урок русского языка во 2 классе | Ардашева Анна Геннадьевна. Работа №342419. Номер работы: №342419
Урок русского языка во 2 классе для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, обучающимися по программе "Школа России". Тема урока "Что такое глагол?". Данная методическая разработка урока будет полезна для учителей начальных классов, работающих по различным образовательным программам и реализующими современный ФГОС
Технологическая карта урока
1.
ФИО )
Ардашева Анна Геннадьевна
2.
Предмет
Русский язык
3.
Класс
2а
4.
Тема
Что такое глагол?
5.
Тип урока
Урок новых знаний
6.
Учебное пособие
В.П. Канакина «Русский язык 2 класс 2 часть»
7.
Основные понятия, термины
Глагол, имя существительное, часть речи, предмет, действие предмета, вопрос
Психолого-педагогические особенности обучающихся: дети с тяжелыми нарушениями речи, обучаются по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Вариант 5.2. Для этих детей характерны неполноценная речевая деятельность, которая накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно – логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Первичная патология речи тормозит формирование потенциально сохранных умственных способностей, препятствуя нормальному функционированию речевого интеллекта.
Цель урока: познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками.
Планируемые образовательные результаты
1.Предметные:
- объяснять, какие слова называются глаголом
- различать глагол от других частей речи
- находить в предложении глаголы
2.Метапредметные:
Познавательные универсальные учебные действия:
Базовые логические действия:
-сравнивать различные части речи (существительное-глагол) при выполнении практических заданий,
-устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы
-определять существенные признаки для классификации частей речи
Базовые исследовательские действия:
- с помощью учителя формулировать цель урока
- сравнивать несколько вариантов выполнения задания
Работа с информацией:
-чтение текста и поиск информации, представленной в явном виде
- читать и преобразовывать полученную информацию в алгоритм для выполнения учебных задач
Регулятивные:
- оценивать свою работу по образцу
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата
-выстраивать последовательность выбранных действий
Коммуникативные:
- корректно и аргументированно высказывать свое мнение,
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей,
- формулировать устный ответ на вопрос учителя
3. Личностные:
- проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
Коррекционно-образовательные задачи:
- тренировать умение формулировать тему урока через решение проблемной ситуации,
- тренировать умение формулировать цель урока при обсуждении вместе с учителем
- тренировать умение находить слова с заданной орфограммой с помощью оп,
- тренировать умение задавать вопросы друг другу при работе в парах
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать мелкую моторику через проведение пальчиковой гимнастикой,
- развивать слуховую память при слушании инструкций,
- развивать мыслительные операции через выкладывание пунктов алгоритма «Как определить часть речи?»,
- развивать умение составлять предложение по картинке,
- развивать внимание при выполнении разных практических заданий
Воспитательные задачи:
- воспитание умения преодолевать трудности, усидчивость, аккуратность при выполнении заданий
Время
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
Приложение (ЦОР)
1.Этап мотивации
2 мин
Оргмомент,
учитель приветствует учеников, зачитывает стихотоворение:
Друг другу улыбнись.
Тихонечко садись.
Руки на месте.
Ноги на месте.
Локти у края.
Спина прямая.
Учитель предлагает посмотреть учеников на доску, где записано слово, которое нужно расшифровать, для этого предлагает убрать все гласные первого ряда и
прочитать.
Д О Е Й С А Т Ы В И Е
Слово: действие
Учитель проводит пальчиковую гимнастику, просит записать в тетради число и классная работа.
Проверяют готовность к уроку.
Проговаривают хором вместе с учителем, опираясь на текст на карточке-опоре на доске.
Разгадывают слово
Выполняют движения.
Записывают число, классная работа.
Регулятивные
самостоятельно организовывать свое рабочее место;
- планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией;
- настраивать себя на продуктивную работу;
Познавательные
- выделять существенную информацию из текста;
Коммуникативные
- слушать собеседника и понимать речь других;
- строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;
презентация
2.Этап актуализаций знаний, пробного действия
5мин
Учитель предлагает прочитать слова, написанные на доске.
Учитель просит определить, какая буква пропущена в этих словах?
Учитель предлагает детям вспомнить, на какое правило пропущена буква и дать характеристику звуку, который обозначен этой буквой.
Учитель просит переписать слова с доски, поставить ударение, а пропущенную букву подчеркнуть.(Приложение 1)
Читают по цепочке слова: уч.ник, п.нал, т.традь, л.теть, м.дведь.
- во всех словах пропущена буква Е
-Безударная гласная в корне
-Гласный, безударный
Переписывают слова, подчеркивают букву Е зеленым цветом.
-К существительным, кроме одного.
Не, слово ЛЕТЕТЬ лишнее.
Познавательные
логические
устанавливать закономерности, строить рассуждения;
- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления;
3.Этап локализации индивидуальных затруднений
1 мин
Учитель предлагает определить, к какой части речи принадлежат данные слова и все ли слова относятся к существительным. Так же просит подумать и определить, какое слово лишнее и почему?
Учитель просит определить, на какой вопрос отвечает данное слово и к какой части речи оно относится.
- к существительным
-нет
-лететь
-Что делать?
-Не обозначает предмет.
Предлагают разные варианты ответов ( глагол…)
познавательные
- осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- выполнять пробные учебные действия;
- фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии;
4.Этап целеполагания, поиск решения и разрешения затруднения (приобретения нового знания)
6 мин
Учитель предлагает посвятить урок теме « Что такое глагол?»
Учитель формулирует цель урока вместе с учениками –познакомиться с частью речи –глагол и ее отличительными признаками
Учитель рассказывает, что в русском языке, слова, которые отвечают на вопросы: что делать, что сделать и обозначают действие, их называют глаголами, то есть часть речи –глагол
Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить.
Учитель предлагает составить алгоритм для определения слов, имеющих часть речи- глагол.
1. Поставить к слову вопрос.
2. Определить, что оно обозначает.
3. Определить часть речи
.
Учитель предлагает прочитать слова на доске по цепочке, расставляя ударения УЧИТ, ЕДЯТ, УСНУЛА, ВЕРИТ, МЫЛ, ПОБЕЖАЛО, ПОБЕДИТ, ОТДАТЬ
Учитель предлагает подумать, к какой части речи эти слова относятся и почему.
Учитель предлагает доказать на основе карточки-алгоритма, что это слова -глаголы?
Слушают, обсуждают
Читают слова
Обсуждают и составляют алгоритм, определяя правильную последовательность (карточки с этапами алгоритма)
Задают вопрос, определяют, что обозначает и делают вывод
познавательные
- выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их;
- формулировать проблему;
- структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках;
- самостоятельно выделять и формулировать цель урока;
- воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;
- слушать и понимать речь других;
- формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи;
- оформлять свои мысли в устной форме;
5.Этап первичного закрепления нового знания
8 мин
Учитель предлагает открыть учебник на с. 68 и найти упражнение 116, посмотреть на рисунки к заданию, подумать и описать действия, какие выполняет мальчик.
(Приложение 2)
Учитель просит подумать и назвать слова, обозначающие действие предмета.
(МОЕТ, ПОЛИВАЕТ, СТИРАЕТ, ЧИТАЕТ)
- На какой вопрос отвечают эти слова?
- К какой части речи они относятся? (ГЛАГОЛУ)
Учитель предлагает прочитать правило в учебнике.
Учитель предлагает составить предложение по любому рисунку и записать предложение в тетрадь , подчеркнуть в нем главные члены предложения.
Учитель предлагает выполнить физ
культ
минутку.
Раз-подняться, потянуться,
Два- согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре – руки шире
,
Пять – руками помахать,
Шесть – на месте повернуться,
Семь – притопнуть, поскакать,
Восемь – тихо помолчать.
Рассматривание рисунков. Ответы на вопросы.
.
-Что делает?
Дети читают правило в учебнике.
Составляют предложение, записывают его, выделяют грамматическую основу.
Выполняют движения физкультминутки
познавательные
-выполнять пробные учебные действия;
- формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности;
- соотносить информацию, представленную в разных формах;
- извлекать необходимую информацию из текста;
- ориентироваться в учебнике;
6.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
7 мин
Самостоятельная работа.
Учитель предлагает выполнить задание с опорой на алгоритм: прочитать текст и подчеркнуть двумя чертами глаголы. (Приложение 3)
Тают сугробы.
Утихли метели.
В садовую рощу
Грачи прилетели.
Учитель предлагает проверить с образцом на экране.
Учитель просит оценить себя по Светофору:
Зелёный – правильно найдены и подчеркнуты 3 глагола
Жёлтый – правильно найдены и подчеркнуты 2 глагола
Красный - – правильно найден и подчеркнут 1 глагол или глаголы найдены не верно.
Самостоятельная работа: выполнение задания на карточках: поиск глаголов
Проверяют с образцом на экране.
коммуникативные
- договариваться о совместной деятельности в паре, умение находить общее решение;
- осуществлять работу в паре (группе);
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
7.Этап включения в систему знаний и повторения
7 мин
Учитель предлагает выполнить задание в группе, направленное на развитие речи обучающихся: соедини стрелками рисунок животного и слово, которое обозначает, как это животное подает голос
(Приложение 4)
Учитель предлагает проверить правильность выполнения, называя по одному животному, изображенного на карточке, по цепочке.
Учитель предлагает открыть учебник на с. 69 и найти упражнение 118. Просит вспомнить, знакомо ли детям произведение К. Чуковского, и какие слова он перепутал.
Просит прочитать, подумать и проговорить, как нужно правильно записать данные предложения. Просит записать столбики стихотворений по вариантам.
Работа по вариантам:
1в - 1 столбик;
2в – 2 столбик.
Проверяем.
(Приложение 5)
Учитель предлагает проверить работу фронтально, читая правильно записанный вариант с тетради.
Работа в группах: дописать подходящие глаголы
Работа в группе: по структуре « 1-все»
1. Ученики распределяют порядковые номера между собой от 1до 4
2. Группа получает карточку с заданиями
3. Ученик под номером 1 получает карточку и выполняет любое из предложенных заданий
4. Карточку получает ученик под номером 2 и выполняет задание
5. Действия повторяются пока не будут выполнены все задания
Проверяют с образцом
Выполнение упражнения
Работа по вариантам:
Записывают правильно отрывок из стихотворения
Самоконтроль
- принимать и сохранять учебную задачу;
- составлять план и последовательность действий для решения учебной задачи;
- осуществлять пошаговый контроль по результату (соответствие найденной информации заданным параметрам);
8.Этап рефлексии деятельности на уроке
4мин
Учитель подводит итог, предлагая ответить на вопросы
- С какой частью речи сегодня познакомились?
- Почему слово лететь является глаголом?
- Оцените свою работу на уроке по Светофору:
Поднимите Зеленый- светофор, кто справился со всеми заданиями без помощи учителя
Желтый- кто еще не уверен, многие задания выполнял только с помощью учителя
Красный-было сложно, много не понял, с большей частью заданий не справился.
Рефлексивные вопросы
Что было трудным на уроке?
- Что было интересным на уроке?
Знакомство с глаголом мы продолжим на следующих уроках.
Учитель объясняет домашнее задание: с. 68 упражнение 119.
Ответы на вопросы
-Глагол
-Обозначает действие и отвечает на вопрос что делать?
Оценивают свою работу
Отвечают на вопросы
познавательные
- систематизировать, обобщать изученное, делать выводы
- строить монологическое высказывание;
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;
регулятивные
- оценивать правильность выполненных действий;
- анализировать и оценивать результаты своей деятельности.
Приложение 1
Уч.ник, п.нал, т.традь, л.теть, м.дведь.
Прочитать слова, определить какая буква пропущена, определить на какое правило пропущена буква, переписать слова с доски, поставить ударение, пропущенную букву подчеркнуть.
Приложение 2
Рассмотреть рисунки. Определить, что делает мальчик. Назвать слова, обозначающие действия мальчика. Определить, на какой вопрос отвечают эти слова и к какой части речи они относятся. Составить предложение по любому рисунку. Записать его. Определить грамматическую основу предложения.
Приложение 3
Тают сугробы.
Утихли метели.
В садовую рощу
Грачи прилетели.
Прочитать текст, написанный на карточке, найти и подчеркнуть двумя чертами глаголы.
Приложение 4
Соединить стрелками рисунок животного и слово, которое обозначает, как это животное подает голос.
Приложение 5
Прочитать, подумать и проговорить, как нужно правильно записать данные предложения. Записать столбики стихотворений по вариантам.
Работа по вариантам:
1в - 1 столбик;
2в – 2 столбик.