Урок "Сопоставление звуков [г] и [к] по глухости - звонкости" | Мой кабинет. Работа №341205
Конспект урока литературного чтения в 1 классе.
"Начальная школа 21 века"
Подготовила: учитель начальных классов МБОУ СОШ № 2 г.Петровска Пушкарева Татьяна Владимировна
УМК: учебник Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова "Букварь, 1 класс, I часть " (изд-во "Вентана - Граф", 2011 г.)
Тема: "Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости – глухости».
Тип урока: изучение нового материала
Цель: способствовать развитию фонетического слуха на примере составления схем слов и анализирования звуков г – к; развивать речь.
Технология: критическое мышление
Конспект урока литературного чтения в 1 классе.
"Начальная школа 21 века"
Подготовила: учитель начальных классов МБОУ СОШ № 2 г.Петровска Пушкарева Татьяна Владимировна
УМК: учебник Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова "Букварь, 1 класс, I часть " (изд-во "Вентана - Граф", 2011 г.)
Тема: "Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости – глухости».
Тип урока: изучение нового материала
Цель: способствовать развитию фонетического слуха на примере составления схем слов и анализирования звуков г – к; развивать речь.
Технология: критическое мышление
Задачи урока:
I. Предметные:
- формировать умения сопоставлять звуки по звонкости- глухости;
- уметь отражать характеристику согласных звуков в модели слова
- способствовать формированию навыков правильного чтения;
II. Метапредметные:
1) познавательные УУД:
- формировать мыслительную деятельность учащихся;
- формировать умения классифицировать, сравнивать по заданным параметрам;
2) регулятивные УУД:
- формировать учебную деятельность;
- формировать умения осуществлять контроль, выполнять учебное действие в уме;
3) коммуникативные УУД:
- развивать творческое мышление;
- формировать умение работать в парах;
- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
- формировать умения самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос;
III. Личностные
- развивать творческое мышление;
- формировать умение работать в парах;
- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
- формировать умения самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос;
- формировать способность к самооценке и интерес к учебному материалу;
Ход урока.
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные действия
I.
Организационный момент. (1мин)
- Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуем их. Садитесь.
По тропинке к вам школьной спешила.
Любовалась, как жизнь хороша.
Солнце ласково в небе уж так не сияло, как летом,
Но моя улыбалась душа.
- Свое хорошее настроение я хочу передать всем вам. Улыбнитесь друг другу. С таким добрым, хорошим настроением мы начинаем наш урок. И я знаю, что у вас всё получится.
Слайд 1. (гном)
По дороге в школу я встретила гномика. Он пожаловался, что в их городе совсем нет света. А в ноябре, когда самые короткие дни, на улицах темно даже днем. Я подумала, что мы можем помочь гномам. Мы соберем фонарики, сложим их в конверт и отошлем им в город. А для этого нужно хорошо поработать на уроке и зажечь фонарики. И так в путь.
Организовывают рабочее место
1. Д.; 1.Речевая разминка.
2. Задание на сообразительность
3. Работа с учебником.
4.Работа в парах.
Личностные: самоопределение;
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
II.
Актуализация знаний.(5-7 мин
III.
Постановка учебной задачи
IV.
Открытие нового знания
V.
Закрепление.
VI.
VII.
Итог урока
Рефлексия
Живут в согласии буквы-сестрички. В букварь забежали они на странички.
Слайд 2.
Выполняем задание первое: чтение чистоговорок (условное обозначение рот).
Прочитайте быстро:
чтение чистоговорок
(читают хором и по одному)
Какие согласные звуки чаще всего встречаются в слогах?
Га-ка га-ка Вот течет река Ока.
Го – ко –го – ко Там рыбак недалеко,
Гу-ку гу-ку Нет удачи рыбаку.
Ги-ки ги-ки, Помогите, рыбаки!
-Молодцы! Эти звуки наши гости сегодня на уроке.
[ Г], [К], [Г'],[К']
Мы выполнили 1-е задание и фонарик забирается
Постановка проблемы. (условное обозначение – восклицательный знак - узнаем новое)
Переходим к следующему заданию.
На этом этапе вы узнаете новое
а) Отгадайте загадку: ………………
… Меня хлопали лопатой,
Меня сделали горбатой,
Меня били, колотили!
Ледяной водой облили,
А когда покрылась коркой,
Стала я весёлой ( ГОРКОЙ)……
Слайд 3.
б) Произнесите слово. (ГОРКА)
- Ск. звуков в слове? (выставляем схему)
- Произнесите слово, выделяя каждый звук.
- Выделите 1-й звук. Произнесите его.
- Охарактеризуйте звук. (выставляем его на схеме)
в) Снова читаю загадку. Найдите в ней слово, которое отличается только одним звуком. (КОРКА)
- Произнесите слово.(КОРКА)
КОРКА- верхний затвердевший слой, верхний слой плода
- Ск. звуков в слове? (выставляем схему)
- Произнесите слово, выделяя каждый звук.
- Выделите 1-й звук. Произнесите его.
- Охарактеризуйте звук. (выставляем его на схеме)
- Сравните. Что общего? Чем отличаются?
- Определим, чем отличаются эти звуки. Приложите ладонь к горлу. Если «дрожит горлышко» слышим шум и голос – значит, звонкий согласный, а только шум - глухой
Выставить звоночек!!!
Вывод:
Может кто-то уже догадался, как называются такие согласные?
-Вы уже догадались, чему мы сегодня должны научиться?
Слайд 4.
. Звуки Г и К - парные согласные. Их еще называют звуковыми фокусниками
Мы справились и со следующим заданием, фонарик забирается.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим. (Бег на месте.)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)
Первичное закрепление Работа по учебнику.(с.84) (условное обозначение – книга)
- Что обозначает этот знак? (работа с учебником)
а)Прочитайте слова ГОЛ - КОЛ
Объясните их значение гол- мяч или шайба в воротах противника.
Кол - толстая прямая палка с заострённым концом; низшая отметка, единица (показываю)
Чем различаются написания слов.?
Произнесите первые звуки.
Составьте схемы слов. Одинаковы ли схемы.
(схема выставляют у доски 2 ученика)
- Сравним.
- Чем отличаются схемы? Обозначьте звоночком.
Игра "Живые звуки"
- Назовись гласный; согл., тв., зв; и т.д.
Вывод: что можем сказать о звуках [г, г'] [к,к']
б) Давайте поиграем:
Прочитайте слово ко второй схеме. (слово «колос»).
КОЛОС - соцветие злаков, в котором цветки расположены вдоль конца стебля.
Сравните схемы.
Какой 1-й звук?
Каким звуком заменим [к]? Назовите новое слово. («голос»)
в) Аналогичная работа со словами ИКРА-ИГРА
Вывод:
Что можем сказать о звуках [г], [к]
Еще один фонарик зажегся.
Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно и сильнее.
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись и остановились.
– Вот молодцы, как дружно выполнили физминутку.
Работа в парах (условное обозначение – пара)
- Что значит следующий знак?
Дифференцированная работа.
а) Читают столбики слов на стр. 85 в паре друг другу.
Проверка чтения слов по цепочке.( Читают по слова)
Прочитайте слова, которые называют 1 предмет.
- много предметов.
- Прочитайте 2 последних столбика. Когда так говорят?
- Прочитайте ТРЕТЬЮ строчку. Найдите слова где наши парные согласные поменялись и получились совершенно разные 2 слова.
МАК-МАГ
МАК- цветок, МАГ- волшебник, чародей, владеющий тайнами. (показываю).
Прочитайте слова с мягким глухим звуком;
- Почему он мягкий, как узнали?
С твердым звонким звуком.
б) Для читающих детей – чтение рассказа Г. Остера «Секретный язык».
- Что вы поняли из прочитанного? (Настоящие друзья понимают друг друга без слов.)
Кит
Кит — самое большое животное на свете. Он может жить только в океане. Поэтому ни в одном зоопарке мира нет китов. Из жира печени и мяса кита изготовляют нужные нам продукты. Охотиться за китами трудно и опасно. Доверить это дело можно только очень сильным и храбрым людям.
1. Какое животное самое большое на свете?
2. Где могут жить киты?
З. Легко ли охотиться на китов?
Найдите слова с нашими согласными: согл.,мягк., глух.;
- согл., твер, звон.
Мы справились с заданиями, фонарики зажглись.
Итог. (условное обозначение –смайлики)
- Что мы сегодня узнали о согласных ? – С какими звуками и буквами работали на уроке? Что стали знать еще лучше? Что вам понравилось на уроке. С каким рассказом мы познакомились? Какой вывод для себя сделали?
Вы, молодцы! Ведь сегодня вы не бросили друга в беде, а помогли ему освободить его друзей.
Рефлексия:
Мы помогали гномику собирать фонарики. Смотрите как светло стало на доске. Кому было сегодня на уроке легко и интересно, у кого тоже зажегся фонарик, поднимите его.
Читают чистоговорки хором и сам-но
Д: Г К
демонстрация картинок
Д.: звук [г] согл., твёрд.
Д.: получится слово «корка»
Д.: оба звука согл., тв.
Д.: звук [г]- звонкий,
[к]-глухой
Д. научиться определять у согласных звуков звонкость и глухость.
Д.: разные первые буквы
Д.: согл., тверд., звон/глух.
Д.: звуки [г] [к] - парные согласные.
[г] - звонкий согласный, [к] - глухой согласный
Д.: буква И пишется после мягких согласных
Д.: [Г], [К] - парные согласные ,[Г']. [Г]- звонкий согл., [К'],[К]- глухой согл
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка;
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, рефлексия способов действия.
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже освоено, и что еще подлежит усвоению;
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: умение работать в паре
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия;