Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Урок русского языка в 9 классе | Наталья Николаевна Коваленко. Работа №354596. Номер работы: №354596

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Приложение 1

Фронтальный опрос

Ребята, недавно мой ребенок спросил у меня: «Кто был твой краш в моем возрасте?»

 Вы не знаете, это что означает это слово?  Вы слышали такое слово? Что оно означает? От слова «красить» что ли? Это, собственно, на каком языке?

Что делать? Как человеку понять значение слова? (ответ учащихся, их нужно подвести к заключению, что данную информацию нужно искать в словаре).

-  Словарей в русском языке много, каждый предназначен для определенных целей. Как вы думаете, в каком виде словарей нужно искать это слово? (толковый, словарь неологизмов).

 

- Что помогает нам узнать семантику слов, подробности происхождения и потребности слов?

- Какие лексические словари вам известны, какими из них вы пользуетесь?

- Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?

 

 

 

Приложение 2

Мини-тест на тему «Лексика и фразеология.

 

№ 1. Лексическое значение какого слова сформулировано неверно?

1.экзаменатор – человек, который принимает экзамен

2.демонстрировать – выйти на демонстрацию

3.циничный – непристойный, бесстыдный

4.энтузиазм – сильное воодушевление, увлечение

Ответ_____________________________________

 

№2 Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении?

1.      Потерянный взгляд. 2. Сорванный цветок. 3. Натянутые отношения. 4. Подавленное состояние.

Ответ_____________________________________

 

№3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1.      Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила мое отношение к миру.

2.      Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу.

3.      Книга исчезла между двойными окнами вагона.

4.      Я был на седьмом небе от счастья и засыпал с книгой в руках.

Ответ_____________________________________

 

№4 Замените слово стилистически нейтральным синонимом.

А. Чего козел Сивка от Вовки хотел, неизвестно, и Вовка на всякий случай попятился, споткнулся и шлепнулся прямо в грязь.

Ответ______________________________________

Б. Мама на следующий же день потащила Веньку в магазин, где они купили обалденный, как ему тогда в горячке показалось, бежевый пиджак, в котором бросалась в глаза тонкая коричнева клетка. 

Ответ______________________________________

В. Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды, - земля скрыта от глаз застывшей лавой асфальта.

Ответ______________________________________

 

Ключи. №1-2, №2-2, №3-4, №4- А упал, Б замечательный, В не знает

 

Приложение 3

Индивидуальный доклад учащихся.

Вступительное слово 1-го учащегося.

 Словари, как настольные книги, они должны присутствовать в жизни любого образованного человека. Они помогают правильно писать, не ошибиться при выборе постановки ударения, являются помощниками в подготовке к сочинениям и изложениям.

Словарей много и, чтобы они оказались вам в помощь, вы должны научиться понимать их особенности. Прежде всего, словари бывают лингвистическими и энциклопедическими. Первые характеризуют с разных сторон слова, вторые – предметы, явления, процессы, которые обозначены словами.

            Нас сейчас интересуют словари лингвистические. Они бывают орфографические и орфоэпические, словари иностранных слов, словари жаргонов, толковые и специальные (синонимов, антонимов, омонимов).

Вступительное слово 2-го обучающегося .

Первые словари появились задолго до нашей эры. В России словарное дело стало активно развиваться в эпоху Петра I. В Советском Союзе, а затем и в России впускалось и выпускается множество самых разнообразных словарей. Вот лишь несколько словарей, созданных специально для школьников: «Школьный толковый словарь русского языка» М. С. Лапатухина (1981), «Школьный словарь антонимов русского языка» М. Р. Львова (1985), «Школьнвй словарь иностранных слов» под ред. В. В.. Иванова (1983), «Школьный грамматико-орфографический словарь» Б. Т. Панова и А. В. Текучева (1985). В 21 веке появляются компьютерные технологии создания словарей, разнообразные электронные словари, которые размещаются на серверах компьютерных сетей или распространяются на компакт-дисках.

Сейчас есть прекрасные возможности свободно пользоваться богатством словарей, проверенных временем, и даже участвовать в создании современных словарей (например, словарь неологизмов, компьютерных словарей и т.д.). Чаще всего в школьной программе мы пользуемся толковым словарем, орфографическим и орфоэпическим.

Приложение 4

Самостоятельная работа.

Задание № 1 

Пользуясь словарем иностранных слов, определите значение следующих слов:

антагонизм, апатия, балласт, кворум, раритет, трапеза, фиаско.

Задание № 2 

Выберите и запишите правильный вариант, консультируясь с Толковым словарем русского языка.

 

1.      Письмо дошло до (адресата, адресанта).

2.      Когда слово (представили, предоставили) известному поэту, зал (зааплодировал, поаплодировал).

3.      Команда, непрерывно работая, (обрела, приобрела) своё лицо.

4.      Я (оцениваю, расцениваю) ваше выступление как клевету.

5.      Проверка проводилась без (согласования, согласованности) с директором.

Задание № 3 

Пользуясь орфографическим словарем, найдите в словах ошибки и запишите их правильно:

 

Как-будто, изподтишка, горячё, шопотом, навзнич, изьезжанный, нищита, пенящаися волны, дерский, прозьба, згинуть, ненадо, неновидиш, крутезна, досведание, мировозрение, брашура, въюга.

Приложение 5

Групповая работа

Открыть Электронный словарь на сайте www.ver-dict.ru или по выбору.

Осуществить перевод с итальянского на русский, следующих слов: ALLA STAZIONE, Scusi, Andiamo, Stanca, Benvenuta,

Перевод с испанского на русский язык: por favor, taza, gracias, piraguas.

Приложение 6

Самостоятельная работа

 Есть такое выражение – «Эх, голова садовая». Ребята, почему садовая? Что это за фраза? В каком словаре можно узнать о значении и происхождении фразеологизмов? (ищут ответ в словарях, проверка).

 

Подберите и запишите к иноязычным словам подходящие синонимы. При затруднении обращайтесь к каким словарям.

Сентиментальная (…) женщина,

Полная апатия

воздвигнуть монумент (…),

говорить с большим пафосом (…),

привести необходимые аргументы

читать мемуары (…)

 

Учитель: Какой словарь помог? Можно назвать словари нашими помощниками?

 

Приложение 7

Практическая работа.

1.     Записка «Приём в кобинете напротив». Допущена ли здесь ошибка? К какому словарю посоветуем обратиться автору? (к орфографическому). Какие сведения даёт этот словарь?

2.      На какую морфему падает ударение в слове «жалюзи»? В каком словаре будет проверять? (орфоэпический).

3.      Мальчишки, признавайтесь, кто сегодня не надел носков или носок? Как правильно? В каком словаре будет проверять? (орфографический или толковый).

 

Приложение 8

Фронтальный опрос.

1.Как вы думаете, существуют ли еще словари, которые мы не назвали?

2.  Для чего нужны словари?

3. С какими словарями вы познакомились сегодня на уроке?

4. С какими трудностями сталкиваетесь, работая со словарями?

 

Теперь вы знакомы с большим количеством словарей (ребята называют виды словарей).

Великий русский поэт А. С. Пушкин сказал о словарях: «Хоть и заглядывал я встарь в Академический словарь».

 

Технологическая карта урока

 

Тема урока: Словари как вид справочной литературы

Класс: 9

Учитель-предметник: Коваленко Н.Н.

УМК: Русский язык: учебник для 9 класса образовательных учреждений…

 

Цели для ученика

Обучающие:

1. Дать понятие о различных видах словарей, их особенностях.

2. Формирование умения работы со словарями как в книжном варианте, так и с использованием Интернет – ресурсов.

3.Формирование практических умений и навыков обучающихся по осознанному применению полученных знаний в практике.

Развивающие:

1.Способствовать развитию умения анализировать и структурировать информацию.

2.Развитие логического мышления;

3.Развитие умения сжимать информацию и выражать письменной речью результаты собственной мыслительной деятельности;

Воспитывающие:

1. Воспитание бережного отношения к слову.

2. Воспитание культуры поведения при групповой и индивидуальной работе.

Цели для учителя

Образовательные:

расширить знания о различных видах словарей

Развивающие:

1. формировать устойчивую потребность использования словарей различного типа;

2. развивать умения сопоставлять и создавать словарные статьи;

3. укреплять интерес к изучению русского языка.

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к слову, толерантность.

 

 

Тип урока
Урок - открытие новых знаний

Форма урока
Комбинированная

Опорные понятия, термины
интернет-ресурсы

словарная статья

 

Новые понятия
Энциклопедические словари

Лингвистические словари

Формы контроля:

фронтальный опрос.

повторение учебного материала.

работа в группах.

самостоятельная работа.

практическая работа.

тест.

Домашнее задание на выбор.
1. Составить кластер под названием «Виды словарей.

2. Написать сочинение-рассуждение  «Зачем человеку изучение родного языка?»

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия

I. Мотивация

 

4 минуты



 

Включение в учебный процесс.

Мотивация учебной деятельности.

 

Подготовка к работе.

Самоопределение.

Активация знаний о лексике как разделе языка.

(см. Приложение 1)

Словесная форма.

Фронтальный опрос.

Личностные: самоопределение;

регулятивные: целеполагание; коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Психологический настрой учителя и учащихся.

II. Актуализация знаний

 

5 минут.

Объяснение целеполагания урока.

Организация работы со словарями.

Определение цели учебной деятельности.

Запись темы в тетрадь.

Проверка д/з.

(см. Приложение 2)

Индивидуальная работа.

Работа в парах.

 

Личностные:

самопроверка, оценивание своего ответа.

Познавательные:
анализ объектов с

целью выделения признаков.

Отработка умений определять значение слов по словарю

III. Работа по теме урока

Работа со схемой.

 

3 минуты

 

Доклад

 

3 минуты

 

Индивидуальная и групповая работа.

 

10минут

Распределение заданий. Создание проблемной ситуации.

Корректировка выполнения задания.

Умение работать в группах.
Умение презентовать свою работу.

(См. Приложение 3)

(См. Приложение 4)

 

 

Групповая работа

(См. Приложение 5)

Групповая работа.

Проектный метод.
Приём познавательной активности через творческое задание.

Личностные:

ориентация в социальных ролях и межличностных отношений,

регулятивные:

поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание, коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Вырабатывать уважительное отношение друг к другу при работе в группах.

V. Актуализация знаний

Работа по развитию речи

 

7 минут

 

 

 

 

 

 

 

Установление осознанности восприятия.
Первичное обобщение. Организация деятельность по применению полученных знаний.

Комбинированная работа
(См. Приложение 6)

 

Взаимопроверка.

 

 

Личностные:

самопроверка и взаимопроверка.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные:

общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание,

рефлексия способов и условий действия; коммуникативные:

управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Умение правильно определять функцию словарей, поиск информации.

 

VI. Систематизация знаний

 

10 минут

Устанавливает осознанность

восприятия.

Организует деятельность по применению полученных знаний.

Работа с разными видами словарей, сравнительный анализ. (См. Приложение 7)

Самостоятельная работа, взаимопроверка

 

 

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Проявление толерантности.

VII. Рефлексивно-оценочный этап

 

2 минуты

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной
деятельности, соотносят цель и
результаты, степень их соответствия.

(См. Приложение 8)

Фронтальный опрос

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные:

рефлексия.
Личностные:
смыслообразование.

Умение оценивать себя.

VIII. Домашнее задание

 

1 минута

Объясняет домашнее задание.

Слушают и записывают в дневник.

 

 

Познавательные:

умение делать выбор и обосновывать его.

 

 

 

Приложение 1

Фронтальный опрос

Ребята, недавно мой ребенок спросил у меня: «Кто был твой краш в моем возрасте?»

Вы не знаете, это что означает это слово? Вы слышали такое слово? Что оно означает? От слова «красить» что ли? Это, собственно, на каком языке?

Что делать? Как человеку понять значение слова? (ответ учащихся, их нужно подвести к заключению, что данную информацию нужно искать в словаре).

- Словарей в русском языке много, каждый предназначен для определенных целей. Как вы думаете, в каком виде словарей нужно искать это слово? (толковый, словарь неологизмов).

 

- Что помогает нам узнать семантику слов, подробности происхождения и потребности слов?

- Какие лексические словари вам известны, какими из них вы пользуетесь?

- Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?

 

 

 

Приложение 2

Мини-тест на тему «Лексика и фразеология.

 

№ 1. Лексическое значение какого слова сформулировано неверно?

1.экзаменатор – человек, который принимает экзамен

2.демонстрировать – выйти на демонстрацию

3.циничный – непристойный, бесстыдный

4.энтузиазм – сильное воодушевление, увлечение

Ответ_____________________________________

 

№2 Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении?

Потерянный взгляд. 2. Сорванный цветок. 3. Натянутые отношения. 4. Подавленное состояние.

Ответ_____________________________________

 

№3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила мое отношение к миру.

Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу.

Книга исчезла между двойными окнами вагона.

Я был на седьмом небе от счастья и засыпал с книгой в руках.

Ответ_____________________________________

 

№4 Замените слово стилистически нейтральным синонимом.

А. Чего козел Сивка от Вовки хотел, неизвестно, и Вовка на всякий случай попятился, споткнулся и шлепнулся прямо в грязь.

Ответ______________________________________

Б. Мама на следующий же день потащила Веньку в магазин, где они купили обалденный, как ему тогда в горячке показалось, бежевый пиджак, в котором бросалась в глаза тонкая коричнева клетка.

Ответ______________________________________

В. Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды, - земля скрыта от глаз застывшей лавой асфальта.

Ответ______________________________________

 

Ключи. №1-2, №2-2, №3-4, №4- А упал, Б замечательный, В не знает

 

Приложение 3

Индивидуальный доклад учащихся.

Вступительное слово 1-го учащегося.

Словари, как настольные книги, они должны присутствовать в жизни любого образованного человека. Они помогают правильно писать, не ошибиться при выборе постановки ударения, являются помощниками в подготовке к сочинениям и изложениям.

Словарей много и, чтобы они оказались вам в помощь, вы должны научиться понимать их особенности. Прежде всего, словари бывают лингвистическими и энциклопедическими. Первые характеризуют с разных сторон слова, вторые – предметы, явления, процессы, которые обозначены словами.

Нас сейчас интересуют словари лингвистические. Они бывают орфографические и орфоэпические, словари иностранных слов, словари жаргонов, толковые и специальные (синонимов, антонимов, омонимов).

Вступительное слово 2-го обучающегося .

Первые словари появились задолго до нашей эры. В России словарное дело стало активно развиваться в эпоху Петра I. В Советском Союзе, а затем и в России впускалось и выпускается множество самых разнообразных словарей. Вот лишь несколько словарей, созданных специально для школьников: «Школьный толковый словарь русского языка» М. С. Лапатухина (1981), «Школьный словарь антонимов русского языка» М. Р. Львова (1985), «Школьнвй словарь иностранных слов» под ред. В. В.. Иванова (1983), «Школьный грамматико-орфографический словарь» Б. Т. Панова и А. В. Текучева (1985). В 21 веке появляются компьютерные технологии создания словарей, разнообразные электронные словари, которые размещаются на серверах компьютерных сетей или распространяются на компакт-дисках.

Сейчас есть прекрасные возможности свободно пользоваться богатством словарей, проверенных временем, и даже участвовать в создании современных словарей (например, словарь неологизмов, компьютерных словарей и т.д.). Чаще всего в школьной программе мы пользуемся толковым словарем, орфографическим и орфоэпическим.

Приложение 4

Самостоятельная работа.

Задание № 1 

Пользуясь словарем иностранных слов, определите значение следующих слов:

антагонизм, апатия, балласт, кворум, раритет, трапеза, фиаско.

Задание № 2 

Выберите и запишите правильный вариант, консультируясь с Толковым словарем русского языка.

 

Письмо дошло до (адресата, адресанта).

Когда слово (представили, предоставили) известному поэту, зал (зааплодировал, поаплодировал).

Команда, непрерывно работая, (обрела, приобрела) своё лицо.

Я (оцениваю, расцениваю) ваше выступление как клевету.

Проверка проводилась без (согласования, согласованности) с директором.

Задание № 3 

Пользуясь орфографическим словарем, найдите в словах ошибки и запишите их правильно:

 

Как-будто, изподтишка, горячё, шопотом, навзнич, изьезжанный, нищита, пенящаися волны, дерский, прозьба, згинуть, ненадо, неновидиш, крутезна, досведание, мировозрение, брашура, въюга.

Приложение 5

Групповая работа

Открыть Электронный словарь на сайте www.ver-dict.ru или по выбору.

Осуществить перевод с итальянского на русский, следующих слов: ALLA STAZIONE, Scusi, Andiamo, Stanca, Benvenuta,

Перевод с испанского на русский язык: por favor, taza, gracias, piraguas.

Приложение 6

Самостоятельная работа

Есть такое выражение – «Эх, голова садовая». Ребята, почему садовая? Что это за фраза? В каком словаре можно узнать о значении и происхождении фразеологизмов? (ищут ответ в словарях, проверка).

 

Подберите и запишите к иноязычным словам подходящие синонимы. При затруднении обращайтесь к каким словарям.

Сентиментальная (…) женщина,

Полная апатия

воздвигнуть монумент (…),

говорить с большим пафосом (…),

привести необходимые аргументы

читать мемуары (…)

 

Учитель: Какой словарь помог? Можно назвать словари нашими помощниками?

 

Приложение 7

Практическая работа.

Записка «Приём в

кобинете

напротив». Допущена ли здесь ошибка?

К какому словарю посоветуем обратиться автору? (к орфографическому).

Какие сведения даёт этот словарь?

На какую морфему падает ударение в слове «жалюзи»? В каком словаре будет проверять? (орфоэпический).

Мальчишки, признавайтесь, кто сегодня не надел носков или носок? Как правильно? В каком словаре будет проверять? (орфографический или толковый).

 

Приложение 8

Фронтальный опрос.

1.Как вы думаете, существуют ли еще словари, которые мы не назвали?

2. Для чего нужны словари?

3. С какими словарями вы познакомились сегодня на уроке?

4. С какими трудностями сталкиваетесь, работая со словарями?

 

Теперь вы знакомы с большим количеством словарей (ребята называют виды словарей).

Великий русский поэт А. С. Пушкин сказал о словарях: «Хоть и заглядывал я встарь в Академический словарь».

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×