Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

урок русского языка во 2 классе | Ардашева Анна Геннадьевна. Работа №342419. Номер работы: №342419

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Урок русского языка во 2 классе для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, обучающимися по программе "Школа России". Тема урока "Что такое глагол?". Данная методическая разработка урока будет полезна для учителей начальных классов, работающих по различным образовательным программам и реализующими современный ФГОС

Технологическая карта урока

 

1.

ФИО )

Ардашева Анна Геннадьевна

2.

Предмет

Русский язык

3.

Класс

4.

Тема

Что такое глагол?

5.

Тип урока

Урок новых знаний

6.

Учебное пособие

В.П. Канакина «Русский язык 2 класс 2 часть»

7.

Основные понятия, термины

Глагол, имя существительное, часть речи, предмет, действие предмета, вопрос

 

Психолого-педагогические особенности обучающихся: дети с тяжелыми нарушениями речи, обучаются по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Вариант 5.2. Для этих детей характерны неполноценная речевая деятельность, которая накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно – логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Первичная патология речи тормозит формирование потенциально сохранных умственных способностей, препятствуя нормальному функционированию речевого интеллекта.

 

 

Цель урока: познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками.

Планируемые образовательные результаты

1.Предметные:

- объяснять, какие слова называются глаголом

- различать глагол от других частей речи

- находить в предложении глаголы

2.Метапредметные:

Познавательные универсальные учебные действия:

Базовые логические действия:

-сравнивать различные части речи (существительное-глагол) при выполнении практических заданий,

-устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы

-определять существенные признаки для классификации частей речи

Базовые исследовательские действия:

- с помощью учителя формулировать цель урока

- сравнивать несколько вариантов выполнения задания

Работа с информацией:

-чтение текста и поиск информации, представленной в явном виде

- читать и преобразовывать полученную информацию в алгоритм для выполнения учебных задач

Регулятивные:

- оценивать свою работу по образцу

- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата

-выстраивать последовательность выбранных действий

Коммуникативные:

- корректно и аргументированно высказывать свое мнение,

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей,

- формулировать устный ответ на вопрос учителя

3. Личностные:

- проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Коррекционно-образовательные задачи:

- тренировать умение формулировать тему урока через решение проблемной ситуации,

- тренировать умение формулировать цель урока при обсуждении вместе с учителем

- тренировать умение находить слова с заданной орфограммой с помощью оп,

- тренировать умение задавать вопросы друг другу при работе в парах

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать мелкую моторику через проведение пальчиковой гимнастикой,

- развивать слуховую память при слушании инструкций,

- развивать мыслительные операции через выкладывание пунктов алгоритма «Как определить часть речи?»,

- развивать умение составлять предложение по картинке,

- развивать внимание при выполнении разных практических заданий

Воспитательные задачи:

- воспитание умения преодолевать трудности, усидчивость, аккуратность при выполнении заданий

 

 

 

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Приложение (ЦОР)

1.Этап мотивации

 

2 мин

 

Оргмомент,

учитель приветствует учеников, зачитывает стихотоворение:

Друг другу улыбнись.

Тихонечко садись.

Руки на месте.

Ноги на месте.

Локти у края.

Спина прямая.

 

 

Учитель предлагает посмотреть учеников на доску, где записано слово, которое нужно расшифровать, для этого предлагает убрать все гласные первого ряда и

прочитать.

Д О Е Й С А Т Ы В И Е

 

Слово: действие

 

Учитель проводит пальчиковую гимнастику, просит записать в тетради число и классная работа.

 

 

Проверяют готовность к уроку.

Проговаривают хором вместе с учителем, опираясь на текст на карточке-опоре на доске.

 

 

 

 

 

Разгадывают слово

 

 

 

 

Выполняют движения.

Записывают число, классная работа.

Регулятивные

самостоятельно организовывать свое рабочее место;

- планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией;

- настраивать себя на продуктивную работу;

Познавательные

- выделять существенную информацию из текста;

Коммуникативные

- слушать собеседника и понимать речь других;

- строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

 

презентация

2.Этап актуализаций знаний, пробного действия

5мин

 

Учитель предлагает прочитать слова, написанные на доске.

 

Учитель просит определить, какая буква пропущена в этих словах?

 

Учитель предлагает детям вспомнить, на какое правило пропущена буква и дать характеристику звуку, который обозначен этой буквой.

Учитель просит переписать слова с доски, поставить ударение, а пропущенную букву подчеркнуть.(Приложение 1)

 

 

Читают по цепочке слова: уч.ник, п.нал, т.традь, л.теть, м.дведь.

- во всех словах пропущена буква Е

 

-Безударная гласная в корне

-Гласный, безударный

Переписывают слова, подчеркивают букву Е зеленым цветом.

-К существительным, кроме одного.

Не, слово ЛЕТЕТЬ лишнее.

 

Познавательные

логические

устанавливать закономерности, строить рассуждения;

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления;

 

 

3.Этап локализации индивидуальных затруднений

1 мин

Учитель предлагает определить, к какой части речи принадлежат данные слова и все ли слова относятся к существительным. Так же просит подумать и определить, какое слово лишнее и почему?

 

 

Учитель просит определить, на какой вопрос отвечает данное слово и к какой части речи оно относится.

 

- к существительным

-нет

-лететь

 

 

-Что делать?

-Не обозначает предмет.

Предлагают разные варианты ответов ( глагол…)

познавательные

- осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- выполнять пробные учебные действия;

- фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии;

 

4.Этап целеполагания, поиск решения и разрешения затруднения (приобретения нового знания)

6 мин

Учитель предлагает посвятить урок теме « Что такое глагол?»

Учитель формулирует цель урока вместе с учениками –познакомиться с частью речи –глагол и ее отличительными признаками

Учитель рассказывает, что в русском языке, слова, которые отвечают на вопросы: что делать, что сделать и обозначают действие, их называют глаголами, то есть часть речи –глагол

Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить.

Учитель предлагает составить алгоритм для определения слов, имеющих часть речи- глагол.

1. Поставить к слову вопрос.

 2. Определить, что оно обозначает.

3. Определить часть речи

.

Учитель предлагает прочитать слова на доске по цепочке, расставляя ударения УЧИТ, ЕДЯТ, УСНУЛА, ВЕРИТ, МЫЛ, ПОБЕЖАЛО, ПОБЕДИТ, ОТДАТЬ

Учитель предлагает подумать, к какой части речи эти слова относятся и почему.

Учитель предлагает доказать на основе карточки-алгоритма, что это слова -глаголы?

 

 

 

Слушают, обсуждают

 

 

 

 

Читают слова

 

 

 

Обсуждают и составляют алгоритм, определяя правильную последовательность (карточки с этапами алгоритма)

 

Задают вопрос, определяют, что обозначает и делают вывод

 

познавательные

- выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их;

- формулировать проблему;

- структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках;

- самостоятельно выделять и формулировать цель урока;

- воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;

- слушать и понимать речь других;

- формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи;

- оформлять свои мысли в устной форме;

 

 

5.Этап первичного закрепления нового знания

8 мин

Учитель предлагает открыть учебник на с. 68 и найти упражнение 116, посмотреть на рисунки к заданию, подумать и описать действия, какие выполняет мальчик.

(Приложение 2)

 

Учитель просит подумать и назвать слова, обозначающие действие предмета.

(МОЕТ, ПОЛИВАЕТ, СТИРАЕТ, ЧИТАЕТ)

- На какой вопрос отвечают эти слова?

 

- К какой части речи они относятся? (ГЛАГОЛУ)

Учитель предлагает прочитать правило в учебнике.

Учитель предлагает составить предложение по любому рисунку и записать предложение в тетрадь , подчеркнуть в нем главные члены предложения.

 

Учитель предлагает выполнить физ

культ

минутку.

Раз-подняться, потянуться,

Два- согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре – руки шире

,

Пять – руками помахать,

Шесть – на месте повернуться,

Семь – притопнуть, поскакать,

Восемь – тихо помолчать.

Рассматривание рисунков. Ответы на вопросы.

.

 

 

 

-Что делает?

Дети читают правило в учебнике.

Составляют предложение, записывают его, выделяют грамматическую основу.

 

Выполняют движения физкультминутки

 

 

 

 

 

 

 познавательные

-выполнять пробные учебные действия;

- формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности;

- соотносить информацию, представленную в разных формах;

- извлекать необходимую информацию из текста;

- ориентироваться в учебнике;

 

 

 

6.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

 

 

 

7 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа.

Учитель предлагает выполнить задание с опорой на алгоритм: прочитать текст и подчеркнуть двумя чертами глаголы. (Приложение 3)

Тают сугробы.

Утихли метели.

В садовую рощу

Грачи прилетели.

Учитель предлагает проверить с образцом на экране.

Учитель просит оценить себя по Светофору:

Зелёный – правильно найдены и подчеркнуты 3 глагола

Жёлтый правильно найдены и подчеркнуты 2 глагола

Красный - – правильно найден и подчеркнут 1 глагол или глаголы найдены не верно.

 

 

 

Самостоятельная работа: выполнение задания на карточках: поиск глаголов

 

 

 

 

Проверяют с образцом на экране.

коммуникативные

- договариваться о совместной деятельности в паре, умение находить общее решение;

- осуществлять работу в паре (группе);

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

 

 

 

7.Этап включения в систему знаний и повторения

7 мин

 

 

Учитель предлагает выполнить задание в группе, направленное на развитие речи обучающихся: соедини стрелками рисунок животного и слово, которое обозначает, как это животное подает голос

(Приложение 4)

 

 

Учитель предлагает проверить правильность выполнения, называя по одному животному, изображенного на карточке, по цепочке.

 

Учитель предлагает открыть учебник на с. 69 и найти упражнение 118. Просит вспомнить, знакомо ли детям произведение К. Чуковского, и какие слова он перепутал.

Просит прочитать, подумать и проговорить, как нужно правильно записать данные предложения. Просит записать столбики стихотворений по вариантам.

Работа по вариантам:

1в - 1 столбик;

2в – 2 столбик.

Проверяем.

(Приложение 5)

 

Учитель предлагает проверить работу фронтально, читая правильно записанный вариант с тетради.

Работа в группах: дописать подходящие глаголы

 

 

 

 

Работа в группе: по структуре « 1-все»

1. Ученики распределяют порядковые номера между собой от 1до 4

2. Группа получает карточку с заданиями

3. Ученик под номером 1 получает карточку и выполняет любое из предложенных заданий

4. Карточку получает ученик под номером 2 и выполняет задание

5. Действия повторяются пока не будут выполнены все задания

 

 

Проверяют с образцом

 

 

 

 

 

Выполнение упражнения

Работа по вариантам:

Записывают правильно отрывок из стихотворения

 

 

 

 

 

Самоконтроль

 

 

 

 

 

принимать и сохранять учебную задачу;

- составлять план и последовательность действий для решения учебной задачи;

- осуществлять пошаговый контроль по результату (соответствие найденной информации заданным параметрам);

 

 

8.Этап рефлексии деятельности на уроке

4мин

Учитель подводит итог, предлагая ответить на вопросы

- С какой частью речи сегодня познакомились?

- Почему слово лететь является глаголом?

- Оцените свою работу на уроке по Светофору:

Поднимите Зеленый- светофор, кто справился со всеми заданиями без помощи учителя

Желтый- кто еще не уверен, многие задания выполнял только с помощью учителя

Красный-было сложно, много не понял, с большей частью заданий не справился.

Рефлексивные вопросы

Что было трудным на уроке?

- Что было интересным на уроке?

Знакомство с глаголом мы продолжим на следующих уроках.

Учитель объясняет домашнее задание: с. 68 упражнение 119.

 

Ответы на вопросы

-Глагол

-Обозначает действие и отвечает на вопрос что делать?

 

Оценивают свою работу

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

познавательные

- систематизировать, обобщать изученное, делать выводы

 - строить монологическое высказывание;

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

регулятивные

 - оценивать правильность выполненных действий;

- анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Уч.ник, п.нал, т.традь, л.теть, м.дведь.

 

Прочитать слова, определить какая буква пропущена, определить на какое правило пропущена буква, переписать слова с доски, поставить ударение, пропущенную букву подчеркнуть.

Приложение 2

 

 

 

Рассмотреть рисунки. Определить, что делает мальчик. Назвать слова, обозначающие действия мальчика. Определить, на какой вопрос отвечают эти слова и к какой части речи они относятся. Составить предложение по любому рисунку. Записать его. Определить грамматическую основу предложения.

 

 

Приложение 3

Тают сугробы.

Утихли метели.

В садовую рощу

Грачи прилетели.

Прочитать текст, написанный на карточке, найти и подчеркнуть двумя чертами глаголы.

 

 

 

Приложение 4

 

 

 

 

Соединить стрелками рисунок животного и слово, которое обозначает, как это животное подает голос.

 

 

Приложение 5

 

Прочитать, подумать и проговорить, как нужно правильно записать данные предложения. Записать столбики стихотворений по вариантам.

Работа по вариантам:

1в - 1 столбик;

2в – 2 столбик.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X