Урок русского языка во 2 классе Тема: "Для чего нужен мягкий знак (ь)?" | Прокопьева Алевтина Михайловна. Работа №287426
Автор: Прокопьева Алевтина Михайловна
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока:
Повторить способы обозначения мягкости согласных на письме при помощи буквы ь
Задачи
- уточнить особенности буквы «ь»;
- повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Ь;
- учить правильно писать слова с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным звуком;
- упражнять в каллиграфически правильном написании и соединении с другими буквами мягкого знака;
- способствовать усвоению написания словарных слов с мягким знаком на конце и в середине слов перед согласным звуком.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
-- научатся слышать слова с ь знаком, правильно обозначать на письме, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение
- находить орфограммы в указанных словах, выбирать средства устного общения в соответствии с предполагаемой речевой ситуацией
будут учиться строить высказывания в устной и письменной форме.
Личностные:
осознавать социальную роль обучающегося, важность получаемых знаний и приобретаемых умений, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, ориентироваться на здоровый образ жизни, на нравственно-этические нормы поведения; находить способы разрешения конфликтов; формировать положительную мотивации к учебной деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные УУД: уметь определять тему и цель урока; проговаривать последовательность действий на уроке и сохранять учебную задачу, работать по коллективно составленному алгоритму; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать и контролировать своё действие и деятельность одноклассников в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные УУД: уметь работать со словарём, добывать новые знания; уметь наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, строить логическую цепочку рассуждений, делать выводы;
Коммуникативные УУД: уметь полно, чётко и грамотно формулировать свои мысли, слушать, слышать и понимать речь других; уметь доказывать своё мнение, знать правила поведения и общения в школе, развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками, применять их на практике, адекватно воспринимать оценку своей работы; контролировать, корректировать и оценивать действия партнёра.
Оборудование: ПК, проектор, экран, учебник В.П. Канакина, В.Г.Горецкий 2 класс, презентация, карточки сигнальные, карточки для индивидуальной работы, карточки для работы в парах, сюжетная картина.
МБОУ «Ковалинская ООШ» Урмарского района Чувашской Республики
Урок русского языка во 2 классе
Тема: Для чего нужен мягкий знак (ь)?
Выполнила: учитель начальных классов
Прокопьева Алевтина Михайловна
Прокопьева Алевтина Михайловна, учитель начальных классов, МБОУ «Ковалинская ООШ».
Тема: «Для чего служит мягкий знак (ь)?».
Класс: 2
Дата: 17.12.2021г.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока:
Повторить способы обозначения мягкости согласных на письме при помощи буквы ь
Задачи
- уточнить особенности буквы «ь»;
- повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Ь;
- учить правильно писать слова с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным звуком;
- упражнять в каллиграфически правильном написании и соединении с другими буквами мягкого знака;
- способствовать усвоению написания словарных слов с мягким знаком на конце и в середине слов перед согласным звуком.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
-- научатся слышать слова с ь знаком, правильно обозначать на письме, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение
- находить орфограммы в указанных словах, выбирать средства устного общения в соответствии с предполагаемой речевой ситуацией
будут учиться строить высказывания в устной и письменной форме.
Личностные:
осознавать социальную роль обучающегося, важность получаемых знаний и приобретаемых умений, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, ориентироваться на здоровый образ жизни, на нравственно-этические нормы поведения; находить способы разрешения конфликтов; формировать положительную мотивации к учебной деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные УУД: уметь определять тему и цель урока; проговаривать последовательность действий на уроке и сохранять учебную задачу, работать по коллективно составленному алгоритму; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать и контролировать своё действие и деятельность одноклассников в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные УУД: уметь работать со словарём, добывать новые знания; уметь наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, строить логическую цепочку рассуждений, делать выводы;
Коммуникативные УУД: уметь полно, чётко и грамотно формулировать свои мысли, слушать, слышать и понимать речь других; уметь доказывать своё мнение, знать правила поведения и общения в школе, развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками, применять их на практике, адекватно воспринимать оценку своей работы; контролировать, корректировать и оценивать действия партнёра.
Оборудование: ПК, проектор, экран, учебник В.П. Канакина, В.Г.Горецкий 2 класс, презентация, карточки сигнальные, карточки для индивидуальной работы, карточки для работы в парах, сюжетная картина.
Технологическая карта урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
1.Самоопределение к деятельности.
Цель: Мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне, посредством создания эмоциональной обстановки.
- Здравствуйте, ребята. У нас сегодня необычный урок. К нам на урок пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. (слайд 1)
Солнце встало над землей
Разбудило всех детей.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся. (слайд 2)
- У вас хорошее настроение? Вы готовы к работе? Тогда – в путь, за знаниями. С этим прекрасным настроением я предлагаю начать урок. Девиз нашего урока: думать, размышлять, доказывать. Отгадайте загадку:
Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко-красный галстук мой (снегирь) (слайд 3)
-Кто это?
-Почему эту птицу так назвали?
-Являются ли слова снег и снегири однокоренными?
-Как вы проверите написание букв, обозначающих безударные гласные в слове снегири?
Учащиеся проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность.
Учащиеся слушают учителя и отвечают на вопросы.
Ответы детей
Личностные:
- определять общие для всех правила поведения;
- включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Метапредметные:
регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
-овладевать умением прогнозировать свою деятельность.
Коммуникативные:
-слушать и понимать речь других.
2. Актуализация знаний.
Цель: актуализация учебного содержания, необходимого для восприятия нового материала;
- определение особенностей буквы «ь»;
- учить детей выражать свою мысль устно
- Вот и к нам на урок спешат красногрудые снегири, но каждый со своим заданием. Первый снегирь с заданием на повторение пройденного материала.
1. Работа по картине «Покормите птиц зимой» (слайд 4)
- Кого вы видите на картине?
- А еще кого?
- Что делают дети?
- Что делают птицы?
- Как мы можем помочь птицам пережить зиму?
- Составьте рассказ на тему «Покормите птиц зимой»
2.Блиц – опрос. (слайд 5)
- Чем отличаются согласные звуки от гласных?
- Какие гласные обозначают мягкость согласных?
- Какие гласные буквы обозначат твёрдость согласных?
- Назовите непарные твердые согласные звуки.
- Назовите непарные мягкие согласные звуки.
- Когда буквы е,ё,ю,я обозначают мягкость согласного и гласный звук.
- Какими звуками различаются слова каждой пары: нос – нёс, мыл – мил, лук – люк.
3. Чистописание.
Упражнение для разминки пальцев рук.
- На уроке русского языка нам приходится много писать. Давайте подготовим свои пальчики к письму, а кроме того эти упражнения помогут вам сделать ваш почерк ровным и красивым.
«Разминка для пальцев». (слайд 6)
Чтоб красиво всем писать
Надо пальцы нам размять.
Кулачки все крепко сжали
И немного подержали
Подержали и разжали
Мне ладошки показали
Делай быстро, детвора
За письмо теперь пора.
Упражнение в чистописании.
- А сейчас вспомним правила письма. (слайд 7)
- Запишите в тетради сегодняшнюю дату и классная работа.
Учитель показывает образец написания. (слайд 8)
Нарисуем мягкий знак
Нежно капелькой
Вот так:
Букву капелька смягчает
Слово мягко прозвучит.
-Пишем в тетради самостоятельно.
-Молодцы. (Прилетел 2 снегирь)
Слушают учителя.
Анализируют. Отвечают на вопросы.
Составляют рассказ
Фронтальный опрос
Выполняют упражнения для разминки пальцев рук.
Тетрадь правильно кладу,
Руку правильно держу,
За посадкою держу,
С чистотою я дружу.
На отлично напишу!
Ребята делают соответствующие записи.
Отрабатывают навык каллиграфического письма букв.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: логические – анализ объекта с целью выделения признаков.
Личностные: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Регулятивные:
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
3.Постановка учебной задачи.
Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
С твердым Л я на стене,
Книги, например, на мне
Но как только Л смягчите,
Сразу в танец превратите. (полка-полька)
-Чем отличаются эти слова?
-Какая буква, кроме гласных е,е,ю,я,и обозначает мягкость согласных?
-Значит, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. (о ь-знаке)
Мягкий голос,
Мягкий шаг,
Это буква –мягких знак!
-Тема нашего урока?...
-Проверим по учебнику, правильно ли мы определили тему урока?
-Откройте учебник на стр.124. Прочитайте тему урока. Слайд 6
- (Для чего служит ь-знак?) (3 снегирь)
-Значит, цель нашего урока какая?
Упр.202 (Работа по учебнику). Словарная работа.
Скромность
Скупость
Совесть
- Какие хорошие качества вы бы хотели развить в себе?
- А теперь игра «Хлопай-топай». Я буду называть разные качества, характерные для человека. Если вы услышите положительные качества, хлопаете в ладоши, отрицательные - топаете.
Смелость, трусость, верность, вежливость, жадность, плаксивость, щедрость, злость, доброта честность.
- Все справились, молодцы.
Вывод: мягкий знак может стоять в середине слова и на конце.
Дети отвечают на вопросы и определяют тему урока
- мягкий знак
- Ответить на вопрос: Для чего служит мягкий знак?
Дети читают и объясняют смысл пословиц
Регулятивные: умение высказывать свое предположение
Коммуникативные:
умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли
Познавательные: формулирование
познавательной цели и искать нужную информацию
Личностные; умение осознавать трудности и стремление к их преодолению
4.Решение учебной задачи.
Цель: активизирует знания
учащихся.
Создаёт проблемную
ситуацию.
1) Лексическое значение слов. (4 снегирь на ветку) Слайд 7.
-Снегирь принёс задание – игру «Спрячь ь знак»
-Я называю слова, а вы вставляете в него ь так, чтобы поменялось лексическое значение.
Кон (этап игры) – конь (животное)
Банка (емкость) – банька (помещение старинное мыться) экран
-А теперь, сами запишите в тетрадь только новые слова.
Угол – уголь, ел – ель, галка – галька.
-Проверим на экране. ( + -)
-Что изменилось в слове? Как звучат согласные перед ь?
-Для чего служит ь после согласных?
Вывод: ь знак служит для смягчения предшествующего звука и меняет лексическое значение слова.
Ответы детей.
Самостоятельно пишут в тетради слова уголь, ель, галька.
Фронтальная проверка.
Вывод: ь знак служит для смягчения предшествующего звука и меняет лексическое значение слова
Регулятивные: принимать учебную
задачу, соответствующую этапу
обучения
Личностные: интерес к отдельным
заданиям;
Познавательные: искать нужную
информацию на странице,
«считывать» информацию с рисунков;
понимать знаки, символы, модели
Коммуникативные: умение выражать
свои мысли и слушать других.
5.Физкультминутка
Потрудились – отдохнем. (ходьба на месте)
Встанем, глубоко вздохнем. (подтягивания)
Руки в стороны, вперед, (повороты туловища)
Влево, вправо поворот. (наклоны влево-право)
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили, (ходьба на месте)
Всем улыбки подарили.
Выполняют упражнения
Личностные: установка на здоровый образ жизни.
6.Первичное закрепление.
Звуко-буквенный анализ. (5 снегирь) Слайд 8
-У вас на партах лежат листочки с кроссвордом. Давайте решим кроссворд работая в парах. Я читаю вслух, вы совещаетесь с соседом и по очереди записываете слова в клеточки. (+-)
а) Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко.
Рога раскинув широко. (лось) 4 б,3 зв.
б) Стройный, красивый,
Рога ветвистые.
Пасется весь день
Кто же это? …(олень) 5-4
в) Домашнее животное (лошадь) 6-5
г) Кто в лесу густом живет
Неуклюжий, косолапый.
Летом ест клубнику, мед,
А зимой сосет он лапу. (медведь) 7-6
-Посчитайте количество букв и звуков в словах. Запишите прямо в листочках.
-Почему букв больше, чем звуков?
-Какой можно сделать вывод?
Вывод: Буква мягкий знак (Ь) звука не обозначает.
Работа с правилом в учебнике. Стр.124. Слайд 9
-Давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод. Где проверим? По учебнику стр.124.
-Прочитайте правило. (хорошо читающий)
Правило: Буква мягкий знак (Ь) звука не обозначает, а лишь указывает на мягкость предшествующего согласного звука:
-Мы правильно сделали вывод?
-Понаблюдаем на примерах: (1 слово учитель, далее по одному чел по примеру): день, пальто, васильки, радость.
Решают кроссворд работая в парах и делают вывод, что ь знак звука не обозначает, а указывает на мягкость предшествующего согласного звука
Поверка вывода по учебнику
Регулятивные: контроль, оценка,
коррекция.
Познавательные: общеучебные –
умение структурировать знания, выбор
наиболее эффективных способов
решения задач, умение осознанно и
произвольно строить речевое
высказывание, рефлексия способов и
условий действия.
Коммуникативные: управление
поведением партнёра – контроль,
коррекция, оценка действий партнёра.
7. Закрепление знаний и способов действий
Цели:- выявить место и причину затруднения;
- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
(6 снегирь на ветку)
У вас на партах листочки со словами. Прочитайте. На какие две группы можно разделить эти слова? - Где пишется ь?
(ь –знак в середине слова и на конце)
деньки коньки
пеньки окунь
полька моль
пень угольки
якорь соль
весна - лишнее
- Запишите в тетрадь.
-1в.-----слова с мягким знаком на конце
-2в.-----слова с мягким знаком в середине
-Проверяем. Слайд 11.
-Еще раз скажите, для чего служит ь- знак после согласных на конце слов и в середине перед другими согласными?
Вывод:
Буква мягкий знак (Ь) звука не обозначает, а лишь указывает на мягкость предшествующего согласного звука и пишется в середине и на конце слова..
3)Самостоятельное применение знаний.
«Плюс» поставь, когда в словах
Ты напишешь мягкий знак.
Если в слове его нет,
«Минус» напиши в ответ.
- День, пень, сон, тень
Сыр, нос, лось, лень
Нос, нёс, рыть, ныть
Кон, конь, шум, шить.
(Взаимопроверка)
Составляют план достижения цели и определяют средства
Выполняют работу индтвидуально
Регулятивные: умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: развитие орфографической зоркости.
Регулятивные: умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли и слушать друга
8.Рефлексия учебной деятельности
Цель:- оценить результаты собственной деятельности.
- Какая тема урока была?
- На какой вопрос должны были ответить?
-Для чего служит мягкий знак?
- Дополните предложения:
- Я сегодня узнал…
-Я сегодня научился…
-У меня возникли затруднения…
-Проверим ваши знания.
-Сколько снегирей прилетело в гости к нам?
-Как пишется это слово?
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Участвуют в диалоге;
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли.
Познавательные:
рефлексия.
Личностные:
устанавливать связь между деятельности и ее результатом
9.Домашнее задание
-Какой праздник приближается?
Самый радостный, веселый праздник для взрослых и детей. Снегири приготовили шарики с буквосочетаниями: -сь, -ль, -рь, которые потом повесим на елку.
-В каких словах могут встретиться такие буквосочетания?
-Найдите слова и запишите на шариках
Получают новогодние шарики с буквосочетаниями