Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Урок русского языка во 2 классе Тема: "Для чего нужен мягкий знак (ь)?" | Прокопьева Алевтина Михайловна. Работа №287426

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Прокопьева Алевтина Михайловна
Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока:

Повторить  способы обозначения мягкости согласных на письме при помощи буквы ь

Задачи

- уточнить особенности буквы «ь»;

- повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Ь;

- учить правильно писать слова с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным звуком;

- упражнять в каллиграфически правильном написании и соединении с другими буквами мягкого знака;

- способствовать усвоению написания словарных слов с мягким знаком на конце и в середине слов перед согласным звуком.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

-- научатся слышать слова  с ь знаком, правильно обозначать на письме, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение

- находить орфограммы в указанных словах, выбирать  средства устного общения в соответствии с предполагаемой речевой ситуацией

будут учиться строить высказывания в устной и письменной форме.

Личностные:

осознавать социальную роль обучающегося, важность получаемых знаний и приобретаемых умений, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, ориентироваться на здоровый образ жизни, на нравственно-этические нормы поведения; находить способы разрешения конфликтов; формировать положительную мотивации к учебной деятельности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные УУД: уметь определять тему и  цель урока; проговаривать последовательность действий на уроке и сохранять учебную задачу,  работать по коллективно составленному алгоритму; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать и контролировать своё действие и деятельность одноклассников в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные УУД:  уметь работать со словарём, добывать новые знания; уметь наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, строить логическую цепочку рассуждений, делать выводы;

Коммуникативные УУД:  уметь полно, чётко и грамотно формулировать свои мысли,  слушать, слышать и понимать речь других; уметь доказывать своё мнение,  знать правила поведения и общения в школе, развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками, применять их на практике, адекватно воспринимать оценку своей работы; контролировать, корректировать и оценивать действия партнёра.

Оборудование: ПК, проектор, экран, учебник В.П. Канакина, В.Г.Горецкий 2 класс, презентация, карточки сигнальные, карточки для индивидуальной работы, карточки для работы в парах, сюжетная картина.

 

 

 

 

 

 

 

 

МБОУ «Ковалинская ООШ» Урмарского района Чувашской Республики

 

 

 

 

 

 

Урок русского языка во 2 классе

Тема: Для чего нужен мягкий знак (ь)?

 

 

 

 

Выполнила: учитель начальных классов

Прокопьева Алевтина Михайловна

Прокопьева Алевтина Михайловна, учитель начальных классов, МБОУ «Ковалинская ООШ».

Тема: «Для чего служит мягкий знак (ь)?».

Класс: 2

Дата: 17.12.2021г.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока:

Повторить способы обозначения мягкости согласных на письме при помощи буквы ь

Задачи

- уточнить особенности буквы «ь»;

- повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Ь;

- учить правильно писать слова с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным звуком;

- упражнять в каллиграфически правильном написании и соединении с другими буквами мягкого знака;

- способствовать усвоению написания словарных слов с мягким знаком на конце и в середине слов перед согласным звуком.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

-- научатся слышать слова с ь знаком, правильно обозначать на письме, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение

- находить орфограммы в указанных словах, выбирать средства устного общения в соответствии с предполагаемой речевой ситуацией

будут учиться строить высказывания в устной и письменной форме.

Личностные:

осознавать социальную роль обучающегося, важность получаемых знаний и приобретаемых умений, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, ориентироваться на здоровый образ жизни, на нравственно-этические нормы поведения; находить способы разрешения конфликтов; формировать положительную мотивации к учебной деятельности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные УУД: уметь определять тему и цель урока; проговаривать последовательность действий на уроке и сохранять учебную задачу, работать по коллективно составленному алгоритму; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать и контролировать своё действие и деятельность одноклассников в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные УУД:  уметь работать со словарём, добывать новые знания; уметь наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, строить логическую цепочку рассуждений, делать выводы;

Коммуникативные УУД:  уметь полно, чётко и грамотно формулировать свои мысли, слушать, слышать и понимать речь других; уметь доказывать своё мнение, знать правила поведения и общения в школе, развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками, применять их на практике, адекватно воспринимать оценку своей работы; контролировать, корректировать и оценивать действия партнёра.

Оборудование: ПК, проектор, экран, учебник В.П. Канакина, В.Г.Горецкий 2 класс, презентация, карточки сигнальные, карточки для индивидуальной работы, карточки для работы в парах, сюжетная картина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

 

1.Самоопределение к деятельности.

 

Цель: Мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне, посредством создания эмоциональной обстановки.

 

- Здравствуйте, ребята. У нас сегодня необычный урок. К нам на урок пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. (слайд 1)

Солнце встало над землей

Разбудило всех детей.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся. (слайд 2)

- У вас хорошее настроение? Вы готовы к работе? Тогда – в путь, за знаниями. С этим прекрасным настроением я предлагаю начать урок. Девиз нашего урока: думать, размышлять, доказывать. Отгадайте загадку:

Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой

Ярко-красный галстук мой (снегирь) (слайд 3)

-Кто это?

-Почему эту птицу так назвали?

-Являются ли слова снег и снегири однокоренными?

-Как вы проверите написание букв, обозначающих безударные гласные в слове снегири?

Учащиеся проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность. 

Учащиеся слушают учителя и отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

Личностные:

- определять общие для всех правила поведения;

- включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Метапредметные:

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

-овладевать умением прогнозировать свою деятельность.

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других.

2. Актуализация знаний.

 

Цель: актуализация учебного содержания, необходимого для восприятия нового материала;

- определение особенностей буквы «ь»;

- учить детей выражать свою мысль устно

 

- Вот и к нам на урок спешат красногрудые снегири, но каждый со своим заданием. Первый снегирь с заданием на повторение пройденного материала.

1. Работа по картине «Покормите птиц зимой» (слайд 4)

- Кого вы видите на картине?

- А еще кого?

- Что делают дети?

- Что делают птицы?

- Как мы можем помочь птицам пережить зиму?

- Составьте рассказ на тему «Покормите птиц зимой»

2.Блиц – опрос. (слайд 5)

- Чем отличаются согласные звуки от гласных?

- Какие гласные обозначают мягкость согласных?

- Какие гласные буквы обозначат твёрдость согласных?

- Назовите непарные твердые согласные звуки.

- Назовите непарные мягкие согласные звуки.

- Когда буквы е,ю,я обозначают мягкость согласного и гласный звук.

- Какими звуками различаются слова каждой пары: нос – нёс, мыл – мил, лук – люк.

3. Чистописание.

Упражнение для разминки пальцев рук.
  - На уроке русского языка нам приходится много писать. Давайте подготовим свои пальчики к письму, а кроме того эти упражнения помогут вам сделать ваш почерк ровным и красивым.

«Разминка для пальцев». (слайд 6)

Чтоб красиво всем писать

Надо пальцы нам размять.

Кулачки все крепко сжали

И немного подержали

Подержали и разжали

Мне ладошки показали

Делай быстро, детвора

За письмо теперь пора.

 

Упражнение в чистописании.
- А сейчас вспомним правила письма. (слайд 7)

 

 

 

 

 

 

- Запишите в тетради сегодняшнюю дату и классная работа.

 

Учитель показывает образец написания. (слайд 8)

Нарисуем мягкий знак

Нежно капелькой

Вот так:

Букву капелька смягчает

Слово мягко прозвучит.

-Пишем в тетради самостоятельно.

-Молодцы. (Прилетел 2 снегирь)

 

Слушают учителя.

 

Анализируют. Отвечают на вопросы.

Составляют рассказ

 

 

 

 

 

Фронтальный опрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют упражнения для разминки пальцев рук.

 

 

 

 

 

 

 

Тетрадь правильно кладу,

Руку правильно держу,

За посадкою держу,

С чистотою я дружу.

На отлично напишу!

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята делают соответствующие записи.

Отрабатывают навык каллиграфического письма букв.

 

Коммуникативные: 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объекта с целью выделения признаков.

Личностные: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Регулятивные: 

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

 

 

3.Постановка учебной задачи.

 

 Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. 

С твердым Л я на стене,

Книги, например, на мне

Но как только Л смягчите,

Сразу в танец превратите. (полка-полька)

-Чем отличаются эти слова?

-Какая буква, кроме гласных е,ю,я,и обозначает мягкость согласных?

-Значит, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. (о ь-знаке)

Мягкий голос,

Мягкий шаг,

Это буква –мягких знак!

-Тема нашего урока?...

-Проверим по учебнику, правильно ли мы определили тему урока?

-Откройте учебник на стр.124. Прочитайте тему урока. Слайд 6

- (Для чего служит ь-знак?) (3 снегирь)

-Значит, цель нашего урока какая?

Упр.202 (Работа по учебнику). Словарная работа.

Скромность

Скупость

Совесть

- Какие хорошие качества вы бы хотели развить в себе?

- А теперь игра «Хлопай-топай». Я буду называть разные качества, характерные для человека. Если вы услышите положительные качества, хлопаете в ладоши, отрицательные - топаете.

Смелость, трусость, верность, вежливость, жадность, плаксивость, щедрость, злость, доброта честность.

- Все справились, молодцы.

Вывод: мягкий знак может стоять в середине слова и на конце.

Дети отвечают на вопросы и определяют тему урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- мягкий знак

 

 

 

- Ответить на вопрос: Для чего служит мягкий знак?

Дети читают и объясняют смысл пословиц

Регулятивные: умение высказывать свое предположение

Коммуникативные: 

умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли

Познавательные:  формулирование 

познавательной цели и искать нужную информацию

Личностные; умение осознавать трудности и стремление к их преодолению

4.Решение учебной задачи.

 

Цель: активизирует знания

учащихся.

Создаёт проблемную

ситуацию.

 

1) Лексическое значение слов. (4 снегирь на ветку) Слайд 7.

-Снегирь принёс задание – игру «Спрячь ь знак»

-Я называю слова, а вы вставляете в него ь так, чтобы поменялось лексическое значение.

Кон (этап игры) – конь (животное)

Банка (емкость) – банька (помещение старинное мыться) экран

-А теперь, сами запишите в тетрадь только новые слова.

Угол – уголь, ел – ель, галка – галька.

-Проверим на экране. ( + -)

-Что изменилось в слове? Как звучат согласные перед ь?

-Для чего служит ь после согласных?

Вывод: ь знак служит для смягчения предшествующего звука и меняет лексическое значение слова.

Ответы детей.

Самостоятельно пишут в тетради слова уголь, ель, галька.

Фронтальная проверка.

Вывод: ь знак служит для смягчения предшествующего звука и меняет лексическое значение слова

Регулятивные: принимать учебную

задачу, соответствующую этапу

обучения

Личностные: интерес к отдельным

заданиям;

Познавательные: искать нужную

информацию на странице,

«считывать» информацию с рисунков;

понимать знаки, символы, модели

Коммуникативные: умение выражать

свои мысли и слушать других.

5.Физкультминутка

Потрудились – отдохнем. (ходьба на месте)

Встанем, глубоко вздохнем. (подтягивания)

Руки в стороны, вперед, (повороты туловища)

Влево, вправо поворот. (наклоны влево-право)

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили, (ходьба на месте)

Всем улыбки подарили.

Выполняют упражнения

Личностные: установка на здоровый образ жизни.

6.Первичное закрепление.

Звуко-буквенный анализ. (5 снегирь) Слайд 8

-У вас на партах лежат листочки с кроссвордом. Давайте решим кроссворд работая в парах. Я читаю вслух, вы совещаетесь с соседом и по очереди записываете слова в клеточки. (+-)

 

а) Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко.

Рога раскинув широко. (лось) 4 б,3 зв.

 

б) Стройный, красивый,

Рога ветвистые.

Пасется весь день

Кто же это? …(олень) 5-4

 

в) Домашнее животное (лошадь) 6-5

 

г) Кто в лесу густом живет

Неуклюжий, косолапый.

Летом ест клубнику, мед,

А зимой сосет он лапу. (медведь) 7-6

 

-Посчитайте количество букв и звуков в словах. Запишите прямо в листочках.

-Почему букв больше, чем звуков?

-Какой можно сделать вывод?

Вывод: Буква мягкий знак (Ь) звука не обозначает.

Работа с правилом в учебнике. Стр.124. Слайд 9

-Давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод. Где проверим? По учебнику стр.124.

-Прочитайте правило. (хорошо читающий)

Правило: Буква мягкий знак (Ь) звука не обозначает, а лишь указывает на мягкость предшествующего согласного звука:

-Мы правильно сделали вывод?

-Понаблюдаем на примерах: (1 слово учитель, далее по одному чел по примеру): день, пальто, васильки, радость.

Решают кроссворд работая в парах и делают вывод, что ь знак звука не обозначает, а указывает на мягкость предшествующего согласного звука

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поверка вывода по учебнику

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: контроль, оценка,

коррекция.

Познавательные: общеучебные –

умение структурировать знания, выбор

наиболее эффективных способов

решения задач, умение осознанно и

произвольно строить речевое

высказывание, рефлексия способов и

условий действия.

Коммуникативные: управление

поведением партнёра – контроль,

коррекция, оценка действий партнёра.

 

 

7. Закрепление знаний и способов действий

 

Цели:- выявить место и причину затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

 

(6 снегирь на ветку)

У вас на партах листочки со словами. Прочитайте. На какие две группы можно разделить эти слова? - Где пишется ь?

–знак в середине слова и на конце)

 

деньки коньки

пеньки окунь

полька моль

пень угольки

якорь соль

весна - лишнее

- Запишите в тетрадь.

-1в.-----слова с мягким знаком на конце

-2в.-----слова с мягким знаком в середине

-Проверяем. Слайд 11.

-Еще раз скажите, для чего служит ь- знак после согласных на конце слов и в середине перед другими согласными?

Вывод:

Буква мягкий знак (Ь) звука не обозначает, а лишь указывает на мягкость предшествующего согласного звука и пишется в середине и на конце слова..

 

3)Самостоятельное применение знаний.

«Плюс» поставь, когда в словах

Ты напишешь мягкий знак.

Если в слове его нет,

«Минус» напиши в ответ.

 

- День, пень, сон, тень

Сыр, нос, лось, лень

Нос, нёс, рыть, ныть

Кон, конь, шум, шить.

(Взаимопроверка)

 

Составляют план достижения цели и определяют средства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют работу индтвидуально

Регулятивные: умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: развитие орфографической зоркости.

Регулятивные: умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли и слушать друга

 

8.Рефлексия учебной деятельности

 

 

Цель:- оценить результаты собственной деятельности.

 

- Какая тема урока была?

- На какой вопрос должны были ответить?

-Для чего служит мягкий знак?

- Дополните предложения:

- Я сегодня узнал…

-Я сегодня научился…

-У меня возникли затруднения…

-Проверим ваши знания.

-Сколько снегирей прилетело в гости к нам?

-Как пишется это слово?

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Участвуют в диалоге;

Коммуникативные: 

умение с достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли.

Познавательные: 

рефлексия.

Личностные:

устанавливать связь между деятельности и ее результатом

9.Домашнее задание

 

-Какой праздник приближается?

Самый радостный, веселый праздник для взрослых и детей. Снегири приготовили шарики с буквосочетаниями: ь, -ль, -рь, которые потом повесим на елку.

-В каких словах могут встретиться такие буквосочетания?

-Найдите слова и запишите на шариках

Получают новогодние шарики с буквосочетаниями

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз