Урок в 1 классе «Откуда в наш дом приходит вода, и куда она уходит». | Юлия Владимировна Суслина. Работа №305443
Цели:
Образовательные:
- познакомить детей с природными источниками воды, используемой в быту;
- сформировать у детей представления о том, как в наш дом приходит вода;
- сформировать умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- развивать способность понимать знаки, символы, модели, приведённые в учебных пособиях;
- с помощью опытов показать процесс очистки воды.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
- формировать устойчивое внимание, наблюдательность.
Воспитательные:
- воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности;
- воспитывать бережное отношение к воде;
-формировать потребность в здоровом образе жизни.
Планируемые результаты.
Предметные:
- формировать представления обучающихся о загрязнении и очистке воды; значения воды для жизни; о пользе чистой воды для здоровья;
- формировать опыт исследовательской работы.
Метапредметные:
Познавательные УУД
-формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию;
-делать выводы и обобщения.
Регулятивные УУД
-формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
-планировать свою деятельность на уроке;
-контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности.
Коммуникативные УУД
-слушать и слышать учителя, другого ученика;
-доносить до собеседника свою точку зрения;
-формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-формировать умение признавать свои ошибки, адекватно оценивать работу в паре.
Личностные:
-формирование положительной учебной мотивации, навыков адекватной самооценки, ответственности за конечный результат;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
-развитие личной ответственности за свои поступки;
-развитие доброжелательности, внимания к людям.
Методы и формы обучения: частично-поисковый, проблемный, сочетание индивидуальной работы и работы в парах, игровой.
Оборудование: учебник "Окружающий мир" А. А. Плешаков / 1 класс, рабочая тетрадь "Окружающий мир" А. А. Плешаков / 1 класс, глобус, шаблоны из бумаги "капельки", иллюстрации растений, животных, человека, рисунок Злючки – Грязнючки, Мудрой Черепашки, Муравьишки Вопросика, «Ромашка», картинка – облако, для опыта - мерный стакан, стакан, воронка, фильтр, интерактивная доска, ноутбук, колонки.
План-конспект урока по окружающему миру.
1 класс.
Тема: «Откуда в наш дом приходит вода, и куда она уходит».
Тип урока: открытие новых знаний с элементами исследования.
Цели:
Образовательные:
- познакомить детей с природными источниками воды, используемой в быту;
- сформировать у детей представления о том, как в наш дом приходит вода;
- сформировать умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- развивать способность понимать знаки, символы, модели, приведённые в учебных пособиях;
- с помощью опытов показать процесс очистки воды.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
- формировать устойчивое внимание, наблюдательность.
Воспитательные:
- воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности;
- воспитывать бережное отношение к воде;
-формировать потребность в здоровом образе жизни.
Планируемые результаты.
Предметные:
- формировать представления обучающихся о загрязнении и очистке воды; значения воды для жизни; о пользе чистой воды для здоровья;
- формировать опыт исследовательской работы.
Метапредметные:
Познавательные УУД
-формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию;
-делать выводы и обобщения.
Регулятивные УУД
-формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
-планировать свою деятельность на уроке;
-контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности.
Коммуникативные УУД
-слушать и слышать учителя, другого ученика;
-доносить до собеседника свою точку зрения;
-формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-формировать умение признавать свои ошибки, адекватно оценивать работу в паре.
Личностные:
-формирование положительной учебной мотивации, навыков адекватной самооценки, ответственности за конечный результат;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
-развитие личной ответственности за свои поступки;
-развитие доброжелательности, внимания к людям.
Методы и формы обучения: частично-поисковый, проблемный, сочетание индивидуальной работы и работы в парах, игровой.
Оборудование: учебник "Окружающий мир" А. А. Плешаков / 1 класс, рабочая тетрадь "Окружающий мир" А. А. Плешаков / 1 класс, глобус, шаблоны из бумаги "капельки", иллюстрации растений, животных, человека, рисунок Злючки – Грязнючки, Мудрой Черепашки, Муравьишки Вопросика, «Ромашка», картинка – облако, для опыта - мерный стакан, стакан, воронка, фильтр, интерактивная доска, ноутбук, колонки.
Ход урока
1.Орг. момент
Начинаем ровно в срок,
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей!
2. Актуализация опорных знаний.
- Какую тему мы проходили на прошлом уроке?
- Семья – это кто?
- Как надо относиться к близким людям?
3. Мотивационный этап.
- Чтобы определить тему нашего урока посмотрите и скажите, что у меня в руках? (Глобус)
- Что такое глобус? (Модель Земли)
- Какой цвет преобладает на глобусе? (Синий)
-Что обозначают, синим цветом? (Воду).
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? («О воде»)
- Правильно, о воде! К нам на урок пришли в гости Муравьишка Вопросик, Мудрая Черепаха и «Капелька». Они будут помогать нам узнавать что-то новое.
4. Этап актуализации знаний по предложенной теме.
- Ребята, кому нужна вода? (Человеку, растениям, животным).
- Вода нужна животным, растениям и, конечно, человеку.
(Повесить картинки на доску).
- А для чего вода нам всем нужна?
-Что будет, если воды не станет? (Ответы детей)
- Ребята, Муравьишка Вопросик спрашивает, кто так сказал:
«Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым, трубочистам
Стыд и срам,
Стыд и срам».
– Из какого произведения этот отрывок? (К. И. Чуковский «Мойдодыр»)
– Для чего моется человек? (Вода очищает кожу, смывая с нее грязь, пот и болезнетворные микробы)
– Почему плохо быть грязнулей? (Никто не захочет дружить с грязнулей. Грязные уши – человек плохо слышит. Грязная кожа – организм плохо дышит. Грязные руки – появляются микробы в организме)
- Для чего нужна чистота?
- Какой делаем вывод?
– Правильно, чистота – залог здоровья.
5. Выявление затруднения.
-Недавно капелька наблюдала такую сценку:
- Привет, Ваня! А что ты такой веселый?
-Да я сейчас с другом здорово играл. Набрали целую ванну воды, и пускали кораблики! А потом пошли на улицу.
-А кран закрыли?
-А зачем? Воды и так много. Пусть течет, потом закроем…
-Как вы оцениваете поведение друзей? Хорошо ли они поступили? (Воду нужно экономить)
- А зачем воду экономить, ведь глобус у нас больше синий, значит воды много? (Воды много солёной, а пресной мало)
- Какой делаем вывод?
- Что нужно делать с пресной водой? (Беречь!)
- Капелька спрашивает, у всех ли дома есть вода? А знаете ли вы, откуда в кране вода? (Ответы детей)
-Все знаете, как вода попала в дом?
-Что мы будем обсуждать на уроке? Что узнаем на уроке? (Как вода попадает в дом)
Тема урока: «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит».
6. Работа по теме.
-Давайте посмотрим, как путь воды показан в учебнике. (Работа с учебником страница 60-61)
Рассказ учителя.
- Ребята, проследите путь воды по схеме.
- Источником воды, которой мы пользуемся, является дождь. Дождевая вода собирается в реках, озёрах и построенных людьми водохранилищах.
-А можно ли пить воду из рек и озёр?
- Для того, чтобы вода стала пригодной для питья и для общего использования, она должна пройти очистку и «подготовку» - из неё должны быть удалены вредоносные микробы и химические вещества, придающие воде неприятный вкус или внешний вид. Воду забирают из озёр, рек или водохранилищ с помощью насосов, и по огромным трубам она поступает на водоочистные сооружения. Здесь воду фильтруют, чтобы удалить крупные инородные вещества – мусор, ветки, дохлую рыбу. После этого в воду добавляют два специальных химических вещества – известь и сульфат алюминия. Эти вещества вызывают склеивание оставшихся в воде мелких частиц грязи, и они превращаются в хлопья. После этого воду закачивают в отстойник. В отстойнике вода отстаивается, образовавшиеся в ней хлопья опускаются на дно, откуда их удаляют.
Теперь вода готова для следующей стадии очистки. Её пропускают через слои камня и песка, очищая от мелких частичек грязи. Затем в воду добавляют особые бактерии, которые уничтожают все микроскопические организмы, если они ещё присутствуют в воде. После того как бактерии выполнят свою работу, их уничтожают, добавляя в воду химическое вещество – хлор. В воду могут также добавлять другие химические вещества, например, чтобы сделать воду более мягкой (тогда в ней легче пользоваться мылом) или чтобы сделать воду более полезной для здоровья (к примеру, в воду часто добавляют фтор для укрепления зубов).
После того как водоподготовка закончена, вода готова для употребления. По большим подземным трубам, которые называются системой водоснабжения или водопроводной сетью, вода подаётся в населённые пункты. По меньшим трубам вода поступает в жилые дома и на промышленные предприятия. К этим трубам присоединены водопроводные краны или другие приспособления для отбора воды. Водоочистные сооружения способны ежедневно выдавать миллионы литров пресной воды для удовлетворения нужд населения.
- А для чего человек может использовать воду?
-После использования, грязная вода сливается в канализацию.
-Можно ли такую воду сразу сбрасывать в реку?
-Грязную воду тоже очищают на очистных сооружениях. И только потом сбрасывают в реку.
-Если воду не очищать, что произойдёт? (Ответы детей)
- Наша голубая Капелька превратится вот в такую Злючку-Грязнючку.
- Откуда ещё может прийти в дом вода? (Из подземных родников)
-Надо ли подземные родники очищать? (Нет, у неё природный фильтр)
- Она проходит через камни и песок и становится чистой.
Физминутка.
Наша капелька проснулась, потянулась, улыбнулась.
Раз - она уже умылась,
Два - изящно покружилась,
Три – тихонечко присела,
На четыре улетела.
Проведение опыта. Очищение воды.
Откройте рабочие тетради стр. 38, занесём результаты проведённого опыта в тетрадь.
7. Закрепление.
Работа по интерактивной доску.
Музыкальная физминутка.
Метод «Ромашка». На листике вопросы: откуда в наш дом приходит вода, куда вода уходит, какая бывает вода, солёной или пресной воды мало, как надо относиться к воде, можно ли пить воду из реки. (Дети подходят к цветку, берут лепесток и отвечают на вопрос)
А вот, что говорит нам Мудрая черепаха (на доске):
Выключай скорее кран, чтоб не вытек океан!
Воду береги, чтоб живое все спасти! (Написано на листе А4)
(Дети читают это правило вместе)
8. Итог урока.
-Над какой темой мы сегодня работали?
-Как называется водная оболочка земли?
-Что нового узнали?
9. Рефлексия.
- Давайте оживим капельки, которые у вас на столах. Нарисуйте им лицо, по вашему настроению.
-А теперь капельки полетят к доске, прикрепим их с помощью магнитов на облачко. Ведь облако – это тоже вода!
Спасибо за урок!