Урок столярного дела по теме "Устройство токарного станка" | Вадим Олегович Чирков. Работа №329288
Тема: Устройство токарного станка.
Цель урока: Формировать представление о назначении, устройстве и принципе действия токарного станка по обработке древесины.
Образовательная: Ознакомить учащихся с назначением, устройством и принципом действия токарного станка по дереву. Закрепить сведения о ручном и контрольно-измерительном инструменте, применяемом в столярной мастерской; повторить основные механизмы деревообрабатывающего станка.
Коррекционная: Коррекция и развитие РМД на основе выполнения заданий по теме урока и ответе на вопросы. Коррекция и развитие АСД при выполнении заданий: «Соотнеси столярный инструмент с его назначением», «Подпиши название деталей токарного станка».
Воспитательная: Воспитывать интерес к учебе, предмету. Формировать профессионально важные качества личности.
МБОУ Кутузовская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Открытый урок столярного дела в 8 «Б» классе
по теме: «Устройство токарного станка».
Составитель: Чирков Вадим Олегович,
Учитель трудового обучения
2023 г.
Тема: Устройство токарного станка.
Цель урока: Формировать представление о назначении, устройстве и принципе действия токарного станка по обработке древесины.
Образовательная: Ознакомить учащихся с назначением, устройством и принципом действия токарного станка по дереву. Закрепить сведения о ручном и контрольно-измерительном инструменте, применяемом в столярной мастерской; повторить основные механизмы деревообрабатывающего станка.
Коррекционная: Коррекция и развитие РМД на основе выполнения заданий по теме урока и ответе на вопросы. Коррекция и развитие АСД при выполнении заданий: «Соотнеси столярный инструмент с его назначением», «Подпиши название деталей токарного станка».
Воспитательная: Воспитывать интерес к учебе, предмету. Формировать профессионально важные качества личности.
Наглядность: Презентация «Устройство токарного станка». Токарный станок по дереву, инструменты и приспособления для станка. Граф-схема «Основные механизмы деревообрабатывающего станка», Карточки-задания.
ТСО: экран, проектор, ноутбук.
Инструменты и материалы для работы: листы бумаги, ручки.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный метод; метод контроля.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Рапорт дежурного.
Учитель: Добрый день ребята. Садитесь. Сегодняшний урок я хочу начать с одного стихотворения.
Труд - предмет он очень важный
И в жизни вам поможет он.
Он мастерить научит каждого,
И даст советов миллион.
А тот, кто полностью изучит
Основы этого предмета,
В награду знания получит
И много жизненных советов.
2. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Как вы думаете, что нужно делать, чтобы стать профессионалом своего дела? Ответы учащихся.
Учитель: Правильно, нужно учиться и работать, не покладая рук. Иметь голову на плечах. Потому что в работе с деревом нужно думать над каждым действием. Здесь не прокатит на "авось".
Мы изучаем с вами основы столярного дела. И каждый из вас должен знать виды столярного инструмента и его назначение.
Учитель: Перед вами на слайде задание. Ваша задача соединить стрелочкой инструмент с его назначением.
Задание: Соотнеси ручной инструмент с его назначением.
Инструмент
Назначение
Напильник
Напильник с самой крупной насечкой для опиловки, главным образом, мягких металлов, древесины и пластмасс.
Ножовка
Применяют для снятия поверхностного слоя древесины, удаление излишней шероховатости и придание поверхности заготовки гладкости.
Рашпиль
Служит для распиливания древесины.
Рубанок
Многолезвийный инструмент для обработки металлов, дерева, пластмасс и других твёрдых материалов.
Стамеска
Применяют для фигурной резки по дереву.
Лобзик
Столярный ручной режущий инструмент. Используют для выборки небольших углублений в древесине, зачистки пазов, снятия фасок.
Учитель: По назначению инструменты бывают: рабочие и контрольно - измерительные. Какие из них помогают нам при выполнении разметки деталей и проверки качества работы? Ответы учащихся.
Сейчас мы проверим ваши знания в этой области. Задание: В треугольниках проставьте № соответствующего контрольно-измерительного инструмента.
Учитель: В столярной мастерской применяют не только ручные и измерительные инструменты, но и столярное оборудование.
3. Объявление темы и целей урока.
Учитель: - Перед вами на слайде задание. Чтобы узнать, о чем мы будем разговаривать сегодня на уроке, вам необходимо определить, что объединяет эти 3 картинки ( бритвенный, ткацкий, печатный станок). Ответы учащихся.
О чем пойдет сегодня речь на уроке? Ответ: о станке. Ѵ
-Сегодняшний наш урок будет посвящен теме: «Устройства токарного станка».
4. Объяснение нового материала.
Учитель: История токарных станков по дереву уходит в далекую древность. Они использовались для изготовления посуды, деталей столов, стульев и других предметов домашнего обихода.
-Для чего предназначены деревообрабатывающие станки? Ответ: для обработки древесины резанием. В чем их плюсы? Ответ: они облегчают труд людей и повышают качество работы.
Давайте с вами вспомним название и назначение основных механизмов деревообрабатывающего станка. Работа с граф-схемой на доске.
ПередаточныймеханизмДвигательный механизмИсполнительный механизм
Для чего предназначен двигательный механизм? Ответ: снабжает двигательной энергией деревообрабатывающий станок. В выполнении какой работы принимает участие передаточный механизм? Ответ: передает движения от двигателя к исполнительному механизму. Какой механизм принимает непосредственное участие в обработке древесины? Ответ: исполнительный.
-Молодцы!!!
На предыдущих уроках вы убедились, что изготовить деталь или изделие цилиндрической формы вручную - довольно сложная задача.
- Гораздо быстрее и проще сделать это на токарном станке по дереву.
- Токарный станок предназначен для обработки заготовок из древесины и других материалов в виде тел вращения (цилиндр, конус, шар). На токарном станке производятся 2 основные операции: точение поверхностей - это механическая обработка резанием наружных и внутренних поверхностей вращения, шлифование поверхностей. Главное, движение (вращательное) осуществляется заготовкой, движение подачи (поступательное) - режущим инструментом.
5. Физкультминтука.
https://yandex.ru/video/touch/preview/961011866381893880
Учитель: Я вижу вы устали, пора отдохнуть.
Давайте с вами познакомимся с устройством токарного станка по дереву.
Рассказ учителя:
Токарный станок для обработки древесины состоит из станины, передней и задней бабок, каретки с суппортом, подручника, стойки, крепежных приспособлений, различных маховиков, электродвигателя с включателем, рычагов управления.
Станина — опорная часть станка — выполнена из двух тумб, на которых размещена горизонтальная часть — постель (направляющая). На последней крепятся суппорт и задняя бабка.
В передней бабке на двух подшипниках вращается рабочий вал — шпиндель. На шпинделе устанавливаются различные приспособления для надежного крепления материала при обработке. Эти приспособления называются крепежными.
Вращательное движение от электродвигателя на шпиндель передается через механизм передачи (шестеренчатый или ременный).
Включается механизм передачи рычагами управления; с помощью рукояток регулируют и частоту вращения шпинделя.
Задняя бабка служит опорой для обработки длинных заготовок. Ее можно перемещать по направляющим и устанавливать в необходимое положение. В верхней части бабки помещается пиноль, в которую вставляют центр или патрон для крепления сверл. Центр может быть вращающимся и неподвижным. Пиноль перемещается в осевом направлении с помощью маховика.
Каретка с суппортом необходима для крепления резцов и их перемещения при обработке заготовок вручную и механически. Каретка может перемещаться в осевом и продольном направлениях.
Подручник служит опорой для режущего инструмента при обработке заготовок без применения каретки. Его используют при точении заготовок небольших размеров, для обработки деталей с невысокой точностью.
Стойка представляет собой тумбу: она необходима для лобовой обработки закрепленных на планшайбе заготовок довольно значительного размера при небольших скоростях.
Показ учащимся станка токарного по дереву, назначением которого является изготовление изделий, имеющих цилиндрическую форму. Разбор основных механизмов и принципов действия станка.
Работа в тетради: Приклеить схему устройства токарного станка и подписать название основных механизмов.
6. Закрепление изученного материала. Выполнение теста по теме «Устройство токарного станка».
1. Какую форму приобретает заготовка в результате обработки точением?
а) форму тела вращения
б) форму призмы
в) форму куба
г) форму пирамиды
2. Для чего служит передняя бабка?
а) для передачи вращательного движения заготовке
б) для закрепления заготовки и передачи ей вращательного движения
в) для установки и крепления заготовки
3. Для чего служит задняя бабка токарного станка?
а) для поддержания и закрепления заготовки
б) для закрепления инструмента
в) для поддержания заготовки
4. Как называется рабочий вал передней бабки токарного станка?
а) шпиндель
б) стержень
в) ось
г) вал
5. Опорой для чего служит подручник с держателем?
а) для контрольного инструмента
б) измерительного инструмента
в) режущего инструмента
6. Что на токарном станке закрепляется на задней бабке?
а) заготовка
б) патрон для крепления сверл
в) крепежные приспособления
г) резцы
7. В какой строке правильно перечислены приспособления к токарному станку по древесине?
а) патрон, планшайба
б) трезубец, планшайба, патрон
в) патрон, трезубец
7. Подведение итогов. Выставление оценок.
Учитель: Чтобы стать мастером своего дела, надо долго и кропотливо учиться и трудиться, шаг за шагом постигая науку мастерства. Сегодня вы совершили еще один шаг к вершине освоения профессии столяра. Мы с вами познакомились с устройством токарного станка по дереву. Эти знания обязательно пригодятся вам в ходе наших дальнейших уроков.
ВЫ молодцы и на уроке были активны! Благодарю всех за работу и предлагаю вам самим оценить свою работу на уроке. Учащиеся сами оценивают степень своей работы в ходе урока и сообщают об этом учителю. Вопрос: кто сегодня считает, что работал на «5»? (Учащиеся поднимают руки.) На «4»? На «3»?
8. Рефлексия.
Я понял…………………………..
Я узнал…………………….
Я задумался………………………………
-Наш урок подошел к концу. Не забываем выполнить уборку рабочих мест.