Урок технологии в коррекционном учреждении | Гришина Светлана Владимировна. Работа №350663
В статье дается определение понятия структуры урока в корреционном учреждении, приводится полный разбор и анализ всех этапов урока. Предлагаются варианты изменения структуры урока в зависимости от содержания учебного материала, от дидактических целей, и в соответсвии с возрастными и психофизическими возможностями обучающихся.
Под структурой урока следует понимать соотношение элементов урока в их определенной последовательности и взаимосвязь между собой. Она может немного видоизменяться в зависимости от содержания учебного материала, от дидактических целей урока и конечно же от возрастных и психофизических возможностей обучающихся.
В структуре урока технологии в коррекционной школе выделяют 3 части: подготовительную, основную и заключительную.
Подготовительная часть урока включает в себя организационный момент и коррекционно-развивающую зарядку.
Организационный момент. Это наиболее короткий по времени этап урока, на котором происходит приветствие участников педагогического процесса и сообщение даты урока или учителем, или дежурным учеником. Проводится проверка правильной организации рабочего места и наличие всего необходимого для предстоящего урока.
Коррекционно-развивающая зарядка на этом этапе направлена на развитие речи, расширение и активизацию словаря. Например, это повторение времен года и их признаков, название месяцев, дней недели и так далее.
Так же этот этап может включать и вступительное слово учителя. Основная цель - мобилизовать внимание учащихся, заинтересовать их предстоящей работой, вызвать у них позитивный, эмоциональный настрой.
Далее следует основная часть урока. Начать основную часть можно с повторение изученного материала. Это может повторение или из блока материаловедения (название, виды и свойства материалов, сравнительная характеристика материалов – бумаги и картона, бумаги и ткани и т.д.) или повторение знаний об инструментах, приспособлениях, их назначении и применении.
Тут так же уместно проведение коррекционно-развивающих игр и упражнений на развитие памяти, внимания, например: «Что лишнее» (исключение лишнего материала или инструмента, лишней детали изделия и т.д.), «Что изменилось» (назвать недостающий или вновь появившийся предмет, инструмент, деталь и т.д.), «Запомни и восстанови» (запомнить и восстановить порядок расположения предметов, материалов, инструментов, деталей изделия и т.д.).
Здесь возможно использовать различные технологические упражнения, такие как, «Определение лицевой и изнаночной стороны ткани», подбор определенных ниток для пришивания пуговиц, ручных инструментов для проведения, определённого видов работ и т.д.
Далее следует сообщение темы урока. Если в процессе сообщения темы урока звучат новые незнакомые термины, слова, то с ними проводится дополнительная словарная работа. Для лучшего запоминания это произношение терминов хором, индивидуально каждым ребенком. Для запоминания правильного написания – это коррекционно-развивающие упражнение на развитие кинестетической памяти (написание слова на доске, в воздухе).
Учитель знакомит учащихся с содержанием предстоящей работы, демонстрирует образец изделия. Анализ образца может осуществляться при повторении действий за учителем; по его наводящим вопросам; с частичной помощью учителя.
Этот процесс включает в себя изучение и обследование его формы, размера, материала из чего изготовлен, а также определение материалов, инструментов и приспособлений, необходимых для предстоящей работы.
На этом этапе обязательно повторение правил техники безопасности с необходимыми для работы инструментами.
Далее следует планирование деятельности. Здесь происходит ознакомление с планом изготовления изделия, с использованием предметно-технологической карты. Если это не первый урок по изготовлению изделия, то план может быть представлен уже самими обучающимися с частичной помощью учителя. Или составление плана может выглядеть как коррекционно-развивающее упражнение, например, «Продолжи дальше» или «Исправь ошибку» (с использованием предметно-технологической карты) и т.д.
Практической работе предшествует проведение физкультпауз или офтальмопауз. Физкультминутка и офтальмопауза даёт разгрузку учащимся во время урока, решает задачи повышения работоспособности, предупреждение утомляемости, нормализации учебной и трудовой деятельности. По окончании работы можно провести психогимнастику и релаксакцию.
Выполнение изделия - практическая работа – наиболее продолжительный этап урока трудового обучения. На него необходимо отводить не менее 20-25 мин. Работа по изготовлению изделия может выполняется по словесной инструкции учителя, с опорой на предметно-технологическую карту, или чаще, конечно, по показу.
После завершения выполнения практической части наступает заключительная часть урока и это этап завершающего планирования – отчет о проделанной работе на уроке.
Чаще используется метод вопрос-ответ: «Что вы изготавливали на уроке? Из каких материалов? Какие инструменты использовали? С чего вы начали работу? Какую операцию выполняли потом?» и т.д.
Далее - подведения итогов, которое включает оценку качества готовых изделий. Это очень ответственный этап. К оценке работ следует подходить индивидуально, учитывая психофизические возможности каждого конкретного ученика. Очень приветствуется обсуждение и совместная оценка работ вместе с обучающимися. При этом очень тактично нужно указывать на имеющиеся недостатки.
Далее следует наведения порядка на рабочих местах и проведение уборки мастерской.