Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

урок русского языка | ХудойбердиХудойбердиева Елена Владимировна. Работа №222455. Номер работы: №222455

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: ХудойбердиХудойбердиева Елена Владимировна
Урок руского языка по теме " Слова, противоположные по значению" проводится во 2 классе, в рамках программы "Школа 21 века". материал урока поможет обогатить словарный запас ученика антонимами, поможет глубже осознать значение слов не только в прямом значении, но и в переносном.

УМК: «Начальная школа XXI века»

Русский язык. Учебник. 2 класс.

Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И.

Предмет: русский язык, 2-й класс

Учитель: Худойбердиева Елена Владимировна

Тема урока: Слова, противоположные по значению

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель: создание благоприятных условий для формирования представлений учащихся об антонимах

Задачи:

1. Познакомить со словами – антонимами.

2. Способствовать развитию познавательной деятельности.

3.Развивать коммуникативные умения работы в группах.

4.Повышать интерес к учебно-познавательной деятельности с помощью ИКТ.

Формировать УУД:

-формировать учебно-познавательный интерес к словам – антонимам и умению использовать эти слова в речи, выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

(Личностные УУД);

- формировать собственное мнение и позицию, умение договариваться, задавать вопросы, выслушивать мнения других.

(Коммуникативные УУД);

– умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

– умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, выстраивать модель в сотрудничестве с учителем и самостоятельно.

 

Планируемый результат

Знать определение «антонимы», выявлять слова, значение которых требует уточнения, подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении.

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Уметь оформлять свою мысль в письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно искать и собирать информацию по теме урока.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

• фронтальная работа;

• парная;

• групповая;

• индивидуальная.

Оборудование:

• учебник “Русский язык” для 2 класса, автор С. В. Иванов;

• карточки с заданиями;

• мультимедиа установка, компьютер;

 

 

 

 

I этап. Организация класса (слайд 1)

Прозвенел звонок весёлый

Мы урок начать готовы.

Приглашаю вас путешествовать

Знания приобретать и совершенствовать.

- Сегодня мы совершим путешествие на корабле «Мечта» по океану Лексикология к острову Лексика.

- Что нам понадобится для нашего плавания?

(учебник, тетрадь - бортовой журнал, маршрутная карта, в которой вы будете отмечать свои успехи, а также дружба и наши знания)

- Все наблюдения мы будем записывать в бортовой журнал.

- Как нужно вести записи?

( Писать нужно разборчиво и аккуратно ).

II Пальчиковая гимнастика

1 Волны.

Ходят волны на просторе,

Вы узнали? Это-море.

2 Чайки.

Чайка над волной взмывает,

Чайка чайку догоняет.

3 Бинокль.

Встал на мостик капитан,

Смотрит здесь, смотрит там.

То в бинокль, то в трубу-

Влево, вправо, за корму.

-Ребята, повернитесь друг к другу.

Согрейте свои ладошки. Поделитесь с соседом теплом, улыбками, хорошим настроением.

- Отправляемся в путь.

- Откройте тетради, красиво запишите дату нашего отплытия.

-Путь наш продолжается и впереди мыс «Словарный» встречается.(слайд 3)

Жители острова не могут выполнить задание, давайте им поможем. Соотнесите картинки со словами, будьте внимательными в словах все гласные смыла волна.

(дети соотносят картинки, вставляют в слова пропущенные гласные)

Проверяют по эталону (слайд 4)

Л_с_ница, м_сяц, в_т_р , р_б_т_, к_мп_с, к_р_бл_.

Оцените свою работу. Если вы считаете, что задание было интересным и не вызвало у вас затруднений, закрасьте кружок зелёным цветом, а если вы выполнили задание с ошибками, то закрасьте красным цветом.

-Без какого предмета мы не сможем продолжать плавание? (без компаса)

-Что это за предмет?

- Составьте предложение со словом компас.(слайд 5)

Оцените свою работу. Закрасьте кружочек на карте возле словарного мыса зелёным цветом, если задание не вызвало затруднений, и красным – если трудности возникли. (приложение1)

II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умени

Впереди пиратский корабль. Пираты передают нам письмо в бутылке. Выполнив задание, мы сможем дальше продолжить путь.(слайд 6)

Работа в группах (приложение 2)

Возьмите карточки. Что нужно сделать?

-Какое умение вам понадобится для его выполнения?

( Умение находить синонимы)

-Какие слова называют синонимами?

Тихий трусливый

Ошибка бесшумный

Радость промах

Смелый веселье

-Проверим, что у вас получилось?

- Оцените свою работу в группах. (приложение 1)

III этап. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)

-Какие слова у вас остались?

- Можно ли их назвать синонимами? Почему?

- Знаем ли мы, как называются эти слова?

(слова с противоположными именами)

Предположите, как они называются?

- Поставьте учебную цель урока.

- На какие вопросы хотели бы получить ответ?

1. Почему так называются слова?

2. Что их объединяет?

3. Зачем нужны в речи?

- Ребята, кто может объяснить, что означают слова- антонимы?

- Мы подплываем к мысу «Антонимы» (слайд 7)

- Откройте путеводитель на стр.62

Прочитайте, почему слова названы антонимами?

- Прочесть одно, а запомнить - другое.

Давайте зарифмуем правило.(слайд 9)

МИНУС-ПЛЮС,

ОГОНЬ – ВОДА,

ДЕРЗКИЙ – ОСТОРОЖНЫЙ,

ВСЕ АНТОНИМЫ ВСЕГДА

ПРОТИВОПОЛОЖНЫ.

- На какой вопрос мы уже ответили?

IV  Открытие нового знания

- Чтобы выяснить, что общего у этих слов, выполните упражнение 3 в парах.

Каждую пару слов пишите с новой строки.

МОЛОДОЙ-СТАРЫЙ

ВЕСЕЛО – ГРУСТНО

СЕВЕР – ЮГ

ВЕСЁЛЫЙ – ГРУСТНЫЙ

МОЛОДОСТЬ – СТАРОСТЬ

СЕВЕРНЫЙ – ЮЖНЫЙ

- Каково лексическое значение слов относительно друг друга?

- Одинаковы ли они по написанию?

- На какой вопрос отвечают?

- Слова антонимической пары принадлежат к одной и той же части речи и отвечают на один и тот же вопрос.

- Оцените свою работу в парах по данным критериям (приложение 1)

V Физкультминутка

А теперь пришёл черёд

Сыграть в игру наоборот,

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь низко,

Скажу я слово далеко,

Ты возразишь мне близко.

Скажу я слово потерял,

А ты кричи скорей: нашёл,

Теперь «начало» я скажу,

А ты скажи… (конец).

- Вижу, вы ловко уже получается у вас подбирать слова с противоположным значением.

VI  Первичное закрепление (слайд 11)

Самостоятельная работа. Самоанализ и самоконтроль.

Предлагаю заняться дайвингом.

- Кто знает. Что это такое?

Стр.63 УПР.2

VII Включение нового знания в систему знаний и повторение

- Нам осталось ответить на последний вопрос. Какова роль антонимов в речи?

- Рассмотрите картинки, попробуйте их сравнить.

Антонимы передают смену картин, наблюдаемых в жизни, чередование действий, событий.

В русском языке есть многозначные слова. Подберите к многозначным словам антонимы.

Лёгкая ноша - тяжёлая ноша

Лёгкая задача – трудная задача

Лёгкий ветерок – тяжёлый ветерок

- Но что это, наш корабль попадает в воды течения .

- Дополните пословицы словами противоположными по значению.(слайд 19)

- Соберите из данных слов пословицу.

- Как вы её понимаете?

- Подходит ли она к теме нашего урока?

ЗАПИШИТЕ ЭТУ ПОСЛОВИЦУ В БОРТОВЫЕ ЖУРНАЛЫ.

Не дорого начало, похвален конец.

Вывод: богатство и разнообразие антонимов в русской речи создают благоприятную почву для придания речи выразительности и остроты.

Антонимы в речи нужно использовать осторожно и грамотно. Иначе выражение может получиться смешным.

VIII Рефлексия деятельности (итог урока) (слайд 20)

Ребята, слева по борту под пальмами сундук с сокровищами. Какое поступит предложение? Высаживаемся на остров.

-Как вы думаете, какие сокровища спрятаны в сундуке?

ЗНАНИЯ

АНТОНИМЫ

ОТВЕЧАЮТ НА ОДИН И ТОТ ЖЕ ВОПРОС

ОБОГАЩАЮТ РЕЧЬ

Наше путешествие подходит к концу. Посмотрите на бортовые журналы, карту самооценки. Оцените свою работу на уроке?

- О чём расскажете дома?

Продолжите предложения:

Мне понравилось…

Я сегодня научился…

Мне удалось…

Теперь я смогу…

Я сумею найти…

Что бы знания стали прочными и стали для вас спасательным кругом на контрольных работах, их необходимо закрепить.

Для этого предлагаю вам выполнить ДЗ (приложение 3)

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×