есть зависимое слово
Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания"(Л), учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве (К),принятие и сохранение учебной задачи(Р),
планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, выделение существенной информации,
формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы, поиск разнообразных способов решения задачи,
структурирование знания (П).
6.
Закрепление материала.
-Закрепим полученные знания на практике.
Упражнение 154.
Перепишите, раскрывая скобки, комментируя.
Выполняем задание по вариантам. Один обучающийся от каждого варианта у доски!
Выполняют задание, записывают в тетрадь, по цепочке комментируют написанное
Построение монологического высказывания (К), принятие и сохранение учебной задачи, учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия (Р).
7.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Выполните самостоятельно.
Карточки.
Работаем в парах.
1 ряд подчеркивает с краткими и с противопоставлениями
2 ряд подчеркивает с зависимыми словами
3 ряд подчеркивает без противопоставлений и зависимых слов
(Не)замеченная ошибка; гласные, (не)проверяемые ударением; (не)продуманный ответ; решение (не)продумано; работа (не)закончена; (не)законченное сочинение; еще (не)прочитанная мною книга; (не)обжитый строителями, а заброшенный край; (не)обозримая равнина; никем (не)нарушаемая тишина.
Цифровой диктант
- Я вам читаю выражения, а вы ставите только цифры: 1-раздельно; 2-слитно.
Не сшитый, а связанный костюм; напиток не допит; недостижимая цель, негодующий политик, не рассказанная на ночь сказка; трава не скошена; незакрытое окно; правило не вызубренное, а осознанное.
- Проверьте себя по ключу.
Запись на интерактивной доске
Читаю ключ вслух. 1,1, 2, 2,1, 1,2, 1.
«5» - нет ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки
-Поменяйтесь тетрадками и оцените своего соседа.
- Если вас устраивает полученный результат, поставьте себе оценку в дневник.
Проверка вслух с пояснением, как писать, слитно или раздельно.
1 ряд - Работа не закончена, решение не продумано; не обжитый строителями, а заброшенный край;
2 ряд - Гласные, не проверяемые ударением, еще не прочитанная мною книга, никем не нарушаемая тишина;
3 ряд - Незамеченная ошибка, непродуманный ответ, незаконченное сочинение, необозримая равнина.
Взаимооценка.
Читаю ключ вслух. 1,1, 2, 2,1, 1,2, 1.
«5» - нет ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки
Развитие адекватной позитивной самооценки,
формирование границ собственного «знания» и «незнания» (Л), планирование своих действий в соответствии с задачей,
осуществление итогового и пошагового контроля по результату (Р).
9.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Дифференцированное домашнее задание (на выбор):
Всем: § 26 стр.68 – выучить правило
ВЫБИРАЙ:
1. Сочинить лингвистическую сказку о НЕ и частях речи.
2. Упр. 158
3. Выписать из текстов русской художественной литературы 10 предложений, иллюстрирующих правописание НЕ с причастиями.
Записывают домашнее задание в дневник.. слушают инструктаж.
Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (Р)
10.
Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности
- Наш урок подходит к концу, подведем итог вашей деятельности:
- Какое правило мы сегодня изучили на уроке?
- Когда НЕ пишется раздельно с причастиями? А слитно?
- Какая цель и задачи были поставлены вначале урока?
- Что удалось достигнуть, что нет?
- Что нового вы узнали на уроке?
Самооценка обучающихся.
Рефлексия. Приём «Билетики на выход»
Чтобы приобрести билетики на выход придумайте одно причастие, которое на ваш взгляд, опишет сегодняшний урок.
Спасибо за урок!
Отвечают на вопросы, подводят итог своей деятельности.
Оценивают свою деятельность на уроке.
Думающий, работающий, открываемый, увиденный, развивающий, запомнившийся, полюбившийся, незабывающийся
Формирование адекватной позитивной самооценки (Л),восприятие оценки учителя, адекватная самооценка (Р),построение речевого высказывания в устной и письменной форме(П).